Развитие казначейской модели исполнения бюджетов всех уровней в условиях реализации реформы бюджетного процесса

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Февраля 2012 в 02:01, курсовая работа

Описание работы

Исполнение бюджета — наиболее ответственный этап бюджетного процесса. На этом этапе обеспечивается сбор запланированных доходов и осуществляются расходы в соответствии с разработанной экономической и социальной политикой. Поэтому исполнение бюджета состоит из двух параллельных процессов — сбора доходов и осуществления расходов.

Содержание

1. История становления и развития казначейской модели исполнения бюджета в России…………………………………………………………………………3
2. Анализ казначейского исполнения бюджетов всех уровней в условиях реализации реформы бюджетного процесса………………………………………..9
3. Перспективы дальнейшего развития казначейской системы исполнения бюджета…………………………………………………………………………..17
Список используемой литературы……………………………………...………24

Работа содержит 1 файл

курсовик.docx

— 61.27 Кб (Скачать)

Уведомление о бюджетных  ассигнованиях не представляет бюджетополучателям права принятия обязательств по осуществлению платежей. Это значит, что они еще не могут заключать договоры на приобретение товаров и оплату услуг.

Федеральное казначейство принимает  на себя бюджетные обязательства и выделяет главным распорядителям лимиты бюджетных обязательств.

Бюджетное обязательство  — признанная Федеральным казначейством  обязанность совершать расходование бюджетных средств. Эта обязанность  возникает на основе закона о бюджете  и сводной бюджетной росписи.

Лимит бюджетных средств  — это объем бюджетных обязательств, утверждаемый для конкретного распорядителя и конкретного получателя бюджетных средств в соответствии со сводной бюджетной росписью3.

Лимиты бюджетных обязательств федерального бюджета формируются  на период до трех месяцев. Они утверждаются Федеральным казначейством как  подразделением Министерства Финансов.

Распределение бюджетных  обязательств между распорядителями  и получателями средств утверждается главными распорядителями бюджетных средств. Утвержденные лимиты бюджетных обязательств доводятся до нижестоящих распорядителей и получателей средств Федеральным казначейством в форме уведомления о лимите бюджетных обязательств федерального бюджета.

Имея уведомление о  лимите бюджетных обязательств, получатели бюджетных средств могут осуществлять расходы в пределах выделенных им средств. Иными словами, они принимают  на себя денежные обязательства, т. е. заключают  договоры на приобретение товаров и  оплату услуг, составляют платежные  документы и передают их в Федеральное  казначейство.

Федеральное казначейство проверяет  правомочность получателя бюджетных средств осуществлять конкретные виды расходов. Средства могут расходоваться лишь в пределах выделенных лимитов бюджетных обязательств.

Осуществляется расходование бюджетных средств, т. е. их списание с единого счета бюджета в  пользу конкретных организаций.

Федеральное казначейство вправе осуществлять блокировку бюджетных средств.

Блокировка расходов бюджета  — это сокращение лимитов бюджетных  обязательств по сравнению с бюджетными ассигнованиями, либо отказ в подтверждении  принятых бюджетных обязательств, если бюджетные ассигнования выделялись на определенных условиях, оказавшихся невыполненными4.

Блокировка расходов бюджета  осуществляется также при выявлении  органами государственного финансового  контроля фактов нецелевого использования бюджетных средств.

Если в процессе исполнения федерального бюджета происходит снижение поступлений доходов не более чем на 5%, министр финансов вправе самостоятельно принять решение о сокращении расходов федерального бюджета.

Если в процессе исполнения федерального бюджета происходит снижение поступлений доходов более чем на 5%, но не более чем на 10%, то правительство РФ может самостоятельно принять решение о сокращении расходов федерального бюджета.

Исполнение федерального бюджета завершается 31 декабря. В  этот день прекращают действовать лимиты бюджетных обязательств.

Принятие бюджетных обязательств завершается до 25 декабря. Федеральное казначейство обязано оплатить до 31 декабря принятые и подтвержденные бюджетные обязательства.

После окончания финансового  года остаток средств на едином счете  федерального бюджета подлежит зачислению в доходы бюджета нового финансового года.

