Региональные финансы

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2012 в 08:07, контрольная работа

Описание работы

Расходы бюджета представляют собой затраты, возникающие в связи с выполнением органами государственной власти своих задач и функций. Эти затраты выражают экономические отношения, на основе которых происходит процесс использования средств централизованного фонда денежных средств государства по различным направлениям. Расходы бюджетов представляют собой сложившийся механизм отношений, способов и приемов, благодаря которым бюджетные средства поступают по своему назначению. Это - именно то свойство бюджетов, с помощью которого реализуются цели всей бюджетной деятельности.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
1. Структура расходов бюджета Самарской области………………………6
2. Анализ расходов бюджета Самарской области за 2010 год……………..9
3. Оптимизация бюджетных расходов Самарской области………………18
Заключение……………………………………………………………………….22
Список литературы

Работа содержит 1 файл

региональные финансы (зачет) (1).docx

— 991.02 Кб (Скачать)

 

Титульник)))

 

Содержание:

Введение…………………………………………………………………………...3

  1. Структура расходов бюджета Самарской области………………………6
  2. Анализ расходов бюджета Самарской области за 2010 год……………..9
  3. Оптимизация бюджетных расходов Самарской области………………18

Заключение……………………………………………………………………….22

Список литературы………………………………………………………………24 

Введение.

 

Расходы бюджета представляют собой затраты, возникающие в  связи с выполнением органами государственной власти своих задач  и функций. Эти затраты выражают экономические отношения, на основе которых происходит процесс использования  средств централизованного фонда  денежных средств государства по различным направлениям. Расходы  бюджетов представляют собой сложившийся  механизм отношений, способов и приемов, благодаря которым бюджетные  средства поступают по своему назначению. Это - именно то свойство бюджетов, с  помощью которого реализуются цели всей бюджетной деятельности.

Через бюджетные расходы  финансируются бюджетополучатели - организации производственной и  непроизводственной сферы, являющиеся получателями или распорядителями  бюджетных средств. Бюджет определяет только размеры бюджетных расходов по статьям затрат, а непосредственные расходы осуществляют бюджетополучатели. Кроме того, за счет бюджета происходит перераспределение бюджетных средств  по уровням бюджетной системы  через дотации, субвенции, субсидии и бюджетные ссуды.

Бюджетное финансирование строится на конкретных принципах. Прежде всего  главной задачей бюджетного финансирования является получение максимального  эффекта при минимальных затратах, что требует экономности и  эффективности использования средств. Эффективность и экономность  использования бюджетных средств  означает, что при составлении  и исполнении бюджетов органы власти и получатели бюджетных средств  должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием определенного бюджетом объема средств. В случае необходимости дополнительного  финансирования бюджетополучатель  должен ориентироваться на собственные  средства или искать дополнительные источники финансирования. 

Экономическая сущность расходов проявляется во многих видах. Каждый вид расходов обладает качественной и количественной характеристикой. При этом качественная характеристика, отражая экономическую природу  явления, позволяет установить назначение бюджетных расходов, количественная - их величину. Конкретные виды бюджетных  расходов определяются рядом факторов: природой и функциями государства, уровнем социально - экономического развития страны, разветвленностью связей бюджета с национальной экономикой страны, административно - территориальным  устройством государства, формами  предоставления бюджетных средств  и т. д. Сочетание этих факторов порождает  ту или иную систему расходов бюджета  государства на определенном этапе  его социально - экономического развития.

Расходы бюджетов субъектов  РФ в зависимости от их экономического содержания делятся на текущие и  капитальные расходы.

Текущие расходы бюджетов субъектов РФ - это часть расходов бюджетов, обеспечивающая текущую деятельность органов государственной власти регионов, оказание государственной  поддержки местным бюджетам.

Капитальные расходы бюджетов регионов - это часть бюджетов, которая  направляется на финансирование инвестиционной деятельности (капитальные вложения на новое строительство, приобретение основных фондов, капитальный ремонт основных фондов).

Основная проблема региональных органов власти - обеспечить экономическое  и социальное развитие территорий. Главное направление использования  региональных финансов - финансирование социальной и производственной инфраструктуры.

Все в большей степени  функции регулирования социальных и экономических процессов переходят  от центральных уровней государственной  власти к территориальным. Поэтому  роль региональных финансов, а, следовательно, и значение региональных расходов, усиливается, а сфера их применения расширяется. На основе предоставления территориальными органами власти средств осуществляется финансирование образования, здравоохранения, коммунального обслуживания населения, строительства и содержание региональных и местных дорог. При этом круг финансируемых мероприятий за счет региональных бюджетов постоянно расширяется (за счет средств из региональных бюджетов стали финансироваться не только общеобразовательные школы, но и частично высшие и среднеспециальные учебные заведения, крупные объекты здравоохранения, мероприятия по внутренней безопасности, правопорядку, охране окружающей среды и т. д.) и роль расходов региональных бюджетов на социальную политику, социально - культурные мероприятия, народное хозяйство, общее поддержание экономической стабильности в регионе постоянно увеличивается.

