Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 20:13, реферат
Связь налогов и бюджета имеет двухсторонний и неразрывный характер.
Налоги как основной элемент доходов бюджета обеспечивают финансирование всей структуры его расходных статей. В бюджетном процессе приоритет сохраняется за расходами, величина которых предопределяет доходную часть. Главный недостаток бюджетного балансирования – обособленное формирование доходной и расходной частей бюджета без необходимого экономического обоснования (постатейного соотношения) между отдельными расходами и возможностями обеспечения под них соответствующего объема доходов.
ГЛАВА 1. РОЛЬ НАЛОГОВ В ФОРМИРОВАНИИ БЮДЖЕТА СТРАНЫ
1.1Экономическая сущность и значение налогов
Как показывает
вышеприведенный экскурс в
С появлением на земле первых государственных образований возникла необходимость в формировании материальных и финансовых источников их содержания и развития. Для этого использовались самые разные формы извлечения средств: обложения собственного и покоренного народов непосильной данью (экономическое закабаление); контрибуции; домены; регалии и т.д. самым надежным и постоянным источником пополнения казны, за счет которого и содержалось само государство, стоящее на стороне защиты интересов общества, являлась дань, размер которой в разные времена и в разных местах устанавливалась в зависимости от политической и социально-экономической ситуации, складывающейся в обществе. Дань стала одной и первых форм налога.
Вся дальнейшая
история налогообложения
Факт того, что налоги – наиболее древнее явление, существующее как таковое во все времена и эпохи, бесспорен, независимо от того, в какие формы ни облекало бы его сознание, и какие бы определения наука ни формировала понятию «налог». Уже это свидетельствует о том, что налоги – это историческое явление, хрестоматийное (явление) понятие. Без налогов не существует ни одного общество, будь то родовое или цивилизованное общество XXI века. Поскольку это так, то, следовательно, понятие «налог» в ассоциативном научном сознании представляет собой общественно значимое явление, объективно необходимый процесс в любом обществе, обеспечивающий его неуклонное развитие и совершенствование1.
Несмотря
на свою экономическую природу, налогообложение
не избежало идеологического влияния.
Предназначение налогов различно в
зависимости от состояния общественного
развития: если при капитализме налоги
в основном необходимы для содержания
государственного аппарата и удовлетворения
некоторых общественных потребностей,
то при социализме налоги выступали
«одним из средств планового
В другой работе К.Маркс пишет: «Налог – это материнская грудь, кормящая правительство. Налог – это пятый бог рядом с собственностью, семьей, порядком и религией».
Иными словами,
государство не может существовать
без взимания налогов: более того,
налоги – это органическая часть
государства. Там, где существует государство
и государственное
Требовать ныне уничтожение налогов, значило бы требовать уничтожения самого общества. Государство, или точнее сказать, правительство ничего не может делать для граждан, если граждане ничего не делают для государства. Умирать и платить подати надобно везде, сказал Франклин.
Мы находим однако же примеры в истории, что в некоторых государствах граждане, платя налоги, вместе с тем пользовались доходом от правительства. В древнем Риме гражданам доставалась часть добычи военной. В Бернском кантоне правительство разделяло между гражданами деньги, купленные кровью их соотечественников2.
Становясь
выразителем интересов
Налог обычно рассматривают как обязательный взнос в бюджет, взимаемый в соответствии с законом. Некоторые авторы при определении налога акцентируют свое внимание на фактах отчуждения собственности в пользу государства.
Связь налогов и бюджета имеет двухсторонний и неразрывный характер.
Налоги
как основной элемент доходов
бюджета обеспечивают финансирование
всей структуры его расходных
статей. В бюджетном процессе приоритет
сохраняется за расходами, величина
которых предопределяет доходную часть.
Главный недостаток бюджетного балансирования
– обособленное формирование доходной
и расходной частей бюджета без
необходимого экономического обоснования
(постатейного соотношения) между отдельными
расходами и возможностями
Однако следует особо подчеркнуть, что наряду с воздействием налогообложения на бюджетный процесс происходит и обратное действие: состояние бюджета влияет на развитие налогообложения. Так, ст. 9 Закона об основах налоговой системы предусматривает, что «зачисление налогов в бюджет регулируется бюджетным законодательством». Налоги и бюджет – это взаимообусловленные явления, то есть связь их носит двухсторонний и неразрывный характер1.
1.2 Состав и структура доходов в бюджетной системе РФ
Согласно ст. 10 Бюджетного кодекса бюджетная система Российской Федерации состоит из бюджетов следующих уровней:
- федеральный
бюджет и бюджеты
- бюджеты
субъектов РФ и бюджеты
- местные бюджеты, в том числе:
- бюджеты
муниципальных районов,
- бюджеты
городских и сельских
Бюджетным
кодексом РФ состав доходов каждого
уровня бюджета установлен как совокупность
собственных налоговых и
В России основную часть доходов бюджета составляют именно налоговые доходы, доля которых составляет более 93%.
