Роль финансов в развитии экономики и влиянии на социальную сферу

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2012 в 00:24, курсовая работа

Описание работы

Цель работы: изучить природу финансов, разобраться в особенностях их функционирования, рассмотреть способы их использования в интересах направленных на стабилизацию социально-экономической ситуации в субъектах Российской Федерации.

Содержание

Введение……………………………………………………………………….3
Финансы……………………………………………………….……………4
Сущность и предпосылки возникновения финансов………………..4
Область возникновения и функционирования финансов………..…9
Финансы и общественное производство……………………….……16
2 Роль финансов в развитии экономики и влиянии на социальную сферу……………………………………………………………………….19
2.1 Государственные финансы и их влияние на экономику………..…19
2.2 Роль финансов в расширенном производстве и в развитии НТП………………………………………………………………………...27
2.3 Влияние финансов на социальную сферу…………………………...31
3 Анализ федерального бюджета Российской Федерации………..……...37
3.1 Анализ доходной части федерального бюджета Российской Федерации на 01.01.2012 года..………………………………….....……37
3.2 Анализ расходной части федерального бюджета Российской Федерации на 01.01.2012 года..………………………………….....……39
3.3 Анализ сбалансированности федерального бюджета Российской Федерации на 01.01.2012 года..…………………………..………...……40
Заключение………………………………………………………….……….43
Список используемых источников…………………………………………45

Работа содержит 1 файл

Курсовая работа Люба.doc

— 351.50 Кб (Скачать)

Государственный долг - общая сумма задолженности  правительства населению, владельцам государственных ценных бумаг, равная сумме прошлых бюджетных дефицитов.

В настоящее  время в большинстве стран  растут как внутренние, так и внешние долги. Такое положение при неэффективном использовании полученных средств на определенном этапе развития может вызвать тяжелые социально-экономические последствия. Современные эксперты признают опасным для стабильности национального хозяйства такое положение, при котором общая сумма государственного долга превышает объем ВВП в 1,5-2 раза. Поэтому правительства всех стран стараются не доводить государственный долг до этой черты. Они стремятся к сокращению расходов по обслуживанию долга путем снижения расходной части бюджета.

Подведем итог:

Экономика страны это  сложный народнохозяйственный комплекс, различные части которого развиваются неравномерно в связи с тем, что потребности общества очень изменчивы, а производство стремится приспособиться к ним. Неравномерность развития экономики приводит к тому, что отдельные ее звенья вырываются вперед, другие - отстают в своем росте. Нормальное функционирование народнохозяйственного комплекса возможно лишь при условии, когда каждое его структурное подразделение органично увязано с другими. Лишь на основе такой увязки достигается необходимая пропорциональность структуры общественного производства, которая обеспечивает сбалансированное его развитие как единого целого. Согласованное функционирование разных частей экономики достигается путем ее регулирования. В условиях рынка регулирование экономики обеспечивается путем перераспределения финансовых ресурсов. Именно благодаря такому перераспределению создаются необходимые финансовые предпосылки для осуществления структурных сдвигов. Государство активно участвует в регулировании экономической жизни своей страны. Для регулирования хозяйственной жизни оно использует многочисленные экономические, политические и юридические меры, с помощью которых вмешивается в экономические процессы, с целью достижения стабильного развития и адаптации к постоянно меняющимся условиям современной рыночной конъюнктуры.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2 Роль финансов в расширенном производстве и в развитии НТП

 

Расширенное производство включает непрерывное возобновление и расширение производственных фондов, рост ВВП и его главной части - национального дохода, воспроизводство рабочей силы и производственных отношений.

Производство осуществляется с использованием экономических рычагов, товарно-денежных, финансовых и кредитных отношений. Важная роль в производстве всех составных частей ВВП принадлежит государственным финансам и финансам предприятий.

В условиях углубления рыночных реформ происходит перестройка  всей системы (финансовых отношений в народном хозяйстве). Одной из причин сокращения инвестиционной деятельности в производственной сфере по всем народнохозяйственным комплексам является кризис неплатежей в народном хозяйстве.

Государственные финансы, и, прежде всего бюджетная система, путем соответствующего направления средств должны обеспечить структурную перестройку экономики, ускорение научно-технического прогресса, повышение эффективности производства, и на этой основе рост жизненного уровня народа. За счет централизованных фондов обеспечиваются потребности расширенного производства на макроуровне: осуществляется межотраслевое и территориальное перераспределение ресурсов для выравнивания уровня экономического и социального развития отдельных регионов. Особенно велика роль финансов в расширенном производстве предприятий различных форм собственности, поскольку при их непосредственном участии создается ВВП и происходит его распределение внутри предприятия и отраслей[9].

