Реформа бюджетной системы РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2011 в 10:03, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является рассмотрение основных элементов бюджетной системы как важнейшего звена финансовой системы общества, основных принципов построения бюджетной системы РФ и бюджетного процесса, как происходит функционирование бюджетного механизма.

Работа содержит 1 файл

Бюджетная система РФ реформа.doc

— 170.00 Кб (Скачать)

     В состав источников внешнего финансирования дефицита федерального бюджета включаются:

  • разница между средствами, поступившими от размещения государственных займов, которые осуществляются путем выпуска государственных ценных бумаг от имени Российской Федерации и номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте, и средствами, направленными на их погашение;
  • разница между полученными и погашенными Российской Федерацией в иностранной валюте кредитами иностранных государств, включая целевые иностранные кредиты (заимствования), с учетом средств, перечисленных из федерального бюджета российским поставщикам товаров и (или) услуг на экспорт в счет погашения государственного внешнего долга Российской Федерации, международных финансовых организаций, иных субъектов международного права и иностранных юридических лиц;
  • разница между полученными и погашенными Российской Федерацией в иностранной валюте кредитами кредитных организаций.

     В состав иных источников внешнего финансирования дефицита федерального бюджета включаются:

  • объем средств, направляемых на исполнение государственных гарантий Российской Федерации в иностранной валюте, в случае, если исполнение гарантом государственных гарантий Российской Федерации ведет к возникновению права регрессного требования гаранта к принципалу либо обусловлено уступкой гаранту прав требования бенефициара к принципалу;
  • разница между средствами, поступившими в федеральный бюджет в погашение основного долга иностранных государств и (или) иностранных юридических лиц перед Российской Федерацией, и средствами, направленными на предоставление государственных финансовых и государственных экспортных кредитов;
  • прочие источники внешнего финансирования дефицита федерального бюджета.

     Дефицит бюджета субъекта Российской Федерации, дефицит местного бюджета на очередной  финансовый год (очередной финансовый год и каждый год планового  периода) устанавливается законом (решением) о соответствующем бюджете с  соблюдением следующих ограничений:

     1. Дефицит бюджета субъекта Российской  Федерации не должен превышать  15 % утвержденного общего годового  объема доходов бюджета субъекта  Российской Федерации без учета  утвержденного объема безвозмездных  поступлений. Для субъекта Российской  Федерации, в отношении которого осуществляются меры, дефицит бюджета не должен превышать 10 % [15, с. 189].

     В случае утверждения законом субъекта Российской Федерации о бюджете  в составе источников финансирования дефицита бюджета субъекта Российской Федерации поступлений от продажи акций и иных форм участия в капитале, находящихся в собственности субъекта Российской Федерации, и снижения остатков средств на счетах по учету средств бюджета субъекта Российской Федерации дефицит бюджета субъекта Российской Федерации может превысить ограничения, установленные настоящим пунктом, в пределах суммы указанных поступлений и снижения остатков средств на счетах по учету средств бюджета субъекта Российской Федерации.

     2. Дефицит местного бюджета не  должен превышать 10 % утвержденного  общего годового объема доходов местного бюджета без учета утвержденного объема безвозмездных поступлений и (или) поступлений налоговых доходов по дополнительным нормативам отчислений. Для муниципального образования, в отношении которого осуществляются меры, дефицит бюджета не должен превышать 5 %.

     Дефицит бюджета субъекта Российской Федерации, дефицит местного бюджета, сложившийся  по данным годового отчета об исполнении соответствующего бюджета, должен соответствовать  данным ограничениям.

     Превышение  по данным годового отчета об исполнении соответствующего бюджета установленных настоящей статьей ограничений является нарушением бюджетного законодательства Российской Федерации и влечет применение предусмотренных Бюджетным Кодексом мер принуждения за нарушение бюджетного законодательства Российской Федерации.

     Едиными для бюджетов бюджетной системы  Российской Федерации группами и  подгруппами источников финансирования дефицитов бюджетов являются:

     1) источники внутреннего финансирования  дефицитов бюджетов:

  • государственные (муниципальные) ценные бумаги, номинальная стоимость которых указана в валюте Российской Федерации;
  • кредиты кредитных организаций в валюте Российской Федерации;
  • бюджетные кредиты от других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;
  • кредиты международных финансовых организаций в валюте Российской Федерации;
  • изменение остатков средств на счетах по учету средств бюджета;
  • иные источники внутреннего финансирования дефицитов бюджетов;

     2) источники внешнего финансирования  дефицитов бюджетов:

  • государственные ценные бумаги, номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте;
  • кредиты иностранных государств, включая целевые иностранные кредиты (заимствования), международных финансовых организаций, иных субъектов международного права, иностранных юридических лиц в иностранной валюте;
  • кредиты кредитных организаций в иностранной валюте;
  • иные источники внешнего финансирования дефицитов бюджетов.
 

     3.3 Государственный  долг и государственный  кредит 

     К государственному долгу Российской Федерации относятся долговые обязательства Российской Федерации перед физическими и юридическими лицами Российской Федерации, субъектами Российской Федерации, муниципальными образованиями, иностранными государствами, международными финансовыми организациями.

