Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Февраля 2012 в 02:01, курсовая работа
Исполнение бюджета — наиболее ответственный этап бюджетного процесса. На этом этапе обеспечивается сбор запланированных доходов и осуществляются расходы в соответствии с разработанной экономической и социальной политикой. Поэтому исполнение бюджета состоит из двух параллельных процессов — сбора доходов и осуществления расходов.
1. История становления и развития казначейской модели исполнения бюджета в России…………………………………………………………………………3
2. Анализ казначейского исполнения бюджетов всех уровней в условиях реализации реформы бюджетного процесса………………………………………..9
3. Перспективы дальнейшего развития казначейской системы исполнения бюджета…………………………………………………………………………..17
Список используемой литературы……………………………………...………24
Уведомление о бюджетных ассигнованиях не представляет бюджетополучателям права принятия обязательств по осуществлению платежей. Это значит, что они еще не могут заключать договоры на приобретение товаров и оплату услуг.
Федеральное казначейство принимает на себя бюджетные обязательства и выделяет главным распорядителям лимиты бюджетных обязательств.
Бюджетное обязательство
— признанная Федеральным казначейством
обязанность совершать
Лимит бюджетных средств
— это объем бюджетных
Лимиты бюджетных обязательств федерального бюджета формируются на период до трех месяцев. Они утверждаются Федеральным казначейством как подразделением Министерства Финансов.
Распределение бюджетных обязательств между распорядителями и получателями средств утверждается главными распорядителями бюджетных средств. Утвержденные лимиты бюджетных обязательств доводятся до нижестоящих распорядителей и получателей средств Федеральным казначейством в форме уведомления о лимите бюджетных обязательств федерального бюджета.
Имея уведомление о
лимите бюджетных обязательств, получатели
бюджетных средств могут
Федеральное казначейство проверяет правомочность получателя бюджетных средств осуществлять конкретные виды расходов. Средства могут расходоваться лишь в пределах выделенных лимитов бюджетных обязательств.
Осуществляется расходование бюджетных средств, т. е. их списание с единого счета бюджета в пользу конкретных организаций.
Федеральное казначейство вправе осуществлять блокировку бюджетных средств.
Блокировка расходов бюджета — это сокращение лимитов бюджетных обязательств по сравнению с бюджетными ассигнованиями, либо отказ в подтверждении принятых бюджетных обязательств, если бюджетные ассигнования выделялись на определенных условиях, оказавшихся невыполненными4.
Блокировка расходов бюджета осуществляется также при выявлении органами государственного финансового контроля фактов нецелевого использования бюджетных средств.
Если в процессе исполнения федерального бюджета происходит снижение поступлений доходов не более чем на 5%, министр финансов вправе самостоятельно принять решение о сокращении расходов федерального бюджета.
Если в процессе исполнения федерального бюджета происходит снижение поступлений доходов более чем на 5%, но не более чем на 10%, то правительство РФ может самостоятельно принять решение о сокращении расходов федерального бюджета.
Исполнение федерального бюджета завершается 31 декабря. В этот день прекращают действовать лимиты бюджетных обязательств.
Принятие бюджетных
После окончания финансового года остаток средств на едином счете федерального бюджета подлежит зачислению в доходы бюджета нового финансового года.
Таким образом, рассмотрим исполнение бюджета на примере федерального, регионального и местного бюджетов.
Таблица 2.1.
Распределение бюджетных ассигнований по разделам и подразделам расходов федерального бюджета в млрд. руб. на 1 января 2011 года5.
Наименование показателя |
Бюджетные ассигнования, утвержденные сводной бюджетной росписью с учетом изменений |
Исполнено |
% исполнения сводной бюджетной росписи с учетом изменений |
1 |
2 |
3 |
4 |
Общегосударственные вопросы |
937,85 |
836,36 |
89,18 |
Национальная оборона |
691,74 |
682,73 |
98,69 |
Национальная безопасность и правоохранительная деятельность |
749,65 |
743,69 |
99,2 |
Национальная экономика |
1236,61 |
1205,99 |
97,52 |
Жилищно-коммунальное хозяйство |
201,66 |
199,67 |
99,01 |
Охрана окружающей среды |
13,51 |
13,47 |
99,73 |
Образование |
430,66 |
428,76 |
99,55 |
Продолжение таблицы 2.1. | |||
1 |
2 |
3 |
4 |
Культура, кинематография, средства массовой информации |
126,20 |
125,37 |
99,34 |
Здравоохранение, физическая культура и спорт |
347,16 |
337,72 |
97,27 |
Социальная политика |
346,82 |
344,94 |
99,45 |
Межбюджетные трансферты |
4149,20 |
4135,94 |
99,68 |
Итого: |
9231,06 |
9054,64 |
- |
В условиях формирования федерального бюджета на трехлетний период и реализации принципов бюджетного планирования, ориентированного на результат, прогноз должен с большой степенью точности и надежности определять исходные условия для разработки проекта федерального бюджета, иметь целевой характер, то есть отражать результаты реализации поставленных целей и задач в среднесрочной перспективе.
В Бюджетном послании отмечено,
что нынешняя структура российской
экономики еще не отвечает современным
требованиям динамично
Сравнительный анализ структуры расходов бюджетных систем Российской Федерации и стран «Большой Восьмерки» показывает, что доля расходов на образование и социальную защиту в общем объеме расходов бюджетной системы Российской Федерации ниже, чем в большинстве стран, а на здравоохранение – ниже всех развитых стран. При этом на 2009 – 2011 годы просматривается снижение доли бюджетных расходов на здравоохранение и образование в общем объеме расходов бюджетной системы Российской Федерации.
