Развитие финансового рынка РК

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Октября 2011 в 19:08, курсовая работа

Описание работы

Финансовый рынок представляет собой организованную или неформальную систему торговли финансовыми инструментами. Говоря об участниках финансового рынка, то можно отметить, что на финансовом рынке действуют различные участники, функции которых определяются целями их деятельности и степенью участия в совершении отдельных сделок. Состав основных участников финансового рынка дифференцируется в зависимости от форм осуществления сделок, которые подразделяются на прямые и опосредствованные.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………….2

Глава 1 Сущность финансового рынка и его составные элементы…………………4

1.1 Возникновение финансового рынка……………………………………………...4

Структура и понятие финансового рынка………………………………………..6
1.3Участники финансового рынка и виды их деятельности………………………..7


Глава 2 Развитие финансового рынка РК……………………………………………10

Главные направления финансового рынка РК…………………………………….10
1.2 Особенности и проблемы формирования финансового рынка РК………………12

1.3Анализ деятельности финансового рынка и принципы ее совершенствования…………………………………………………………………….17

Заключение……………………………………………………………………….36

Список использованной литературы…………………………………………………40

Работа содержит 1 файл

Алиева Гульсана.docx

— 135.34 Кб (Скачать)

дальнейшее  развитие рынка ГЦБ, в том числе  рассмотрение возможности осуществления  правительственного заимствования  на стабильном уровне для установления соответствующего ориентира на фондовом рынке, также построение реалистичной кривой доходности по всему спектру  финансовых инструментов на внутреннем финансовом рынке республики;

совершенствование законодательства о выпуске и  обращении ценных бумаг под государственные  гарантии и поручительства государства  в части реализации механизмов использования  указанных поручительств и гарантий;

запуск  механизмов секьюритизации;

развитие  механизмов государственно - частного партнерства (ГЧП) путем выпуска  облигаций с гарантией государства;

принятие  эффективных мер по развитию рынка  производных финансовых инструментов, планируется дальнейшее совершенствование  законодательства и устранение законодательных  норм, препятствующих развитию рынка  деривативов.

Важным  звеном создания активного рынка  деривативов является формирование в Казахстане ликвидного рынка долгосрочных и краткосрочных ГЦБ.

В этой связи, Правительством, Национальным Банком и Агентством будут проработаны  подходы к эмиссии ГЦБ и  созданию ликвидного рынка, что позволит формировать индикаторы кривой доходности для субъектов рынка.

Согласно  Концепции формирования и использования  средств Национального фонда  на среднесрочную перспективу, политика правительственного заимствования  будет ориентирована на достижение 50 - 70 процентного соотношения правительственного долга с учетом гарантированного долга к рыночной стоимости активов  Национального фонда.

При этом для развития финансового рынка  будет осуществляться выпуск ГЦБ  на стабильном уровне по первоначально  запланированному объему и графику  вне зависимости от складывающегося  фактического исполнения бюджета.

В целях  реализации поставленной задачи по построению кривой доходности по ГЦБ предполагается предусмотреть мероприятия по снижению искусственного спроса на ГЦБ на рынке  ценных бумаг. Кроме того, следует  исключать обязательные требования по приобретению ГЦБ как организациями  с государственным участием, так и иными участниками рынка, включая накопительные пенсионные фонды. При этом исключение указанных требований должно осуществляться поэтапно по мере появления на рынке альтернативных финансовых инструментов.

Рынок, связанный с определением стратегии  государственного финансирования, является существенной опорой для поддержания  развития отечественного рынка ценных бумаг. Такая стратегия включает строгое соблюдение принципов оживленного  рынка это принципы доступности  и прозрачности, а также привлечение  обязательств для финансирования инвестиционных проектов через рынок ценных бумаг, и активное инвестирование в развитие приоритетных инфраструктур путем  привлечения средств на фондовом рынке.

Государство будет усовершенствовать и обеспечивать в рамках принципов доступности  и прозрачности высокое качество информации о структуре долга, необходимом  финансировании в инвестиционные проекты  и стратегиях управления долгом для  участников рынка и общества в  целом.

В целях  развития финансового сектора на среднесрочный период будет уделено  особое внимание четырем фундаментальным  сферам, которые будут способствовать развитию рынка ценных бумаг, такие  как:

1) информационная  прозрачность инфраструктуры;

2) прочность  и надежность финансовых организаций;

3) диверсификация  инвестиционного портфеля пенсионных  фондов и либерализация процентных  ставок;

4) усовершенствование  законодательной базы.

Кроме того, будет осуществлено поэтапное  введение ГЦБ с более длинными сроками обращения; также будут  приняты меры по развитию альтернативных инструментов на рынке долговых инструментов, в особенности, инфраструктурных облигаций, для обеспечения потребностей пенсионных фондов и других участников фондового  рынка.

