Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2010 в 11:07, курсовая работа
Целью настоящей работы является анализ федерального бюджета как
важнейшего элемента финансовой системы общества, основных черт бюджетной
системы и бюджетного процесса и роли бюджета в социально-экономическом
развитии государства, выявления наиболее значительных проблем в
функционировании бюджетного механизма и рассмотрение возможных путей их
решения.
| |Введение ……………………………………………………………… |4 |
|1.|Социально-экономическая сущность и роль бюджета ……………. |5 |
| |1.1. Формирование бюджета и его функции ……………………….. |5 |
| |1.2. Бюджетное устройство и бюджетная система ………………… |8 |
| |1.3. Федеральный бюджет и его роль в решении | |
| |общегосударственных задач ……………………………………. |13 |
|2.|Анализ федерального бюджета РФ …………………………………. |16 |
| |2.1. Анализ доходов федерального бюджета РФ …………………... |17 |
| |2.2. Анализ расходов федерального бюджета РФ …………………. |19 |
|3.|Бюджетная политика РФ и направления ее | |
| |совершенствования ………………………………………………….. |21 |
| |Заключение …………………………………………………………… |23 |
| |Список использованной литературы ………………………………... |24 |
Российской Федерации и местных бюджетов), в бюджетную систему входят
государственные внебюджетные фонды (Пенсионный фонд РФ, Фонд социального
страхования РФ, Государственный фонд занятости населения РФ, Федеральный
внебюджетный фонд и внебюджетные фонды, субъектов РФ обязательного
медицинского страхования). Средства этих фондов по экономическому
содержанию и направленности их использования мало чем отличаются от
бюджетных средств. До 1991 г. они входили в состав государственного
бюджета, в настоящее
время имеется тенденция
в бюджет. Так, в 1999 г. в бюджет включены средства внебюджетного
Федерального
дорожного фонда РФ.
Принципы функционирования бюджетной
системы РФ
Функционирование
бюджетной системы
следующих основополагающих принципах:
1) единство бюджетной системы;
2) разграничение
доходов и расходов между
3) самостоятельность бюджетов разных уровней;
4) полнота отражения доходов и расходов бюджетов, бюджетов
государственных внебюджетных
5) сбалансированность бюджета;
6) эффективность и экономность использования бюджетных средств;
7) общее покрытие расходов бюджета;
8) гласность;
9) достоверность бюджета;
10) адресность
и целевой характер
1. Принцип единства бюджетной системы – это единство правовой базы,
денежной системы, форм бюджетной документации, принципов бюджетного
процесса, санкций за нарушения бюджетного законодательства, а также единый
порядок финансирования расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы,
ведения бухгалтерского учета средств федерального бюджета, региональных
бюджетов и местных бюджетов.
2. Принцип
разграничения доходов и
системы Российской Федерации означает закрепление (полностью или частично)
соответствующих видов доходов и полномочий по осуществлению расходов за
органами власти Российской Федерации, органами государственной власти
субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления.
3. Важнейшим
является принцип
означает:
1) право законодательных (представительных) органов государственной
власти и органов местного самоуправления на каждом уровне бюджетной системы
самостоятельно осуществлять бюджетный процесс;
2)
наличие собственных
бюджетной системы, определяемых в соответствии с законодательством
Российской Федерации;
3) законодательное закрепление регулирующих доходов бюджетов,
полномочий по формированию доходов соответствующих бюджетов;
4) право органов государственной власти и органов местного
самоуправления самостоятельно определять направления расходования средств
соответствующих бюджетов;
5) право органов государственной власти и органов местного
самоуправления самостоятельно определять источники финансирования дефицитов
соответствующих бюджетов;
6) недопустимость изъятия доходов, дополнительно полученных в ходе
исполнения законов (решений) о бюджете, сумм превышения доходов над
расходами бюджетов и сумм экономии по расходам бюджетов.
4. Принцип полноты отражения доходов и расходов бюджетов, бюджетов
государственных внебюджетных фондов предполагает, что все доходы и расходы
бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов и иные обязательные
поступления подлежат отражению в бюджетах, бюджетах государственных
внебюджетных фондов в обязательном порядке и полном объеме. Все
государственные и муниципальные расходы подлежат финансированию за счет
бюджетных средств, средств государственных внебюджетных фондов,
аккумулированных в бюджетной системе Российской Федерации.
