Роль Федерального казначейства в создании электронного правительства России

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 11:35, контрольная работа

Описание работы

Предпосылки создания электронного правительства. Приступить к формированию электронного правительства в Российской Федерации стало возможным благодаря достигнутому за последние два десятилетия уровню использования информационных технологий в повседневной жизни, в медицине, здравоохранении, образовании и науке, а также деятельности органов власти всех уровней.

Работа содержит 1 файл

РАБОТА.docx

— 47.98 Кб (Скачать)

 

 

 

 

 

 

Кафедра «Финансы»

 

 

 

 

 

Контрольная работа:

«Роль Федерального казначейства в создании электронного правительства России»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Москва - 2011

 

Предпосылки создания электронного правительства. Приступить к формированию электронного правительства в Российской Федерации стало возможным благодаря достигнутому за последние два десятилетия уровню использования информационных технологий в повседневной жизни, в медицине, здравоохранении, образовании и науке, а также деятельности органов власти всех уровней.

Так, по уровню распространения персональных компьютеров среди населения  и доступности сети Интернет Россия стремительно сокращает отставание от развитых стран. Повышается уровень  компьютерной грамотности. Наряду с  этим, высокими темпами развивается  электронный бизнес и электронная  коммерция. ИКТ все шире используются в повседневной жизни, в медицине, здравоохранении, образовании и  науке.

Потребность в создании электронного правительства возникла в связи с запросом российского общества на практическое использование всех возможностей, предоставляемых новыми информационными технологиями, прежде всего в интересах рядовых граждан, а также малого и среднего бизнеса.

История развития:

  • 12 февраля 2009 года на открытой части совета по развитию информационного общества характеристику электронному правительству дал Президент Дмитрий Медведев. Будучи человеком, который «каждый рабочий день начинает с интернета», он объяснил совету, что, по его мнению, «электронного правительства» в России нет.
  • В конце октября 2009 года план перехода федеральных органов исполнительной власти на предоставление государственных услуг в электронном виде утвердил премьер-министр Владимир Путин.

Руководствуясь стремлением  создать новую форму организации  деятельности органов государственной  власти, обеспечивающую за счет широкого применения ИКТ качественно новый  уровень оперативности и удобства получения гражданами и организациями  государственных услуг и информации о результатах деятельности государственных  органов была разработана Концепция формирования в Российской Федерации электронного правительства до 2010 года.

В соответствии с Концепцией целями формирования в Российской Федерации  электронного правительства являются:1

  • повышение качества и доступности предоставляемых организациям и гражданам государственных услуг, упрощение процедуры и сокращение сроков их оказания, снижение административных издержек со стороны граждан и организаций, связанных с получением государственных услуг, а также внедрение единых стандартов обслуживания граждан;
  • повышение открытости информации о деятельности органов государственной власти и расширение возможности доступа к ней и непосредственного участия организаций, граждан и институтов гражданского общества в процедурах формирования и экспертизы решений, принимаемых на всех уровнях государственного управления;
  • повышение качества административно-управленческих процессов;
  • совершенствование системы информационно-аналитического обеспечения принимаемых решений на всех уровнях государственного управления, обеспечение оперативности деятельности органов государственной власти и обеспечение требуемого уровня информационной безопасности электронного правительства при его функционировании.

Российское общество вправе ожидать от программы создания электронного правительства практического социально-экономического результата. Такие ожидания основаны на том, что в числе целей построения в стране информационного общества и проведения административной реформы стоят радикальное сокращение очередей граждан за получением многочисленных бумажных документов и справок, а также связанных с очередями коррупционных проявлений. Поэтому результативность этой программы должна определяться не количеством поставленных программно-аппаратных комплексов, а позитивным социальным резонансом со стороны населения и предпринимательских структур вследствие введения процедур их дистанционного и безопасного электронного взаимодействия с органами власти в рамках предоставления государственных услуг с использованием открытой сети Интернет.

Электронное правительство – это новая форма организации деятельности органов государственной власти, обеспечивающая за счет широкого применения информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) качественно новый уровень оперативности и удобства получения организациями и гражданами государственных услуг и информации о результатах деятельности государственных органов.2

Источниками финансирования формирования в Российской Федерации  электронного правительства являются федеральная целевая программа  «Электронная Россия (2002-2010 годы)», а также средства, выделяемые органам исполнительной власти в рамках реализации концепции административной реформы в Российской Федерации.

В соответствии со Стратегией развития информационного общества в РФ к 2015 году планируется перевести все государственные услуги в электронный вид.3

Структура управления. В 2009 году «Ростелеком» назначен Правительством РФ единым оператором инфраструктуры электронного правительства.

Системный проект. На разработку и доработку документа ушел год: поручение президента РФ Дмитрия Медведева о его подготовке датируется 10 июля 2009г. Исполнителем проекта выступила компания «Ростелеком», которая, в свою очередь, заказала эту работу Высшей школе экономики и Академии народного хозяйства. Первая версия документа была представлена в начале 2010г. заинтересованным ведомствам, включая Минобрнауки, Минэкономразвития и Минздравсоцразвития. Тогда чиновники решили, что «это не тот документ, который можно принять как руководство к действию» и отправили его на доработку.

В июле 2010 г. Правительственная комиссия по внедрению информационных технологий в деятельность государственных органов и органов местного самоуправления под председательством Сергея Собянина утвердила «Системный проект формирования в Российской Федерации инфраструктуры электронного правительства». Документ предназначен для разработки на его основе долгосрочной целевой программы по созданию электронного правительства на 2011-2015 гг.

