Роль финансов в реализации социальных программ

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2012 в 19:43, курсовая работа

Описание работы

Финансы как экономическая категория. Характерные признаки финансов. Содержание нынешних национальных проектов:
1) Создание системы качественного и доступного образования;
2) Создание системы качественного и доступного здравоохранения;
3) Обеспечение доступного для населения жилья;
4) Развитие агропромышленного комплекса.

Содержание

1.Национальные проекты как важнейший инструмент реализации государственной финансовой политики
2.Основные направления реализации приоритетного национального проекта «Здоровье»
3.Основные направления совершенствования социальной политики в свете Бюджетного послания Российской Федерации на 2012-2014 годы.

Работа содержит 1 файл

доклад финансы.docx

— 38.25 Кб (Скачать)

Студентка: Константиниди София ,группа 533

Тема доклада: « Роль финансов в реализации социальных программ в России».

План

1.Национальные  проекты как важнейший инструмент  реализации государственной финансовой  политики

2.Основные направления  реализации приоритетного национального  проекта «Здоровье»

3.Основные направления  совершенствования социальной политики  в свете Бюджетного послания  Российской Федерации на 2012-2014 годы.

 

1. Национальные  проекты как важнейший инструмент  реализации государственной финансовой  политики

Финансы как экономическая  категория представляет собой систему  распределительных денежных отношений, возникающих в процессе формирования и использования фондов денежных средств у субъектов, участвующих  в создании совокупного общественного  продукта.

Характерными признаками финансов являются:

1) распределительный характер  отношений, который основан на  правовых нормах или этике  ведения бизнеса, связан с движением  реальных денег независимо от  движения стоимости в товарной  форме; 

2) односторонний (однонаправленный), как правило, характер движения  денежных средств; 

3) создание централизованных  и децентрализованных фондов  денежных средств.

Социально-экономическая  сущность финансов заключается в  исследовании и ответе на следующие  вопросы: за счет кого или чего тот  или иной хозяйствующий субъект, гражданин, государство, орган местного самоуправления формирует свои финансовые ресурсы и каким образом и  в чьих интересах используются эти  фонды денежных средств.

Повышение качества жизни  граждан России – ключевой вопрос государственной политики. Казалось бы, бесспорная декларация. Именно так  она воспринимается сейчас. В том  числе – когда звучит в устах  власти.

5 сентября 2005 года бывший  Президент В.В.Путин собрал вместе  Правительство, парламент и руководителей  регионов.

Из выступления В.Путина:

«Сегодняшние возможности  России вполне позволяют добиться более  ощутимых результатов повышения  благосостояния народа России. Добиться, не нарушая баланса основных экономических  показателей и не допуская всплеска инфляции. И потому уже открывающиеся  в российской экономике возможности  не должны быть нами упущены.

Сегодня хотел бы особо  остановиться на практических шагах  в реализации приоритетных национальных проектов в таких областях, как  здравоохранение, образование, жилье.

Во-первых, именно эти сферы  определяют качество жизни людей  и социальное самочувствие общества. И, во-вторых, в конечном счете, решение  именно этих вопросов прямо влияет на демографическую ситуацию в стране и, что крайне важно, создает необходимые  стартовые условия для развития так называемого человеческого капитала».

И вот, возможно, ключевая цитата:

«Концентрация бюджетных  и административных ресурсов на повышении  качества жизни граждан России –  это необходимое и логичное развитие нашего с вами экономического курса, который мы проводили в течение предыдущих пяти лет и будем проводить дальше. Это гарантия от инертного проедания средств без ощутимой отдачи. Это курс на инвестиции в человека, а значит – в будущее России».

Итак, что такое национальный проект или, иначе говоря, какой проект может быть назван национальным? Ответ  на этот вопрос содержится в самом  определении проекта, как национального.

С одной стороны такое  определение говорит, что проект прямо и непосредственно затрагивает, отвечает интересам не той или  иной группы, социальной страты или  класса, а осуществляется в общенациональных интересах, в интересах всего  государственно-организованного социума (нации) и его плодами, так или  иначе, воспользуются все граждане.

С другой – и это вытекает из предыдущего – осуществление, реализация такого проекта потребует того или иного участия в нем также всех членов данного общества.

При каких обстоятельствах, выдвигаются такого рода проекты? Ответ  на этот вопрос можно найти, как в  отечественном, так и зарубежном историческом опыте удачных и  неудачных постановок и реализации национальных проектов.