Низкой остается в России доля бюджетных расходов на защиту окружающей среды, которая существенно меньше аналогичного показателя в экономически развитых странах. Вместе с тем на высоком уровне сохраняется доля расходов на жилищно-коммунальное хозяйство.
Бюджетная политика Администрации
Ростовской области направлена на обеспечение
устойчивого социально-
Таблица 2.2.
Отчет об исполнении консолидированного бюджета Ростовской области и территориального государственного внебюджетного фонда в млн. руб. на 1 февраля 2011 года6.
Наименование источника данных |
Исполнено |
1 |
2 |
Общегосударственные вопросы |
258,19 |
Национальная оборона |
0,18 |
Национальная оборона и правоохранительная деятельность |
256,86 |
Национальная экономика |
104,07 |
Жилищно-коммунальное хозяйство |
85,50 |
Охрана окружающей среды |
7,97 |
Образование |
927,46 |
Культура, кинематография |
106,06 |
Здравоохранение |
1262,14 |
Социальная политика |
1340,12 |
Физическая культура и спорт |
18,28 |
Средства массовой информации |
1,18 |
Обслуживание государственного и муниципального долга |
1,02 |
Межбюджетные трансферты общего характера бюджетам субъектов РФ и муниципальных |
0,63 |
Итого: |
4369,66 |
Проводимая Администрацией Ростовской области бюджетная политика, направленная на развитие налогового потенциала и концентрацию ресурсов на решение приоритетных задач социально-экономического развития, способствовала достижению позитивных результатов исполнения консолидированного бюджета области за 2010 год.
Основными приоритетами бюджетной политики в 2011 году станут повышение жизненного уровня населения Ростовской области, развитие ее экономического потенциала за счет привлечения инвестиций, в том числе на основе государственно-частного партнёрства.
Бюджетная политика в сфере расходов бюджета города Волгодонска была направлена на решение социальных и экономических задач города, на обеспечение эффективности и результативности бюджетных расходов, на недопущение образования просроченной кредиторской задолженности.
Таблица 2.3.
Исполнение бюджета по городу Волгодонску в тыс. руб. на 10 января 2011 год7.
Наименование показателей |
Утвержденные бюджетные назначения на год |
Исполнено |
1 |
2 |
3 |
Общегосударственные вопросы |
188 722,4 |
124 821,1 |
Национальная оборона |
227,0 |
158,2 |
Национальная безопасность и правоохранительная деятельность |
14 763,1 |
10 509,7 |
Национальная экономика |
105 482,5 |
50 735,5 |
Жилищно-коммунальное хозяйство |
604 834,6 |
466 610,9 |
Образование |
1 014 420,0 |
744 466,0 |
Культура, кинематография, средства массовой информации |
73 619,6 |
56 596,4 |
Здравоохранение, физическая культура и спорт |
206 541,1 |
146 325,6 |
Социальная политика |
680 797,9 |
513 939,3 |
Итого: |
2 889 408,2 |
2 114 162,7 |
Средства бюджета были направлены на обеспечение первоочередных расходов, из них:
Расходы бюджетов сформированы в целом в соответствии с основными приоритетами бюджетных расходов, определенными в Бюджетном послании.
Вопрос социальной защиты населения является одним из ключевых, стоящих на повестке дня Президента и Правительства РФ. В последнее время доля социальных расходов бюджетов регионов неуклонно растет. Если в 2009 году доля расходов консолидированных бюджетов РФ по статье «социальные расходы» составляла 15.3%, то в 2010 году – 17.6%. При этом в различных регионах картина выглядит довольно пестро, как по доле социальных расходов в бюджетах, так и по их динамике.
В 2011 году наиболее вероятно
ожидать дальнейшего роста
Наибольший объем бюджетных ассигнований федерального и местных бюджетов на исполнение публичных нормативных обязательств предусматривается также по разделу «Социальная политика», в основном на пенсионное обеспечение лиц, уволенных с военной и приравненной к ней службы.
3. Перспективы
дальнейшего развития
Система исполнения федерального бюджета сегодня представляется очень эффективной, поскольку ориентируется на:
· оперативность бюджетных расчетов;
· адресность бюджетных потоков;
· комплексный контроль за движением бюджетных средств и т. д.
Необходимо также отметить, что, хотя система Федерального казначейства – относительно молодая структура, тем не менее развивается она динамично и быстро наращивает выполняемые функции и эффективность работы. Практически на всей территории страны созданы региональные управления Казначейства, завершается создание разветвленной сети казначейских отделений. И хотя главная задача состоит в обеспечении перевода всех средств бюджета на казначейскую систему исполнения, это – не самоцель. Задачей на перспективу является необходимость обеспечить профессионально грамотное управление финансовыми ресурсами государства, обеспечить бесперебойное в полном соответствии с законом исполнение бюджета и контроль за целевым использованием получателями бюджетных средств. Исходя из этих главных задач, и строится вся работа Федерального казначейства.
Реализация мероприятий стратегического развития системы органов Федерального казначейства направлена на обеспечение кассового обслуживания исполнения бюджетов бюджетной системы, управление Единым Казначейским счетом, повышение эффективности и результативности деятельности каждого сотрудника на своем рабочем месте по функциональным направлениям, осуществление мероприятий, максимально обеспечивающих устойчивость, надежность финансовой системы страны.