Роль банка России в системе валютного регулирования

Автор: Леда Василенко, 05 Декабря 2010 в 16:57, курсовая работа

Описание работы

Важнейшую роль в регулировании валютного рынка играет Банк России, что и обусловливает актуальность темы данной работы, целью которой является исследование роли Банка России в системе валютного регулирования страны.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ..........................................................................................................................................3
ГЛАВА I.
ВАЛЮТНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ В РФ – ОСНОВНЫЕ ФУНКЦИИ, ЗАДАЧИ, МЕХАНИЗМЫ....................................................................................................................................5
ГЛАВА II.
МЕСТО И РОЛЬ БАНКА РОССИИ В СИСТЕМЕ ВАЛЮТНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ................................................................................................................................28
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ............................................................................................................... 30

Работа содержит 1 файл

РОЛЬ БАНКА РОССИИ В СИСТЕМЕ ВАЛЮТНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ.doc

— 169.50 Кб (Скачать)

     Е.Н. Жукова совершенно верно отмечает, что в основе современной системы  государственных органов исполнительной власти лежит функциональный подход к ее организации, результатом которого явилось деление функций федеральных органов исполнительной власти на три основополагающих типа: правоустанавливающие, правоприменительные и организационно-хозяйственные, или сервисные15. В рамках валютно-правового регулирования и контроля существуют две составляющие этой триады: правоустанавливающие и правоприменительные органы, которыми выступают, согласно ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" 2003 года, Правительство РФ, Центральный банк РФ, Федеральная служба финансово-бюджетного надзора. Организационно-хозяйственная деятельность должна осуществляться Федеральным агентством, которого в настоящий момент не существует. Так называемые сервисные функции распределены между вышеперечисленными субъектами валютного регулирования и контроля. Так, например, ведение реестра юридических лиц, в том числе кредитных организаций, осуществляют налоговые органы, а также Банк России, который обязан публиковать реестр выданных кредитным организациям лицензий в официальном издании Банка России не реже одного раза в год. Управление федеральным имуществом осуществляет Банк России в силу принадлежащих ему полномочий по владению, пользованию и распоряжению золотовалютными резервами. Федеральным агентствам присущи еще две функции: осуществление государственного валютного мониторинга и проведение конкурсов и аукционов. Эти функции также осуществляются Банком России, а именно Департаментом финансового мониторинга и валютного контроля, Департаментом регулирования, управления и мониторинга платежной системы и Тендерным комитетом Банка России.

     Таким образом, при перераспределении  полномочий по валютному регулированию  и валютному контролю структура  органов валютного регулирования  и контроля не в полной мере отражает направления административной реформы. Однако в силу специфики валютных правоотношений создание федерального агентства в структуре органов валютного регулирования и контроля не является необходимым, так как организационно-хозяйственные функции в данной сфере осуществляются Банком России16. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ГЛАВА III.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН "О ВАЛЮТНОМ РЕГУЛИРОВАНИИ И  ВАЛЮТНОМ КОНТРОЛЕ" – ОСНОВНЫЕ НОРМЫ И ОГРАНИЧЕНИЯ

 

     Внешнеторговая  деятельность российских организация  тесно связана с движением  валютных средств. Такие операции подлежат строгому государственному контролю. До 18.06.2004 действовало валютное законодательство, основанное на Законе РФ от 09.10.1992 N 3615-1 "О валютном регулировании и валютном контроле" (далее по тексту - Закон N 3615-1). За 12 лет закон устарел, поэтому был принят новый Федеральный закон от 10.12.2003 N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" (далее по тексту - Закон).

     Закон устанавливает правовые основы и  принципы валютного регулирования  и валютного контроля в Российской Федерации, полномочия органов валютного регулирования, а также определяет права и обязанности резидентов и нерезидентов в отношении владения, пользования и распоряжения валютными ценностями, права и обязанности нерезидентов в отношении владения, пользования и распоряжения валютой Российской Федерации и внутренними ценными бумагами, права и обязанности органов валютного контроля и агентов валютного контроля (далее также - органы и агенты валютного контроля) (ст. 2 Закона).

     Новый Закон более прогрессивен по сравнению  с Законом N 3615-1. Он направлен на либерализацию валютного законодательства и предусматривает значительное смягчение процедур государственного регулирования и контроля в отношении валютных операций.

     Банк  России сохраняет статус и органа валютного регулирования (часть 1 ст.5), и органа валютного контроля (часть 2 ст.22 Закона).

     Уточняются  понятия иностранной валюты и  валюты Российской Федерации, резидентов, нерезидентов, уполномоченных банков. Вводятся понятия внутренних и внешних  ценных бумаг, специального счета и валютных бирж.

