Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Октября 2011 в 21:22, курсовая работа
Развитие лизингового рынка в Республике Казахстан приобретает особую актуальность в связи с решением проблем износа основных средств. Задачи обновления, внедрения новых технологи требуют привлечения значительных инвестиции. Государственные программы поддержки малого и среднего бизнеса обусловили необходимость развития лизинга и создания соответствующей законодательной базы. Создание благоприятной нормативно - правовой базы развития экономического потенциала страны, что кроме, рабочих мест и увеличено снизит зависимость экономики Казахстана от сырьевого сектора.
2.2 Проблемы и перспективы развития лизинга в Казахстане
В условиях становления рыночных отношений становится очевидным, что только при развитии отечественной промышленности производители и продавцы товаров могут производить эффективную ценовую политику, ориентированную на потребителя. А для увеличения выпуска конкурентно способной продукции предприятиям необходимым современные средства производства. Это, в свою очередь, требует значительных инвестиций.
В связи с этим представляется целесообразным поиск и внедрение нетрадиционных для нашего национального хозяйства финансовых инструментов обновления материально-технической базы и ускоренной модернизации основных фондов предприятии различных форм собственности. Один из таких инструментов, позволяющих осуществить крупномасштабные капитальные вложения – широко применяемый в развитых странах лизинг, который включает элементы кредитных, инвестиционных и внешнеторговых операции. Такие специфические рыночные отношения способствуют оздоровлению кредитно- финансовой системы и сокращению государственных инвестиций. Лизинг интересен всем субъектам лизинговых отношений: потребителю оборудования; инвестору, представителем которого в данном случае является лизинговая компания. Государству, которое может использовать лизинг для направления инвестиций в приоритетные отрасли экономики; банку, который в результате лизинга может рассчитывать на уверенную долгосрочную прибыль.
Основные
преимущества лизинга,
Для – государства это финансовый инструмент, способствующий мобилизации финансовых средств в инвестиционной деятельности. Он обеспечивает гарантированное использование инвестиционных ресурсов на цели переоснащения производства. Государство, поощряя лизинговую деятельность и используя для этого налоговые льготы, может существенно уменьшить бюджетные ассигнования на финансирование инвестиций. Эффективно управлять процессом совершенствования их отраслевой структуры, содействовать развитию товарного производства и сферы услуг, повышению экспортного потенциала, сокращению оттока частного капитала в другие страны, созданию дополнительных рабочих мест, особенно в сфере малого предпринимательства.
Для лизингополучателя основанные преимущества состоят в том, что:
При наличии
рентабельного проекта
Уменьшается размер налога на имущество и корпоративный подоходный налог предприятий, поскольку приобретенные в первый год основные средства амортизируются по двойной норме амортизации;
В договоре лизинга
можно предусмотреть
В случае, при котором сам банк становится лизингополучателем, облегчается баланс банка, что в свою очередь продолжительно отражается на экономических показателях банковской деятельности. Например, стоимости не завершенного производства постепенно включается в себестоимость и не оказывает отрицательного влияния на расчеты обязательных экономических нормативов деятельности кредитных организаций.
Для лизингодателя основные преимущества состоят в том, что:
Для лизинговых компании как инвесторов лизинг обеспечивает необходимую прибыль на вложенный капитал при боле низком риске (по сравнению с обычным кредитованием) за счет действенной защиты от неплатежеспособности клиента;
До завершающего
платежа лизингодатель остается
юридическим собственником
В случае банкротства лизингополучателя оборудование также в обязательном порядке возвращается лизинговой компании;
Лизингодатель передает лизингополучателю не денежные ресурсы, контроль над использованием которых не всегда возможен, а непосредственно средство производства;
Освобождение от корпоративного подоходного налога в части вознаграждения, которая получена от реализации договоров финансового лизинга со сроком действия не менее трех лет.
Лизингодатель частично освобождается от уплаты таможенных пошлин и налогов в отношении временно ввозимой на территорию Республики Казахстан продукции, являющейся объектом международного лизинга. Также согласно новым изменениям Налогового кодекса с 01 января 2004 г освобождаются от налога на добавленную стоимость предметы лизинга, ввезенных лизингодателем в целях передачи в финансовый лизинг, перечень которых утверждается Правительством РК, ввезенных Лизингодателем.
В развитии лизинга
Широкомасштабное развитие лизингового бизнеса может и должно стать для Казахстана одним из наиболее перспективных направлений активизации инвестиционного и инновационного процесса, а также мощным импульсом перевооружения производства и структурной перестройки экономики.
Лизинговые сделки, являясь очень маневренными и гибкими в управлении, позволяют более активно использовать достижения научно-технического прогресса, мобильно обновлять производственную базу, существенно уменьшая отрицательное воздействие на издержки производства фактора морального старения имущества. Кроме того, они дают возможность вместо единовременной аккумуляции средств для возмещения стоимости покупаемого имущества, рассредоточить выплаты за используемое имущество во времени, уменьшить социальную напряженность, создавая дополнительные рабочие места, привлекать инвестиции. Лизинговые сделки можно осуществлять без дополнительного залога, так как приобретаемый предмет лизинга является одновременно предметом залога. Сам механизм лизинга, действенность которого обусловлена строгим соблюдением прав собственника, обеспечивает баланс интересов между всеми участниками и третьими лицами и соответствующе коммерческие выгоды каждому.
