Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2010 в 18:28, реферат
В настоящее время в России ведется серьезная работа по созданию и становлению отечественного аудита. В то же время потенциал аудиторской деятельности в нашей стране, к сожалению, остается реализованным далеко не полностью, а возможности аудита в достижении целей финансового контроля - не исчерпаны. Одна из причин тому - нерешенность вопроса об оптимальном соотношении государственного регулирования и саморегулирования аудиторской деятельности.
Введение
Мировой опыт
Регулирование в России
Проблема вопроса о регулировании
Заключение
Список использованной литературы
Министерство транспорта РФ
Федеральное агентство железнодорожного транспорта
Омский
государственный университет
Институт
менеджмента и экономики
РЕФЕРАТ
Роль
государства в
регулировании аудиторской
деятельности
Омск,2010
Введение
Бизнес
во всех странах складывается в противоборстве
между коммерческой выгодой и
исполнением закона. Не упустить первое,
не нарушая второго, самое главное
для цивилизованного рынка. Чтобы выбрать
верное направление, необходимо, прежде
всего, точное знание состояния собственных
дел, что невозможно без квалифицированного
и независимого аудита. Аудит, осуществляемый
в качестве одного из видов предпринимательской
деятельности - аудиторской деятельности,
способствует осуществлению всех хозяйственных
операций при соблюдении требований законодательства
и обеспечивает рациональное использование
ресурсов, предупреждая и снижая риск
хозяйственной деятельности, что убедительно
подтверждает зарубежный и имеющийся
отечественный опыт.
В настоящее время в России ведется серьезная
работа по созданию и становлению отечественного
аудита. В то же время потенциал аудиторской
деятельности в нашей стране, к сожалению,
остается реализованным далеко не полностью,
а возможности аудита в достижении целей
финансового контроля - не исчерпаны. Одна
из причин тому - нерешенность вопроса
об оптимальном соотношении государственного
регулирования и саморегулирования аудиторской
деятельности.
Мировой
опыт
Система
регулирования аудиторской
Применение модели аудита со строго централизованной системой государственного регулирования присуще практически всем странам Западной Европы. Для данной модели характерно регулирование аудиторской деятельности с помощью законов и подзаконных актов, охватывающих абсолютно всех участников аудиторской деятельности и большее количество их взаимоотношений. На государственные органы возложены функции по аттестации аудиторов, лицензированию аудиторских организаций, а также осуществлению контроля за качеством аудита. При государственной системе регулирования устанавливается обязательный характер аудиторских стандартов, что позволяет им совместно с законодательными актами обеспечивать регламентацию аудиторской деятельности. Саморегулирование аудиторской деятельности при данной модели незначительно и выражено в совместной работе с уполномоченными государственными органами по подготовке и обсуждению законодательных актов, имеющих отношение к аудиторской деятельности, а также в защите и представлении интересов членов профессиональных объединений.
Модель
саморегулирования аудиторской
деятельности применяется в таких
странах, как США и Великобритания,
традиционно отличающихся от других
стран с развитой рыночной экономикой
концепцией бухгалтерского учета и права.
Ведущую роль в системе органов регулирования
аудита в таких странах занимают профессиональные
аудиторские объединения, для этого им
переданы все основные функции, такие
как аттестация аудиторов, осуществление
контроля за качеством аудита, а также
разработка стандартов и норм аудита.
Для саморегулируемой модели принципы,
нормы, а также правила (стандарты) аудиторской
деятельности являются основными инструментами
установления взаимоотношений между всеми
субъектами аудита. Государственное влияние
на аудиторскую деятельность осуществляется
лишь посредством общего регулирования
экономики и других сфер деятельности.
Регулирование
в России
В
России принята концепция
В
системе правового
1-й уровень
Первый
уровень правового
Федеральный
закон "Об аудиторской деятельности"
обозначил правовое пространство аудита
и значительно расширил роль и
возможности профессиональных аудиторских
объединений, при этом он четко закрепил
функции уполномоченного
Некоторые источники к первому уровню регулирования аудита относят еще и указы Президента РФ. Не подвергается сомнению то, что указы Президента РФ могут регулировать отношения, возникающие при осуществлении аудиторской деятельности, но при этом они не должны противоречить федеральным законам. Указы могут приниматься по любому вопросу, входящему в компетенцию Президента РФ (ст. 80 Конституции РФ), в том числе и по вопросам аудиторской деятельности, кроме случаев, когда эти вопросы в соответствии с законодательством могут быть урегулированы только законом. Данный инструмент правового регулирования аудита не имеет аналога в странах с развитой рыночной экономикой, но с учетом "особенностей российской экономики" он может участвовать в регулировании аудита в ограниченном варианте. Указы Президента РФ имеют приоритетное значение по отношению к иным подзаконным актам, и, следовательно, их можно отнести ко второму уровню нормативно-правового регулирования.
