Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2012 в 19:43, курсовая работа
Финансы как экономическая категория. Характерные признаки финансов. Содержание нынешних национальных проектов:
1) Создание системы качественного и доступного образования;
2) Создание системы качественного и доступного здравоохранения;
3) Обеспечение доступного для населения жилья;
4) Развитие агропромышленного комплекса.
1.Национальные проекты как важнейший инструмент реализации государственной финансовой политики
2.Основные направления реализации приоритетного национального проекта «Здоровье»
3.Основные направления совершенствования социальной политики в свете Бюджетного послания Российской Федерации на 2012-2014 годы.
Студентка: Константиниди София ,группа 533
Тема доклада: « Роль финансов в реализации социальных программ в России».
План
1.Национальные
проекты как важнейший
2.Основные направления
реализации приоритетного
3.Основные направления
совершенствования социальной
1. Национальные
проекты как важнейший
Финансы как экономическая категория представляет собой систему распределительных денежных отношений, возникающих в процессе формирования и использования фондов денежных средств у субъектов, участвующих в создании совокупного общественного продукта.
Характерными признаками финансов являются:
1) распределительный характер
отношений, который основан на
правовых нормах или этике
ведения бизнеса, связан с
2) односторонний (
3) создание централизованных и децентрализованных фондов денежных средств.
Социально-экономическая сущность финансов заключается в исследовании и ответе на следующие вопросы: за счет кого или чего тот или иной хозяйствующий субъект, гражданин, государство, орган местного самоуправления формирует свои финансовые ресурсы и каким образом и в чьих интересах используются эти фонды денежных средств.
Повышение качества жизни граждан России – ключевой вопрос государственной политики. Казалось бы, бесспорная декларация. Именно так она воспринимается сейчас. В том числе – когда звучит в устах власти.
5 сентября 2005 года бывший
Президент В.В.Путин собрал
Из выступления В.Путина:
«Сегодняшние возможности России вполне позволяют добиться более ощутимых результатов повышения благосостояния народа России. Добиться, не нарушая баланса основных экономических показателей и не допуская всплеска инфляции. И потому уже открывающиеся в российской экономике возможности не должны быть нами упущены.
Сегодня хотел бы особо остановиться на практических шагах в реализации приоритетных национальных проектов в таких областях, как здравоохранение, образование, жилье.
Во-первых, именно эти сферы определяют качество жизни людей и социальное самочувствие общества. И, во-вторых, в конечном счете, решение именно этих вопросов прямо влияет на демографическую ситуацию в стране и, что крайне важно, создает необходимые стартовые условия для развития так называемого человеческого капитала».
И вот, возможно, ключевая цитата:
«Концентрация бюджетных и административных ресурсов на повышении качества жизни граждан России – это необходимое и логичное развитие нашего с вами экономического курса, который мы проводили в течение предыдущих пяти лет и будем проводить дальше. Это гарантия от инертного проедания средств без ощутимой отдачи. Это курс на инвестиции в человека, а значит – в будущее России».
Итак, что такое национальный проект или, иначе говоря, какой проект может быть назван национальным? Ответ на этот вопрос содержится в самом определении проекта, как национального.
С одной стороны такое
определение говорит, что проект
прямо и непосредственно
С другой – и это вытекает из предыдущего – осуществление, реализация такого проекта потребует того или иного участия в нем также всех членов данного общества.
При каких обстоятельствах, выдвигаются такого рода проекты? Ответ на этот вопрос можно найти, как в отечественном, так и зарубежном историческом опыте удачных и неудачных постановок и реализации национальных проектов.
Все проекты выдвигались в условиях, когда сохранение оптимистической исторической перспективы для данного общества требовало его (общества) качественного преобразования. Иначе говоря, когда заканчивался один цикл развития общества, начиналась нисходящая траектория волны его развития и перед обществом вставала дилемма: либо качественно преобразоваться для перехода в новый цикл, начало восходящей траектории новой волны, либо, дойдя до конца нисходящей траектории, исчезнуть с исторической арены, как исчезают волны, достигшие своего предела – твердого берега – и выдвигались национальные проекты.
С другой стороны, было необходимо
наличие общенационального
Как можно оценить российские
национальные проекты по выдвинутым
критериям? Первый вопрос: нуждается
ли сегодня Россия в общенациональных
проектах? Действительно, абсолютно
ясно, что состояние российского
общества сложившееся на рубеже XX и
XXI веков, траектория его социально-экономической
эволюции (не путать с темпами экономического
роста) исключало сколько-нибудь оптимистический
вариант его исторического
Вопрос первый: как в
сложившейся ситуации изменить сложившуюся
траекторию эволюции российского общества?
Общенациональные проекты, как показывает
исторический опыт – эффективный
механизм таких изменений. Таким
образом, следует, если не приветствовать,
то с удовлетворением можно
Второй вопрос: отвечают ли выдвинутые национальные проекты своему социально-экономическому и историческому назначению?
В этой связи, необходимо определить, что в настоящее время является для России критическим общенациональным интересом. В принципе базовым общенациональным интересом является сохранение самого общества, как определенной исторической целостности. В условиях сложившихся форм и механизмов глобализации эта задача сохранение национально-государственной идентичности осознается всеми государствами особенно остро.
Под этим углом зрения обратимся к содержанию нынешних национальных проектов.
1) Создание системы
2) Создание системы
3) Обеспечение доступного для населения жилья;
4) Развитие агропромышленного комплекса.
Выдвинутые проекты в данных конкретных условиях, сложившихся в России, полностью отвечают тем требованиям, которые позволяют определить их, как национальные.
