Роль налогов в формировании бюджета страны

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 20:13, реферат

Описание работы

Связь налогов и бюджета имеет двухсторонний и неразрывный характер.
Налоги как основной элемент доходов бюджета обеспечивают финансирование всей структуры его расходных статей. В бюджетном процессе приоритет сохраняется за расходами, величина которых предопределяет доходную часть. Главный недостаток бюджетного балансирования – обособленное формирование доходной и расходной частей бюджета без необходимого экономического обоснования (постатейного соотношения) между отдельными расходами и возможностями обеспечения под них соответствующего объема доходов.

Работа содержит 1 файл

Налоговые доходы фед. бюджета.docx

— 37.70 Кб (Скачать)

ГЛАВА 1. РОЛЬ НАЛОГОВ В ФОРМИРОВАНИИ БЮДЖЕТА СТРАНЫ

 

1.1Экономическая сущность и значение налогов

 

Как показывает вышеприведенный экскурс в историю  налогов, возникновение налогообложения  было вызвано появлением государства  и государственного аппарата.

С появлением на земле первых государственных  образований возникла необходимость  в формировании материальных и финансовых источников их содержания и развития. Для этого использовались самые  разные формы извлечения средств: обложения  собственного и покоренного народов  непосильной данью (экономическое  закабаление); контрибуции; домены; регалии  и т.д. самым надежным и постоянным источником пополнения казны, за счет которого и содержалось само государство, стоящее на стороне защиты интересов  общества, являлась дань, размер которой  в разные времена и в разных местах устанавливалась в зависимости  от политической и социально-экономической  ситуации, складывающейся в обществе. Дань стала одной и первых форм налога.

Вся дальнейшая история налогообложения показывает, что налоги являются важнейшим и  постоянным источником финансового  и материального обеспечения  государства.

Факт  того, что налоги – наиболее древнее  явление, существующее как таковое  во все времена и эпохи, бесспорен, независимо от того, в какие формы  ни облекало бы его сознание, и какие  бы определения наука ни формировала  понятию «налог». Уже это свидетельствует  о том, что налоги – это историческое явление, хрестоматийное (явление) понятие. Без налогов не существует ни одного общество, будь то родовое или цивилизованное общество XXI века. Поскольку это так, то, следовательно, понятие «налог» в ассоциативном научном сознании представляет собой общественно значимое явление, объективно необходимый процесс в любом обществе, обеспечивающий его неуклонное развитие и совершенствование1.

Несмотря  на свою экономическую природу, налогообложение  не избежало идеологического влияния. Предназначение налогов различно в  зависимости от состояния общественного  развития: если при капитализме налоги в основном необходимы для содержания государственного аппарата и удовлетворения некоторых общественных потребностей, то при социализме налоги выступали  «одним из средств планового распределения  и перераспределения национального  дохода в интересах коммунистического  строительства».

В другой работе К.Маркс пишет: «Налог – это  материнская грудь, кормящая правительство. Налог – это пятый бог рядом  с собственностью, семьей, порядком и религией».

Иными словами, государство не может существовать без взимания налогов: более того, налоги – это органическая часть  государства. Там, где существует государство  и государственное регулирование  экономики, существует и налогообложение1.

Требовать ныне уничтожение налогов, значило  бы требовать уничтожения самого общества. Государство, или точнее сказать, правительство ничего не может делать для граждан, если граждане ничего не делают для государства. Умирать  и платить подати надобно везде, сказал Франклин.

Мы находим  однако же примеры в истории, что  в некоторых государствах граждане, платя налоги, вместе с тем пользовались доходом от правительства. В древнем  Риме гражданам доставалась часть  добычи военной. В Бернском кантоне  правительство разделяло между  гражданами деньги, купленные кровью их соотечественников2.

Становясь выразителем интересов общества, государство формирует экономическую, социальную, экологическую, демографическую  и другие направления внешней  и внутренней политики, которые в  условиях гражданского общества превращаются в направление его деятельности и соответственно функциональные обязанности. Для осуществления своих функций  государство должно обладать правом собственности на часть валового внутреннего продукта (ВВП), создаваемого в обществе за определенный период. В современных условиях это право  закреплено в конституциях многих стран. На основе этого разрабатываются  и принимаются законы по конкретным видам налогов, где излагаются формы  и методы исчисления, а также уплаты плательщиками налогов, сборов и  других платежей в бюджет и внебюджетные фонды государства.