Таким образом, в сложившихся  условиях возрастания роли региональных финансов, в том числе и повышения  роли расходов в субъектах Российской Федерации на экономику региона  и качество жизни населения, представленная тема курсовой работы видится одной  из наиболее актуальных. Это и обуславливает  необходимость рассмотрения расходов регионов в Российской Федерации, их динамики, структуры и эффективности  использования.

 

  1. Структура расходов бюджета Самарской области.

 

Проектом Закона «О внесении изменений в Закон Самарской области «Об областном бюджете на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов» предлагается увеличить расходы областного бюджета на 2012 года  на общую сумму 4,57 млрд. рублей за счет целевых безвозмездных поступлений и средств областного бюджета.

Безвозмездные поступленияв объеме 2,5 млрд.рублей предлагается направить на:

  • оказание отдельным категориям граждан государственной социальной помощи по обеспечению лекарственными средствами, изделиями медицинского назначения, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов (577 млн. рублей);
  • осуществление переданных полномочий Российской Федерации по предоставлению мер социальной защиты инвалидам и отдельным категориям граждан из числа ветеранов (532  млн. рублей);
  • переселение граждан из аварийного жилищного фонда с учетом необходимости развития малоэтажного жилищного строительства (319  млн. рублей);
  • осуществление отдельных полномочий в области лекарственного обеспечения (298 млн. рублей);
  • создание технопарка в сфере высоких технологий «Жигулёвская долина» (220,6 млн. рублей);
  • выплату денежного вознаграждения за выполнение функций классного руководителя педагогическим работникам государственных и муниципальных образовательных учреждений (200,7 млн. рублей).

2,86 млрд. рублей  средств областного бюджета предлагается  направить на: 

  • исполнение бюджетных обязательств Самарской области, принятых и не исполненных в 2011 году в полном объеме (1, 05 млрд. рублей);
  • расходы, связанные с проектированием, строительством, капитальным ремонтом и ремонтом автомобильных дорог общего пользования, дворовых территорий многоквартирных домов (936 млн. рублей);
  • обеспечение софинансирования по направлениям расходов, на которые выделяются  субсидии за счет федеральных средств (797 млн. рублей);
  • другие направления расходов (80,5 млн. рублей).

Кроме того, законопроектом предлагается учесть предложения главных  распорядителей средств областного бюджета в части перераспределения  средств в пределах общего объема бюджетных ассигнований, предусмотренных  для них в 2012 году и уточнить расходную  часть областного бюджета на 2013-2014 годы.

Рис 1. Распределение бюджетных  средств Самарской области по департаменту.

 

Объем доходов областного бюджета в 2012 году  увеличивается на 2, 067 млрд. рублей.

Для финансирования дополнительных расходов предлагается   задействовать  остатки  средств  областного  бюджета  в  сумме 2,001 млрд. рублей и целевые остатки безвозмездных поступлений в сумме498,4 млн. рублей, сформированные на 01.01.2012, а также высвобождаемые средства областного бюджета в объеме 834,6  млн. рублей (813,8 млн. рублей, предусмотренные на региональную социальную доплату к пенсии неработающим пенсионерам, в связи с тем, что в 2012 году социальные доплаты к пенсиям будут осуществляться за счет средств Пенсионного фонда РФ, и 20,8 млн. рублей, предусмотренные на выплату единовременного пособия при передаче ребенка на воспитание в семью, в связи с поступлением средств федерального бюджета на эти цели).

Рис 2. Структура расходов проекта бюджета Самарской области на 2012 г.

Рис 3. Целевые мероприятия  и программы на 2012г.

Планируемый к привлечению  федеральный кредит в сумме 1 млрд. рублей (кредиты отражаются в источниках финансирования дефицита), предполагается направить на предоставление кредита  городскому округу Самара для осуществления  реконструкции Линдовской водопроводной  насосной станции в целях решения  проблем обманутых дольщиков.

Законопроектом также  предусматривается внесение изменений в Программы государственных внутренних заимствований Самарской области на 2012-2014 годы в связи с уточнением объема привлеченных в 2011 году и планируемых к привлечению в 2012 году бюджетных кредитов из федерального бюджета. И в этой связи вносятся соответствующие поправки в статью 30 текстовой части закона об областном бюджете в части корректировки значений предельного объема и верхнего предела государственного долга, а также предельного объема расходов на обслуживание государственного долга.