Несмотря на резкое снижение бюджетного финансирования, условия расширенного воспроизводства для предприятий в рыночной экономике облегчаются вследствие возросшей доли прибыли, оставляемой в хозяйстве, увеличившейся амортизации в результате переоценки основных фондов, возможностей привлечения банковских кредитов и других форм заимствования на финансовом рынке.

Финансы выступают  важным элементом производства рабочей  силы, в стоимость которой, помимо оплаты труда, входят также расходы  на образование, здравоохранение, социальное обеспечение. Расширение сферы социальных расходов вызывается во многом требованиями научно-технической революции. Быстрая качественная перестройка производства требует постоянного изменения профессиональной структуры рабочей силы, что влечет за собой дальнейший рост расходов на образование и переквалификацию кадров.

Прекращение спада производства, и экономический рост возможны только в условиях резкого увеличения инвестиционных ресурсов, укрепления покупательной силы рубля, облегчения налогообложения производственных предприятий. Долговременное повышение эффективности и масштабов производства возможно только на основе использования новейшей техники и технологии. В развитых странах в настоящее время почти весь прирост производительности труда получают за счет создания, освоения и внедрения новой техники и технологий.

Переход на рыночные отношения потенциально благоприятствует научно-техническому прогрессу (НТП). Однако для максимального раскрытия  этого потенциала необходимы определенные условия, среди которых: превышение предложения над спросом на рынке традиционных товаров, отсутствие монополизма производителей и разработчиков, наличие конкуренции (в том числе среди научных коллективов), защита интеллектуальной собственности и т.д.

Пока полностью  в России условия не созданы, поэтому  нередко коммерческие интересы побуждают субъекты хозяйствования направлять свои ресурсы в сторону более легких и гарантированных способов увеличения прибыли, экономя на расходах на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы (НИОКР). В связи с этим необходим поддерживаемый государством механизм финансового обеспечения и стимулирования НИОКР, работ по созданию и внедрению новой техники, изобретательству. Государственное участие в создании такого механизма может осуществляться путем бюджетного финансирования научных разработок (в форме сметного финансирования государственных научно-исследовательских организаций, субсидий и субвенций, бюджетных кредитов, оплаты государственного и муниципального заказа), а также создания льготных условий субъектам хозяйствования, действующим в области инноваций.

Сочетание различных  налогово-бюджетных методов стимулирования НТП можно проследить на основе деятельности некоммерческих организаций, созданных  в форме научных фондов. В Российской Федерации, например, государство выступает учредителем Российского фонда фундаментальных исследований, Фонда содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере, Федерального фонда производственных инноваций и др.

Источником  финансирования научных грантов, размещаемых  на конкурсных условиях данными фондами, являются бюджетные средства. Данные средства, полученные организациями, осуществляющими научные разработки, не учитываются при определении налогооблагаемой прибыли.

Фонды финансирования научных исследований могут создаваться органами государственной власти вместе с коммерческими организациями.

Для ускорения  научно-технического прогресса большое  значение имеют порядок распределения  средств между отдельными этапами  научных исследований, процессами разработки, создания, внедрения и освоения новой техники, способы концентрации средств на ключевых направлениях научно-технического прогресса и у тех научно-исследовательских и производственных коллективов и отдельных исследователей, которые добиваются наиболее крупных научно-технических достижений.

Обязательной  составной частью финансового механизма  НТП является система материального  стимулирования научно-технических  достижений. Мощное воздействие Нобелевского фонда на мировую науку в немалой  степени определяется размерами  назначаемых им премий. В Российской Федерации авторам научных открытий, лауреатам государственных и именных премий выплачиваются крупные денежные вознаграждения.

При использовании  патентов на изобретение размер вознаграждения автору устанавливается по соглашению сторон. Одним из инструментов финансового регулирования данной сферы деятельности являются государственные пошлины на заявку, регистрацию и продление патента. Размер пошлин оказывает влияние на масштабы изобретательской деятельности и сроки действия патентов.

Таким образом, можно сделать следующие выводы:

В рамках рыночных условий роль финансов в расширенном  производстве существенно возросла. Финансы, являясь частью финансового механизма, тесно связаны с процессом производства, который существует в разных экономических формациях, непосредственно связаны с товарно-денежными отношениями и государством, представляют собой, прежде всего, стоимостную категорию, осуществляют распределение (на уровне микроэкономики) и перераспределение (на уровне макроэкономики) ВВП и национального дохода.