Предполагается  осуществлять поэтапное введение ГЦБ  с более длинными сроками обращения. При этом, для построения кривой доходности предполагается осуществлять выпуски ГЦБ со сроками обращения  от одного месяца и выше.

С развитием  рынка ценных бумаг все большую  значимость приобретает наличие  развитой инфраструктуры. В связи  с чем, необходимо проводить работу по дальнейшему совершенствованию  инфраструктуры рынка ценных бумаг. Особое внимание должно быть уделено  совершенствованию технической  инфраструктуры, в частности в  связи с функционированием Регионального  финансового центра города Алматы необходима организация специальной торговой площадкой финансового центра на торговой площадке фондовой биржи, функционирующей на территории города Алматы. В связи с чем, необходимо проводить работу по адаптации торговой системы КФБ в соответствии со спецификой деятельности регионального финансового центра, а именно, обращение ценных бумаг иностранных эмитентов, а также допуск к торгам иностранных брокеров дилеров потребует рассмотреть возможность заключения сделок в торговой системе со сроком исполнения "Т+3", а также использования клиринговых систем. В деятельности центрального депозитария также необходимо проводить работу по приведению его программного обеспечения в соответствии с возможностями торговой системы КФБ.

Важным  вопросом в развитии инфраструктуры рынка ценных бумаг также будет  являться создание единой базы учета  прав на ценные бумаги, а также учета  перехода прав собственности по ним, реализация которой благоприятно отразиться на снижении рисков, возникающих в  процессе регистрации прав на ценные бумаги, и способствовать повышению  уровня прозрачности структуры собственников  ценных бумаг, защиты прав инвесторов.

Совершенствовать  практическое использование и применение методики определения справедливой (рыночной) стоимости финансовых инструментов по различным видам ценных бумаг. Совершенствование пруденциального  регулирования деятельности профессиональных участников рынка ценных бумаг, а  также внедрение системы управления рисками.

В целях  совершенствования вопросов управления рисками на рынке ценных бумаг  предполагается совершенствование  пруденциального регулирования  деятельности профессиональных участников рынка ценных бумаг в соответствии с международными стандартами пруденциального  регулирования, ориентированными на надзор за риском и внедрение у них  системы управления рисками.

Основной  целью системы управления рисками  должно являться определение возможности  принятия тех или иных рисков и  установлении подходов для их измерения  и управления.

Как показывает международный опыт, уровень развития финансового сектора адекватен  степени ликвидности фондового  рынка и развития рынка производных  финансовых инструментов. Построение реалистичной кривой доходности на рынке  ГЦБ должно стать основой развития рынка производных финансовых инструментов.

Необходимо  отметить, что на текущий момент задача по определению понятия производных  финансовых инструментов, порядка их обращения и налогообложения, поставленная действующей Концепцией развития финансового  сектора Республики Казахстан, не решена. Возможно этот факт, а также отсутствие маркет - мейкеров, готовых поддерживать большие объемы сделок, во многом объясняет  неразвитость рынка производных  финансовых инструментов.

Первым  шагом по развитию рынка производных  финансовых инструментов станет выступление  Национального Банка в качестве основного маркет - мейкера на межбанковском  валютном рынке, что должно стимулировать  других участников рынка и способствовать возникновению более сложных  производных инструментов (опционов). 

2.3 Анализ деятельности  финансового рынка  и принципы ее  совершенствования.

    Различные сегменты финансового рынка тесно  связаны между собой, что экономически проявляется и обосновывается движением  финансовых потоков и стремлением  к уравниванию доходности финансовых инструментов разных сегментов. Анализ финансовых показателей финансового  рынка, как правило, проводится с  позиции какого-либо конкретного  сегмента, и финансовый рынок в  целом не подвергается анализу. Это, на наш взгляд, объясняется высоким  уровнем взаимодействия и взаимозависимости  финансовых инструментов различных  сегментов финансового рынка. При  этом объем денежного рынка, выступающего главным ресурсообслуживающим сегментом, фактически отражает все движение финансовых потоков на финансовом рынке. В то же время клиринг и другие системы  расчетов, применяемые на нем, обуславливают  значительное сокращение финансовых потоков  как таковых, что не позволяет  рассчитать реальные объемы финансового  рынка. Чтобы разрешить данное противоречие и не нарушать применяемых принципов  и методов исследования, анализ проведен руководствуясь следующими подходами: по структуре ВВП; с применением  системы национальных счетов;  исходя из ресурсной сегментации рынка, не беря в расчет ресурсообслуживающие сегменты, которые повторяются в  инструментах двух других групп финансового  рынка; на основе предложенной классификации  финансового рынка Казахстана по регулятивно-институциональному признаку.