2-й уровень
Документы второго уровня нормативно-правового регулирования аудиторской деятельности кроме указов Президента РФ представлены постановлениями Правительства РФ. На основании и во исполнение федеральных законов, указов Президента РФ Правительство РФ вправе принимать постановления об аудиторской деятельности, так как согласно ч. 1 ст. 114 Конституции РФ оно обязано обеспечивать проведение в РФ единой финансовой, кредитной и денежной политики. Постановления Правительства РФ принимаются на основании и во исполнение нормативно-правовых актов, имеющих высшую по сравнению с ними юридическую силу. В качестве примеров документов данного уровня правового регулирования можно привести Постановления Правительства РФ от 06.02.2002 N 80 "О вопросах государственного регулирования аудиторской деятельности в Российской Федерации", от 12.06.2002 N 409 "О мерах по обеспечению проведения обязательного аудита" и иные постановления, касающиеся особенностей проведения аудита отдельных хозяйствующих субъектов.
3-й уровень
Третий уровень представляют федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности, разрабатываемые Минфином России. Они устанавливают правила организации аудиторской деятельности и проведения аудита применительно к конкретным отраслям, организациям и по отдельным вопросам налогообложения, финансов, бухгалтерского учета, хозяйственного права.
Федеральные правила (стандарты) обязательны для исполнения субъектами аудиторской деятельности, за исключением положений, в отношении которых указано, что они носят рекомендательный характер (п. 3 ст. 9 Федерального закона N 119-ФЗ "Об аудиторской деятельности"). Учитывая это, по степени обязательности федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности следует разделить на следующие группы:
- правила (стандарты), обязательные для исполнения;
- правила (стандарты), преимущественно обязательные для исполнения;
- правила (стандарты), носящие рекомендательный характер.
Данный пункт Федерального закона во многом ослабил применимость этих правил, поскольку одна из сторон в договоре оказания аудиторских услуг может сослаться на рекомендательный характер того или иного правила.
4-й уровень
Отдельно от федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности в четвертый уровень можно выделить акты, издаваемые в пределах своей компетенции уполномоченным федеральным органом государственного регулирования аудиторской деятельности - Минфином России, а также другими министерствами и ведомствами.
Если первые четыре уровня относятся к государственному регулированию аудиторской деятельности, то пятый и шестой уровни - к саморегулированию (негосударственному регулированию).
5-й уровень
На пятом уровне находятся нормативные акты аккредитованных (саморегулируемых) аудиторских объединений. Они издаются объединениями в пределах своей компетенции и представлены Кодексом профессиональной этики, а также внутренними стандартами.
6-й уровень
К
шестому уровню регулирования аудиторской
деятельности относятся разработанные
аудиторскими организациями и
Важным
является то, что документы, относящиеся
к первым четырем уровням, составляют
базу нормативно-правового
В современных условиях, характеризующихся в первую очередь активной интеграцией России в мировую экономику, все большее значение приобретают МСА (международные стандарты аудита). Между тем Федеральный закон "Об аудиторской деятельности" не содержит каких-либо норм о месте и роли международных стандартов в системе источников нормативно-правового регулирования аудиторской деятельности. Тема роли МСА как возможного источника регулирования аудиторской деятельности является одной из самых актуальных и разработанных в отечественной литературе по аудиту. Система нормативно-правового регулирования аудиторской деятельности в РФ отличается значительным своеобразием по сравнению с зарубежным опытом:
1.
Регулирование аудиторской
2.
Нормы законов и подзаконных
актов, относящихся к
3.
Наличие федеральных законов,
регулирующих смежные
Информация о работе Роль государства в регулировании аудиторской деятельности