Законопроектом уточняются условия предоставления льготы по налогу на имущество организаций для  отдельных категорий налогоплательщиков.

 
2. Анализ расходов бюджета Самарской области за 2010 год. 

Общий объем доходов областного бюджета за 2010 год составил 94,7 млрд. рублей , или 102 % к сумме доходов, утвержденной Законом Самарской области «Об областном бюджете на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов». 

Налоговые и неналоговые доходы областного бюджета за 2010 год составили 70,2 млрд. рублей, что больше прогнозируемой суммы на 2% и выше уровня 2009 года на 20%. Большая часть налоговых и неналоговых поступлений областного бюджета была обеспечена за счет поступлений налога на прибыль организаций (37% от общего объема налоговых и неналоговых доходов), налога на доходы физических лиц (28%), налога на имущество организаций (15%). 

Безвозмездные средства поступили в областной бюджет в объеме 24,5 млрд. рублей, что выше значения 2009 года на 25%. Из них безвозмездные поступления из федерального бюджета составили 20,7 млрд.рублей.

В целом расходы областного бюджета за отчетный период составили 95,7 млрд. рублей, или 95% от запланированной  суммы . Основными причинами неосвоения средств стало:  поступление средств федерального бюджета в конце декабря 2010 года; уточнение численности участников программы дополнительных мероприятий по снижению напряженности на рынке труда Самарской области на 2010 год.

Наибольший удельный вес в общем  объеме расходов областного бюджета  составляют расходы на реализацию социальной политики Самарской области (25% от общего объема расходов), осуществление мероприятий  в сфере образования (14%), оказание финансовой помощи муниципальным образованиям Самарской области (13%).

Расходы на социальную сферу (социальная политика, образование, культура, кинематография, средства массовой информации, здравоохранение, физкультура и спорт) по сравнению с 2009 годом выросли на 3,4 млрд. рублей , финансовая помощь муниципальным образованиям – на 4,9 млрд.рублей. В полном объеме профинансированы все принятые ранее социальные расходные обязательства Самарской области.

В течение 2010 года осуществлялась реализация мероприятий по формированию рынка доступного и качественного жилья . Безусловным приоритетом бюджетных расходов было выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем ветеранов Великой Отечественной войны, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В рамках областной целевой программы «Молодой семье – доступное жилье» осуществлялась государственная поддержка молодым семьям в сфере обеспечения жильем.

В 2010 году на санаторно-курортное лечение отдельных категорий граждан, проживающих на территории Самарской области, выделено более 214 млн.рублей , на реализацию мероприятий по проведению оздоровительной кампании детей – более 527,5 млн. рублей.  
Значительные средства направлены на реализацию территориальной программы обязательного медицинского страхования в части страхования неработающего населения Самарской области (5,8 млрд.рублей, или на 12% больше уровня 2009 года).

В рамках реализации приоритетного  национального проекта «Здоровье» были осуществлены денежныевыплаты медицинскому персоналу областных и муниципальных учреждений здравоохранения в объеме порядка 618 млн. рублей. 

Более 17,7 млрд. рублей направлено на реализацию мероприятий в рамках областных  и ведомственных целевых программ. В том числе на обеспечение  капитального ремонта многоквартирных  домов (3,3 млрд.рублей), модернизацию и  развитие сети автомобильных дорог  общего пользования регионального  и межмуниципального значения Самарской  области (5,1 млрд.рублей).

На развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Самарской области направлено более 3 млрд. рублей . В том числе за счет средств областного и федерального бюджетов выделены субсидии сельхозтоваропроизводителям, пострадавшим в результате засухи, в сумме 1,5 млрд.рублей.

Более 831 млн . рублей было направлено на развитие малого и среднего предпринимательства в Самарской области, порядка 488 млн.рублей выделено в рамках реализации областной целевой программы «Развитие метрополитена в городском округе Самара на 2010-2020 годы».

Областной бюджет за отчетный год  исполнен с дефицитом в объеме 971,3 млн.рублей . В качестве основного источника финансирования дефицита областного бюджета в 2010 году стало привлечение бюджетных кредитов из федерального бюджета, средства которых направлены на строительство, реконструкцию, ремонт и содержание автомобильных дорог общего пользования, частичное финансирования дефицита областного бюджета и финансирование мероприятий по поддержке сельхозтоваропроизводителей, пострадавших от засухи, сообщает пресс-служба Правительства Самарской области. 

Информация о работе Региональные финансы