Роль налогов в формировании бюджета страны

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 20:13, реферат

Описание работы

Связь налогов и бюджета имеет двухсторонний и неразрывный характер.
Налоги как основной элемент доходов бюджета обеспечивают финансирование всей структуры его расходных статей. В бюджетном процессе приоритет сохраняется за расходами, величина которых предопределяет доходную часть. Главный недостаток бюджетного балансирования – обособленное формирование доходной и расходной частей бюджета без необходимого экономического обоснования (постатейного соотношения) между отдельными расходами и возможностями обеспечения под них соответствующего объема доходов.

Работа содержит 1 файл

Налоговые доходы фед. бюджета.docx

— 37.70 Кб (Скачать)

-реализация  предметов залога и передача  подакцизных товаров по соглашению  о предоставлении отступного  или новации;

- использование  нефтепродуктов для собственных  нужд налогоплательщиками, имеющими  свидетельство на оптовую или  оптово-розничную реализацию;

- получение  нефтепродуктов налогоплательщиками,  имеющими свидетельство;

- ввоз  подакцизных товаров на таможенную  территорию РФ и др. операции  в соответствии со ст.182 гл.22 НК  РФ.

Налоговый период для налогоплательщиков акцизов  – календарный месяц. исчисленная  сумма налога уменьшается на установленные  НК РФ налоговые вычеты. Сумма акциза, подлежащего вычету, должна быть выделена в расчетных документах и счетах-фактурах, предъявленных поставщиком покупателю товара.

Уплата  акциза производится исходя из фактической  реализации (передачи) за истекший налоговый  период не позднее 25-го числа месяца, следующего за отчетным месяцем.

Налогоплательщики обязаны представлять в налоговый  орган по месту своей регистрации  налоговую декларацию в срок не позднее  последнего числа месяца, следующего за отчетным.

Необходимо  отметить, что с введением в  действие гл.22 НК РФ «Акцизы» вопросы  правового регулирования практики применения акцизов в РФ поднялись  на качественно новый уровень, что  имеет важное значение для боле полного  использования государством фискальных возможностей этого налога.

Еще одним  важным источником консолидированного бюджета РФ является налог на прибыль организаций, который обеспечивает около 20% всех его доходов.

Налог на прибыль организаций относится  к прямым налогам и является важнейшим  элементом налоговой системы  РФ. По роли в формировании бюджетных  доходов налог на прибыль занимает ведущее место, но его значение как  источника бюджетного дохода постепенно меняется по мере развития российской экономики. В первые годы экономических реформ именно этот налог был основным в доходах федерального бюджета, его удельный вес в общей сумме доходов превышал 50%.

В отличие  от первого этапа налоговой реформы, в котором налог на прибыль  играл основную роль в формировании доходов государства, в последующие  годы его доля постепенно снижалась  и это было экономически закономерно, так как он отражал происходящие в экономике России процессы.

Современный характер налогообложения прибыли  организаций РФ, в целом, соответствует  мировому уровню.

Объектом  налогообложения является прибыль, полученная налогоплательщиком.

В целях  определения налоговой базы по налогу на прибыль, организация должна уменьшить  полученные доходы на величину расходов, за исключением расходов, не учитываемых  в целях налогообложения прибыли. При это учитываются только обоснованные и документально подтвержденные расходы. Обоснованными считаются  экономически оправданные затраты  в денежной оценке.

С 1 января 2002 г. в соответствии с введенной  в действие гл.25 НК РФ снижена базовая  ставка налога на прибыль организаций  с 35 до 24%. Понижение общей ставки налога компенсируется отменой целого ряда льгот для различных видов  деятельности и субъектов налоговых  отношений.

Налоговые ставки на доходы иностранных организаций  не связанные с деятельностью  в РФ через постоянное представительство, устанавливаются в следующих  размерах:

  1. 10% - от использования, содержания и сдачи в аренду судов, самолетов и др. транспортных средств и контейнеров в связи с осуществлением международных перевозок;
  2. 20% - со всех остальных доходов, за исключением доходов по ценным бумагам.