Таким образом, рассмотрим исполнение бюджета на примере федерального, регионального и местного бюджетов.

Таблица 2.1.

Распределение бюджетных  ассигнований по разделам и подразделам расходов федерального бюджета в млрд. руб. на 1 января 2011 года5.

Наименование показателя

Бюджетные ассигнования, утвержденные сводной бюджетной росписью с учетом изменений

Исполнено

% исполнения сводной бюджетной росписи с учетом изменений

1

2

3

4

Общегосударственные вопросы

937,85

836,36

89,18

Национальная оборона

691,74

682,73

98,69

Национальная безопасность и правоохранительная деятельность

749,65

743,69

99,2

Национальная экономика

1236,61

1205,99

97,52

Жилищно-коммунальное хозяйство

201,66

199,67

99,01

Охрана окружающей среды

13,51

13,47

99,73

Образование

430,66

428,76

99,55

Продолжение таблицы 2.1.

1

2

3

4

Культура, кинематография, средства массовой информации

126,20

125,37

99,34

Здравоохранение, физическая культура и спорт

347,16

337,72

97,27

Социальная политика

346,82

344,94

99,45

Межбюджетные трансферты

4149,20

4135,94

99,68

Итого:

9231,06

9054,64

-


 

В условиях формирования федерального бюджета на трехлетний период и реализации принципов бюджетного планирования, ориентированного на результат, прогноз должен с большой степенью точности и надежности определять исходные условия для разработки проекта федерального бюджета, иметь целевой характер, то есть отражать результаты реализации поставленных целей и задач в среднесрочной перспективе.

В Бюджетном послании отмечено, что нынешняя структура российской экономики еще не отвечает современным  требованиям динамично развивающейся страны, существенно отличается от структуры экономики развитых стран, где высок удельный вес образования, науки, здравоохранения.

Сравнительный анализ структуры  расходов бюджетных систем Российской Федерации и стран «Большой Восьмерки» показывает, что доля расходов на образование и социальную защиту в общем объеме расходов бюджетной системы Российской Федерации ниже, чем в большинстве стран, а на здравоохранение – ниже всех развитых стран. При этом на 2009 – 2011 годы просматривается снижение доли бюджетных расходов на здравоохранение и образование в общем объеме расходов бюджетной системы Российской Федерации.

Низкой остается в России доля бюджетных расходов на защиту окружающей среды, которая существенно меньше аналогичного показателя в экономически развитых странах. Вместе с тем на высоком уровне сохраняется доля расходов на жилищно-коммунальное хозяйство.

Бюджетная политика Администрации  Ростовской области направлена на обеспечение  устойчивого социально-экономического развития региона. На протяжении ряда лет бюджет сохраняет ярко выраженную социальную направленность.

Таблица 2.2.

Отчет об исполнении консолидированного бюджета Ростовской области и территориального государственного внебюджетного фонда в млн. руб. на 1 февраля 2011 года6.

Наименование источника  данных

Исполнено

1

2

Общегосударственные вопросы

258,19

Национальная оборона

0,18

Национальная оборона  и правоохранительная деятельность

256,86

Национальная экономика

104,07

Жилищно-коммунальное хозяйство

85,50

Охрана окружающей среды

7,97

Образование

927,46

Культура, кинематография

106,06

Здравоохранение

1262,14

Социальная политика

1340,12

Физическая культура и  спорт

18,28

Средства массовой информации

1,18

Обслуживание государственного и муниципального долга

1,02

Межбюджетные трансферты общего характера бюджетам субъектов  РФ и муниципальных

0,63

Итого:

4369,66


 

Проводимая Администрацией Ростовской области бюджетная политика, направленная на развитие налогового потенциала и концентрацию ресурсов на решение приоритетных задач социально-экономического развития, способствовала достижению позитивных результатов исполнения консолидированного бюджета области за 2010 год.

Основными приоритетами бюджетной  политики в 2011 году станут повышение жизненного уровня населения Ростовской области, развитие ее экономического потенциала за счет привлечения инвестиций, в том числе на основе государственно-частного партнёрства.

