Автор: Леда Василенко, 05 Декабря 2010 в 16:57, курсовая работа
Важнейшую роль в регулировании валютного рынка играет Банк России, что и обусловливает актуальность темы данной работы, целью которой является исследование роли Банка России в системе валютного регулирования страны.
ВВЕДЕНИЕ..........................................................................................................................................3
ГЛАВА I.
ВАЛЮТНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ В РФ – ОСНОВНЫЕ ФУНКЦИИ, ЗАДАЧИ, МЕХАНИЗМЫ....................................................................................................................................5
ГЛАВА II.
МЕСТО И РОЛЬ БАНКА РОССИИ В СИСТЕМЕ ВАЛЮТНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ................................................................................................................................28
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ............................................................................................................... 30
Е.Н.
Жукова совершенно верно отмечает,
что в основе современной системы
государственных органов
Таким
образом, при перераспределении
полномочий по валютному регулированию
и валютному контролю структура
органов валютного
Внешнеторговая деятельность российских организация тесно связана с движением валютных средств. Такие операции подлежат строгому государственному контролю. До 18.06.2004 действовало валютное законодательство, основанное на Законе РФ от 09.10.1992 N 3615-1 "О валютном регулировании и валютном контроле" (далее по тексту - Закон N 3615-1). За 12 лет закон устарел, поэтому был принят новый Федеральный закон от 10.12.2003 N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" (далее по тексту - Закон).
Закон устанавливает правовые основы и принципы валютного регулирования и валютного контроля в Российской Федерации, полномочия органов валютного регулирования, а также определяет права и обязанности резидентов и нерезидентов в отношении владения, пользования и распоряжения валютными ценностями, права и обязанности нерезидентов в отношении владения, пользования и распоряжения валютой Российской Федерации и внутренними ценными бумагами, права и обязанности органов валютного контроля и агентов валютного контроля (далее также - органы и агенты валютного контроля) (ст. 2 Закона).
Новый Закон более прогрессивен по сравнению с Законом N 3615-1. Он направлен на либерализацию валютного законодательства и предусматривает значительное смягчение процедур государственного регулирования и контроля в отношении валютных операций.
Банк России сохраняет статус и органа валютного регулирования (часть 1 ст.5), и органа валютного контроля (часть 2 ст.22 Закона).
Уточняются понятия иностранной валюты и валюты Российской Федерации, резидентов, нерезидентов, уполномоченных банков. Вводятся понятия внутренних и внешних ценных бумаг, специального счета и валютных бирж.
Устанавливается, что в состав валютных ценностей входят только иностранная валюта и внешние ценные бумаги. Таким образом, из перечня видов имущества, признаваемых валютными ценностями, исключаются драгоценные металлы и камни.
Дается новое определение понятия валютной операции: к таким операциям относятся действия, направленные на исполнение или иное прекращение обязательств с валютными ценностями и использование их в качестве средства платежа, а также в иных случаях, предполагающих переход прав собственности. Валютными операциями считаются также подобные действия с валютой РФ и внутренними ценными бумагами, при условии, если они совершаются с участием нерезидентов.
В новом законе не
Валютные операции между
Не
допускается установление органами
валютного регулирования
Кроме того, не допускается установление органами валютного регулирования требования о предварительной регистрации.
В Законе содержится общее правило, запрещающее совершение валютных операций в иностранной валюте между резидентами. Одновременно в нем содержится перечень валютных операций, осуществление которых между резидентами разрешается в порядке исключения:
· передача валютных ценностей в дар Российской Федерации, субъекту Российской Федерации или образованию;
· дарение валютных ценностей супругу или близким родственникам;
· завещание валютных ценностей или получение их по праву наследования;
· приобретение и отчуждение единичных денежных знаков и монет в целях коллекционирования.
Нерезиденты на территории Российской Федерации вправе открывать банковские счета (банковские вклады) в иностранной валюте и валюте Российской Федерации только в уполномоченных банках.
Порядок открытия и ведения банковских счетов (банковских вкладов) нерезидентов, открываемых на территории Российской Федерации, в том числе специальных счетов, устанавливает Центральный банк Российской Федерации, если иное не предусмотрено Законом (ст. 13).
Валютные операции между нерезидентами на территории РФ в рублях осуществляются через банковские счета (банковские вклады), открытые на территории Российской Федерации.
Статья 10 Закона декларирует полную свободу валютных операций между нерезидентами, лишь ограничивая их права на операции с внутренними ценными бумагами.
Нерезиденты могут совершать между собой валютные операции с внутренними ценными бумагами на территории РФ. Но при этом должны выполняться требования антимонопольного законодательства Российской Федерации, соблюдаться законодательство РФ о рынке ценных бумаг и порядок, установленный ЦБ РФ, который может предусматривать требование об использовании специального счета при совершении этих операций. Очевидно, это защитная мера, призванная предотвратить полный контроль нерезидентами крупных отечественных предприятий-эмитентов ценных бумаг.
Нерезиденты имеют право без ограничения осуществлять между собой переводы иностранной валюты со счетов (вкладов) в зарубежных банках на банковские счета (в банковские вклады) в уполномоченных банках, и, наоборот, - со счетов (с банковских вкладов) в уполномоченных банках на счета (во вклады) в зарубежных банках.
Ввоз
в Российскую Федерацию иностранной
валюты и внешних ценных бумаг
в документарной форме
Ввоз и пересылка в Россию и вывоз и пересылка из РФ рублей и внутренних ценных бумаг в документарной форме осуществляются резидентами и нерезидентами в порядке, который устанавливается Правительством РФ по согласованию с Центральным банком и может предусматривать требование о предварительной регистрации. Предварительная регистрация осуществляется уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти, являющимся органом валютного контроля.
В соответствии со статьей 15 Закона ввоз в Россию валютных ценностей, как и раньше, допускается без ограничений.
В целом сохранен прежний порядок вывоза наличной иностранной валюты: свободный без декларирования (до 3 тыс. $) и декларационный (от 3 тыс. $ до 10 тыс. $). При этом не требуется представлять в таможенный орган документы, подтверждающие предшествующий ввоз, пересылку, перевод или приобретение валюты (п.3 ст.15 Закона).
Единовременный вывоз иностранной валюты в сумме более 10 000 долларов США резидентам и нерезидентам по-прежнему запрещен. Исключение составляют случаи, когда валюта была ранее ввезена, переслана или переведена в РФ, и при этом были соблюдены требования таможенного законодательства о пределах, суммы были указанны в таможенной декларации или ином документе, подтверждающем их ввоз, пересылку или перевод в Россию (часть 2 ст.15 Закона).
Детально расписан порядок предварительной регистрации, включающий в себя исчерпывающий перечень представляемых резидентами и нерезидентами документов и срок для рассмотрения заявлений о предварительной регистрации, а также закреплены основания отказа в предварительной регистрации.
Сохраняется требование о
С 1 января 2007 г. норма об уведомительном порядке открытия/закрытия счетов действует в отношении всех счетов, открываемых резидентами в банках, расположенных на территории иностранных государств.
Информация о работе Роль банка России в системе валютного регулирования