Все проекты выдвигались  в условиях, когда сохранение оптимистической  исторической перспективы для данного  общества требовало его (общества) качественного  преобразования. Иначе говоря, когда заканчивался один цикл развития общества, начиналась нисходящая траектория волны его развития и перед обществом вставала дилемма: либо качественно преобразоваться для перехода в новый цикл, начало восходящей траектории новой волны, либо, дойдя до конца нисходящей траектории, исчезнуть с исторической арены, как исчезают волны, достигшие своего предела – твердого берега – и выдвигались национальные проекты.

С другой стороны, было необходимо наличие общенационального доверия  к власти, выдвинувшей эти проекты.

Как можно оценить российские национальные проекты по выдвинутым критериям? Первый вопрос: нуждается  ли сегодня Россия в общенациональных проектах? Действительно, абсолютно  ясно, что состояние российского  общества сложившееся на рубеже XX и XXI веков, траектория его социально-экономической  эволюции (не путать с темпами экономического роста) исключало сколько-нибудь оптимистический  вариант его исторического будущего. Базовой, фундаментальной причиной этого явилась та система общественно-экономических  отношений, которая сложилась после  краха советской системы.

Вопрос первый: как в  сложившейся ситуации изменить сложившуюся  траекторию эволюции российского общества? Общенациональные проекты, как показывает исторический опыт – эффективный  механизм таких изменений. Таким  образом, следует, если не приветствовать, то с удовлетворением можно отметить плодотворность выдвижения национальных проектов высшей государственной властью  России.

Второй вопрос: отвечают ли выдвинутые национальные проекты  своему социально-экономическому и  историческому назначению?

В этой связи, необходимо определить, что в настоящее время является для России критическим общенациональным интересом. В принципе базовым общенациональным интересом является сохранение самого общества, как определенной исторической целостности. В условиях сложившихся  форм и механизмов глобализации эта  задача сохранение национально-государственной  идентичности осознается всеми государствами  особенно остро.

Под этим углом зрения обратимся  к содержанию нынешних национальных проектов.

1) Создание системы качественного  и доступного образования; 

2) Создание системы качественного  и доступного здравоохранения; 

3) Обеспечение доступного  для населения жилья; 

4) Развитие агропромышленного  комплекса.

Выдвинутые проекты в  данных конкретных условиях, сложившихся  в России, полностью отвечают тем  требованиям, которые позволяют  определить их, как национальные.

Действительно, что в первую очередь надо человеку.

Первое. Человек должен быть сыт, обут и одет (агропромышленный комплекс);

Второе. Человек должен иметь  крышу над головой (доступное  жилье);

Третье. Человек должен быть здоровым (за что пьем? – развитие здравоохранения);

Четвертое. Человек хочет  дать образование детям, что особенно актуально в век экономики, основанной на знании» (развитие сферы образования).

Таким образом, выдвинутые проекты, оптимально соответствуют своему национальному  статусу.

Во-первых, они прямо и  непосредственно затрагивают наиболее актуальные интересы основной массы  населения России. При этом в реализации этих интересов объективно заинтересованы и имущественные классы, т.к. в  этом случае им в гораздо большей  степени гарантирована социальная стабильность, чем при сохранении и развитии сложившейся ситуации в данной сфере.

Во-вторых, реализация этих проектов ведет к развитию человеческого  потенциала России, что является главным  условием становления ее в качестве конкурентоспособной державы.

В-третьих, эти проекты  потенциально содержат в себе мультипликационные эффекты устойчивого экономического роста, основанного на инновационных  факторах и развития внутреннего  рынка.

В-четвертых, реализация этих проектов послужит материальной базой  восстановления необходимого уровня доверия основной массы населения к власти. Таким образом, можно сделать вывод, что реализация этих проектов явится огромным шагом к восстановлению статуса России в качестве одного из полюсов роста современного мира.

К 2005 году для решения  заявленных задач сложились благоприятные  условия.

Во-первых, у государства  есть финансовые ресурсы. Они в значительном объеме могут быть направлены на решение  социальных задач без угрозы инфляции.

Во-вторых, укрепление государственной  власти, в частности, новая система  избрания руководителей субъектов  федерации, создали новые административные возможности: теперь легче обеспечивать согласованные действия всех ветвей и уровней государственной власти, что абсолютно необходимо для  успеха таких масштабных проектов.