По доходам, полученным в виде дивидендов, применяются  следующие ставки:

  1. 6% - по доходам в виде дивидендов, полученным от российских организаций российскими организациями и физическими лицами – налоговыми резидентами РФ;
  2. 15% - по доходам, полученным в виде дивидендов от российских организаций иностранными организациями, а также по доходам, полученным в виде дивидендов российскими организациями от иностранных организаций.

Налог определяется как соответствующая налоговой  ставке процентная доля налоговой базы по ст.274 НК РФ. Сумма налога по итогам налогового периода определяется налогоплательщиком самостоятельно, за исключением случаев, когда налог удерживается у источника  получения дохода.

 

1.3Налоговые доходы федерального бюджета, их содержание

 

Каждое  государство для реализации присущих ему функций имеет доходы, которые  представляют из себя денежные или  материальные ресурсы, поступающие  государству в процессе распределения  или перераспределения национального  дохода, национального богатства. Первоначально  источниками доходов государства  были личные повинности, военные добычи, натуральные подати и сборы, т.е. исторически во всем мире доходы государства  складывались из натуральных доходов. По мере образования централизованных государств, появлявшихся на месте  раздробленных феодальных княжеств, повинности феодалов постепенно заменяются на денежные налоги и сборы.

В период абсолютизма развивается система  прямых и косвенных налогов, возникает  проблема отделения доходов монарха  от доходов государства. В России же в конце 19в., с началом работы Государственной Думы, стало обсуждаться  установление новых видов налогов.

В настоящее  время, аккумулируя налоги в бюджетном  фонде, государство финансирует  важнейшие направления жизни  и деятельности как общества в  целом, так и отдельных индивидуумов: здравоохранение, образование, культура и искусство, правоохранительная деятельность, государственное управление, инвестиционная деятельность в областях промышленности и сельского хозяйства и многое другое.

Очень важно  отметить, что именно за счет налоговых  поступлений государству удается  удовлетворить различные потребности  его граждан. Доля налоговых поступлений  в центральных бюджетах развитых стран составляет 80-90%. В России по федеральному бюджету за 2007 год сумма  налоговых доходов составляет около 70%.

Налоговый кодекс РФ определяет налог как «обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и  физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности  хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств, в целях  финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных  образований».2

Налоги  – категория комплексная, которая  имеет экономическое и юридическое  значения. Рассматривая категорию «налог»  с экономической точки зрения, выделить его из состава других государственных  изъятий и установить его отличие  от сборов, пошлин и платежей достаточно сложно. Поэтому при определении  экономической природы налога важнейшим  критерием являются его сущность, принадлежность к финансово-бюджетной  системе общества. Экономическая  сущность налогов характеризуется  денежными отношениями, складывающимися  у государства с юридическими и физическими лицами. Данные отношения  объективно обусловлены и имеют  специфическое общественное назначение – мобилизацию денежных средств  в распоряжение государства.

Однако  на практике решающее значение при  определении категории «налог»  приобретает именно его правовая интерпретация. Научное толкование содержания категории «налог» способствует правильному установлению норм и  правил налогового законодательства стран, ограничивающих право плательщика  на собственность, подлежащую отчуждению при налогообложении. Конкретными  формами проявления категории «налог»  являются виды налоговых платежей, установленных законодательными органами власти. С организационно-правовой стороны налог – это обязательный платеж, поступающий в бюджетный  фонд в определенных законом размерах и в установленные сроки.

В настоящее  время преобладает взгляд на налог  как на способ реализации преимущественно  фискальных интересов государства.

Налог обычно рассматривают как обязательный взнос в бюджет, взимаемый в  соответствии с законом. Некоторые  авторы при определении налога акцентируют  свое внимание на фактах отчуждения собственности  в пользу государства.

Налоговая система является одним из наиболее действенных инструментов экономической  политики государства. С одной стороны, она обеспечивает формирование доходных источников бюджетов всех уровней. С  другой стороны, меняя объемы изъятий  финансовых ресурсов хозяйственных  субъектов, государство влияет на экономическое  поведение налогоплательщиков, реализуя тем самым регулирующую функцию  налогов.