Например, в Караганде осуществляет свою деятельность Институт Фотохимии, который имеет перспективное фармацевтическое предприятие для производства лекарственных препаратов. Так, институтом разрабатывается препарат против рака «Арглобин». Для более совершенных глубоких исследований и разработок требуется современное и дорогостоящее оборудование, приобретение которого в лизинг гораздо удобнее, если бы эта операция была широко распространенной, известной и менее дорогостоящей.
В современной экономической литературе имеется масса различной информации о лизинге в развитых странах. Однако в ней лизинг не анализируется в условиях кредитования в тех условиях, которые сложились в Казахстане. Основными ресурсами при финансировании лизинговых операции в РК является банковские кредиты, которые, «обрастая» процентной маржей лизинговых компании, на выходе носят не совсем привлекательный характер для лизингополучателей. Если, например, для краткосрочного кредита, привлекаемого на год, средняя процентная ставка составляет 15-16% годовых, то для долгосрочного кредита средней процентной ставки может быть уровень 17-18% годовых. Лизинг, согласно законодательству РК, подразумевает срок финансирования не менее трех лет, а это значит, что изначально лизинговой компанией будут привлекаться дорогие ресурсы. Из этого можно следить вывод, что сегодняшний день основные параметры условий лизинга (его стоимость, выраженная в процентах, и срок диктуются в общем виде стоимостью и продолжительностью привлекаемых банками финансовых ресурсов). Например, многие лизинговые фирмы осуществляют лизинговые проекты, на срок, превышающей пять-шесть лет, поскольку данным сроком ограничены кредитные ресурсы банков. В большинстве стран, где лизинг получил свое распространение, ресурсный фонд формируется не только за счет банков, но и за счет ресурсов различных специализированных фондов, отраслевых финансовых организаций, а также за счет крупных поставщиков, которые могут предоставлять свою продукцию в рассрочку или в тот, же лизинг.
В идеале предполагается, что лизинговые компании по мере увеличения собственного капитала смогут нарастить достаточно сильную ресурсную базу, чтобы в дальнейшем предлагать более выгодные условия в более длительные сроки лизинга. Однако это в Казахстане трудноосуществимо в ближайшее время, поскольку реальная маржа самих лизинговых компаний с учетом высокого затратного механизма обеспечения их функционирования занимает небольшой удельный вес в совокупных лизинговых платежах, поступающих от лизингополучателей.
Одним из сдерживающих моментов в лизинговой деятельности, требующих искоренения, является рис потери клиента. Рассмотрение проекта – очень серьезная процедура и требует немалых усилий. При заключении лизинговой сделки сторонами подписывается договор купли – продажи и договоров о финансовом лизинге. Поэтому существует проблема того, что пока лизинговая компания будет осуществлять экспертизу и поиск производителей, лизингополучатель может обратиться в другую компанию или приобретает запрашиваемое оборудование, к примеру, за счет иных источников. В этом случае целесообразно ввести в действие подписание дополнительного соглашения о заключении лизинговой сделки в целях снижения риска потери клиента. Рассмотрение проекта – очень серьезная процедура и требует не малых усилий. При заключении лизинговой сделки сторонами подписывается договор купли-продажи и договор о финансовом лизинге. Поэтому существует проблема того, что пока лизинговая компания будет осуществлять экспертизу и поиск производителей, лизингополучатель может обратиться в другую компанию или приобретает запрашиваемое оборудование, к примеру, за счет иных источников. В этом случае целесообразное ввести в действие подписание дополнительного соглашения о заключении лизинговой сделки в целях снижения риска потери клиента. Для реализации некоторых государственных программ, например, импортозамещения, развития малого предпринимательства и т.д., необходимо развитие лизинга в целом, поэтому очень важно совершенствовать нормативную базу в республике по вопросам лизинга, внести дополнения и изменения в законодательстве о лизинге, соответствующие нормам международного права. Если обратить внимание на понятия лизинга в нормативно-правовую базу в республике по вопросам лизинга, внести дополнения и изменения в законодательстве о лизинге, соответствующие нормам международного права.
Если обратить внимания на понятие лизинга в нормативно-правовых актах, то заметим, что существуют противоречия, вернее разночтения в законодательных актах. Напирмер, Закон РК «О финансовом лизинге», лизинг – это вид инвестиционной деятельности; в Законе РК «Об инвестициях» от 08.01.2003 года, лизинг – это инвестиции. В Гражданском Кодексе РК лизинг является разновидностью договора аренды. Однако в Налоговом кодексе РК лизинг – это покупка основных средств лизингополучателем. Лизингополучатель в этом случае рассматривается как владелец основных средств, а лизинговые платежи – как платежи по кредиту, предоставленному лизингополучателю, несмотря на то, что у лизингополучателя есть право не выкупать предмет лизинга у лизингодателя. В итоге появляются налоговые обязательства, что порождает ряд проблем.
Если это купля – продажа, то НДС уплачивается. Если это лизинг, то нет. Согласно изменениям в законодательстве по лизинг, то нет. Согласно изменениям в законодательстве по лизингу, вступившим в силу с 1 января 2004 года, импорт основных средств, ввезенных лизингодателем для передачи в финансовый лизинг, и последующая их передача лизингополучателю освобождается от уплаты НДС. Таким образом, лизингополучатель может получить в лизинг необходимые импортируемые основные средства по более низкой цене, чем при прямом импорте, за счет отсутствия в цене НДС. Иными словами, необходимо введение единого и точного определения понятия лизинга для всех нормативно-правовых документов.
Многие
зарубежные лизинговые
Во-первых,
в этом случае лизинговая
Наши
лизинговые компании очень
Во-вторых,
такая лизинговая компания