Роль государства в создании денег

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2011 в 12:14, реферат

Описание работы

Деньги и государство существуют в тесном взаимодействии. Поэтому нет оснований возражать о роли государства в эволюции денег. Но это роль не констатирующая, а трансформирующая. Другими словами, не государство производит деньги как экономическое явление, хотя оно может определять и изменять внешние атрибуты денег, то есть воздействовать на форму денег с целью лучшего приспособления их к эффективному выполнению общественной роли.

Работа содержит 1 файл

1.docx

— 51.61 Кб (Скачать)

Результатом усиления административных ограничений  стало сокращение поступлений конвертируемой иностранной валюты на рынок, усиление ее оттока за границу, появление множественности  валютных курсов и валютных отношений, ускорения разрыва между фиксированным  и рыночным валютным курсам, снижение эффективности использования валютных резервов государства. Все это свидетельствовало о том, что административные ограничения валютного рынка не оправдали себя. Однако вместо того, чтобы вернуться к его либерализации и развития на основе конкуренции, правительство еще усилил административное регулирование валютных отношений. Указом Президента Украины от 2 ноября 1993 г. было приостановлено валютные торги на УМВБ и других биржах, а принятым в том же месяце законом установления валютных курсов было возложено на НБУ по согласованию с Кабинетом Министров Украины. Оно стало осуществляться преимущественно волевыми методами.  
Такой чисто административный, порядок валютного регулирования просуществовал до октября 1994 г. Он был характерен для периода высокой инфляции. Это был первый этап формирования валютной системы Украины. Для него характерно обвальное падение курса украинской валюты - в 163,3 раза. Это свидетельствует, что в условиях глубокого экономического и финансового кризиса, макроэкономической разбалансированности, задержки с проведением экономических реформ не было предпосылок для нормального развития валютного рынка и адекватной ему валютной системы, а исключительно административное регулирование валютных отношений не дало желаемых результатов.  
Заметные успехи в антиинфляционные политике 1994 г. создали предпосылки для перехода ко второму этапу развития валютной системы, который продолжался до сентября 1996 г. Главным признаком этого этапа было возвращение к рыночным методам организации валютных отношений: ускорение либерализации валютного рынка, возобновления работы УМВБ и определения официального валютного курса рубля на основании результатов торгов на УМВБ, ликвидация множественности валютных курсов, существенное расширение перечня потребностей резидентов в валюте, которые разрешалось удовлетворять через куплю-продажу на бирже и на межбанковском валютном рынке. В мае 1995 г. уменьшилась до 40% долю валютной выручки экспортеров, которая подлежала обязательной продаже. Был также расформирована Тендерный комитет. Все это способствовало консолидации валютного рынка, росту предложения и спроса на инвалюту, усилению их роли в формировании единого валютного курса, в повышении его реальности. Валютный рынок был заметно децентрализованным. Возросло доверие к национальным денег, чему способствовала официальная запрет в 1995 обращения иностранной валюты на внутреннем рынке Украины.

Переориентация  валютного регулирования на рыночные основы сопровождалась существенным стабилизацией  национальной валюты - ее курс к доллару  США за 1995-1996 гг снизился примерно на 5%.  
С сентября 1996 г., после выпуска в обращение постоянной национальной валюты гривни, начался третий этап формирования валютной системы Украины, на котором рыночные принципы получили дальнейшего развития. Основными мероприятиями и результатами этого этапа были:  
- Окончательный переход на режим плавающего валютного курса гривны: сначала плавания ограничивалось валютным коридором, а с 2000 г. - введен свободное плавание;  
- Введение свободного распоряжения резидентами всей суммой валютных поступлений;  
- Определенная децентрализация валютного рынка, прекращение операций на УМВБ и других валютных биржах;  
- Дальнейшая либерализация доступа к валютному рынку юридических и физических лиц-резидентов до уровня, адекватного свободной конвертируемости национальной валюты по текущим операциям;  
- Присоединение Украины (в мае 1997 г.) до Статьи VIII Устава МВФ, что означало официальное признание свободной конвертируемости гривны по текущим операциям.  
Успехи в рыночной трансформации валютной системы на третьем этапе ее развития проявились в заметный стабилизации национальной валюты: в течение 1997 г. курс гривни к доллару США оставался почти неизменным. Однако под давлением кризисных явлений на мировом финансовом рынке со второй половины 1998 г. существенно ухудшилась ситуация и на валютном рынке Украины, что повлекло за собой ускоренное падение курса гривны - приблизило на 45% в целом за 1998 г. Чтобы не допустить обвального падения гривны, как это произошло с рублем РФ, правительство и НБУ вынуждены были с сентября 1998 г. усилить ограничительные меры на валютном рынке:  
- Восстановлена обязательная продажа 50% валютных поступлений резидентов;  
- Расширен валютный коридор;  
- Усилен контроль за обоснованностью операций по покупке валюты на межбанковском рынке;  
- Усилены ограничения на операции коммерческих банков на валютном рынке.  
Чрезвычайные меры в валютной сфере конца 1998 г. заметно затормозили дальнейшую рыночную трансформацию валютной системы Украины. Вместе с тем их высокая эффективность (за 1999 г. гривна девальвировала по отношению к доллару США лишь на 35%) подтвердила значительные успехи в формировании действующим механизма валютного регулирования, который позволил удержать гривну даже в чрезвычайно сложных условиях, которые сложились на валютном и фондовом рынках в конце 1998-начале 2000 гг.