Как известно, налоги выполняют две главные  функции – фискальную и регулирующую. Именно выполняемые функции позволяют  определить роль налогов в экономике  и их место в жизни общества.

Фискальная  функция налогов обуславливает  основное предназначение налогов, так  как налоги в современных условиях являются основным способом привлечения  доходов в бюджет государства, основой  его благосостояния.

Современная налоговая система РФ введена  в действия с 1 января 1992г. на основе Закона РФ «Об основах налоговой  системы в РФ», принятого 27 декабря 1991г. Несовершенство этого Закона РФ связано было наряду с множеством ее недостатков, прежде всего с отсутствием  единой законодательной и нормативной  базы налогообложения. В целях разрешения сложившихся в налоговой системе  проблем в Российской Федерации  с 1января 1999 года введена часть первая НК РФ.3

Огромное  значение для формирования бюджета  любого уровня имеют государственные  доходы. Доходы представляют собой  часть национального дохода страны, обращаемого через различные  виды денежных поступлений в собственность  государства с целью создания финансовой базы для осуществления  задач и функций.

Источники и виды государственных доходов  и назначение каждого их них определяются экономической и правовой системой страны.

Рассматривая  понятие бюджета, нужно сказать, что бюджет занимает центральное  место в финансовой системе любого государства, это имеющий силу закона финансовый план государства (роспись  доходов и расходов) на текущий (финансовый) год.

Бюджетный кодекс РФ (БК РФ) определяет бюджет как  «форму образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных  для финансового обеспечения  задач и функций государства  и местного самоуправления».

Бюджетная система – основанная на экономических  отношениях и государственном устройстве РФ, регулируемая нормами права совокупность федерального бюджета, бюджетных субъектов  РФ, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов.

Согласно  ст. 10 Бюджетного кодекса, бюджетная  система Российской Федерации состоит  из бюджетов следующих уровней:

- федерального  бюджета и бюджетов государственных  внебюджетных фондов;

- бюджетов  субъектов РФ и бюджетов территориальных  государственных внебюджетных фондов;

- местных  бюджетов.

В России в настоящее время в структуре  доходов федерального бюджета основная масса – налоговые доходы (свыше 60%) и меньшая часть, включая таможенные пошлины, - неналоговые, в том числе  от продажи государственного имущества.

 

 

1.4Динамика налоговых доходов

 

Налоговые доходы федерального бюджета являются основными в их общем объеме и  характеризуют объем налоговой  нагрузки на субъектов экономической  деятельности. Общая масса налогов  зависит от состава налогов, налоговых  ставок, налоговой базы и масштабов  применения льгот. Масса налоговых  поступлений зависит также от возможного изменения классификации  налоговых доходов и придания им определенности неналоговых доходов.

К налоговым  доходам федерального бюджета относятся  федеральные налоги и сборы, перечень и ставки которых определяются налоговым  кодексом РФ.4

Федеральные налоги и сборы устанавливаются  Налоговым кодексом РФ и являются обязательными к уплате на всей территории России.

В перечень этих налогов входят:

1) Налог  на добавленную стоимость

2) Акцизы

3) Налог  на прибыль организации

4) Налог  на доходы физических лиц

5) Государственная  пошлина

6) Водный  налог

7) Сбор  за право пользования объектами  животного мира и водными биологическими  ресурсами

8) Единый  социальный налог

9) Налог  на добычу полезных ископаемых

10) Налоги, предусмотренные специальными налоговыми  режимами

Налоговые доходы от федеральных налогов и  сборов, а также налогов, предусмотренных  специальными налоговыми режимами, зачисляются  в федеральный бюджет при соблюдении следующих нормативов:

налога  на прибыль организаций по ставке, установленной для зачисления указанного налога в федеральный бюджет, - по нормативу 100 процентов;

Информация о работе Роль налогов в формировании бюджета страны