Роль Федерального казначейства в создании электронного правительства России

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 11:35, контрольная работа

Описание работы

Предпосылки создания электронного правительства. Приступить к формированию электронного правительства в Российской Федерации стало возможным благодаря достигнутому за последние два десятилетия уровню использования информационных технологий в повседневной жизни, в медицине, здравоохранении, образовании и науке, а также деятельности органов власти всех уровней.

Работа содержит 1 файл

РАБОТА.docx

— 47.98 Кб (Скачать)

Во-вторых, необходима тесная связь системы управления бюджетным процессом и системы  осуществления закупок – как  при планировании бюджета, так и  при санкционировании расходов бюджета.

Также необходимо отметить, что сегодня крайне неудобен процесс оплаты физическими лицами платежей в бюджетную систему. Если оплату, например, сотового телефона можно произвести мгновенно и с использованием множества различных каналов оплаты, то платежи физических лиц в бюджетную систему происходят исключительно с использованием бумажных квитанций и вызывают необходимость личного присутствия гражданина на различных этапах.

Необходимо создать  специализированную платежную систему. Перед уплатой, например, налога происходит его начисление. Если бы гражданин имел доступ к базе начислений, ничего особого делать было бы не надо, просто кликнуть «оплатить». Или даже еще более удобная система, которая используется во многих европейских странах – в случае возникновения начислений гражданин доверяет банку в некой базе безакцептно списывать деньги с его счета. А гражданин получает SMS из своего Интернет-банка, что списана такая-то сумма на уплату налога.

Казначейство  сегодня выступает оператором такой  создаваемой платежной системы, которая будет включать в себя и зачисления в бюджет, и выплаты  из бюджета. В 2010 году планировалось проведение пилотного проекта в четырех регионах: Астраханской области, Владимирской области, Татарстане и Башкортостане. Если такая электронная карта будет сделана, то, во-первых, она сможет являться единым средством идентификации личности, и это упростит работу Казначейства. Во-вторых, карта станет одним из средств оплаты. Но мы и сейчас в создаваемую систему встраиваются различные инструменты оплаты, например, карты – VISA, MasterCard.

В ведомстве Казначейства создана уникальная IT-инфраструктура. Казначейство представлено во всех регионах страны, создана современная сеть территориальных органов казначейства. Можно использовать данную инфраструктуру для решения смежных задач. Кроме того, общероссийский сайт государственных закупок непосредственно связан с деятельностью Казначейства. Например, нельзя объявить конкурс, если нет бюджетных ассигнований, нельзя финансировать контракт, если он не зарегистрирован должным образом и т.д. А платежи в бюджет – это непосредственная работа Казначейства. Казначейство ведет полный учет администраторов доходов и расходов бюджета, а их 30 тысяч только федеральных, плюс 300 тысяч региональных и муниципальных. С подавляющим большинством из них у Казначейства электронный документооборот, выданы сертификаты ключей электронно-цифровой подписи (удостоверяющий центр Федерального казначейства выдал более миллиона сертификатов).

В Федеральном казначействе до 2005 года существовало несколько разрозненных информационных систем, которые каким-то образом приходилось синхронизировать. Но технологии развиваются, и появилась возможность создать единую систему. Резко повысилась достоверность и сократилась трудоемкость работ. Сейчас в одном формате, опираясь на одни и те же справочники, работает и центральный аппарат, и казначейство и на Камчатке, и в Калининградской области.

Такая же ситуация сегодня с электронным правительством. И начинать надо с основного, со справочников, реестров, регистров, то есть, с базиса, на котором все зиждется. Оценить  весь процесс формирования электронного правительства невозможно, потому что Федеральное казначейство – это лишь один из участников новой системы. А на базе инфраструктуры Федерального казначейства планируется сделать систему управления государственными финансами. В начале 2010 года об этом объявил экс-министр финансов Алексей Леонидович Кудрин на коллегии казначейства. Уже началась работа по разработке концепции системы управления государственными финансами. Планируется создание около 15 классификаторов, необходимых для системы управления финансами. Такая система шире, чем система казначейства, казначейство – это в, основном, касса. Финансы – это и планирование, и макроэкономика, и федеральная контрактная система, о которой мы говорили. Все это должно базироваться на единых классификаторах. Далее идут блоки планирования, исполнения бюджета и т.д. Планируется создание единого реестра государственных и муниципальных служащих, единой системы начисления социальных льгот. Результатом такой системы будет важнейший ресурс для граждан. Граждане должны понимать, что им дает бюджет Российской Федерации.

Предложения Министерства финансов РФ по переходу на «программный» бюджет – это основа данной системы. Как только бюджет становится программным, все цели увязываются сверху вниз: есть задачи правительства, задачи ведомств, целевые программы, и все, в конечном итоге, считается в натуральных показателях. А дальше выделяются деньги, контрактуются. И дальше задачи Казначейства совершенно понятны.

Федеральное казначейство старается решать все стоящие перед ним задачи (в том числе развитие информационной системы казначейства) в рамках текущего финансирования. В результате осуществленного проекта по модернизации Федерального казначейства удалось решить основные технические вопросы и создать устойчивый фундамент для дальнейшего наращивания мощностей. Кроме того, большинство IT-услуг, не связанных с основной деятельностью казначейства, выводятся на аутсорсинг. Это получается не только дешевле, но и эффективнее.

