Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2011 в 16:29, курсовая работа
Вопросы, касающиеся безработицы, занятости населения страны и других социально-экономических проблем, остаются наиболее актуальными, по сей день. Проблемная ситуация, сложившаяся в данный момент уходит своими корнями в прежнюю социалистическую систему, когда на рынке труда требовалась лишь рабочая сила, т.е. строители, грузчики, слесари и т.д. Теперь же с развитием экономики, совершенствованием организации производства, развитием НТР, необходимы специалисты совершенно иного профиля.
Введение.
Глава 1. Теоретические основы рынка труда и социальной напряженности.
1.1.Проблемная ситуация.
1.2.Цели и задачи исследования.
1.3.Определение исследуемых терминов.
Глава 2. Анализ состояния современного рынка труда.
2.1.Анализ современного состояния рынка труда.
2.2.Рынок труда и экономический подъем.
2.3.Правовая регламентация рынка труда.
2.4.Эмпирическая модель влияния рынка труда на социальную напряженность.
Глава 3. Рекомендации по развитию рынка труда и снижению социальной напряженности.
Заключение.
Список использованной литературы.
2.3. Правовая регламентация рынка труда.
Если бы законы, регулирующие казахстанский рынок труда исполнялись полностью, для социальной системы, экономического роста и обеспечения высокого уровня занятости в Казахстане это означало бы крах. Большинство стран Западной Европы сейчас сталкивается с неимоверными сложностями именно потому, что их не менее жесткое законодательство в области трудовых отношений исполняется неукоснительно. Возьмем, к примеру, Испанию, которая зарегистрировала и подписала самое большое число конвенций Международной организации труда (МОТ) — 140 (мы пока, к счастью, всего 50). С точки зрения МОТ, эта страна — идеал. Но в Испании самый высокий уровень безработицы среди развитых стран — свыше 20% (11% в среднем по ЕС). Это стало результатом последовательного внедрения негибкой системы правового регулирования на рынке труда, которая способна ухудшить ситуацию даже при благоприятных экономических условиях.
Наложение административных, юридических или институциональных ограничений на мобильность трудовых ресурсов, на переток рабочей силы из одной отрасли в другую, из одного региона в другой, с одного производства на другое становится тормозом для экономического роста и увеличения занятости. Предприятия, готовые увеличивать объемы продукции и услуг, ориентируясь на благоприятную конъюнктуру, при негибком рынке труда не способны делать это. Фирмы же, спрос на продукт которых падает, не могут освободиться от избытка рабочей силы и при сокращении производства обречены на банкротство в связи с невозможностью снизить издержки до экономически обоснованного уровня. Следствием этих факторов становится застой в экономике, снижение реальной зарплаты, рост безработицы.
К счастью, у нас законы блюдутся не столь строго и поэтому казахстанский рынок труда существенно более гибкий, чем европейский. Это позволило даже в условиях кризиса предотвратить рост безработицы в масштабах, каких можно было бы ожидать при таком спаде в экономике. Большинство скрытых безработных - тех, что числятся на предприятиях, но не получают зарплату (а в пиковые моменты кризиса их было столько, что, выйди они на рынок труда, уровень безработицы достиг бы 20-25%) — тоже имеют устойчивые источники дохода от неформальной занятости. Иными словами, этих людей нельзя назвать безработными, даже если они теряют формальное место работы.
Однако рынок труда с большой долей неформальной занятости имеет массу существенных недостатков. Сейчас, например, существующие немногочисленные казахстанские супермаркеты не выдерживают конкуренции с “челноками”. Во всех развитых странах положение обратное — мелкая торговля не выдерживает конкуренции с крупной, эффективно и хорошо организованной оптовой сбытовой сетью. У нас, как бы супермаркет ни уклонялся от налогов, он все равно хоть что-то платит государству. А мелкий торговец не платит практически ничего. Поэтому этот неэффективный коммерсант времен Великого шелкового пути, везущий на себе чемоданы через границу, оказывается конкурентоспособным. Миллионы людей занимаются неэффективной формой экономической деятельности, заведомо убыточной с точки зрения национальной экономики, — в терминах экономического роста это называется прямым вычетом из валового внутреннего продукта.
Если
такое положение сохранится, Казахстан
ожидает судьба Турции. Там исторически
сложился очень большой неформальный
сектор занятости, который, по-видимому,
будет существовать еще долгие годы. Так
вот, темпы роста турецкой экономики за
последние 20- 30 лет удручающе низки, ее
последовательно обогнали все страны
Юго-Восточной Азии. А Турция как стояла
на пороге клуба развитых стран в течение
двух десятилетий, так и не может сделать
решающий шаг — в частности из-за положения
на рынке труда.
2.4.
