Развитие и совершенствование налогового и аудиторского контроля

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Февраля 2012 в 20:02, реферат

Описание работы

В современных условиях создание прочной финансовой основы существования государства и общества в целом, успешное осуществление реформ в сфере налогообложения, своевременное и полное формирование бюджетов всех уровней невозможны без создания системы эффективного налогового контроля, призванного обеспечить финансовые интересы государства при одновременном соблюдении прав организаций и физических лиц. Поэтому вопросы, связанные с изучением организации налогового контроля в нашем государстве, анализом эффективности работы контролирующих налоговых органов, а также определением путей совершенствования налогового контроля являются весьма важными.

Содержание

Введение 3
Налоговый контроль 4
Совершенствование налогового контроля 7
Развитие аудиторского контроля 8
Совершенствование аудиторского контроля 12
Заключение 16
Список литературы 18

Работа содержит 1 файл

Содержание.docx

— 28.28 Кб (Скачать)

Содержание

 

Введение                                                                                                                  3

Налоговый контроль                                                                                               4

Совершенствование налогового контроля                                                           7

Развитие аудиторского контроля                                                                          8

Совершенствование аудиторского контроля                                                      12

Заключение                                                                                                            16

Список литературы                                                                                               18

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

   В современных условиях создание прочной финансовой основы существования государства и общества в целом, успешное осуществление реформ в сфере налогообложения, своевременное и полное формирование бюджетов всех уровней невозможны без создания системы эффективного налогового контроля, призванного обеспечить финансовые интересы государства при одновременном соблюдении прав организаций и физических лиц. Поэтому вопросы, связанные с изучением организации налогового контроля в нашем государстве, анализом эффективности работы контролирующих налоговых органов, а также определением путей совершенствования налогового контроля являются весьма важными.

   Современный уровень развития общественных отношений в сфере налогообложения, а также постоянное совершенствование налогового регулирования предполагают необходимость научного анализа происходящих правовых преобразований и осмысления тех организационно-правовых механизмов, которые используются государством для реализации своих интересов при осуществлении налоговых изъятий. И в этом аспекте наиболее значимым является организация и функционирование налогового контроля, в большей степени в рамках которого изо дня в день происходит реализация государственных интересов в налоговой сфере. Естественно, это вызывает повышенный интерес к изучению функционирования механизма налогового контроля.

   Для того чтобы дать характеристику налоговому контролю, необходимо выяснить сущность финансового контроля, поскольку налоговый контроль является видом последнего.

 

 

 

 

Налоговый контроль

 

   Место налогового контроля в общей системе финансового контроля можно определить следующим образом: налоговый контроль - это государственный контроль, осуществляемый специальными контрольными органами.

   Общегосударственный контроль налогов и сборов направлен на все хозяйствующие субъекты независимо от формы собственности или ведомственной подчиненности. Общегосударственный контроль проводится органами государственной власти и государственного управления общей компетенции (например, прокуратура), а также специальными контрольными органами, основной функцией которых является контроль налогов и отчислений (например, налоговыми органами).

   Согласно пункту 1 статьи 82 НК РФ налоговый контроль — это деятельность уполномоченных органов по контролю за соблюдением налогоплательщиками, налоговыми агентами и плательщиками сборов законодательства о налогах и сборах в порядке, установленном Налоговым кодексом. Налоговый контроль проводится должностными лицами налоговых органов в пределах своей компетенции.

   Форма проведения налогового контроля представляет собой внешнее выражение практической реализации контрольной деятельности налоговых органов. Налоговый кодекс устанавливает следующие формы налогового контроля:

налоговые проверки;

получение объяснений налогоплательщиков, налоговых агентов  и плательщиков сборов;

проверки  данных учета и отчетности;

осмотр помещений  и территорий, используемых для извлечения дохода (прибыли);

другие формы.

   Налоговый контроль в РФ проводится для установления:

правильности  ведения обязанными лицами бухгалтерского учета доходов, расходов, объектов налогообложения;

правильности  исчисления сумм налогов и сборов;

правильности  и своевременности уплаты сумм налогов  и сборов;

правильности  ведения банковских операций, связанных  с уплатой налогов и сборов;

обстоятельств, способствующих совершению нарушений  налогового законодательства.

   Проводя налоговый контроль, уполномоченные органы должны руководствоваться принципами законности, планирования мероприятий, соблюдения налоговой тайны, последовательности проведения мероприятий и документального фиксирования, установленных фактов, действий и событий, недопустимости причинения ущерба проверяемой организации или физическому лицу. Таким образом, организация налогового контроля заключается в определении мероприятий, которые будут проводить уполномоченные лица, осуществляя налоговый контроль.

   Налоговый контроль осуществляется путем применения различных приемов и способов, а также использования специальных процедур. Совокупность приемов, способов и процедур образует методы налогового контроля. К методам налогового контроля можно отнести визуальный осмотр, арифметическую и формальную проверку документов, сопоставление данных, выборочный и сквозной методы проверки документов и т. д.

   В зависимости от времени проведения выделяются следующие виды налогового контроля:

предварительный налоговый контроль — проводится в качестве профилактики и предупреждения налоговых правонарушений (постановка на налоговый учет, проведение семинаров  по разъяснению налогового законодательства и т. д.);

текущий (оперативный) налоговый контроль — проводится в отчетном периоде и осуществляется в виде приема налоговой отчетности, проведения камеральных проверок, требования объяснений по сданной отчетности, проведения сверки лицевых счетов с  налогоплательщиками и т. д.;

последующий налоговый контроль — проводится по окончанию налоговых периодов, после формирования объектов налогообложения  и проходит в форме документальных углубленных проверок.

   Также выделяют плановый налоговый контроль и внеплановый налоговый контроль.

