Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2012 в 00:24, курсовая работа
Цель работы: изучить природу финансов, разобраться в особенностях их функционирования, рассмотреть способы их использования в интересах направленных на стабилизацию социально-экономической ситуации в субъектах Российской Федерации.
Введение……………………………………………………………………….3
Финансы……………………………………………………….……………4
Сущность и предпосылки возникновения финансов………………..4
Область возникновения и функционирования финансов………..…9
Финансы и общественное производство……………………….……16
2 Роль финансов в развитии экономики и влиянии на социальную сферу……………………………………………………………………….19
2.1 Государственные финансы и их влияние на экономику………..…19
2.2 Роль финансов в расширенном производстве и в развитии НТП………………………………………………………………………...27
2.3 Влияние финансов на социальную сферу…………………………...31
3 Анализ федерального бюджета Российской Федерации………..……...37
3.1 Анализ доходной части федерального бюджета Российской Федерации на 01.01.2012 года..………………………………….....……37
3.2 Анализ расходной части федерального бюджета Российской Федерации на 01.01.2012 года..………………………………….....……39
3.3 Анализ сбалансированности федерального бюджета Российской Федерации на 01.01.2012 года..…………………………..………...……40
Заключение………………………………………………………….……….43
Список используемых источников…………………………………………45
Распределение и перераспределение стоимости с помощью финансов обязательно сопровождается движением денежных средств, они формируются у субъектов хозяйствования и государства за счет различных видов денежных доходов, отчислений и поступлений, а используются на расширенное воспроизводство, материальное стимулирование работающих, удовлетворение социальных и других потребностей общества.
Финансовые ресурсы выступают материальными носителями финансовых отношений. Формирование финансовых ресурсов начинается на стадии распределения, когда стоимость реализована и в составе выручки вычленяются конкретные экономические формы реализованной стоимости.
Использование финансовых ресурсов осуществляется в основном через денежные фонды специального целевого назначения.
Финансовые фонды – важная составная часть общей системы денежных фондов, функционирующая в народном хозяйстве. Фондовая форма использования финансовых ресурсов объективно предопределена потребностями расширенного воспроизводства, она позволяет теснее увязать потребности людей с экономическими возможностями общества; обеспечивает концентрацию ресурсов на основных направлениях развития общественного производства; дает возможность полнее увязать общественные, коллективные и личные интересы и тем активнее воздействовать на производство.
Рассмотрение финансовых ресурсов в качестве материальных носителей финансовых отношений позволяет выделить финансы из общей совокупности категорий, участвующих в стоимостном распределении. Ни одна из них, кроме финансов, не характеризуется таким материальным носителем. Отсюда, важным признаком финансов является то, что финансовые отношения связанны с формированием денежных доходов и накоплений, принимающих форму финансовых ресурсов. При этом формы и методы меняются в зависимости от изменения социальной природы общества.
Финансы делятся на два уровня: государственные финансы, финансы хозяйствующих субъектов.
В рыночной экономике финансы
частных предприятий и
Финансовые отношения строятся между государством и юридическими и физическими лицами; между юридическими и физическими лицами, между юридическими лицами, между отдельными государствами.
Субъектами финансовых отношений являются все предприятия и организации всех форм собственности; финансово-кредитные учреждения (пенсионные фонды, благотворительные фонды, доверительные фонды, страховые организации и т.д.); кредитные учреждения (банки, ломбарды и т.д.); финансовые учреждения; органы государственной власти.
Финансовая
система представляет собой совокупность
финансовых отношений и субъектов,
осуществляющих эти отношения. Все
блоки и звенья в финансовой системе
взаимосвязаны и
Состояние финансовой системы является важным индикатором состояния всей экономики страны. Существует два принципа построения финансовой системы: принцип демократического централизма, и принцип фискального (бюджетного) федерализма[10].
В соответствии с первым признаком все блоки и звенья финансовой системы являются составными частями одного центрального бюджета государства или входят в него составными частями с сильно ограниченными правами и компетенцией (тотальное государство, командно-административная экономика).
Согласно второму принципу различные блоки и звенья в финансовой системе в своих правах и компетенции не пресекаются. Правительство со своим бюджетом отвечает за общенациональные цели и приоритеты, а местные власти отвечают за ЖКХ, дорожное строительство, за бытовую сферу, частично образование, здравоохранение и т.д. Такие финансовые системы характерны для стран с рыночной экономикой и демократическим устройством государства (проблема вертикального и горизонтального межбюджетного регулирования).
Финансы представляют собой особую категорию, и в этом смысле они присутствуют в любой экономике, в любом государстве. Но хотя финансы и объективны, в них присутствует и субъективный элемент. Строят финансовые отношения люди. В этом как раз и заложена возможность использования финансов в процессах экономического развития. От научной объективности, от искусства наших законодателей, финансистов зависит, насколько финансы будут соответствовать интересам всех хозяйствующих субъектов общества (государство, предприятия, организации, домохозяйства).
Как экономический субъект хозяйствования финансы способны количественно и качественно влиять на общественное производство. Количественное влияние характеризуется масштабами и пропорциями мобилизуемых, распределяемых и используемых финансовых ресурсов. Качественное влияние - воздействием финансов на материальные интересы участников рыночных производственных процессов. Это происходит через формы организации финансовых отношений (направленность налогообложения на собственность, а не на деятельность). В условиях командной экономике государство практически не использует количественные и качественные методы воздействия на процессы воспроизводства, т.к. финансовые ресурсы, полностью изымались государством и не распределялись в соотношении с государственными планами. А централизованное распределение и прямое бюджетное финансирование развивало мошенничество и безответственность в использовании финансовых ресурсов.