Бюджетная политика в сфере  расходов бюджета города Волгодонска  была направлена на решение социальных и экономических задач города, на обеспечение эффективности и  результативности бюджетных расходов, на недопущение образования просроченной кредиторской задолженности.

Таблица 2.3.

Исполнение бюджета по городу Волгодонску в тыс. руб. на 10 января 2011 год7.

Наименование показателей

Утвержденные бюджетные  назначения на год

Исполнено

1

2

3

Общегосударственные вопросы

188 722,4

124 821,1

Национальная оборона

227,0

158,2

Национальная безопасность и правоохранительная деятельность

14 763,1

10 509,7

Национальная экономика

105 482,5

50 735,5

Жилищно-коммунальное хозяйство

604 834,6

466 610,9

Образование

1 014 420,0

744 466,0

Культура, кинематография, средства массовой информации

73 619,6

56 596,4

Здравоохранение, физическая культура и спорт

206 541,1

146 325,6

Социальная политика

680 797,9

513 939,3

Итого:

2 889 408,2

2 114 162,7


 

Средства бюджета были направлены на обеспечение первоочередных расходов, из них:

  • на заработную плату с нормативными начислениями на нее работников бюджетной сферы – 31,5% от общего объема расходов;
  • на предоставление социальной помощи населению – 22,1% от общего объема расходов;
  • на расходы по благоустройству города  –7,3% от общего объема расходов;
  • на коммунальные услуги –4,2% от общего объема расходов;
  • на расходы по содержанию муниципального имущества –3,0% от общего объема расходов.

Расходы бюджетов сформированы в целом в соответствии с основными приоритетами бюджетных расходов, определенными в Бюджетном послании.

Вопрос социальной защиты населения является одним из ключевых, стоящих на повестке дня Президента и Правительства РФ. В последнее  время доля социальных расходов бюджетов регионов неуклонно растет. Если в 2009 году доля расходов консолидированных  бюджетов РФ по статье «социальные расходы» составляла 15.3%, то в 2010 году – 17.6%. При этом в различных регионах картина выглядит довольно пестро, как по доле социальных расходов в бюджетах, так и по их динамике.

В 2011 году наиболее вероятно ожидать дальнейшего роста социальных расходов  региональных бюджетов, чему будут способствовать как инфляционные процессы, так и специфика предвыборного периода.

Наибольший объем бюджетных  ассигнований федерального и местных бюджетов на исполнение публичных нормативных обязательств предусматривается также по разделу «Социальная политика», в основном на пенсионное обеспечение лиц, уволенных с военной и приравненной к ней службы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Перспективы  дальнейшего развития казначейской  системы исполнения бюджета

Система исполнения федерального бюджета сегодня представляется очень эффективной, поскольку ориентируется на:

·  оперативность бюджетных расчетов;

·  адресность бюджетных потоков;

· комплексный контроль за движением бюджетных средств и т. д.

Необходимо также отметить, что, хотя система Федерального казначейства – относительно молодая структура, тем не менее развивается она динамично и быстро наращивает выполняемые функции и эффективность работы. Практически на всей территории страны созданы региональные управления Казначейства, завершается создание разветвленной сети казначейских отделений. И хотя главная задача состоит в обеспечении перевода всех средств бюджета на казначейскую систему исполнения, это – не самоцель.  Задачей на перспективу является необходимость обеспечить профессионально грамотное управление финансовыми ресурсами государства, обеспечить бесперебойное в полном соответствии с законом исполнение бюджета и контроль за целевым использованием получателями бюджетных средств. Исходя из этих главных задач, и строится вся работа Федерального казначейства.

Реализация мероприятий стратегического развития системы органов Федерального казначейства направлена на обеспечение кассового обслуживания исполнения бюджетов бюджетной системы, управление Единым Казначейским счетом, повышение эффективности и результативности деятельности каждого сотрудника на своем рабочем месте по функциональным направлениям, осуществление мероприятий, максимально обеспечивающих устойчивость, надежность финансовой системы страны.

Информация о работе Развитие казначейской модели исполнения бюджетов всех уровней в условиях реализации реформы бюджетного процесса