Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2012 в 20:26, реферат
Этикет (фр.etiquette-ярлык, этикетка)- совокупность правил поведения, касающихся отношения к людям (обхождение с окружающими, формы обращения и при-ветствий, поведение в общественных местах, манеры и одежда). Действительно, этикет выражается в самых разных сторонах нашего поведения. Например, этикетное значение могут иметь разнообразные движения чело-века, позы и положения, которые он принимает. Сравните вежливое положение лицом к говорящему и совершенно невежливое - спиною к нему. В этикетных целях мы
В последнее время вызывает
тревогу обильное, если не жадное,
употребление иноязычной
А.С.Пушкин ещё 200 лет назад
горестно замечал:
Сокровища родного слова-
Заметят важные умы-
Для лепетания чужого
Пренебрегли безумно мы.
Мы любим Муз чужих игрушки,
Чужих наречий погремушки,
А не читаем книг своих…
Первый враг чистоты речи- это
слова – паразиты. Ими нередко люди пытаются
как-то заполнить свою скудную речь и совершенно
перестают замечать их. Всем знакомы выражения:
значит, так сказать, ну, вообще, в общем,
это, это самое, короче (говоря), вот, как
бы, то есть, просто, как его, типа, конечно,
в принципе, так сказать, однозначно, представь,
понимаешь и т. д. У каждого есть свой «индивидуальный
запас» подобных слов. Часть их – вводные
слова, которые указывают на отношение
говорящего к высказываемой мысли. Но,
не к месту употребленные, они превращаются
в слова-паразиты, не несущие никакую смысловую
нагрузку. Говорящий бессознательно стремится
заполнить ими образовавшуюся паузу или
заменить какое-нибудь слово, которое
не хочется вспоминать или выговаривать.
Если всерьёз прислушаться к его репликам,
то можно обнаружить странные психологические
несоответствия. Человек, постоянно употребляющий
слово «короче», так и стремится сократить
свою речь, повторяющий слово «вообще»
или «в общем» все время обобщает свои
мысли, у человека с «как бы» все очень
приблизительно, зыбко, а человек, говорящий
«в принципе», очень принципиален и категоричен.
«То есть»- непрестанно поправляет, «просто»
- упрощает, а «это самое»- указывает на
непонятно что.
Эту особенность
Второй опасный враг нашей
устной речи- это грубые просторечные
и жаргонные слова. Просторечие с жаргонами
составляют особую «неузаконенную» сферу
разговорного языка и противопоставляются
языку литературному – высшей форме существования
национального языка. Для многих просторечий
характерны экспрессивно сниженные оценочные
слова с гаммой оттенков: от фамильярности
до грубости, которым в литературном языке
есть нейтральные синонимы: морда- лицо,
шарахнуть- ударить, дрыхнуть – спать,
драпануть – убежать. В словаре Ожегова
для таких слов есть пометка: прост.
Чрезмерное и нецелесообразное употребление
просторечий делает речь человека вульгарной
и убогой. Просторечия могут выявляться
и в области ударения (про’цент, вместо
проце’нт), в области произношения (чё
вместо что, щас вместо сейчас, стока вместо
столько), в области морфологии (выбора’,
вместо лит. вы’боры, хочут вместо хотят),
словоупотребления (ложить вместо класть,
обратно в значении опять) и во многих
видоизмененных формах слов (тапочек,
опосля, здеся, нету).
Особенно
некрасиво звучат в речи жаргонные
выражения – разновидность речи
какой – либо группы людей, объединенных
профессией, эмоциональный спектр: от
шутливо – иронического до грубо- вульгарного
тона. Некоторые жаргонизмы пришли из
других языков («чувак»- парень из цыганского,
«хаер» - волосы из английского), из разных
диалектов («берлять»- пить, «ухайдакать»
- утомить). Многие жаргонизмы возникли
благодаря переносному смыслу или ассоциациям,
которые, однако лишены эстетического
значения: рвануть – пойти, тачка – машина,
лимон – миллион, косарь – тысяча рублей.
Мало кто из любителей подобных выражений
знает, что он говорит как уголовник. Ведь
многие жаргонизмы пробрались в разговорный
язык из языка деклассированных элементов
(арго), распространенного в сфере преступного
мира, который пользуется им с целью сокрытия
предмета разговора, чтобы никто не догадался
об их злоухщрениях: круто, шмон, беспредел,
бакланить.
