Роль бюджета в социально-экономическом развитии государства

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2010 в 11:07, курсовая работа

Описание работы

Целью настоящей работы является анализ федерального бюджета как
важнейшего элемента финансовой системы общества, основных черт бюджетной
системы и бюджетного процесса и роли бюджета в социально-экономическом
развитии государства, выявления наиболее значительных проблем в
функционировании бюджетного механизма и рассмотрение возможных путей их
решения.

Содержание

| |Введение ……………………………………………………………… |4 |
|1.|Социально-экономическая сущность и роль бюджета ……………. |5 |
| |1.1. Формирование бюджета и его функции ……………………….. |5 |
| |1.2. Бюджетное устройство и бюджетная система ………………… |8 |
| |1.3. Федеральный бюджет и его роль в решении | |
| |общегосударственных задач ……………………………………. |13 |
|2.|Анализ федерального бюджета РФ …………………………………. |16 |
| |2.1. Анализ доходов федерального бюджета РФ …………………... |17 |
| |2.2. Анализ расходов федерального бюджета РФ …………………. |19 |
|3.|Бюджетная политика РФ и направления ее | |
| |совершенствования ………………………………………………….. |21 |
| |Заключение …………………………………………………………… |23 |
| |Список использованной литературы ………………………………... |24 |

Работа содержит 1 файл

Министерство образования РФ.doc

— 182.00 Кб (Скачать)

местные бюджеты. Полностью в  федеральный  бюджет  поступают  такие  налоги,

как, например, акцизы на  товары,  ввозимые  на  территорию  РФ,  таможенные

пошлины, таможенные сборы и иных таможенные платежи.

     Вторую  группу  составляют  неналоговые  доходы,  причем  на  2003  год

запланировано собрать примерно на 1 %   больше,  чем  было  запланировано  в

2002 году. Это  очень важный источник  дохода,  так  как  казалось  бы  такой

незначительный  прирост дает возможность получения  дохода  на  41437600  тыс.

рублей больше предыдущего года.

    Третья  группа – поступления от  целевых   бюджетных  фондов  (Федеральный

дорожный фонд, Федеральный  экологический  фонд,  Фонд  развития  таможенной

системы и др.).

    Особой  группой поступления доходов   является  единый  социальный  налог,

зачисляемый в  федеральный бюджет, который  взимается  с  налогоплательщиков-

работодателей (организаций,  индивидуальных  предпринимателей,  крестьянских

хозяйств,  физически   лиц).   В   2003   году   единый   социальный   налог

предполагается  собрать примерно на 2 %  больше,  чем  в  2002  году,  а  это

принесет немалые  доходы. 
 
 