     Устанавливается, что в состав валютных ценностей  входят только иностранная валюта и  внешние ценные бумаги. Таким образом, из перечня видов имущества, признаваемых валютными ценностями, исключаются  драгоценные металлы и камни.

     Дается  новое определение понятия валютной операции: к таким операциям относятся действия, направленные на исполнение или иное прекращение обязательств с валютными ценностями и использование их в качестве средства платежа, а также в иных случаях, предполагающих переход прав собственности. Валютными операциями считаются также подобные действия с валютой РФ и внутренними ценными бумагами, при условии, если они совершаются с участием нерезидентов.  

         В новом законе не предусматривается  разграничение валютных операций  на текущие и связанные с движением капитала. Если порядок осуществления валютных операций и использования счетов не установлен органами валютного регулирования, то валютные операции осуществляются, счета открываются и операции по счетам проводятся без ограничений.

        Валютные операции между резидентами  и нерезидентами осуществляются  без ограничений, за исключением  ряда валютных операций в отношении  которых ограничения устанавливаются  в целях предотвращения существенного  сокращения золотовалютных резервов, резких колебаний курса валюты РФ, а также для поддержания устойчивости платежного баланса РФ.

     Не  допускается установление органами валютного регулирования требования о получении резидентами и  нерезидентами индивидуальных разрешений.

     Кроме того, не допускается установление органами валютного регулирования требования о предварительной регистрации.

     В Законе содержится общее правило, запрещающее  совершение валютных операций в иностранной  валюте между резидентами. Одновременно в нем содержится перечень валютных операций, осуществление которых между резидентами разрешается в порядке исключения:

  • Резиденты могут без ограничений рассчитываться валютой с уполномоченными банками по кредитам и займам, банковским вкладам и гарантиям, оплате банковской комиссии, купле-продаже чеков, наличной и безналичной иностранной валюты, с внесением и получением денег со своих счетов и т.д.
  • Также без ограничений резиденты могут приобретать у уполномоченных банков векселя, выписанные этими или другими уполномоченными банками; предъявлять их к оплате и получать платеж, в том числе в порядке регресса; взыскивать по ним штрафные санкции; отчуждать указанные векселя уполномоченным банкам в порядке, установленном Федеральным законом от 11.03.97 г. N 48-ФЗ "О переводном и простом векселе".
  • Разрешены валютные расчеты между комиссионерами, агентами, поверенными, с одной стороны, и комитентами, принципалами, доверителями, с другой стороны, по договорам между ними на оказание услуг, связанных с заключением и исполнением внешнеторговых контрактов с нерезидентами.
  • Можно будет расплачиваться валютой по договорам транспортной экспедиции, перевозки и фрахтования при оказании экспедитором, перевозчиком, фрахтовщиком услуг, связанных с вывозом грузов из Российской Федерации, их ввозом в Российскую Федерацию, с транзитом грузов по территории Российской Федерации, а также операции по договорам страхования вывозимых, ввозимых и транзитных грузов.
  • Разрешены валютные расчеты в магазинах беспошлинной торговли и при реализации товаров и оказании услуг пассажирам при международных перевозках.
  • Кроме того, в иностранной валюте могут производиться операции, связанные с обязательными платежами налогов, сборов и др. в федеральный бюджет, бюджеты субъектов Российской Федерации, местные бюджеты в соответствии с законодательством РФ.
  • Разрешены некоторые валютные операции с внешними ценными бумагами. К ним относятся: операции с внешними ценными бумагами, выпущенными от имени Российской Федерации, если они осуществляются через организаторов торговли на рынке ценных бумаг Российской Федерации и права на такие ценные бумаги учитываются в депозитариях, созданных в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также данные операции в случае, если расчеты осуществляются в рублях.
  • Без ограничений осуществляются валютные операции между резидентами - физическими лицами и уполномоченными банками, связанные с куплей-продажей наличной и безналичной иностранной валюты и чеков, номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте, за рубли и иностранную валюту, а также операции, связанные с обменом, заменой денежных знаков иностранного государства; с приемом для направления на инкассо в зарубежные банки наличной иностранной валюты и чеков, номинальная стоимость которых выражена в иностранной валюте, но не для целей осуществления физическими лицами предпринимательской деятельности.
  • Физические лица - резиденты вправе без ограничений осуществлять валютные операции с использованием этих средств, не связанные с передачей имущества и оказанием услуг на территории Российской Федерации.
  • Расчеты физическими лицами - резидентами могут производиться за счет средств, зачисленных на зарубежные счета, открытые в соответствии с Законом, при осуществлении следующих валютных операций:

    ·   передача валютных ценностей в дар Российской Федерации, субъекту Российской Федерации или образованию;

    ·   дарение валютных ценностей супругу или близким родственникам;

    ·   завещание валютных ценностей или получение их по праву наследования;

    ·   приобретение и отчуждение единичных денежных знаков и монет в целях коллекционирования.