     Развитие валютно-финансовой системы Украины в условиях глобализации экономического пространства

      Основное  место в создании единого мирового экономического пространства занимает процесс глобализации мировых финансовых рынков, то есть объединение в единственную мировую систему всей совокупности международных финансовых отношений. Одной из важнейших особенностей развития современного мира является быстро прогрессирующая глобализация. Основным толчком к финансовой глобализации стало развитие компьютерных технологий, что позволило к началу 90-х  значительно увеличить объем  финансовых трансакций и существенно  снизить транспортные и операционные издержки этих трансакций.

      Среди важнейших факторов формирования глобальной финансовой среды можно выделить такие [1]:

♦ интернационализация  хозяйственной жизни,

♦ активное распространение научно-технических  достижений,

♦ либерализация  международных валютно-кредитных  и финансовых рынков,

♦ рост интеграции национальных рынков денег  и капитала.

      Поступление иностранного капитала в банковский сектор Украины является объективным  следствием глобализации международного хозяйства. Так, на начало 2008 г. количество банков с иностранным капиталом  составило 47. На протяжении 2007 года наблюдалось  увеличение количества банков с иностранным  капиталом с 23 до 35 (20,6% от общего количества действующих банков Украины), из них 13 банков (7,6% от общего количества действующих  банков) – с 100% иностранным капиталом.

      Одним из факторов активизации международного движения капиталов является либерализация  режима введения бизнеса и привлечения  ПИИ. Либерализация стала базой  роста мировых объемов ПИИ.

      Рецессия  в большинстве крупных экономик мира стала следствием мирового финансового  кризиса, который в 2008 году перерос  в общеэкономический. Следствием кризиса стали убытки банков и финансовых организаций на сотни миллиардов долларов, замораживание кредитного рынка, резкий обвал фондовых индексов. Это повлекло за собой падение спроса на сырьевые товары и снижение производства в большинстве стран мира. Анализ основных тенденций развития денежно-кредитного рынка Украины за январь-март 2009 г. свидетельствует о том, что неблагоприятное развитие событий как в мировой, так и в отечественной экономике обусловливает сохранение напряженной ситуации в данной сфере и продолжение оттока средств со счетов клиентов.

      Мировой финансовый кризис вызвал изменения  и в банковской сфере Украины. Так, проблемы с ликвидностью начались и у отечественных банков. В  ноябре 2008 года проблемные учреждения: Проминвестбанк и банк «Надра» сменили собственников. В 2005-2007 гг. в Украину устремился мощный поток зарубежных займов и инвестиций. За четыре года, с июля 2004 по июль 2008 года внешний долг отечественных компаний и банков увеличился в 6,5 раз - с 12,963 млрд. долл. до $84,899 млрд. долл. (с 25,8% ВВП до 57,7% ВВП). При этом прямые иностранные инвестиции в Украину с января 2004 по июль 2008 года выросли в 5,5 раз - до $37,622 млрд. В последние годы заметно участились выходы промышленных предприятий на внешние рынки капитала.

Рис. 1. Динамика иностранных инвестиций в экономику Украины в период 2001-2008 гг.[5]

      Оценка  инвестиционных рисков, создает базу для разработки программ регулирования  инвестиционного климата. Применительно  к Украине можно сформулировать правило девяти ключевых инвестиционных факторов:

1. либерализация  и дерегулирование предпринимательской деятельности.

2. стабильность  и предсказуемость правового  поля.

3. корпоративное  и государственное управление.

4. либерализация  внешней торговли и движения  иностранного капитала.

5. развитие  финансового сектора;

6. снижение  уровня коррупции и политического  риска. 

8. имидж  и программы продвижения страны;

9. формирование  инвестиционных стимулов.

      Существенно увеличить приток инвестиций можно  лишь при условии развития всего  комплекса факторов, формирующих  инвестиционный климат. При этом программа развития валютного рынка Украины предусматривает:

      ·        политику стимулирования экспорта;

      ·         поощрения притока и сокращения оттока иностранной валюты

      ·        достижения положительного сальдо платежного баланса;

      ·         развитие биржевой торговли

      ·        допущение форвардных и фьючерсных операций, с последующим хеджированием.

      ·        облегчение доступа на валютный рынок, в качестве продавцов, нерезидентов.

      Для последующего совершенствования валютной системы Украины нуждаться решить следующие проблемные вопросы:

    ·        ускорение рыночной трансформации, обеспечения финансовой стабильности и интегрирования Украины к Евросоюзу;

    ·         соответствие условий кредитования Украины международными финансовыми институтами приоритетами ее экономического и социального развития;

    ·        мобилизация и эффективное использование внутренних финансовых ресурсов;

    ·        соблюдение экономического обоснования и определенных в общих чертах пределов и порогов уровня внешней задолженности в соответствии с международными критериями платежеспособности государства;

    ·        привлечение альтернативных внешних источников финансирования международных финансовых отношений Украины.

Выводы. Исследуя перспективы развития национального валютного рынка Украины в условиях финансовой глобализации можно сказать, что развитие финансовой глобализации стимулируется неравномерностью экономического развития и распределения финансовых ресурсов; неуравновешенностью текущих платежных балансов, острой нехваткой в большинстве стран собственных ресурсов для осуществления инвестиций, покрытия бюджетных дефицитов, проведения социально- экономических преобразований, осуществления слияний и поглощений компаний и банков, выполнения долговых обязательств по внутренним и внешним заимствованиям, а также внедрением современных электронных технологий, позволяющих проводить операции в режиме реального времени.

Литература:

1. Дзюблюк О. Глобалізаційні процеси та участь іноземного капіталу у розвитку вітчизняної банківської системи // Банківська справа, 2008. - №2. – С.37-45.

2. Основні показники діяльності банків України за 2008 г. // Вісник НБУ, лютий, 2008. – С. 25.

Информация о работе Роль государства в создании денег