Налог обычно рассматривают как обязательный взнос в бюджет, взимаемый в  соответствии с законом. Некоторые  авторы при определении налога акцентируют  свое внимание на фактах отчуждения собственности  в пользу государства.

Связь налогов  и бюджета имеет двухсторонний  и неразрывный характер.

Налоги  как основной элемент доходов  бюджета обеспечивают финансирование всей структуры его расходных  статей. В бюджетном процессе приоритет  сохраняется за расходами, величина которых предопределяет доходную часть. Главный недостаток бюджетного балансирования – обособленное формирование доходной и расходной частей бюджета без  необходимого экономического обоснования (постатейного соотношения) между отдельными расходами и возможностями обеспечения  под них соответствующего объема доходов.

Однако  следует особо подчеркнуть, что  наряду с воздействием налогообложения  на бюджетный процесс происходит и обратное действие: состояние бюджета  влияет на развитие налогообложения. Так, ст. 9 Закона об основах налоговой  системы предусматривает, что «зачисление  налогов в бюджет регулируется бюджетным законодательством». Налоги и бюджет – это взаимообусловленные явления, то есть связь их носит двухсторонний и неразрывный характер1.

 

1.2 Состав и структура доходов в бюджетной системе РФ

 

Согласно  ст. 10 Бюджетного кодекса бюджетная  система Российской Федерации состоит  из бюджетов следующих уровней:

- федеральный  бюджет и бюджеты государственных  внебюджетных фондов;

- бюджеты  субъектов РФ и бюджеты территориальных  государственных внебюджетных фондов;

- местные  бюджеты, в том числе:

- бюджеты  муниципальных районов, бюджеты  городских округов, бюджеты внутригородских  муниципальных образований городов  федерального значения Москвы  и Санкт-Петербурга;

- бюджеты  городских и сельских поселений.1

Бюджетным кодексом РФ состав доходов каждого  уровня бюджета установлен как совокупность собственных налоговых и неналоговых  доходов, а также безвозмездных  перечислений.

В России основную часть доходов бюджета  составляют именно налоговые доходы, доля которых составляет более 93%.

К налоговым  доходам федерального бюджета относятся  федеральные налоги и сборы, перечень и ставки которых определяются налоговым  кодексом РФ.1

Федеральные налоги и сборы устанавливаются  НК РФ и являются обязательными к  уплате на всей территории России.

В перечень этих налогов входят:

1) Налог  на добавленную стоимость 

2) Акцизы

3) Налог  на прибыль

4) Налог  на доходы физических лиц

5) Государственная  пошлина

6) Водный  налог

7) Сбор  за право пользования объектами  животного мира и водными биологическими  ресурсами

8) Единый  социальный налог

9) Налог  на добычу полезных ископаемых

10) Налог  на наследование и дарение.

Доходы  бюджетов субъектов РФ формируются  за счет собственных и регулирующих налоговых доходов, за исключением  доходов, передаваемых в порядке  регулирования местным бюджетом.

Региональные  налоги и сборы устанавливаются  в соответствии с НК, вводятся в  действие законами субъектов Федерации  и обязательны к уплате на территории соответствующих субъектов. К ним  относятся:

  1. Налог на имущество организаций
  2. Транспортный налог
  3. Налог на игорный бизнес

Местными  признаются налоги и сборы, устанавливаемые  и вводимые в действие в соответствии с НК. РФ нормативными правовыми  актами представительных органов местного самоуправления и обязательные к  уплате на территории соответствующих  муниципальных образований. К местным  налогам и сборам относятся:

  1. земельный налог;
  2. налог на имущество физических лиц.

Рассмотрим  поподробнее основные налоги, за счет которых обеспечивается значительная часть налоговых поступлений  в консолидированный бюджет РФ.1

Основное  место в Российской налоговой  системе занимают косвенные налоги, к которым относятся: налог на добавленную стоимость, акцизы, налог  с продаж, таможенная пошлина. В составе  доходов бюджета они занимают определяющее место.