  • Физические лица - резиденты могут осуществлять переводы из Российской Федерации и в Российскую Федерацию без открытия банковских счетов в соответствии с порядком, установленным Центральным банком РФ, который может предусматривать только ограничение суммы банковского и почтового перевода.
 

     Нерезиденты на территории Российской Федерации  вправе открывать банковские счета (банковские вклады) в иностранной  валюте и валюте Российской Федерации  только в уполномоченных банках.

     Порядок открытия и ведения банковских счетов (банковских вкладов) нерезидентов, открываемых на территории Российской Федерации, в том числе специальных счетов, устанавливает Центральный банк Российской Федерации, если иное не предусмотрено Законом (ст. 13).

     Валютные  операции между нерезидентами на территории РФ в рублях осуществляются через банковские счета (банковские вклады), открытые на территории Российской Федерации.

     Статья 10 Закона декларирует полную свободу  валютных операций между нерезидентами, лишь ограничивая их права на операции с внутренними ценными бумагами.

     Нерезиденты могут совершать между собой  валютные операции с внутренними  ценными бумагами на территории РФ. Но при этом должны выполняться требования антимонопольного законодательства Российской Федерации, соблюдаться законодательство РФ о рынке ценных бумаг и порядок, установленный ЦБ РФ, который может предусматривать требование об использовании специального счета при совершении этих операций. Очевидно, это защитная мера, призванная предотвратить полный контроль нерезидентами крупных отечественных предприятий-эмитентов ценных бумаг.

     Нерезиденты имеют право без ограничения  осуществлять между собой переводы иностранной валюты со счетов (вкладов) в зарубежных банках на банковские счета (в банковские вклады) в уполномоченных банках, и, наоборот, - со счетов (с банковских вкладов) в уполномоченных банках на счета (во вклады) в зарубежных банках.

     Ввоз  в Российскую Федерацию иностранной  валюты и внешних ценных бумаг  в документарной форме осуществляется резидентами и нерезидентами без ограничений при соблюдении требований таможенного законодательства РФ (статья 15 Закона).

     Ввоз  и пересылка в Россию и вывоз  и пересылка из РФ рублей и внутренних ценных бумаг в документарной  форме осуществляются резидентами  и нерезидентами в порядке, который устанавливается Правительством РФ по согласованию с Центральным банком и может предусматривать требование о предварительной регистрации. Предварительная регистрация осуществляется уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти, являющимся органом валютного контроля.

     В соответствии со статьей 15 Закона ввоз в Россию валютных ценностей, как  и раньше, допускается без ограничений.

     В целом сохранен прежний порядок  вывоза наличной иностранной валюты: свободный без декларирования (до 3 тыс. $) и декларационный (от 3 тыс. $ до 10 тыс. $). При этом не требуется представлять в таможенный орган документы, подтверждающие предшествующий ввоз, пересылку, перевод или приобретение валюты (п.3 ст.15 Закона).  

     Единовременный вывоз иностранной валюты в сумме более 10 000 долларов США резидентам и нерезидентам по-прежнему запрещен. Исключение составляют случаи, когда валюта была ранее ввезена, переслана или переведена в РФ, и при этом были соблюдены требования таможенного законодательства о пределах, суммы были указанны в таможенной декларации или ином документе, подтверждающем их ввоз, пересылку или перевод в Россию (часть 2 ст.15 Закона).

     Детально  расписан порядок предварительной  регистрации, включающий в себя исчерпывающий перечень представляемых резидентами и нерезидентами документов и срок для рассмотрения заявлений о предварительной регистрации, а также закреплены основания отказа в предварительной регистрации.

       Сохраняется требование о репатриации  валютной выручки и о последующей ее обязательной продаже в сочетании с возможностью регулирования порядка купли-продажи иностранной валюты на внутреннем валютном рынке. Размер обязательной продажи части валютной выручки не изменился.

     С 1 января 2007 г. норма об уведомительном порядке открытия/закрытия счетов действует в отношении всех счетов, открываемых резидентами в банках, расположенных на территории иностранных государств. 

Информация о работе Роль банка России в системе валютного регулирования