    В соответствии с принятой нами Концепцией сегментивной структуры финансового  рынка Казахстана и предложенной классификацией его сегментов, на основе расчетов емкости каждого из них  проведен расчет емкости финансового  рынка (таблица 2). 
 
 

Таблица 2 - Финансовый рынок Казахстана по объему финансовых инструментов                млрд.тенге

Показатель Год
2002 2003 2004 2005 2006 2007
Ресурсообразующие рынки (РОР)
Депозитный  рынок 7163,8 8162 13142 16483,5 34829,6 47114
Страховой рынок 18,5 28,2 33,2 56,4 106,2 98,1
Пенсионный  рынок  298,5 403,9 484,5 650,2 915,1 1211,9
Междунар. кредиты 101,0 378,6 535,7 1039,1 2711,1 2313,6
Долговое  фондирование 15,6 33,3 87,3 143,3 377,1 316,1
Итого по РОР 7597,4 9006 14282,7 18372,5 38939,1 51561,9
- без  начисл.текущ.сч. 3112,1 4759,6 5828,1 7110 18575,5 27938
Ресурсоразмещающие  рынки (РРР)
Кредитный рынок 2014,9 2316,0 2891,0 4412,2 7488,4 10812
Рынок ценных бумаг 479,3 825,7 1552,2 2504,5 9190,2 8650,1
Межбанков.депозиты 70,5 109,9 145,8 400,9 534,7 492,2
Итого по РРР 2564,7 3251,6 4589 7317,6 17213,3 19954,3
Итого финансовый рынок через РОР и  РРР 10162,1 12257,6 18871,7 25690,1 56152,4 71516,2
- без  начисл.текущ.сч. 5676,8 8011,2 10417,1 14427,6 35788,8 47892,3
РОР-РРР 5032,7 5754,4 9693,7 11054,9 21725,8 31607,6
Ресурсообслуживающие  рынки (РОбР)
Денежный  рынок 15633,7 22650,5 30423,3 52117,8 95307,8 144193,3
Валютный  рынок 663,0 989,5 1290,3 2220,6 5552,1 22632
Итого по РобР 16296,7 23640 31713,6 54338,4 100860 166825
    Примечание: составлена по данным Национального  банка РК, АФН РК и МФ РК
 

     Представленные  в таблице данные позволяют оценить  емкость финансового рынка Казахстана по объему обращающихся на нем финансовых инструментов. Анализ индексов эластичности сегментов финансового рынка  Казахстана показал, что до 2005 года все сегменты рынка демонстрируют  относительно одинаковую динамику, кроме  сегмента рынка размещенных межбанковских  депозитов. В 2005 году на фоне значительного  роста инструментов рынка межбанковских  депозитов (в 2,7 раза) наблюдаются высокие  темпы развития во всех остальных  сегментах рынка, что как следствие  сказывается на емкости всего  финансового рынка. С одной стороны, очень активная деятельность казахстанских  банков на рынке международного заимствования  через привлечение займов и размещение евроинструментов повлияла на внушительный приток финансового капитала в страну извне. Об этом свидетельствует динамика индексов 2006 года по рынку ценных бумаг, привлеченным кредитам и валютному  рынку. С другой стороны, рост финансовых потоков обусловил рост инструментов, обслуживающих его обращение  на всех смежных сегментах рынка.  В 2007 году наблюдается резкое сокращение темпов прироста развития сегментов  финансового рынка, что на фоне значительного  роста валютного рынка свидетельствует  о наметившихся кризисных проявлениях  в развитии финансового рынка  Казахстана.

     Для обеспечения полноты проводимого  исследования рассмотрим взаимосвязь  между ресурсообразующими, ресурсоразмещающими  и ресурсообслуживающими сегментами финансового рынка Казахстана через  расчет следующих индексов:

, ,      (1)

     где ID – десмо-зависимость сегментов финансового рынка;

     MFR-ресурсообразующие рынки (РОР);

     MPR - ресурсоразмещающие рынки (РРР);

     MSR- ресурсообслуживающие рынки (РобР).

Здесь индекс десмо-зависимости ID, выражающий взаимосвязь ресурсообслу-живающих сегментов рынка, и сегментов рынка, которые они обслуживают (РОР и РРР), характеризует то, что 100 тенге инструментов данной группы (РобР) обслуживает обращение 62 тенге инвестиционных ресурсов, коими являются инструменты РОР и РРР (при значении в 0,62) (таблица 3). 

Таблица 3 – Индексы десмо-зависимости  сегментов финансового рынка  Казахстана            ед.

Информация о работе Развитие финансового рынка РК