Реформа бюджетной системы РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2011 в 10:03, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является рассмотрение основных элементов бюджетной системы как важнейшего звена финансовой системы общества, основных принципов построения бюджетной системы РФ и бюджетного процесса, как происходит функционирование бюджетного механизма.

Работа содержит 1 файл

Бюджетная система РФ реформа.doc

— 170.00 Кб (Скачать)

     Введение

 

     Одним из важнейших институтов государства  является бюджетная система. На протяжении тысячелетий существования государств финансовые ресурсы, мобилизуемые в бюджетную систему, обеспечивают государственным и территориальным органам власти выполнение возложенных на них функций. Бюджетная система позволяет осуществлять регулирование экономических и социальных процессов в интересах членов общества.

     Бюджет, денежное обращение – это зеркало  государства, барометр его экономического и социального состояния и политического положения.

     В рыночной экономике, в условиях сузившихся возможностей государства оказывать  влияние на экономические процессы в стране, значительно вырастает  роль бюджетной системы как одного из важнейших инструментов государственного регулирования экономики.

     Актуальность  выбранной темы заключается в  чрезвычайной многогранности бюджетной системы, как механизма реализации основных функций государства. Она постоянно требует изменений, нововведений и совершенствования в зависимости от экономической и социальной ситуаций как внутри государства, так и его окружения.

     Целью данной работы является рассмотрение основных элементов бюджетной системы  как важнейшего звена финансовой системы общества, основных принципов  построения бюджетной системы РФ и бюджетного процесса, как происходит функционирование бюджетного механизма.

     В первом разделе описывается краткая  история становления бюджетной  системы, начиная с периода простейшего  сбора дани в натуральной форме  на Руси (XIII век), рассматривается современное бюджетное устройство Российской Федерации, раскрывается экономическая сущность бюджета, структура бюджетной системы, излагаются организационно-правовые основы построения бюджетной системы и принципы, на которых основана бюджетная система России.

     Второй  раздел раскрывает вопросы формирования и использования доходов и расходов бюджетов всех уровней. Подробно характеризуются все виды налоговых, неналоговых бюджетных доходов и безвозмездных поступлений, описываются виды и классификация расходов.

     Третий  раздел посвящен рассмотрению важнейшего принципа бюджетной системы – сбалансированности бюджета: порядок разработки мероприятий по исключению профицита в бюджете и определение источников финансирования дефицита.

     В четвертом разделе рассказывается о реформировании бюджетной сферы России, об основных целях проведения реформ бюджетной системы в России и направления бюджетных реформ.

 

      1. Бюджетная система  Российской Федерации

     1.1 История Бюджетной системы России

 

     Специалисты считают, что первым источником поступлений в княжескую казну на Руси была дань, которую собирал князь с подвластных земель. Она имела натуральную форму и собиралась в виде скота, мехов, меда, воска, продовольствия. Также, в пользу князя собирались пошлины и штрафы: судебные назывались виры, дорожные — мыт, пошлина с брака — выводная куница. По мере укрепления власти князьями устанавливались места сбора дани и лица, ответственные за ее сбор, а сама дань приняла форму подати. С XIII века начала складываться система посошного обложения. Единицей обложения стали: соха, дым, двор, тягло. В период татаро-монгольского ига в пользу ордынских ханов собирался налог “ордынский выход”.

     В XV веке в России начала складываться двухзвенная бюджетная система  унитарного государства, состоящая  из великокняжеской казны (бюджета государства) и местных бюджетов, которые соответственно формировались за счет княжеских (т. е. государственных) налогов и местных сборов.

     Первый  в России бюджет — смета государственных доходов и расходов — был составлен в 1645 г. В городах составлялись городовые сметы доходов и расходов. Эта система действовала до петровских реформ [17, с. 9].

     В 1679 г. вместо стрелецкой подати и других сборов был введен подворный налог. Общая сумма налога устанавливалась  правительством, а крестьянские общины и посады раскладывали ее между собой по дворам.

     После проведения переписи населения в 1722 г. подворный налог заменился  подушной податью, которая взималась  с лиц мужского пола (кроме дворянства, духовенства и чиновничества). Подушная подать была одним из главных источников доходов государственного бюджета. В 1796 г. на ее долю приходилось около 34% всех доходов.

     После Октябрьской революции 1917 г. вследствие развала органов государственного и местного управления поступление  налогов в бюджетную систему  практически прекратилось. Для финансирования неотложных нужд большевики прибегали к контрибуции с имущих слоев населения, главным образом, с купцов и спекулянтов, по их мнению, нажившихся за время войны и непроизводительно расходующих свои капиталы. До ноября 1918 г. в 57 губерниях в виде контрибуций было мобилизовано в бюджет 816,5 млн. руб. Существование нового строя непосредственно зависело от состояния финансов в стране.

     Исходя  из тяжелого экономического положения  в стране было признано необходимым  перейти к строгой централизации в области финансов с тем, чтобы обеспечить поступление средств в бюджет и их эффективное использование. Это положение стало основополагающим в формировании финансовой политики Советского государства на всех последующих этапах истории СССР.

     После распада СССР и с началом перехода от административно-командных методов  управления к рыночным потребовалось  реформирование всей финансовой системы  России и ее основного звена –  бюджетной системы.

     В настоящее время бюджетная система  России находится в стадии становления, вырабатывается законодательный механизм перераспределения компетенций между федеральными и территориальными уровнями власти, органами местного самоуправления [17, с. 10].