Системный проект описывает основные направления  работ по созданию электронного правительства  и его ключевые компоненты. К основополагающим направлениям работ в документе  относится переход на предоставление госуслуг и исполнению государственных функций в электронном виде, перевод в цифровой вид государственной учетной деятельности, формирование ключевых инфраструктур электронного правительства, а также обеспечение его информационно-технологических компонентов.4

Взаимодействие  госорганов с потребителями госуслуг в документе разделено на несколько этапов:

  • информационный (предоставление в электронном виде информации о порядке оказания услуг),
  • одностороннее взаимодействие (предоставление в электронном виде необходимых форм и бланков),
  • двустороннее взаимодействие (начало предоставления в электронном виде самой услуги),
  • интерактивный этап (мониторинг в электронном виде хода исполнения, а также электронное взаимодействие между различными исполнителями),
  • полностью удаленное взаимодействие (юридически значимое электронное взаимодействие между всеми участниками предоставления услуги, получения в электронном виде результатов предоставления).

Для оказания госуслуг в электронном виде предусматривается создание порталов госзакупок, информационно-платежных шлюзов, систем межведомственного взаимодействия, а также создание единого и регионального порталов госуслуг с поддерживающими системами, такими как, например, регистры услуг, контакт-центры, системы идентификации граждан, удостоверяющие центры электронной цифровой подписи.

Федеральные госуслуги. С 15 декабря 2009 г. по адресу www.gosuslugi.ru открылась вторая версия единого портала государственных услуг России.5

Система обмена электронными сообщениями и  ведение служебной переписки  в электронной форме между  участниками межведомственного  электронного документооборота является составной частью электронного правительства России.6

Главная функция системы – передача необходимых  для оказания госуслуг данных между ведомствами. К системе должны будут подключиться не только федеральные информационные системы, но и региональные СМЭВ.7

Региональные госуслуги. Компания «Ростелеком» предлагает для внедрения в регионах госуслуг в электронном виде использовать так называемую инвестиционно-сервисную модель. В ее рамках «Ростелеком» берет на себя инвестиции в необходимую инфраструктуру (защищенные линии связи, call-центры, центры обработки данных и унифицированные программные решения для электронных госуслуг, в том числе на базе ПО Microsoft). Затем компания планирует предоставлять эту инфраструктуру, ПО и услуги по их поддержке регионам.8

Аудитория. Как показали результаты исследования фонда «Общественное Мнение» в августе 2010 года, четверо из десяти жителей России знают о том, что услугами государственных служб можно пользоваться через интернет, а еще трое «что-то слышали об этом». Несмотря на достаточно высокий уровень осведомленности о возможностях пользования услугами госслужб через интернет, людей, уже имевших подобный опыт, не так много – всего около 11%. Еще 26% хотели бы воспользоваться этими возможностями. Стоит отметить, что почти треть опрошенных затрудняется ответить, хотелось бы ей пользоваться государственными услугами через Интернет или нет. Таким образом, уже сейчас реальная и потенциальная аудитория проектов, связанных с развитием Электронного Правительства, составляет более трети населения.

Основным  мотивом возможного пользования  услугами электронного правительства, респонденты, изъявившие желание ими  воспользоваться, считают удобство, возможность решать многие проблемы, не выходя из дома. Второй по популярности мотив – экономия времени, третий – отсутствие необходимости стоять в очередях.

Треть людей, не имеющих желания воспользоваться  услугами электронного правительства, в качестве причины называет неумение пользоваться компьютером, а еще  четверть – отсутствие необходимости. Интересно, что только 2% говорят о том, что система получения услуг через интернет не отлажена и будет работать неэффективно.

Проблемы. Сегодня практически отсутствуют государственные услуги, которые могут быть получены организацией или гражданином без непосредственного посещения государственного органа. При этом запросы формируются на бумажном носителе. В этом же виде предоставляется необходимая информация. Это является анахронизмом в эпоху стремительного становления в мире информационного общества и экономической глобализации.

Федеральное казначейство на сегодняшний день является одним из лидером среди государственных структур в использовании IT-технологий.9 Главная причина в том, что руководство и коллектив Федерального казначейства понимает роль автоматизации и полностью поддерживает все осуществляемые IT-проекты.

В течение длительного  времени Казначейство было структурой для общества мало известной. Действительно, обслуживает Казначейство только юридических лиц, и то не всех, а только «бюджетников». Фактически, это большой бюджетный банк. В последнее время уровень IT в казначействе достиг такого масштаба, что уже и граждан появится возможность увидеть в повседневной жизни результаты некоторой деятельности Казначейства.

С 1 января 2011 года согласно ч.1 ст.16 Федерального закона № 94-ФЗ10 начал функционировать Официальный сайт Российской Федерации для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг – www.zakupki.gov.ru, который позволит сформировать единое информационное пространство в сфере госзаказа. Создание этого сайта направлено на реализацию одного из самых главных принципов ФЗ № 94-ФЗ – открытость государственных закупок. На этом сайте будет размещаться информация обо всех тендерах, конкурсах; будут публиковаться все контракты, все акты выполненных работ, кто бы ни был заказчиком: муниципальные образования, субъекты федерации или федеральные структуры.

Казначейство  стало техническим оператором Общероссийского  официального сайта государственных  закупок. Ведение сайта будет  выполняться совместно с Министерством  экономического развития Российской Федерации.

Во-первых, создается  система, когда гражданин может  зайти на общероссийский официальный  сайт и посмотреть все закупки, от момента инициации до момента  подписания акта выполненных работ. Возникает новый уровень публичности. А публичность – это основа некоррупциногенности при осуществлении государственных закупок.

Информация о работе Роль Федерального казначейства в создании электронного правительства России