Эмпирическая модель
влияния рынка труда
на социальную напряженность
в обществе
Данная проблема в настоящий момент не освещена в достаточной степени. Можно отметить лишь несколько авторов, занимавшихся разработкой этой темы. Среди них Пауль Шо (Рaul Shaw), анализировавший ( в контексте социально-экономического развития страны) некоторые аспекты демографической политики, вопросы занятости и связанные с ними проблемы образования, женского труда и т.д. Айкен Луис (Aiken Louis) отразившей в своей работе ( Economic failure and extremism ) социальные, политические и экономические последствия безработицы и экономических спадов, проведя эмпирико-социологическое исследование, основанное на опросах большой группы рабочих в Детройте в 1956 году. К сожалению, эти работы не переведены на русский язык. Среди переведенных же, я назову работу Майкла Аргайла " Психология счастья", в которой он рассматривает влияние безработицы на социальные факты в США, а именно он приводит следующую статистику:
Увеличение безработицы в США на 1% ( если она затем не снижалась на протяжении 5 последующих лет ) дает следующие результаты:
Таблица №2
Соц. Явление | Прирост в процентах |
Самоубийства | + 4,1 |
Первичное
обращение в клиники для |
+3,3 |
Тюремное заключение | +4,0 |
Убийства | +5,7 |
Смертность от алкоголизма | +1,9 |
Общий показатель смертности | +1,9 |
Данная таблица наглядно представляет влияние безработицы на целый ряд социальных явлений.
Так, с ростом безработицы соответственно растет: количество преступлений, число разводов, численность населения с доходами ниже прожиточного минимума, и снижается количество браков, естественный прирост населения.
Для более тонкого анализа влияния рынка труда на социальную напряженность необходимо рассмотреть следующие статистические функции.
Применяя регрессионный анализ, можно рассчитать, то, на что оказывается наибольшее влияние:
Глава 3. Рекомендации по развитию рынка труда и снижению социальной напряженности.
Важно отметить, что в Казахстане не существует скоординированной политики правительства. В идеале следует создать максимально гибкий, но по возможности легализованный рынок труда, гарантирующий низкую безработицу (на уровне США, примерно 4-5% экономически активного населения) и устойчивые высокие темпы экономического роста (3-5% в год с соответствующим ростом заработной платы). Для этого придется немало поработать прежде всего над правовой инфраструктурой. Необходимо ввести срочность контрактов; предусмотреть и обеспечить относительную простоту увольнения экономически избыточных работников, даже в случае, когда контракт не истек, потому что эта избыточность способствует неэффективному распределению трудовых ресурсов и, в конечном счете, уменьшает занятость. Низкий размер пособия при увольнении является одним из факторов, обеспечивающих мобильность рабочей силы. Коллективные договоры должны заключаться преимущественно на уровне предприятия. Коллективные же договоры на уровне отраслей, регионов, тем более общенациональном не должны иметь обязательной силы. Это вносит огромные диспропорции в размер заработной платы и способно привести к разорению многих предприятий, которые в противном случае могли бы выжить. Право на забастовки должно быть обеспечено, безусловно. Но его необходимо дополнить эффективным арбитражем, механизмами обеспечения исполнения индивидуальных и коллективных трудовых договоров — это то, чего сейчас нам не хватает: до суда не всегда могут достучаться даже крупные работодатели или профсоюзы, не говоря уже об отдельном работнике.
Минимальная оплата труда должна поддерживаться в пределах 20% средней заработной платы — это уровень, характерный для развитых стран с низким уровнем безработицы, таких как США. У нас сейчас минимальная зарплата с 1 января 2002 года составляет 4 181тенге.
Есть еще одна проблема, с которой казахстанский рынок труда пока не справляется: межрегиональная мобильность. Насколько остро стоит проблема территориальной мобильности, мы можем судить хотя бы по разбросу безработицы и средней заработной платы по регионам: дифференциация первой — более 20 раз, второй — 12. Наличие таких диспропорций это тоже прямой вычет из экономического роста и фактор повышенной безработицы.
Здесь не срабатывают в первую очередь экономические факторы, связанные с рынком жилья, — даже прописка в данном случае дело третьестепенное. Одно из основных препятствий для внутренней миграции — субсидирование оплаты жилья. Рынок официально арендуемого жилья у нас невозможен просто потому, что муниципальное жилье оплачивается по цене ниже рыночной. Естественно, спрос на него во много раз превышает предложение. Это дефицит, административно распределяемый ресурс. Поэтому, если человек оставил свое арендуемое жилье в одном регионе, он не может получить его в другом. Значит, переехать он может, только поменявшись. А возможность обмена зависит от баланса миграции. Если этот баланс жестко асимметричен, обмен становится практически невозможен, что в свою очередь блокирует миграцию. Следовательно, половина населения страны не имеет возможности переместиться в другой регион в поиске работы.
Другая половина населения — собственники жилья, это довольно высокий показатель. С точки зрения влияния на занятость, миграцию, безработицу это отрицательный фактор. Чтобы исправить сложившееся положение, прежде всего, нужно сформировать рынок закладных и жилищного кредита, чтобы хоть как-то облегчить собственникам жилья его продажу в одном месте и покупку в другом.
Но
собственность на жилье все равно
привязывает человека к месту. Поэтому
мы должны поощрять переход к аренде в
жилищной сфере. И пример нужно брать опять-таки
с США. В период Великой депрессии собственность
на жилье там преобладала, и безработица
была самой высокой в мире. В 60-е годы доля
собственного жилья резко упала, но не
менее масштабный структурный кризис
70-80-х годов Штаты перенесли значительно
легче.
Список
использованной литературы:
Информация о работе Развития рынка труда и снижения социальной напряженности