     Составной частью процесса реформирования явилось  принятие 17 июля 1998 года Бюджетного кодекса Российской Федерации, установившего общие принципы современного бюджетного законодательства и правовые основы функционирования бюджетной системы и бюджетного процесса Российской Федерации.

 

      1.2 Понятие бюджета и бюджетной системы 

     Бюджет - это финансовый план образования и расходования денежных средств бюджетных фондов различного уровня, утверждаемый соответствующими представительными государственными и муниципальными органами для обеспечения функций государственных и муниципальных образований.

     Почему  бюджет все-таки, строго говоря, не является центральным денежным фондом, а представляет собой финансовый план поступления  и расходования денежных средств? Дело в том, что средства бюджета никогда  не аккумулируются государством в натуре, а наоборот, расходуются по мере их поступления, так что денежный фонд как таковой и не образуется. Поэтому бюджет скорее представляет собой схему поступления и расходования средств, то есть финансовый план государства.

     Бюджет  является основным, универсальным финансовым планом государства, поскольку кроме него действуют и другие финансовые планы: сметы, балансы предприятий, учреждений, организаций. Кроме того, бюджет государственного или муниципального образования охватывает практически все области, группы общественных отношений, где государство осуществляет свои функции. Исключение сделано лишь для некоторых групп общественных отношений, финансирование которых происходит в форме внебюджетных целевых фондов.

     Понятие бюджета как финансового плана не тождественно бюджету как юридическому акту, принимаемому соответствующим представительным органом, так как такой акт (например, закон о федеральном бюджете на какой-либо год) отражает лишь основные показатели соответствующего бюджета и, кроме того, решает некоторые вопросы, которые, строго говоря, не относятся к самому финансовому плану [9, с. 73].

     Бюджетная система РФ – это основанная на экономических отношениях и государственном устройстве РФ, регулируемая нормами права совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов [9, с. 73].

     Финансовый  год в Российской Федерации продолжается с 1 января по 31 декабря соответствующего года. Соответственно и бюджеты, как правило, утверждаются ежегодно на этот срок. Однако в условиях инфляции, трудностей в принятии бюджетов практикуется принятие бюджета на более короткий срок (квартал и т.п.). 

     1.3 Организационно-правовые основы построения бюджетной системы 

     Правовой  основой бюджетной системы является Бюджетный кодекс. Бюджетный кодекс - свод законов, о функционировании и развитии бюджетной системы РФ, обеспечивающий:

  1. Финансовое регулирование бюджетных отношений.
  2. Правовые основы.
  3. Правовое положение субъектов бюджетных отношений.
  4. Порядок регистрации межбюджетных отношений.
  5. Установление общих принципов бюджетного законодательства.
  6. Определение основы бюджетного процесса, основания и виды ответственности за нарушение Бюджетного кодекса.

     Бюджетные отношения включают:

     1) Отношения, складывающиеся в процессе:

  • Формирования доходов и осуществления расходов бюджетов всех уровней и бюджетов государственных внебюджетных фондов.
  • Осуществление государственных и муниципальных заимствований, регулирование государственного долга.

     2) Отношения, складывающиеся и возникающие в процессе:

  • Становления и рассмотрения проектов бюджетов всех уровней.
  • Утверждение и исполнение бюджетов.
  • Контроль за их исполнением.

       Бюджетное законодательство состоит  из: Бюджетного кодекса и федеральных  законов о “Федеральном бюджете”  на соответствующий год; законов субъектов РФ о “Бюджетах субъектов РФ” на соответствующий год; нормативно-правовых актов представительных органов власти местного самоуправления; законов субъектов РФ и нормативно-правовых актов представительных органов власти местного самоуправления. Законодательная база строится с учетом федеративного устройства РФ.  

     1.4 Структура бюджетной  системы РФ 

     Одной из важнейших частей бюджетной системы  Российской Федерации является бюджетная  система Субъектов Федерации, которая  объединяет 89 бюджетов различных форм федерального подчинения (21 республиканский бюджет, 55 краевых и областных бюджетов, городские бюджеты Москвы и Санкт-Петербурга, 10 окружных бюджетов автономных округов и 1 бюджет автономной области).

     К бюджетам бюджетной системы Российской Федерации относятся (см. приложение 1):

  1. федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов Российской Федерации;
  2. бюджеты субъектов Российской Федерации и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов;
  3. местные бюджеты, в том числе:
    • бюджеты муниципальных районов, бюджеты городских округов, бюджеты внутригородских муниципальных образований городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга;
    • бюджеты городских и сельских поселений.

     Федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов Российской Федерации предназначены для исполнения расходных обязательств Российской Федерации [8, с. 25].

     Федеральный бюджет и свод консолидированных  бюджетов субъектов Российской Федерации (без учета межбюджетных трансфертов между этими бюджетами) образуют консолидированный бюджет Российской Федерации. Консолидированный бюджет представляет собой сводный бюджет, включающий как бюджет соответствующего уровня, так и нижестоящие бюджеты. В федеральный консолидированный бюджет входят собственно бюджет Российской Федерации, а также бюджеты субъектов РФ. Консолидированный бюджет района состоит из бюджетов района, городских, поселковых бюджетов и бюджетов сельсоветов. Консолидированные бюджеты используются для расчета нормативов минимальной бюджетной обеспеченности, являются основанием для предоставления дотаций и субвенций из вышестоящего бюджета в нижестоящий.

Информация о работе Реформа бюджетной системы РФ