В рамках использования финансов в общественном производстве выделяют три основных направления финансового воздействия на процессы общего развития[10]:
Все эти направления могут быть успешно реализованы при условии покрытия производственных затрат финансовыми ресурсами.
Основой финансовых ресурсов является прибыль, различные виды налогов, амортизационные отчисления, страховые фонды и т.д. Финансовые ресурсы, прежде всего, нужны субъектам хозяйствования, у них формируется децентрализованные финансовые ресурсы. Они направляются на капитальные вложения, увеличение оборотных средств, на финансирование научно-технологических разработок, на социальную сферу, экологические предприятия и т.д.
Децентрализованные финансовые ресурсы обеспечивают процесс воспроизводства на микроуровне. Потребности воспроизводства на макроуровне обеспечивается за счет централизованных финансовых ресурсов. Формами их испытания являются бюджетные и внебюджетные фонды. Средства этих фондов направляются на управление, оборону, на развитие народного хозяйства, на социально-культурные мероприятия и т.д.
Переход на рыночные механизмы позволяет в корне изменить подходы к изысканию, образованию и направлениям использования денежных средств. Становится возможным увеличивать резервы роста собственных финансовых ресурсов за счет увеличения прибыли, использование ускоренной амортизации, снижение издержек.
Осуществление финансового ресурсного производственного процесса может осуществляться в трех формах[11]:
Для рынка характерны первые два способа, а третий способ используется, как правило, на тех предприятиях, которые работают в рамках целевых программ, или на государственных предприятиях.
С целью обеспечения
непрерывности общественного
Прежде чем подвести итог, выделим основные функции финансов, которые полнее всего раскрывают их сущность[1]:
Таким образом, можно сделать выводы:
Финансы представляют собой экономические отношения, связанные с формированием, распределением и использованием централизованных и децентрализованных фондов денежных средств в целях выполнения функций и задач государства и обеспечения условий расширенного воспроизводства.
Областью возникновения
и функционирования финансов является
вторая стадия общественного воспроизводства
Сущность финансов заключена в закономерности их развития, при котором сфера охватываемых ими товарно-денежных отношений и роль в процессе общественного воспроизводства определяются экономическим строем общества, природой и функциями государства.
1.3 Финансы и общественное производство
Производство является материальной основой в жизни общества. Прежде всего, производство выступает как видоизменение и приспособление предметов и сил природы к удовлетворению человеческих потребностей, то есть выступает как материальное производство.
Производство жизненных благ всегда носит общественный характер. Люди во всей своей истории живут более или менее крупными обществами, образующими, в конечном счете, мировое сообщество с мирохозяйственными экономическими, а также научными, культурными и другими цивилизованными связями. Сложение сил в труде дает не только суммарную совокупную рабочую силу, а рождает новую общественно – кооперированную рабочую силу. Эта возросшая общественная производительная сила людей приумножается еще разделением труда, специализацией производства, его научно-техническим совершенствованием. Наука, обеспечивающая научно-техническое совершенствование производства, и государство, создающее организационно- правовые условия его функционирования, является социальными факторами производства. Таковыми являются также экономические интересы, системы оплаты труда, потенциальная прибыль и другие, материальные и социальные результаты производства, стимулирующие его развитие и совершенствование.
В рамках использования финансов в общественном производстве выделяются три главных направления финансового воздействия на процессы общественного развития[7]:
Существуют различные рычаги регулирования:
Регулирование финансовых ресурсов происходит в трех формах: самофинансирование, кредитование и бюджетное финансирование.
В составе финансовых стимулов развития экономики и роста ее эффективности можно выделить приоритетные и наиболее эффективные направления инвестирования финансовых ресурсов[2]: бюджетные стимулы, налоговые льготы и санкции.
Производство - важнейшее условие существования человечества. Существует два вида непрерывного производства: производство общественного продукта и производство будущей рабочей силы. Первый вид состоит из четырех стадий, причем невыполнение хотя бы одной из них приводит к прекращению данного процесса[7]: производство, распределение, обмен, потребление.
В процессе производства при взаимодействии капитала, т. е. основных и оборотных фондов, и рабочей силы осуществляется создание стоимости и потребительной стоимости продукта. Стоимость совокупного общественного продукта за вычетом фонда возмещения материальных затрат образует источник первичных доходов и накоплений субъектов экономических отношений – ВВП. Причем каждый участник производственного процесса имеет свою долю ВВП: для хозяйствующих субъектов – это валовая прибыль экономики, для государства – налоги, для работающего населения – оплата труда с отчислениями, т.е. происходит распределение ВВП по субъектам экономических отношений. С образованием первичных доходов начинается процесс их перераспределения через бюджетную и кредитную системы, в результате которого формируются конечные «чистые» доходы, или собственные финансовые ресурсы субъектов экономических отношений в виде целевых денежных фондов (фондов накопления и потребления), являющихся основой удовлетворения разнообразных потребностей.
Подводя итоги первой главы курсовой работы можно сделать следующие выводы:
Информация о работе Роль финансов в развитии экономики и влиянии на социальную сферу