Молодежный
сленг относится к этому же
разряду грубых слов. Главное в
этом языковом явлении – отход
от обыденности, игра, маска. Рискованный,
непринужденный молодежный жаргон стремится
уйти от скучного мира взрослых. Подобно
его носителям, он резкий, громкий, дерзкий.
Это – результат своеобразного
желания переиначить мир на иной
манер, а также знак «я свой». Среди
юного поколения часто
Клевый
– произошло от слова «клевать», это тот,
который клюет;
Крутой
– значит горбатый;
Грузить
- накладывать тяжелые предметы
на человека.
Что же
можно сказать о человеке, который
в порыве гордыни возглашает: а
мне по барабану! Действительно, верхнюю
часть туловища этого человека трудно
назвать головою.
Многие
другие слова подобного рода нелепы
и бессмысленны, и смешон тот, кто
любит покрасоваться за их счет.
А вот
слово «блин», без которого некоторые
и не мыслят своего языкового существования,
помимо лексической абсурдности
носит вполне серьёзный, очень некрасивый
подспудный смысл. Как отмечают
исследователи, происхождение этого
слова связано с заменой другого,
нецензурного слова, начинающегося
на эту же букву. Стоит задуматься,
что мы говорим!
Молодежный
жаргон имеет свои временные границы:
с каждым поколением молодых (5-7 лет)
меняется и набор жаргонизмов. Никто
сейчас уже не помнит таких своеобразных
оценок: железно – «хорошо», пшено
– «плохо», так широко распространенных
в 60-70 г.г. ХХ века. Жаргон – это своего
рода язык в языке, эфемерное явление
кризисного характера.
В свете
всех этих размышлений особенно удручающим
явлением выглядит третий, самый безобразный,
враг языка – это нецензурная
брань или в простонародье
матершинные слова. Само понятие «нецензурный»
связано с явлением цензуры в языке. Конечно
же, никаких людей и организаций, которые
бы контролировали речь людей, отслеживали
и наказывали бы виновных в ошибках, не
существует. Но есть нравственный цензор
– это совесть. Когда человек матерится
он теряет всякий стыд и чувство человечности
перед окружающими, идет против своей
совести. Ведь нередко при появлении на
людях разошедшегося матершинника многим
бывает как-то не по себе, как будто каждый
лично становится соучастником чего-то
грязного, похабного. Поэтому среди культурных
и грамотных людей нецензурщина немыслима.
Некоторые сегодня пытаются узаконить
мысль, что мат – глубоко русская традиция,
национальная особенность и даже гордость
народа. Эти невежды совершенно не знают
истории, а пытаются таким образом оправдать
перед собой и другими свой порок. На самом
деле сквернословие на Руси примерно до
середины ХIX века не только не было распространено
даже в деревне, но и очень долго являлось
уголовно наказуемым! Ещё при царях Михаиле
Федоровиче и Алексее Михайловиче на Руси
выматерившегося человека подвергали
публичной порке. А народная мудрость
утверждала и утверждает, что в семье сквернослова
нет мира. Сама склонность к матерщине
всегда сопровождается и другими пороками
– начиная алкоголизмом и кончая всевозможными
формами бытовой агрессии.
ЛИТЕРАТУРА
1. Гвоздарев
Ю. А. Язык есть исповедь
народа… Кн. Для учащихся. –М.: Просвещение,
1993.
2. Скворцов
Л. И. Культура русской речи:
Словарь – справочник. – М.: знание,1995.
3. Голуб
И. Б., Розенталь Д. Э. Секреты хорошей речи.
– М.: Международные отношения, 1993.
4. Энциклопедия
для детей. Т. 10 Языкознание. Русский
язык. – М.: Аванта +, 1998.
5. Люстрова
З. Н., Скворцова Л. И., Дерягин В. Я. Беседы
о русском языке. – М.: Знание, 1978.
6. Смольянинов
И.Ф. О прекрасном говорить прекрасно.
– Л.: Знание, 1974.
7. Розенталь
Д.Э. А как лучше сказать?: Кн.
Для учащихся ст. классов. –
М.: Просвещение, 1988.
8. Максимов
В.И. Точность и
9. Ладыженская
Т.А. Живое слово: Устная речь как средство
и предмет обучения. – М.: Просвещение,
1986.
10. Одинцов В.В. Лингвистические парадоксы: Кн. Для учащихся ст. классов. – М.: Просвещение, 1988.
Информация о работе Речевой этикет в современном русском языке