Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Февраля 2012 в 20:02, реферат
В современных условиях создание прочной финансовой основы существования государства и общества в целом, успешное осуществление реформ в сфере налогообложения, своевременное и полное формирование бюджетов всех уровней невозможны без создания системы эффективного налогового контроля, призванного обеспечить финансовые интересы государства при одновременном соблюдении прав организаций и физических лиц. Поэтому вопросы, связанные с изучением организации налогового контроля в нашем государстве, анализом эффективности работы контролирующих налоговых органов, а также определением путей совершенствования налогового контроля являются весьма важными.
Введение 3
Налоговый контроль 4
Совершенствование налогового контроля 7
Развитие аудиторского контроля 8
Совершенствование аудиторского контроля 12
Заключение 16
Список литературы 18
Содержание
Введение
Налоговый контроль
Совершенствование налогового
контроля
Развитие аудиторского контроля
Совершенствование аудиторского
контроля
Заключение
Список литературы
Введение
В современных условиях создание прочной финансовой основы существования государства и общества в целом, успешное осуществление реформ в сфере налогообложения, своевременное и полное формирование бюджетов всех уровней невозможны без создания системы эффективного налогового контроля, призванного обеспечить финансовые интересы государства при одновременном соблюдении прав организаций и физических лиц. Поэтому вопросы, связанные с изучением организации налогового контроля в нашем государстве, анализом эффективности работы контролирующих налоговых органов, а также определением путей совершенствования налогового контроля являются весьма важными.
Современный уровень развития общественных отношений в сфере налогообложения, а также постоянное совершенствование налогового регулирования предполагают необходимость научного анализа происходящих правовых преобразований и осмысления тех организационно-правовых механизмов, которые используются государством для реализации своих интересов при осуществлении налоговых изъятий. И в этом аспекте наиболее значимым является организация и функционирование налогового контроля, в большей степени в рамках которого изо дня в день происходит реализация государственных интересов в налоговой сфере. Естественно, это вызывает повышенный интерес к изучению функционирования механизма налогового контроля.
Для того чтобы дать характеристику налоговому контролю, необходимо выяснить сущность финансового контроля, поскольку налоговый контроль является видом последнего.
Налоговый контроль
Место налогового контроля в общей системе финансового контроля можно определить следующим образом: налоговый контроль - это государственный контроль, осуществляемый специальными контрольными органами.
Общегосударственный контроль налогов и сборов направлен на все хозяйствующие субъекты независимо от формы собственности или ведомственной подчиненности. Общегосударственный контроль проводится органами государственной власти и государственного управления общей компетенции (например, прокуратура), а также специальными контрольными органами, основной функцией которых является контроль налогов и отчислений (например, налоговыми органами).
Согласно пункту 1 статьи 82 НК РФ налоговый контроль — это деятельность уполномоченных органов по контролю за соблюдением налогоплательщиками, налоговыми агентами и плательщиками сборов законодательства о налогах и сборах в порядке, установленном Налоговым кодексом. Налоговый контроль проводится должностными лицами налоговых органов в пределах своей компетенции.
Форма проведения налогового контроля представляет собой внешнее выражение практической реализации контрольной деятельности налоговых органов. Налоговый кодекс устанавливает следующие формы налогового контроля:
налоговые проверки;
получение объяснений налогоплательщиков, налоговых агентов и плательщиков сборов;
проверки данных учета и отчетности;
осмотр помещений и территорий, используемых для извлечения дохода (прибыли);
другие формы.
Налоговый контроль в РФ проводится для установления:
правильности ведения обязанными лицами бухгалтерского учета доходов, расходов, объектов налогообложения;
правильности исчисления сумм налогов и сборов;
правильности и своевременности уплаты сумм налогов и сборов;
правильности ведения банковских операций, связанных с уплатой налогов и сборов;
обстоятельств, способствующих совершению нарушений налогового законодательства.
Проводя налоговый контроль, уполномоченные органы должны руководствоваться принципами законности, планирования мероприятий, соблюдения налоговой тайны, последовательности проведения мероприятий и документального фиксирования, установленных фактов, действий и событий, недопустимости причинения ущерба проверяемой организации или физическому лицу. Таким образом, организация налогового контроля заключается в определении мероприятий, которые будут проводить уполномоченные лица, осуществляя налоговый контроль.
Налоговый контроль осуществляется путем применения различных приемов и способов, а также использования специальных процедур. Совокупность приемов, способов и процедур образует методы налогового контроля. К методам налогового контроля можно отнести визуальный осмотр, арифметическую и формальную проверку документов, сопоставление данных, выборочный и сквозной методы проверки документов и т. д.
В зависимости от времени проведения выделяются следующие виды налогового контроля:
предварительный налоговый контроль — проводится в качестве профилактики и предупреждения налоговых правонарушений (постановка на налоговый учет, проведение семинаров по разъяснению налогового законодательства и т. д.);
текущий (оперативный) налоговый контроль — проводится в отчетном периоде и осуществляется в виде приема налоговой отчетности, проведения камеральных проверок, требования объяснений по сданной отчетности, проведения сверки лицевых счетов с налогоплательщиками и т. д.;
последующий налоговый контроль — проводится по окончанию налоговых периодов, после формирования объектов налогообложения и проходит в форме документальных углубленных проверок.
Также выделяют плановый налоговый контроль и внеплановый налоговый контроль.