   В зависимости от места проведения налогового контроля можно выделить:

камеральный налоговый контроль, осуществляемый по месту нахождения налогового органа;

выездной  налоговый контроль, проводимый по месту нахождения проверяемого лица.

   В зависимости от статуса проверяемого субъекта выделяют:

налоговый контроль организаций;

налоговый контроль индивидуальных предпринимателей, адвокатов  и нотариусов, занимающихся частной  практикой;

налоговый контроль физических лиц.

   Также бывает:

комплексный налоговый контроль — проверка по всем налогам и сборам, которые  проверяемое лицо обязано уплачивать, за определенный период времени;

тематический  налоговый контроль — проверка по отдельным налогам и сборам, а  также проверка по отдельным вопросам соблюдения налогового законодательства.

   В зависимости от объекта налогового контроля выделяют:

налоговый контроль по проверке начисленных и уплаченных налогов и сборов;

налоговый контроль по использованию льгот и использованию  различных систем налогообложения, предусмотренных Налоговым кодексом;

налоговый контроль по проверке расчетов в наличной и  безналичной формах;

налоговой контроль по проверке кассовой дисциплины;

налоговый контроль по проверке наличия специальных  разрешений на ведение определенных видов деятельности, лицензий и патентов;

другие виды налогового контроля.

   В зависимости от используемых методов и приемов выделяют:

сплошной  налоговый контроль — проверка всех имеющихся документов, связанных  с начислением и уплатой налогов  и сборов, а также проверка исполнения иных обязанностей, предусмотренных  законодательством;

выборочный  налоговый контроль — проверка специально отобранных документов по исчислению и уплате конкретного налога или  сбора.

   В зависимости от источников получения сведений можно выделить:

документальный  налоговый контроль, в ходе которого изучаются данные, зафиксированные  в документах;

фактический налоговый контроль, в ходе которого проверяется фактическое состояние  объектов налогообложения;

встречный налоговый  контроль, в ходе которого информация о проверяемом лице запрашивается  у его контрагентов, банков и других третьих лиц.

 

Совершенствование налогового контроля

 

   С 1 января 2007 года вступает в силу большинство поправок, внесенных в Налоговый кодекс РФ Федеральным законом от 27.07.2006 № 137-ФЗ «О внесении изменений в часть первую и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с осуществлением мер по совершенствованию налогового администрирования».

   Закон вносит самые масштабные изменения в часть первую Налогового кодекса РФ за все время ее действия (изменениям подверглось порядка ста статей). Также внесены изменения более чем в 60 статей части второй Налогового кодекса РФ, однако большинство из них можно отнести к разряду технических, и связаны они с уточнением исчисления сроков. Кроме того, изменены отдельные положения Закона РФ от 21.03.1991 № 943-1 "О налоговых органах Российской Федерации", Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" и Закона РФ от 28.06.1991 № 1499-1 "О медицинском страховании граждан в Российской Федерации".

   Закон вступает в силу с 1 января 2007 года, за исключением положений, для которых установлены иные сроки вступления в силу.

   Изменения направлены на совершенствование налогового контроля, упорядочение налоговых проверок и документооборота в налоговой сфере, улучшение условий для самостоятельного и добросовестного исполнения налогоплательщиками обязанности по уплате законно установленных налогов и сборов, расширение гарантий соблюдения прав и законных интересов налогоплательщиков.

 

Развитие аудиторского контроля

 

   Аудиторский (независимый) контроль – сравнительно новое направление финансового контроля. Аудит – это форма предпринимательской деятельности аудиторов (аудиторских фирм) по осуществлению независимых вневедомственных проверок бухгалтерской (финансовой) отчетности, платежно-расчетной документации, налоговых деклараций и других финансовых обязательств и требований хозяйствующих субъектов, а также по оказанию им иных аудиторских услуг.

   Основной целью деятельности аудиторов является установление достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности хозяйствующих субъектов и соответствия совершаемых ими финансовых и хозяйственных операций нормативным актам РФ. Аудиторы и аудиторские фирмы имеют право на деятельность после профессиональной аттестации и государственной регистрации в качестве субъекта предпринимательской деятельности. При этом они получают лицензию и регистрируются в государственном реестре аудиторов и аудиторских фирм.

  В зависимости от того, кто проводит проверку, аудит подразделяют на внутренний и внешний.

   Внутренний аудит осуществляется внутрифирменной аудиторской службой и направлен на повышение эффективности управленческих решений по экономичному и рациональному использованию ресурсов предприятия с целью максимизации прибыли и рентабельности. Особенности внутреннего аудита в том, что, во-первых, он проводится внутри организации и ее же специалистами-аудиторами; во-вторых, организуется по желанию руководства для получения информации, служащей основанием для принятия управленческих решений; в-третьих, расходы на его проведение финансируются самой организацией. Следовательно, при проведении аудита государство получает возможность обеспечить высокое качество и достоверность бухгалтерского (финансового) учета и  отчетности, правильность исчисления и взимание налогов и других платежей, не расходуя при этом средств бюджета. Но это не значит, что аудит подменяет государственный бюджетно-финансовый контроль, осуществляемый специально уполномоченными госорганами.

   Внешний аудит выполняют специальные аудиторские фирмы или отдельные аудиторы по договору с ГНИ и другими органами, банками и другими кредитными учреждениями, страховыми обществами и т. д. Основной задачей внешнего аудита, который проводится на платной основе, является не только установление достоверности и вынесение заключения по финансовому отчету проверяемого предприятия, но и разработка рекомендаций по устранению имеющихся недостатков и нарушений финансовой хозяйственной деятельности, а так же предложений по улучшению и повышению конечных финансовых результатов.

Информация о работе Развитие и совершенствование налогового и аудиторского контроля