Переход на рыночные отношения потенциально благоприятствует научно-техническому прогрессу. Для максимального раскрытия этого потенциала необходим поддерживаемый государством механизм финансового обеспечения и стимулирования НИОКР, работ по созданию и внедрению новой техники, изобретательству.

 

 

 

 

 

 

 

 

2.3 Влияние финансов на социальную сферу

 

Для реализации основных жизненно важных социальных гарантий (таких как право на труд и защита от безработицы; право на государственную защиту материнства, отцовства, детства, семьи; социальное обеспечение при утрате трудоспособности или потере кормильца; право на жилище, на охрану здоровья и медицинскую помощь; на образование) предусмотрены специальные финансовые механизмы.

Социальная  стабильность как условие экономического развития предполагает отсутствие резкого расслоения общества, поэтому государственное финансовое регулирование социальных процессов также направлено на нивелирование разницы в уровне доходов отдельных социальных групп. Финансовыми методами воздействия на социальные процессы являются:

  • финансирование гарантированных государством прямых денежных выплат гражданам (пенсии, пособия, стипендии, и др.);
  • финансирование льгот отдельным категориям граждан при оплате или получении товаров и услуг;
  • государственная финансовая поддержка жизненно важных отраслей экономики, ориентированных на производство потребительских товаров и услуг первой необходимости;
  • налоговое регулирование доходов граждан и юридических лиц (дифференциация налоговых ставок, налоговые льготы, в том числе направленные на стимулирование благотворительной деятельности);
  • бюджетное финансирование учреждений социальной сферы (образование, здравоохранение, культура, социальное обслуживание), а также государственная поддержка других некоммерческих организаций, действующих на рынке подобных услуг для обеспечения их доступности населению;
  • финансовое стимулирование создания новых рабочих мест, а также начала индивидуальной предпринимательской деятельности, финансирование общественных работ;
  • государственное финансовое регулирование рынка жилья;
  • содействие развитию финансового рынка, участники которого ориентированы на «мелких» (с точки зрения размеров накоплений) вкладчиков, инвесторов, страхователей, создание специального механизма защиты их интересов.

В Российской Федерации  за счет средств бюджетов разных уровней  и государственных социальных внебюджетных фондов финансируются выплаты, называемые социальными трансфертами это:

  • пенсии по старости, потере кормильца, инвалидности, за выслугу лет;
  • пособия при временной и постоянной нетрудоспособности, на детей, на погребение, по безработице, вынужденным мигрантам;
  • стипендии студентам, в том числе социальные стипендии студентам из малоимущих семей;
  • жилищные субсидии;
  • материальная помощь малоимущим гражданам.

Большая часть  социальных выплат регулируется федеральным  законодательством, в то время как  сами выплаты нередко производятся по месту жительства или работы их получателей, в том числе и  через исполнительные органы субъектов  Российской Федерации и муниципальных образований. Субъекты Российской Федерации, не получающие финансовой помощи из федерального бюджета, проводят самостоятельную социальную политику, предусматривая дополнительные надбавки к федеральным выплатам с учетом региональной специфики, которые финансируются из региональных и местных бюджетов.

Извечной дилеммой финансового регулирования социальных процессов является выбор между  денежными выплатами и предоставлением  бесплатных или частично оплачиваемых услуг, т.е. социальных льгот. В теории отдается предпочтение денежным выплатам, так как они дают возможность выбора использования денежных средств, что в большей степени отвечает рыночным принципам, кроме того, денежная выплата, как правило, адресная, поэтому более эффективна. В то же время неэквивалентная замена льгот компенсационными выплатами может ухудшить жизненный уровень граждан.

Предоставление  социальных льгот основано, как правило, на бюджетном субсидировании поставщика услуг. Нет общего правила принятия решения о целесообразности такого субсидирования: например. Бюджетное субсидирование производства товаров и услуг - это одна из форм государственной финансовой поддержки отраслей, производящих потребительские товары и товары первой необходимости наряду с налоговыми льготами, а также государственными и муниципальными заказами.

Одним из основных методов сглаживания дифференциации доходов разных социальных групп, обеспечения  доступности жизненно важных товаров  и услуг является налоговое регулирование. Стимулами производства недорогих товаров и услуг первой необходимости могут быть налоговые льготы их производителям. Более низкая ставка НДС установлена для производства продуктов питания, детских товаров, некоторых видов лекарств. Налоговое законодательство Российской Федерации установило единый порядок исчисления налога на прибыль всеми организациями: и коммерческими, и некоммерческими.

Информация о работе Роль финансов в развитии экономики и влиянии на социальную сферу