5. Принцип сбалансированности бюджета означает, что каждый бюджет
должен быть сбалансирован, т. е. объем предусмотренных бюджетом расходов
должен соответствовать суммарному объему доходов бюджета и поступлений из
источников финансирования его дефицита.
6. Принцип эффективности и экономности использования бюджетных средств
предполагает, что при составлении и исполнении бюджетов органы власти и
получатели бюджетных средств должны исходить из необходимости достижения
заданных результатов с использованием определенного бюджетом объема
средств.
7. Принцип общего покрытия расходов означает, что все расходы бюджета
должны покрываться общей суммой доходов из источников финансирования его
дефицита.
8. Принцип гласности предполагает:
1) обязательное
опубликование в открытой
отчетов об их исполнении, полноту представления информации о ходе
исполнения бюджетов, а также доступность иных сведений по решению
законодательных (представительных) органов государственной власти, органов
местного самоуправления;
2) обязательную открытость для общества и средств массовой информации
процедур рассмотрения и принятия решений по проектам бюджетов, в том числе
по вопросам, вызывающим разногласия либо внутри законодательного
(представительного) органа государственной власти, либо между
законодательным (представительным) и исполнительным органами
государственной власти.
9. Принцип достоверности бюджета – это надежность показателей прогноза
социально-экономического развития соответствующей территории и
реалистичность расчета доходов и расходов бюджета.
10. Принцип
адресности и целевого
что бюджетные средства выделяются в распоряжение конкретных получателей
бюджетных средств с обозначением направления их на финансирование
конкретных целей.
1.3. Федеральный бюджет и его роль в решении
общегосударственных задач
Основные функции управления государством возложены на центральные
органы власти. Для выполнения ими их обязанностей, для финансового
обеспечения общегосударственных мероприятий формируется централизованный
финансовый фонд – федеральный бюджет. Федеральный бюджет Российской
Федерации входит в первый уровень бюджетной системы РФ. Федеральный бюджет
– основной финансовый план государства, утверждаемый Федеральным Собранием
в виде федерального закона. В Конституции РФ (ст. 71) зафиксировано, что в
ведении Российской Федерации находится федеральный бюджет, федеральные
налоги и сборы,
федеральные фонды
Через федеральный бюджет осуществляется процесс распределения и
перераспределения внутреннего валового продукта и созданного национального
дохода страны
между отраслями народного
слоями населения. На федеральный бюджет возложено финансирование
общегосударственных органов власти и управления, мероприятий, связанных с
обеспечением обороноспособности государства, развитием науки, подготовкой
высококвалифицированных специалистов.
Средства федерального бюджета являются главным источником
финансирования структурной перестройки экономики, конверсии предприятий
военно-промышленного комплекса, развития перспективных направлений в сфере
производства,
пионерного освоения новых
территориально-
комплексов.
Большую роль играет федеральный бюджет в поддержании и развитии
искусства, культуры, средств массовой информации.
Для
решения этих задач
основах налоговой системы» 1991 г. и Налоговым кодексом Российской
Федерации наделен федеральными налогами и неналоговыми доходами.
Между уровнями бюджетной системы РФ разграничиваются доходные и
расходные части бюджета. Для покрытия расходов нижестоящих бюджетов в
случае недостатка закрепленных за ними доходов могут перечисляться
дополнительные
средства в различных формах из вышестоящих
бюджетов.
Доходы
федерального бюджета. В
соответствие с бюджетным
доходы бюджета – это денежные средства, поступающие в безвозмездном и
безвозвратном порядке в соответствии с действующим законодательством в
распоряжение органов государственной власти субъектов РФ и органов местного
самоуправления.
Все
доходы государства от способа
из извлечения могут быть
2 группы :
- налоги и другие обязательные платежи;
- прочие доходы.
К налоговым доходам федерального бюджета относятся:
1) федеральные налоги и сборы, перечень и ставки которых определяются
налоговым законодательством Российской Федерации, а пропорции их
распределения в порядке бюджетного регулирования между бюджетами разных
уровней бюджетной системы Российской Федерации утверждаются федеральным
законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год;
Информация о работе Роль бюджета в социально-экономическом развитии государства