                2.2. Анализ расходов федерального  бюджета РФ 
 

             Состав и структура расходов  федерального бюджета РФ 

                             на 2002 и 2003 года 

|Наименование                  |2002 год           |2003 год           |

|показателей                   |                   |                   |

|                              |сумма,     |% к   |сумма,     |% к   |

|                              |тыс. руб.  |общей |тыс. руб.  |общей |

|                              |           |сумме  |           |сумме  |

|1. Государственное  управление |           |      |           |      |

|и местное  самоуправление      |56745563,3 |2,914 |66506919,0 |2,864 |

|2. Судебная власть            |19111999,8 |0,981 |1820393,8  |0,078 |

|3. Международная  деятельность |42858764,5 |2,201 |44384236,4 |1,911 |

|4. Национальная  оборона       |284157831,5|14,592|344525270,0|14,838|

|5. Правоохранительная         |           |      |           |      |

|деятельность  и обеспечение    |           |      |           |      |

|безопасности  гос-ва           |173863288,3|8,928 |244793714,7|10,542|

|6. Фундаментальные            |           |      |           |      |

|исследования  и содействие НТП |           |1,557 |           |      |

|7. Промышленность, энергетика |30317957,1 |      |40206000,0 |1,732 |

|и строительство               |           |2,963 |           |      |

|8. С/х и рыболовство          |57707669,7 |1,377 |63404306,6 |2,731 |

|9. Охрана окружающей  природной|26821500,0 |      |31167644,8 |1,342 |

|среды и ресурсов              |           |0,501 |           |      |

|10. Транспорт,  связь и        |9758799,8  |0,361 |10807748,2 |0,465 |

|информатика                   |7034319,7  |0,001 |6087130,0  |0,262 |

|11. Развитие  рын.             |20000,0    |      |100000,0   |0,004 |

|инфраструктуры                |           |0,446 |           |      |

|12. Предупреждение  и          |8693085,0  |4,113 |21208074,0 |0,913 |

|ликвидация  последствий ЧС и СБ|80088334,7 |      |97671999,7 |4,206 |

|                              |           |0,529 |           |      |

|13. Образование               |10292505,8 |0,528 |14056249,1 |0,605 |

|14. Культура, искусство и     |10264830,2 |1,639 |11954913,8 |0,515 |

|кинематография                |31908141,6 |22,099|39344750,0 |1,694 |

|15. СМИ                       |430350521,5|      |150685036,0|6,49  |

|16. Здравоохранение  и         |           |14,635|          |11,951|

|физкультура                   |285009298,7|      |277510056,5|      |

|17. Социальная  политика       |           |      |           |      |

|18. Обслуживание  гос. и мун.  |           |0,027 |           |0,903 |

|долга                         |527305,2   |      |20956350,0 |      |

|19. Пополнение  гос. запасов и |           |13,629|           |30,776|

|резервов                      |265406554,4|      |714610237,1|      |

|20. Финансовая  помощь другим  |           |0,530 |           |0,463 |

|бюджетам бюджетной системы    |10315350,0 |      |10759750,0 |      |

|21. Утилиз. и  ликвид.         |           |0,026 |           |0,022 |

|вооружения                    |500000,0   |      |500000,0   |      |

|22. Мобилизационная  подготовка|           |0,50  |           |0,330 |

|экономики                     |9742000,0  |0,850 |7651300,0  |0,680 |

|23. Исследование  и            |16544982,8 |3,519 |15800311,0 |3,407 |

|использование  космического    |68519404,0 |-0,158|79111700,0 |-0,332|

|пространства                  |-3067652,2 |      |-7710498,9 |      |

|24. Военная реформа           |13893900,0 |0,713 |14066300,0 |0,606 |

|25. Дорожное  хозяйство        |           |      |           |      |

|26. Прочие расходы            |           |      |           |      |

|27. Целевые бюджетные  фонды   |           |      |           |      |

|ВСЕГО РАСХОДОВ                |1947386255,|100   |2321979891,|100   |

|                              |4          |      |8          |      | 
 
 

    Через  федеральный бюджет проходит 100 % общегосударственных расходов  на

оборону и международную  деятельность, 93 %   –  на  фундаментальные  научные

исследования,  76  %  –  на  правоохранительную  деятельность,  89  %  –  на

предупреждение  и ликвидацию чрезвычайных ситуаций  и  последствий  стихийных

бедствий.

    Первое  место в  расходах  федерального  бюджета  на  2003  год  занимают

расходы на финансовую помощь бюджетам других уровней,  что  почти  на  17  %

больше, чем в 2002 году.

    Существенный  объем средств  в  расходах  федерального  бюджета  занимают

ассигнования   на   национальную   оборону,   вместе    с    расходами    на

правоохранительную  деятельность и обеспечение  безопасности  они  составляют

примерно четверть всех бюджетных расходов.

    Наиболее  значительный  рост  расходов  в  последние  годы  произошел  по

погашению и  обслуживанию государственного долга (с 6,9 до  почти  14,7  %  к

общему объему расходов) и по расходам на финансовую поддержку территорий  (с

10   до   13   %   к   общему   объему   расходов   федерального   бюджета).

Государственным   внутренним    долгом    Р.Ф.    являются    долговременные

обязательства Правительства РФ  перед  юридическими  и  физическими  лицами,

обеспечиваемые  всеми активами находящимися в распоряжении государства.

     Обслуживание  государственного  долга  по  сравнению   с   2002   годом

уменьшилось на 7499242,2 тыс. руб.

    Следующее  место и немаловажное занимают  расходы на  социально-культурные

мероприятия в  бюджете на 2002 год они составляли 22 % от общих  расходов,  в

бюджете на 2003 эти  расходы сократились до 6,5 %.

    Рассмотрев  основные источники  расходов  следует  помнить,  что  расходы

любого  бюджета  осуществляются  за  счет  средств   налогоплательщиков   и,

следовательно, государство взяло  на  себя  ответственность  перед  ними  за

выполнение определенных функциональных обязательств. 
 
 

         3. Бюджетная политика РФ и направления  ее совершенствования 

    Бюджетная  политика  как  целенаправленная  деятельность  государства  по

определению основных задач и количественных параметров формирования  доходов

и расходов бюджета, управления  государственным  долгом  является  одним  из

основных  инструментов   экономической   политики   государства.   Бюджетная

политика  на  очередной  финансовый  год  определяется  Бюджетным  посланием

Президента РФ, направляемом  Федеральному  Собранию  в  начале  (не  позднее

марта) предшествующего  года.

    Так  как наиболее важными направлениями  бюджетной политики являются  сбор

бюджетных доходов, выполнение бюджетных обязательств,  управление  бюджетным

дефицитом и  государственным  долгом,  то  и  эффективность  всей  бюджетной

политики  может  быть  оценена  по  результативности  деятельности   органов

исполнительной  власти в указанных  направлениях.  Состояние  государственных

финансов  оказывает  весьма  сильное  воздействие  на  реальную   экономику,

поэтому  динамика  основных  макроэкономических  показателей   также   может

выступать одним  и критериев  успешности  варианта  осуществляемой  бюджетной

политики.

    В  качестве критериев эффективности бюджетной политики  можно  предложить

следующие:

уровень собираемости бюджетных доходов в целом, налогов  в частности;

уровень выполнения бюджетных обязательств;

величину бюджетного дефицита и скорость роста государственного долга;

объем финансовых  ресурсов,  отвлекаемых  на  обслуживание  государственного

бюджета;

уровень монетизации  бюджетного дефицита;

величину  валютных  резервов,  используемых  для  финансирования  бюджетного

дефицита;

динамику валового внутреннего продукта;

уровень безработицы;

степень выполнения законодательных и приравненных к ним актов о бюджете.

    В  условиях России к вышеназванным  показателям можно  добавить  критерии,

характеризующие  специфику  современного   этапа   в   развитии   российской

экономики:

масштабы эмиссии  денежных суррогатов (КО, КНО, зачеты);

величину  просроченной  задолженности  по  оплате  труда  из-за   отсутствия

бюджетного финансирования;

величину просроченной задолженности по оплате государственного заказа.

    Основные  направления  бюджетной  политики,  разработанные  Министерством

финансов  РФ,  в  качестве  приоритетных  направлений   бюджетной   политики

называют следующие:

13. осуществление  налоговой реформы на основе  принятия Налогового кодекса   и

   повышение  на этой основе собираемости налогов;

14. осуществление  бюджетной реформы на основе  принятия Бюджетного кодекса   и

Информация о работе Роль бюджета в социально-экономическом развитии государства