     Государственный долг представляет собой совокупность долговых обязательств государства, которые образовались за ряд лет (многие годы) исполнения государственного бюджета в условиях его дефицитности.

     Виды  государственного долга:

  1. Государственный долг РФ – совокупность долговых обязательств центрального правительства страны, вытекающих из использования федерального бюджета.
  2. Государственный долг субъекта РФ – совокупность долговых обязательств субъекта РФ, вытекающих из исполнения регионального бюджета.
  3. Муниципальный долг – совокупность долговых обязательств муниципального образования, вытекающих из исполнения местного бюджета [15, с. 194].

     В зависимости от источника заемных  средств государственный долг разделяется  на:

    • Внутренний государственный долг – долг государства перед юридическими и физическими лицами данного государства.
    • Внешний государственный долг – долг государства перед юридическими и физическими лицами другого государства (других государств), перед другими государствами и международными организациями.

     Государственный кредит – долговые обязательства других участников рынка перед государством.

     Основные  виды государственного кредита:

  1. Бюджетные кредиты – временное заимствование средств бюджетов друг у друга в пределах календарного года (на срок до 1 года).
  2. Внутренние кредиты – кредиты российским юридическим лицам.
  3. Внешние кредиты – кредиты иностранным государствам, их юридическим лицам и международным организациям.

     Наибольшее  значение имеют внешние кредиты, которые предоставляет наша страна дружественным странам [15, с. 196]. 

 

      4. Реформирование  бюджетной сферы  в России 

     Действовавший в течении многих десятилетий  механизм управления общественными  финансами в нашей стране в  целом обеспечивал централизацию  финансовых ресурсов в бюджетную  систему государства и использование  их для выполнения функций, возложенных на государственные и муниципальные органы власти. Однако следует отметить, что этот механизм был создан и приспособлен для централизованного управления экономическими и социальными процессами в стране. Изменения политического строя и экономических основ государства, нашедшие отражение в Конституции 1993 года, новые задачи, стоящие перед бюджетной системой, четко высветили недостатки действующего механизма управления общественными финансами. Главный недостаток заключается в том, что этот механизм ориентирован не на управление результатами, а на управление затратами [5, с. 25].

     Обеспечение экономической и социальной стабильности в государстве, повышение эффективности  использования бюджетных средств  потребовали проведения в стране бюджетных реформ. Цель проведения этих реформ:

  • поддержание макроэкономической и финансовой стабильности в государстве;
  • обеспечение выполнения и создание условий для оптимизации расходных обязательств всех уровней власти в стране;
  • повышение отдачи от бюджетных ассигнований и достижение на этой основе более высокого экономического и социального эффекта;
  • формирование налоговой системы, стимулирующей экономический рост и обеспечивающий необходимый уровень доходов бюджетной системы;
  • оптимизация управления государственным долгом и финансовыми активами;
  • обеспечение прозрачности, стабильности финансовой системы и финансовых институтов страны [5, с. 26].

     Бюджетные реформы начались с первых лет  перехода к рыночной экономике. В 1991 г. вместо действовавших раздельных для федерального и территориальных бюджетов классификаций была введена единая бюджетная классификация. Объединившая в одном документе однородные доходы и расходы федерального, региональных и местных бюджетов.

     В 1997 г. была введена новая бюджетная  классификация, отразившая изменения в планировании, исполнении и учете бюджетных доходов и расходов.

     В 1998 г. были приняты Бюджетный кодекс РФ и Налоговый кодекс РФ, установившие основы действующих в настоящее  время бюджетной и налоговой  систем, а также бюджетного процесса [5, с. 27].

     Три направления бюджетных  реформ. Бюджетные реформы проводились и продолжают проводиться по следующим важнейшим направлениям:

  1. Реформирование межбюджетных отношений.
  2. Реформирование бюджетного процесса.
  3. Реформирование бюджетной сети (реорганизация бюджетных учреждений).
 

 

      Заключение 

     Государственная бюджетная система Российской Федерации, являясь главным средством мобилизации  и расходования ресурсов государства, дает политической власти реальную возможность  воздействовать на экономику, финансировать ее структурную перестройку, стимулировать развитие приоритетных секторов экономики, обеспечивать социальную поддержку наименее защищенным слоям населения.

     За  последние несколько лет анализ экономики России позволяет подтвердить  действенность важнейших составляющих успешной бюджетной политики, определенных на основе международного опыта. Это - базирующаяся на реалистичном уровне государственных обязательств политика жесткого ограничения государственных расходов, обеспечивающая низкий уровень (или полное отсутствие) бюджетного дефицита, способствующая поддержанию на кредитном рынке низких процентных ставок, увеличению финансирования частного сектора. Такая политика содействует достижению устойчивых темпов экономического роста, снижению безработицы, следовательно, и повышению уровня народного благосостояния.

     Через бюджет происходит перераспределение  национального дохода и внутреннего  валового продукта. Бюджет выступает  инструментом регулирования и стимулирования экономики, инвестиционной активности, повышения эффективности производства, именно через бюджет осуществляется социальная политика.

Информация о работе Реформа бюджетной системы РФ