Федеральное
государственное бюджетное образовательное
учреждение
высшего
профессионального образования
«Южно-Уральский
государственный университет»
(национальный
исследовательский университет)
Факультет
«Экономика и управление»
Кафедра
«Экономика и финансы»
«Кредитные
организации РФ»
КУРСОВАЯ
РАБОТА
по
дисциплине «Финансы и кредит»
ЮУрГУ
– 080502. 2009. 387. 1699. 1386
|
Руководитель:
к.э.н., доцент
Д.А.Баева
______________________
«____»
__________2011г. |
|
Автор
курсовой работы:
студент
группы ЭиУ – 364
И.А
Сосновских
______________________
«____»
___________2011г. |
|
Работа
защищена с оценкой
_______________________
«____»
___________2011г. |
Челябинск
2011
Аннотация
Сосновских
И.А., «Российский рынок коллективных инвестиций».
Челябинск: ЮУрГУ, 2011. 25 страниц, 2 графика,
2 таблицы, список литературы 1 наименование.
Работа
состоит из двух частей. В первой
части отражены основные теоретические
моменты рынка коллективных инвестиций.
Во
второй части представлен обзор рынка
коллективных инвестиций. Его анализ и
мониторинг. |
Содержание
Введение …………………………………………………………………………4
Теоретическая
часть:
- Отсутствие
широкого класса собственников, заинтересованных
в развитии финансового рынка и повышении
стоимости национального богатства………………………………………………………………..5
- Структурный
дисбаланс и кэптивный характер рынка……………...6
- Законодательство
и регулирование…………………………………...7
- Ограниченная
емкость фондового рынка…………………………….9
- Низкая информационная
прозрачность управляющих, низкое качество
управления рисками в УК……………………………………………10
- Отсутствие
возможности вложений в инструменты секьюритизации,
инфраструктурные облигации……………………………………….12
- Недостаточно
активное участие УК в качестве обязательного
элемента системы управления бюджетными
средствами…………………….13
- Низкая финансовая
грамотность населения и возможности
для деятельности финансовых пирамид…………………………………14
- Высокая «субъективная»
ставка дисконтирования у населения. Потребительский
характер экономического поведения, низкая
норма сбережений……………………………………………………………15
Практическая часть:
2) Обзор рынка
коллективных инвестиций и доверительного
управления..16
2.1) Методология
обзора……………………………………………………17
2.2) Пенсионный
квартал…………………………………………………...18
2.3) Лидеры
роста и падения……………………………………………….22
2.4) Динамика
в ПИФах и ИДУ……………………………………………23
2.5) Динамика
в сегменте институциональных инвесторов……………..24
Список литературы…………………………………………………………....25
Введение
Система
коллективного инвестирования и
доверительного управления активами является
одной из инфраструктурных основ
российского финансового рынка. Она призвана
выполнять основные функции финансового
посредничества по трансформации сбережений
в инвестиции, повышению эффективности
аллокации финансовых ресурсов; а на более
высоком уровне – способствует увеличению
мощности отечественного финансового
рынка и расширению его емкости.
Долгосрочный
аспект функционирования системы
коллективных инвестиций несет
на себе важнейшую социальную
миссию по повышению благосостояния
граждан через участие в росте
капитализации национальной экономики.
И поскольку это участие реализуется через
инвестиционные механизмы, происходит
необходимый для экономики процесс эффективного
распределения средств и вовлечения их
в финансовый оборот.
Краткосрочный
аспект работы рынка коллективных
инвестиций связан с его возможностью
аккумулировать и эффективно распределять
средства институциональных инвесторов,
направляя их на повышение мощности и
ликвидности экономики, а также способствовать
решению социальных обязательств, которые
лежат на плечах этой группы инвесторов.
Институциональные участники рынка доверительного
управления активами – страховые компании,
негосударственные пенсионные фонды,
ПФР, АСВ способны выступить важным источником
среднесрочного финансирования, поскольку
их инвестиционные горизонты традиционно
больше, чем у спекулянтов, а отношение
к риску – весьма консервативное.
ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ
ЧАСТЬ
- Отсутствие
широкого класса собственников, заинтересованных
в развитии финансового рынка и повышении
стоимости национального богатства.
Концентрация
значительной части национальных активов
в руках небольшого круга крупных собственников
не позволила широким слоям населения
включиться в процесс повышения стоимости
национального богатства и получать выгоды
от роста национальной экономики. Подобная
ситуация не стимулирует граждан активно
участвовать в экономическом развитии
страны.
Важнейшими
условиями реализации обозначенных
задач будут являться повышение
финансовой грамотности населения,
рост популярности услуг коллективного
инвестирования, создание дополнительных
возможностей приобретения ценных бумаг
российских компаний институтами коллективного
инвестирования, участие граждан в реализации
крупных инфраструктурных проектов, а
также различных федеральных целевых
программ (ФЦП) через систему коллективных
инвестиций.
- Структурный
дисбаланс и кэптивный характер
рынка.
В настоящее
время рынок коллективных инвестиций
сформирован в основном за счет активов
крупных закрытых, часто кэптивных,
фондов. Управление кэптивными фондами
может иметь цели, отличные от «классических»
инвестиционных задач – достижения максимальной
доходности, ликвидности и надежности,
например, структурирование пакета активов
и защита прав собственности на эти активы.
Меры по
преодолению системного ограничения:
- Расширение
массового сектора рынка коллективных
инвестиций за счет роста благосостояния
граждан и появления инвестиционных ресурсов.
- Законодательное
разделение ЗПИФов в зависимости от целей
на «трастовые» и массовые; использование
различных подходов к регулированию различных
типов закрытых фондов.