В-третьих, государство перешло  к трехлетнему циклу бюджетного планирования. Основные параметры федерального бюджета теперь утверждаются не только на ближайший год, но одновременно –  еще и на два последующих. Например, в конце 2005 года бюджетные параметры  определены вплоть до 2008 года включительно. Горизонты экономического планирования расширяются – растет уверенность  в завтрашнем дне. Социально-экономические программы получают необходимые гарантии, масштабные задачи – большую четкость и детализацию.

В-четвертых, основные политические силы страны сходятся в том, что именно на обозначенных приоритетах должны сосредотачиваться усилия государства.

Для обеспечения координации  усилий всех участников проектов создан Совет во главе с Президентом. В состав Совета вошли представители  всех уровней исполнительной и законодательной  власти, гражданского общества, эксперты.

Совет при Президенте Российской Федерации по реализации приоритетных национальных проектов и демографической  политике готовит предложения Президенту Российской Федерации по разработке мер, направленных на реализацию приоритетных национальных проектов и демографической  политики, также рассматривает концептуальные основы, цели и задачи приоритетных национальных проектов и демографической  политики, определяет способы, формы  и этапы их реализации, проводит анализ практики реализации приоритетных национальных проектов и демографической  политики и подготовку предложений по ее совершенствованию

 

Приоритетные национальные проекты (ПНП) – их можно назвать «ближними целями» - они не отменяют определенные ранее стратегические задачи  образования, формированию платежеспособного, массового, рынка жилья и модернизации здравоохранения.

В общем случае реализацию ПНП можно представить в качестве государственной социальной политики в целом, т.к. существующие ныне проекты  охватывают ее самые ключевые стороны.

И таким образом, как видно  из рисунка 1,  было выбрано  четыре приоритетных  направления. 
 
 
 
 Рисунок 1 – Приоритетные национальные проекты 
 
Почему именно такие приоритеты: образование, здравоохранение, доступное жилье и повышенное внимание сельскому хозяйству? 
 
Именно эти сферы затрагивают каждого человека, определяют качество жизни и формируют «человеческий капитал» – образованную и здоровую нацию. От состояния этих сфер зависит социальное самочувствие общества,  демографическое благополучие страны. Именно в этих сферах граждане в наибольшей мере обоснованно ожидают более активной роли государства, реальных перемен к лучшему. 
 
Так в рамках национального проекта «Здоровье» было провозглашено повышение доступности и качества медицинской помощи для широких слоев населения. Из этого, прежде всего, следует, что гарантии бесплатной медицинской помощи должны быть общеизвестны и понятны. И только дополнительная медпомощь и повышенный уровень комфортности ее получения должны оплачиваться пациентом. Причем такая оплата должна производиться в соответствии с принципами обязательного страхования. Одновременно необходимо создавать стимулы для развития добровольного медицинского страхования. Сверхзадача модернизации отечественного здравоохранения – повышение его эффективности и, как следствие – показателей здоровья нации. 
 
Основной задачей нацпроекта «Образование» не допустить утраты российским образованием своих преимуществ и одновременно усилить его инновационность, необходимо повышать и модернизировать требования к образованию. Формулировать современные запросы к образованию способен только рынок труда. Поэтому результативность реформ в образовании следует измерять по показателям его качества, доступности и соответствия потребностям рынка труда. 
 
В жилищной сфере старые методы и подходы – которые и раньше не решали «квартирный вопрос» для большинства – теперь вообще не работают. Поэтому для основной части работающего населения необходимо обеспечить возможности приобретения жилья на рынке, одновременно с этим гарантируя предоставление малоимущим социального жилья. Была поставлена задача создать такие условия, чтобы к 2010 году минимум треть граждан страны могли бы приобрести квартиру, отвечающую современным требованиям, за счет собственных накоплений и с помощью жилищных кредитов которую   и  стремится выполнить национальный проект «Доступное и  качественное жилье» 
 
Итак, сформулированные в 2005 году задачи для здравоохранения, образования и жилищной сферы носят стратегический характер. Их решение во многом зависит от того, какие темпы будет демонстрировать вся российская экономика в долгосрочной перспективе. 
 
При определении социальных инициатив, которые были названы национальными приоритетными проектами, выбрана тактика конкретных шагов. Поставлены задачи по наиболее острым проблемам образования, здравоохранения, жилищной сферы, сельского хозяйства. 

Информация о работе Роль финансов в реализации социальных программ