В зависимости от места проведения налогового контроля можно выделить:
камеральный налоговый контроль, осуществляемый по месту нахождения налогового органа;
выездной налоговый контроль, проводимый по месту нахождения проверяемого лица.
В зависимости от статуса проверяемого субъекта выделяют:
налоговый контроль организаций;
налоговый контроль индивидуальных предпринимателей, адвокатов и нотариусов, занимающихся частной практикой;
налоговый контроль физических лиц.
Также бывает:
комплексный налоговый контроль — проверка по всем налогам и сборам, которые проверяемое лицо обязано уплачивать, за определенный период времени;
тематический налоговый контроль — проверка по отдельным налогам и сборам, а также проверка по отдельным вопросам соблюдения налогового законодательства.
В зависимости от объекта налогового контроля выделяют:
налоговый контроль по проверке начисленных и уплаченных налогов и сборов;
налоговый контроль
по использованию льгот и
налоговый контроль по проверке расчетов в наличной и безналичной формах;
налоговой контроль по проверке кассовой дисциплины;
налоговый контроль по проверке наличия специальных разрешений на ведение определенных видов деятельности, лицензий и патентов;
другие виды налогового контроля.
В зависимости от используемых методов и приемов выделяют:
сплошной
налоговый контроль — проверка всех
имеющихся документов, связанных
с начислением и уплатой
выборочный налоговый контроль — проверка специально отобранных документов по исчислению и уплате конкретного налога или сбора.
В зависимости от источников получения сведений можно выделить:
документальный налоговый контроль, в ходе которого изучаются данные, зафиксированные в документах;
фактический
налоговый контроль, в ходе которого
проверяется фактическое
встречный налоговый контроль, в ходе которого информация о проверяемом лице запрашивается у его контрагентов, банков и других третьих лиц.
Совершенствование налогового контроля
С 1 января 2007 года вступает в силу большинство поправок, внесенных в Налоговый кодекс РФ Федеральным законом от 27.07.2006 № 137-ФЗ «О внесении изменений в часть первую и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с осуществлением мер по совершенствованию налогового администрирования».
Закон вносит самые масштабные изменения в часть первую Налогового кодекса РФ за все время ее действия (изменениям подверглось порядка ста статей). Также внесены изменения более чем в 60 статей части второй Налогового кодекса РФ, однако большинство из них можно отнести к разряду технических, и связаны они с уточнением исчисления сроков. Кроме того, изменены отдельные положения Закона РФ от 21.03.1991 № 943-1 "О налоговых органах Российской Федерации", Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" и Закона РФ от 28.06.1991 № 1499-1 "О медицинском страховании граждан в Российской Федерации".
Закон вступает в силу с 1 января 2007 года, за исключением положений, для которых установлены иные сроки вступления в силу.
Изменения направлены на совершенствование налогового контроля, упорядочение налоговых проверок и документооборота в налоговой сфере, улучшение условий для самостоятельного и добросовестного исполнения налогоплательщиками обязанности по уплате законно установленных налогов и сборов, расширение гарантий соблюдения прав и законных интересов налогоплательщиков.
Развитие аудиторского контроля
Аудиторский (независимый) контроль – сравнительно новое направление финансового контроля. Аудит – это форма предпринимательской деятельности аудиторов (аудиторских фирм) по осуществлению независимых вневедомственных проверок бухгалтерской (финансовой) отчетности, платежно-расчетной документации, налоговых деклараций и других финансовых обязательств и требований хозяйствующих субъектов, а также по оказанию им иных аудиторских услуг.
Основной целью деятельности аудиторов является установление достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности хозяйствующих субъектов и соответствия совершаемых ими финансовых и хозяйственных операций нормативным актам РФ. Аудиторы и аудиторские фирмы имеют право на деятельность после профессиональной аттестации и государственной регистрации в качестве субъекта предпринимательской деятельности. При этом они получают лицензию и регистрируются в государственном реестре аудиторов и аудиторских фирм.
В зависимости от того, кто проводит проверку, аудит подразделяют на внутренний и внешний.
Внутренний аудит осуществляется внутрифирменной аудиторской службой и направлен на повышение эффективности управленческих решений по экономичному и рациональному использованию ресурсов предприятия с целью максимизации прибыли и рентабельности. Особенности внутреннего аудита в том, что, во-первых, он проводится внутри организации и ее же специалистами-аудиторами; во-вторых, организуется по желанию руководства для получения информации, служащей основанием для принятия управленческих решений; в-третьих, расходы на его проведение финансируются самой организацией. Следовательно, при проведении аудита государство получает возможность обеспечить высокое качество и достоверность бухгалтерского (финансового) учета и отчетности, правильность исчисления и взимание налогов и других платежей, не расходуя при этом средств бюджета. Но это не значит, что аудит подменяет государственный бюджетно-финансовый контроль, осуществляемый специально уполномоченными госорганами.
Внешний аудит выполняют специальные аудиторские фирмы или отдельные аудиторы по договору с ГНИ и другими органами, банками и другими кредитными учреждениями, страховыми обществами и т. д. Основной задачей внешнего аудита, который проводится на платной основе, является не только установление достоверности и вынесение заключения по финансовому отчету проверяемого предприятия, но и разработка рекомендаций по устранению имеющихся недостатков и нарушений финансовой хозяйственной деятельности, а так же предложений по улучшению и повышению конечных финансовых результатов.
Информация о работе Развитие и совершенствование налогового и аудиторского контроля