К налоговым доходам федерального бюджета относятся федеральные налоги и сборы, перечень и ставки которых определяются налоговым кодексом РФ.1
Федеральные налоги и сборы устанавливаются НК РФ и являются обязательными к уплате на всей территории России.
В перечень этих налогов входят:
1) Налог на добавленную стоимость
2) Акцизы
3) Налог на прибыль
4) Налог на доходы физических лиц
5) Государственная пошлина
6) Водный налог
7) Сбор
за право пользования
8) Единый социальный налог
9) Налог на добычу полезных ископаемых
10) Налог на наследование и дарение.
Доходы
бюджетов субъектов РФ формируются
за счет собственных и регулирующих
налоговых доходов, за исключением
доходов, передаваемых в порядке
регулирования местным
Региональные налоги и сборы устанавливаются в соответствии с НК, вводятся в действие законами субъектов Федерации и обязательны к уплате на территории соответствующих субъектов. К ним относятся:
Местными признаются налоги и сборы, устанавливаемые и вводимые в действие в соответствии с НК. РФ нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления и обязательные к уплате на территории соответствующих муниципальных образований. К местным налогам и сборам относятся:
Рассмотрим поподробнее основные налоги, за счет которых обеспечивается значительная часть налоговых поступлений в консолидированный бюджет РФ.1
Основное место в Российской налоговой системе занимают косвенные налоги, к которым относятся: налог на добавленную стоимость, акцизы, налог с продаж, таможенная пошлина. В составе доходов бюджета они занимают определяющее место.
Налог на
добавленную стоимость (НДС) – косвенный
налог на потребление, который взимается
практически со всей видов товаров
и таким образом ложится на
плечи конечного потребителя. На
территории Российской Федерации НДС
введен в 1991г. Сегодня его доля достигает
48% от всех налоговых доходов бюджета.
Сумма НДС, предназначенная к
уплате в бюджет, рассчитывается как
разность между суммами налога, исчисленными
со всей суммы реализованных
Особенность
данного налога в том, что если
в одном месте сделано
Налогоплательщиками НДС признаются, как правило:
- организации;
- лица, являющиеся
плательщиками данного налога
в связи с перемещением
- индивидуальные предприниматели.
Согласно п.1 ст.146 НК РФ объектом налогообложения по НДС признаются следующие операции:
- реализация
товаров (работ, услуг) на
- передача имущественных прав;
- передача
на территории РФ товаров (
- выполнение
строительно-монтажных работ
Налоговым законодательством РФ ряд товаров и услуг освобождены от НДС.
В ст.149 НК определяются операции, не подлежащие налогообложению. В частности:
1) предоставление
в аренду арендодателем на
территории РФ помещений
2) реализация
товаров, а также передача, выполнение,
оказание услуг для
Налоговым периодом по НДС является календарный месяц. Для налогоплательщиков с ежемесячными (в течении квартала) суммами выручки от реализации товаров (работ, услуг) без учета НДС, не превышающими 1 млн.руб., налоговый период – один квартал.
Налогообложение НДС производится по 0%, 10%, 18%.
Налогоплательщики с ежемесячными в течении квартала суммами выручки от реализации товаров (работ, услуг) без учета налога и налога с продаж, не превышающим 1 млн. руб., вправе уплачивать налог исходя из фактической реализации (передачи) товаров за истекший квартал не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим кварталом.
Налогоплательщики, уплачивающие налог ежеквартально, представляют налоговую декларацию в срок не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим кварталом.
При реализации товаров (работ, услуг) выставляются соответствующие счета-фактуры не позднее 5 дней со дня отгрузки товара.
Акцизы как и НДС – федеральный косвенный налог, выступающий в виде надбавки к цене товара. В настоящее время в доходах федерального бюджета РФ они прочно удерживают третье место после НДС и таможенных пошлин, удельный вес их в общей сумме налоговых поступлений составлял в 2001 г. 19.2, в 2002 – 18.3%. 1
НК РФ определяет круг товаров облагаемых акцизами:
- спирт этиловый из всей видов сырья;
- алкогольная продукция (водка, вина, коньяки);
- пиво;
- табачные изделия;
- автомобили легковые и мотоциклы;
- бензин автомобильный;
- моторные масла для двигателей;
- прямогонный бензин.
Плательщиками акцизов признаются организации, индивидуальные предприниматели, а также лица, признаваемые налогоплательщиками в связи с перемещением товаров через таможенную границу РФ, определяемые в соответствии с Таможенным кодексом РФ.
Объектом обложения акцизами признаются операции:
- реализация
на территории РФ лицами
Информация о работе Роль налогов в формировании бюджета страны