«Электронный бюджет» – новый подход к построению Автоматизированной Системы Управления Государственными Финансами (АСУ ГФ).

Комплексное решение  «Электронный бюджет» построено на принципах Концепции создания и развития интегрированной информационной системы управления общественными финансами «Электронный бюджет» Правительства РФ, полностью соответствует требованиям Федерального закона № 83-ФЗ, Программы по повышению эффективности бюджетных расходов на период до 2012 года, государственной программы «Информационное общество (2011-2020 годы)».

Электронный бюджет включает в себя следующие основные направления:

1. Интеграция  и автоматизация следующих процессов  управления общественными финансами: 

  • программно-целевое бюджетирование,
  • планирование и исполнение бюджета,
  • бухгалтерский учёт и отчётность,
  • управление закупками,
  • бюджетный контроль,
  • мониторинг ключевых показателей эффективности.

2. Переход на  юридически значимый документооборот  в сфере управления общественными  финансами. 

3. Использование  единых реестров и классификаторов. 

4. Централизованное  взаимодействие с федеральными  реестрами и порталами. 

5. Обеспечение  прозрачности и публичности информации  о деятельности публично-правовых  образований в сфере управления  общественными финансами. 

6. Оптимизация  бюджетных расходов на использование  и поддержку ИТ-решений.

Основной целью создания и развития системы «Электронный бюджет» является обеспечение прозрачности, открытости и подотчетности деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также повышение качества финансового менеджмента организаций сектора государственного управления за счет формирования единого информационного пространства и применения информационных и телекоммуникационных технологий в сфере управления общественными финансами.11

Экономический эффект от создания «электронного бюджета» до сих пор не просчитан, нет такой  цифры, которая показала бы точную выгоду от новации. Проводились различные  оценки экономического эффекта от перехода на «электронный бюджет», однако на данный момент эти оценки не носят количественного  характера в связи с тем, что  сама концепция носит долгосрочный характер и ее реализация планируется не ранее чем через три-пять лет.

Вслед за www.zakupki.gov.ru и www.gosuslugi.ru в российской доменной системе может появиться еще одно доменное имя с приставкой gov – www.budget.gov.ru. Новый портал призван стать подобием «электронного бюджета». На языке чиновников новация «реализует» закрепленный в Бюджетном кодексе принцип прозрачности бюджетных данных для широкого круга заинтересованных пользователей, «увяжет» бюджетные средства с результатами деятельности госструктур и «исключит» дублирование рутинных операций по многократному вводу и обработке данных.12

Особый акцент авторы концепции делают на том, что  новый ресурс сделает доступной  информацию «о финансово-хозяйственной  деятельности публично-правовых образований  и государственных внебюджетных фондов для всех категорий потребителей». На нем будет размещена информация о прогнозных и фактических поступлениях доходов во все государственные  бюджеты и внебюджетные фонды. А  также данные о деятельности и  состоянии бюджетных организаций, об их активах и обязательствах, плановых и фактических результатах  работы.

Экономический эффект от внедрения планируется также  достигать за счет повышения операционной эффективности деятельности в сфере  управления государственными финансами: получения преимуществ при электронном обмене между организациями, улучшения качества информации, гармонизации и автоматизации отдельных учетных процедур, сокращения численности учетных работников и расходов на хранение, обработку бумажных первичных документов. Кроме того, внедрение «электронного бюджета» позволит уменьшить общую стоимость владения государственными информационными ресурсами в сфере управления общественными финансами.

Для общей оценки эффективности реализации «электронного  бюджета» будет использоваться «сбалансированная  система показателей, включающая оценку как материального, так и нематериального  эффекта» от нее. Под последним понимаются репутационные выигрыши. Например, Россия может подняться в международном рейтинге прозрачности в бюджетно-налоговой сфере (Open Budget Index).

1 Распоряжение Правительства РФ от 06.05.2008 № 632-р (ред. от 10.03.2009) «О Концепции формирования в Российской Федерации электронного правительства до 2010 года».

2 www.mdi.ru – энциклопедия НТЦ «Институт развития Москвы».

3 «Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации» (утв. Президентом РФ 07.02.2008 №Пр-212).

4 «Системный проект формирования в Российской Федерации инфраструктуры электронного правительства».

5 www.tadviser.ru – статья «Единый портал государственных услуг».

6 www.tadviser.ru – статья «Система межведомственного электронного документооборота России».

7 www.tadviser.ru – статья «Система межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ)».

8 www.tadviser.ru – статья «Электронные государственные услуги в регионах России».

9 www.gosman.ru – электронный журнал «ГосМенеджмент», 30 июня 2010г.

10 Федеральный закон № 94-ФЗ от 21.07.2005  «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд».

11 Распоряжение Правительства РФ от 20.07.2011 №1275-р «О Концепции создания и развития государственной интегрированной информационной системы управления общественными финансами «Электронный бюджет».

12 www.rbcdaily.ru – ежедневная деловая газета «RBK daily», 08.06.2011г.


Информация о работе Роль Федерального казначейства в создании электронного правительства России