Действительно, что в первую очередь надо человеку.
Первое. Человек должен быть сыт, обут и одет (агропромышленный комплекс);
Второе. Человек должен иметь крышу над головой (доступное жилье);
Третье. Человек должен быть здоровым (за что пьем? – развитие здравоохранения);
Четвертое. Человек хочет дать образование детям, что особенно актуально в век экономики, основанной на знании» (развитие сферы образования).
Таким образом, выдвинутые проекты, оптимально соответствуют своему национальному статусу.
Во-первых, они прямо и
непосредственно затрагивают
Во-вторых, реализация этих проектов ведет к развитию человеческого потенциала России, что является главным условием становления ее в качестве конкурентоспособной державы.
В-третьих, эти проекты
потенциально содержат в себе мультипликационные
эффекты устойчивого
В-четвертых, реализация этих проектов послужит материальной базой восстановления необходимого уровня доверия основной массы населения к власти. Таким образом, можно сделать вывод, что реализация этих проектов явится огромным шагом к восстановлению статуса России в качестве одного из полюсов роста современного мира.
К 2005 году для решения заявленных задач сложились благоприятные условия.
Во-первых, у государства есть финансовые ресурсы. Они в значительном объеме могут быть направлены на решение социальных задач без угрозы инфляции.
Во-вторых, укрепление государственной
власти, в частности, новая система
избрания руководителей субъектов
федерации, создали новые административные
возможности: теперь легче обеспечивать
согласованные действия всех ветвей
и уровней государственной
В-третьих, государство перешло к трехлетнему циклу бюджетного планирования. Основные параметры федерального бюджета теперь утверждаются не только на ближайший год, но одновременно – еще и на два последующих. Например, в конце 2005 года бюджетные параметры определены вплоть до 2008 года включительно. Горизонты экономического планирования расширяются – растет уверенность в завтрашнем дне. Социально-экономические программы получают необходимые гарантии, масштабные задачи – большую четкость и детализацию.
В-четвертых, основные политические силы страны сходятся в том, что именно на обозначенных приоритетах должны сосредотачиваться усилия государства.
Для обеспечения координации усилий всех участников проектов создан Совет во главе с Президентом. В состав Совета вошли представители всех уровней исполнительной и законодательной власти, гражданского общества, эксперты.
Совет при Президенте Российской
Федерации по реализации приоритетных
национальных проектов и демографической
политике готовит предложения Президенту
Российской Федерации по разработке
мер, направленных на реализацию приоритетных
национальных проектов и демографической
политики, также рассматривает
Приоритетные национальные проекты (ПНП) – их можно назвать «ближними целями» - они не отменяют определенные ранее стратегические задачи образования, формированию платежеспособного, массового, рынка жилья и модернизации здравоохранения.
В общем случае реализацию
ПНП можно представить в
И таким образом, как видно
из рисунка 1, было выбрано четыре приоритетных
направления.
Рисунок 1 – Приоритетные национальные
проекты
Почему именно такие приоритеты: образование,
здравоохранение, доступное жилье и повышенное
внимание сельскому хозяйству?
Именно эти сферы затрагивают каждого
человека, определяют качество жизни и
формируют «человеческий капитал» – образованную
и здоровую нацию. От состояния этих сфер
зависит социальное самочувствие общества,
демографическое благополучие страны.
Именно в этих сферах граждане в наибольшей
мере обоснованно ожидают более активной
роли государства, реальных перемен к
лучшему.
Так в рамках национального проекта «Здоровье»
было провозглашено повышение доступности
и качества медицинской помощи для широких
слоев населения. Из этого, прежде всего,
следует, что гарантии бесплатной медицинской
помощи должны быть общеизвестны и понятны.
И только дополнительная медпомощь и повышенный
уровень комфортности ее получения должны
оплачиваться пациентом. Причем такая
оплата должна производиться в соответствии
с принципами обязательного страхования.
Одновременно необходимо создавать стимулы
для развития добровольного медицинского
страхования. Сверхзадача модернизации
отечественного здравоохранения – повышение
его эффективности и, как следствие –
показателей здоровья нации.
Основной задачей нацпроекта «Образование»
не допустить утраты российским образованием
своих преимуществ и одновременно усилить
его инновационность, необходимо повышать
и модернизировать требования к образованию.
Формулировать современные запросы к
образованию способен только рынок труда.
Поэтому результативность реформ в образовании
следует измерять по показателям его качества,
доступности и соответствия потребностям
рынка труда.
В жилищной сфере старые методы и подходы
– которые и раньше не решали «квартирный
вопрос» для большинства – теперь вообще
не работают. Поэтому для основной части
работающего населения необходимо обеспечить
возможности приобретения жилья на рынке,
одновременно с этим гарантируя предоставление
малоимущим социального жилья. Была поставлена
задача создать такие условия, чтобы к
2010 году минимум треть граждан страны
могли бы приобрести квартиру, отвечающую
современным требованиям, за счет собственных
накоплений и с помощью жилищных кредитов
которую и стремится выполнить национальный
проект «Доступное и качественное жилье»
Итак, сформулированные в 2005 году задачи
для здравоохранения, образования и жилищной
сферы носят стратегический характер.
Их решение во многом зависит от того,
какие темпы будет демонстрировать вся
российская экономика в долгосрочной
перспективе.
При определении социальных инициатив,
которые были названы национальными приоритетными
проектами, выбрана тактика конкретных
шагов. Поставлены задачи по наиболее
острым проблемам образования, здравоохранения,
жилищной сферы, сельского хозяйства.
Информация о работе Роль финансов в реализации социальных программ