- Разработка
комплекса нормативных актов, регулирующих
сферу реализации инвестиционных проектов
в формате инвестиционных фондов, в частности,
ЗПИФ
- Законодательство
и регулирование.
Наличие
на рынке двух схожих форматов коллективного
инвестирования – ПИФ и ОФБУ, при разных
принципах регулирования этих институтов
не позволяет регуляторам эффективно
совершенствовать и развивать их деятельность.
Отсутствие четкой сегментации
рынка в зависимости от квалификации
инвесторов препятствует эффективному
регулированию и тормозит развитие рынка.
Несогласованное
перекрестное регулирование со стороны
ФСФР и ЦБ РФ препятствует эффективному
развитию рынка.
В качестве основных
мер по преодолению системных ограничений
можно выделить следующие:
- Разработка
и принятие необходимых подзаконных актов
к новой редакции закона «Об инвестиционных
фондах»
- Гармонизация
документов и нормативных актов ФСФР,
ЦБ РФ, ФССН, Министерства Финансов, а также
остальных гос.структур, оказывающих влияние
на развитие рынка коллективных инвестиций
- Законодательное
разделение типов фондов в зависимости
от уровня риска
- Расширение
инвестиционных возможностей для рисковых
фондов, снижение барьеров по объектам
инвестирования, способам оплаты, государственному
контролю.
- Жесткое регулирование
фондов, рассчитанных на неквалифицированных
инвесторов, в части объектов инвестиций,
раскрытия информации, требований к системе
риск-менеджмента.
- Создание
экспертного центра, ответственного за
подготовку и экспертизу нормативно-провавой
базы по рынку коллективных инвестиций
и доверительного управления в России
под эгидой СРО отрасли, рейтинговых агентств,
экспертного сообщества,
- Законодательное
внедрение электронного документооборота
для всех участников рынка коллективных
инвестиций,
- Повышение
роли СРО отрасли в законодательной и
экспертной деятельности
- Принятие
всеми СРО рынка кодексов профессиональной
этики и ужесточение контроля соблюдения
положений этих кодексов
- Совершенствование
налогового режима для инвесторов и управляющих.
- Ограниченная
емкость фондового рынка.
Низкая
капитализация отечественного фондового
рынка, а также дефицит ликвидных
ценных бумаг и производных финансовых
инструментов препятствуют росту рынка
коллективного инвестирования.
Проблемой повышения
конкурентоспособности российского фондового
рынка вплотную занимается как ФСФР в
рамках реализации стратегии «Россия
2020: мировой финансовый центр», так и крупнейшая
СРО отрасли – НАУФОР в рамках создания
идеальной модели фондового рынка РФ на
долгосрочную перспективу (до 2020 года).
Меры по преодолению
системного ограничения:
- Реализация
комплекса мер, предусмотренного «Идеальной
моделью фондового рынка России на долгосрочную
перспективу (до 2020 года)», разработанной
НАУФОР
- Реализация
мер по совершенствованию регулирования
и развития рынка ценных бумаг на 2008-2012
годы и на долгосрочную перспективу, разработанных
ФСФР, в частности:
- Консолидация
и повышение капитализации российской
финансовой инфраструктуры;
- Снижение
административных барьеров и упрощение
процедур государственной регистрации
выпусков ценных бумаг;
- Создание
широких возможностей для секьюритизации
активов и эмиссии новых финансовых инструментов;
- Расширение
спектра производных финансовых инструментов
и развитие срочного рынка;
- Внедрение
механизмов, обеспечивающих широкое участие
розничных инвесторов на финансовом рынке
и защиту их инвестиций
- Низкая
информационная прозрачность управляющих,
низкое качество управления рисками
в УК.
Развитие
рынка коллективного инвестирования
сдерживается информационной непрозрачностью
отрасли, отсутствием единых стандартов
раскрытия результатов управления, а также
невысоким качеством управления рисками
в УК.
Меры по преодолению
системного ограничения:
- Внедрение
единых стандартов раскрытия информации
на основе GIPS для управляющих компаний
и обязательный характер применения этих
стандартов,
- Введение
обязательной должности риск-менеджера
в организационную структуру управляющей
компании; определение минимального круга
полномочий риск-менеджера, его участия
процессе принятия инвестиционных решений.
- Повышение
роли профессиональных саморегулируемых
организаций (СРО), а также рейтинговых
агентств в системе коллективных инвестиций,
- Разработка
типовых регламентов, определяющих задачи,
полномочия и функции риск-менеджеров
УК рабочей группой, объединяющей представителей
рынка, СРО, регуляторов, рейтинговых агентств,
независимых экспертов.
- Создание
системы компенсационных механизмов:
государственного фонда, аналогичного
фонду АСВ, негосударственного фонда на
базе СРО отрасли, введение обязательности
страхования ответственности УК.
- Повышение
требований к контролю и снижению фидуциарных
рисков УК,
- Повышение
требований к контролю и снижению инфраструктурных
рисков УК, связанных с партнерством со
спецдепозитариями и прочими инфраструктурными
институтами; повышение требований к диверсификации
спецдепозитариев.
- Формирование
требований к минимальному размеру собственных
средств с учетом подхода Базеля-II: расчет
достаточности капитала на принципе риск-ориентированности,
с активным использованием рейтингов
надежности.
- Введение
практики аккредитации рейтинговых агентств
при ФСФР на основе формальных критериев
- Использование
индивидуальных рейтингов надежности
и качества услуг УК при регулировании
отрасли
- Разработка
и внедрение единого стандарта раскрытия
информации о результатах управления
на базе рабочей группы с участием представителей
регулятора рынка, СРО, рейтинговых агентств.
- Расширение
законодательно закрепленного перечня
информации к раскрытию: данные о собственниках
компании, данные о топ-менеджменте, портфельных
управляющих, риск-менеджерах.