Налог на добавленную стоимость (НДС) – косвенный  налог на потребление, который взимается  практически со всей видов товаров  и таким образом ложится на плечи конечного потребителя. На территории Российской Федерации НДС  введен в 1991г. Сегодня его доля достигает 48% от всех налоговых доходов бюджета. Сумма НДС, предназначенная к  уплате в бюджет, рассчитывается как  разность между суммами налога, исчисленными со всей суммы реализованных налогоплательщиком за приобретенный товар, сырье, материалы, работы и услуги.

Особенность данного налога в том, что если в одном месте сделано начисление (продавцом), то в другом на эту же сумму должен быть сделан вычет (покупателем). Причем два этих действия должны происходить  в одном временном отрезке  времени. В противном случае на неопределенное время НДС превращается в налог  с оборота по ставке 18% .

Налогоплательщиками НДС признаются, как правило:

- организации;

- лица, являющиеся  плательщиками данного налога  в связи с перемещением товаров  через таможенную границу;

- индивидуальные  предприниматели.

Согласно  п.1 ст.146 НК РФ объектом налогообложения  по НДС признаются следующие операции:

- реализация  товаров (работ, услуг) на территории  РФ, в том числе реализация  предметов залога;

- передача  имущественных прав;

- передача  на территории РФ товаров (выполнение  работ, оказание услуг) для  собственных нужд расходы на  которые не принимаются к вычету  при исчислении налога на прибыль  организации;

- выполнение  строительно-монтажных работ для  собственного потребления.

Налоговым законодательством РФ ряд товаров  и услуг освобождены от НДС.

В ст.149 НК определяются операции, не подлежащие налогообложению. В частности:

1) предоставление  в аренду арендодателем на  территории РФ помещений иностранным  гражданам или организациям, аккредитованным  в РФ.

2) реализация  товаров, а также передача, выполнение, оказание услуг для собственных  нужд на территории РФ: медицинских  товаров отечественного и зарубежного  производства по перечню, утвержденному  Правительством РФ, изделий медицинского  назначения, протезно-ортопедических  изделий, медицинских услуг, оказываемых  медицинскими организациями и  учреждениями, за исключением косметических,  ветеринарных и санитарно-эпидемиологических  услуг;

Налоговым периодом по НДС является календарный  месяц. Для налогоплательщиков с  ежемесячными (в течении квартала) суммами выручки от реализации товаров (работ, услуг) без учета НДС, не превышающими 1 млн.руб., налоговый период – один квартал.

Налогообложение НДС производится по 0%, 10%, 18%.

Налогоплательщики с ежемесячными в течении квартала суммами выручки от реализации товаров (работ, услуг) без учета налога и  налога с продаж, не превышающим 1 млн. руб., вправе уплачивать налог исходя из фактической реализации (передачи) товаров за истекший квартал не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим кварталом.

Налогоплательщики, уплачивающие налог ежеквартально, представляют налоговую декларацию в срок не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим кварталом.

При реализации товаров (работ, услуг) выставляются соответствующие  счета-фактуры не позднее 5 дней со дня  отгрузки товара.

Акцизы как и НДС – федеральный косвенный налог, выступающий в виде надбавки к цене товара. В настоящее время в доходах федерального бюджета РФ они прочно удерживают третье место после НДС и таможенных пошлин, удельный вес их в общей сумме налоговых поступлений составлял в 2001 г. 19.2, в 2002 – 18.3%. 1

НК РФ определяет круг товаров облагаемых акцизами:

- спирт  этиловый из всей видов сырья;

- алкогольная  продукция (водка, вина, коньяки);

- пиво;

- табачные  изделия;

- автомобили  легковые и мотоциклы;

- бензин  автомобильный;

- моторные  масла для двигателей;

- прямогонный  бензин.

Плательщиками акцизов признаются организации, индивидуальные предприниматели, а также лица, признаваемые налогоплательщиками в связи  с перемещением товаров через  таможенную границу РФ, определяемые в соответствии с Таможенным кодексом РФ.

Объектом  обложения акцизами признаются операции:

- реализация  на территории РФ лицами произведенных  ими подакцизных товаров, в  том числе передача прав собственности  на подакцизные товары на безвозмездной  основе;

Информация о работе Роль налогов в формировании бюджета страны