Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2012 в 18:25, курсовая работа
Особую роль в оказании государственных и муниципальных социальных услуг играет жилищно-коммунальная сфера. Затраты на ее содержание, финансируемые из бюджетов субъектов РФ и муниципальных образований, нередко составляют более половины всех расходов соответствующих бюджетов.
ВВЕДЕНИЕ
1 РАСХОДЫ ГОСУДАРСТВА НА СОЦИАЛЬНЫЕ НУЖДЫ
1.1 Расходы государства на финансирование жилищно-коммунального хозяйства
1.2 Расходы государства на образование
1.3 Расходы бюджета на культуру и искусство
1.4 Расходы государства на здравоохранение и физическую культуру
2 ФИНАНСОВЫЕ МЕТОДЫ ПОВЫШЕНИЯ ЖИЗНЕННОГО УРОВНЯ НАСЕЛЕНИЯ И УЛУЧШЕНИЯ УСЛОВИЙ ТРУДА
2.1 Государственные минимальные социальные стандарты
2.2 Социальные стандарты субъектов РФ и муниципальных образований
3. ФИНАНСОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ СОЦИАЛЬНЫХ ГАРАНТИЙ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
В соответствии со структурой натуральных норм финансовые нормы формируются также для трех уровней бюджетной обеспеченности: минимального, среднего, рационального.
Одно из основных назначений социальных стандартов и норм — нормативная база для расчета бюджетной потребности на планируемый год.
Бюджетная потребность формируется для субъекта РФ в разрезе его территорий, отраслей, статей затрат бюджетной классификации.
В составе социальных стандартов разработан порядок сбора и поддержки в актуальном состоянии характеристик социальной инфраструктуры, осуществляемый в следующей последовательности:
- анализ предлагаемых социальных стандартов и натуральных норм, утверждаемых на уровне исполнительной власти субъекта РФ;
- сбор характеристик о социальной инфраструктуре;
- формирование базы данных цен и тарифов на товары и услуги;
- анализ алгоритмов расчета финансовых норм и бюджетной потребности;
- расчет бюджетной потребности на трех уровнях бюджетной обеспеченности;
- формирование доходной части бюджета субъекта РФ;
- на основе согласования доходной части и бюджетной потребности в разрезе уровней бюджетной обеспеченности формирование повышающих или понижающих коэффициентов и формирование бюджетной потребности, согласующейся с доходной частью бюджета;
- уточнение доходной части всех бюджетов, находящихся в ведении различных органов власти, расположенных на территории субъекта РФ.
Формирование расходной части бюджета с использованием стандартов и норм является основой для применения методики бюджетного регулирования, в основе которой стимулирование территорий к достижению самофинансирования, росту собираемости налогов.
Временные государственные минимальные социальные стандарты применяются при формировании областного бюджета и бюджетов муниципальных образований на соответствующий год. В зависимости от доходов бюджета области, принятых на очередной финансовый год, к финансовым нормативам областным законом о бюджете вводятся уточняющие коэффициенты.
Финансовые нормативы для расчета минимально необходимых расходов областного бюджета и бюджетов муниципальных образований индексируются в соответствии с прогнозируемыми темпами инфляции и нормативными актами РФ.
Минимальный набор продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг, необходимых для сохранения здоровья человека и обеспечения его жизнедеятельности, составляет потребительскую корзину. Стоимостная оценка потребительской корзины, а также обязательные платежи и сборы составляют прожиточный минимум.
Прожиточный минимум в целом по РФ используется в следующих целях: для оценки уровня жизни населения при разработке и реализации социальной политики и федеральных социальных программ; для обоснования устанавливаемых на федеральном уровне минимального размера оплаты труда и минимального размера пенсии по старости, а также для определения размеров стипендий, пособий и других социальных выплат; для формирования федерального бюджета.
Прожиточный минимум в субъектах РФ применяется для:
- оценки уровня жизни населения соответствующего субъекта РФ при разработке и реализации региональных социальных программ;
- оказания необходимой государственной социальной помощи малоимущим гражданам;
- формирования бюджетов субъектов РФ.
Потребительская корзина для основных социально-демографических групп населения в целом по России и в субъектах РФ определяется не реже одного раза в пять лет на основе методических рекомендаций, разрабатываемых с участием общероссийских объединений профсоюзов, в порядке, устанавливаемом Правительством РФ.
В субъектах РФ потребительская корзина устанавливается законодательными и представительными органами субъектов РФ по представлению органов исполнительной власти субъектов РФ с учетом природно-климатических условий, национальных традиций и местных особенностей потребления продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг основными социально-демографическими группами населения при наличии заключения экспертизы, проводимой в порядке, определяемом Правительством РФ.
Величина прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения в целом по России в субъектах РФ определяется ежеквартально на основании потребительской корзины и данных об уровне потребительских цен на продукты питания, непродовольственные товары и услуги и расходов по обязательным платежам и сборам.
Прожиточный минимум, определяемый в целом по России, является основой для установления минимального размера оплаты труда и минимального размера пенсии по старости, а также для определения размеров стипендий, пособий и других социальных выплат.
Минимальный размер оплаты труда и минимальный размер пенсии по старости должны поэтапно повышаться до величины прожиточного минимума. Семья, среднедушевой доход которой ниже величины прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте РФ, считается малоимущей и имеет право на получение государственной социальной помощи.
Социальное обслуживание населения представляет собой деятельность по оказанию нуждающимся гражданам различных видов услуг на дому и в учреждениях социального назначения бесплатно или на льготных условиях. Социальные услуги — это уход, организация питания, содействие в получении медицинской, правовой, социально-психологической и натуральных видов помощи; помощи в профессиональной подготовке, трудоустройстве, организации досуга; содействие в организации ритуальных услуг и др. Система социального обслуживания населения включает в себя сеть стационарных учреждений дневного и круглосуточного пребывания (дома-интернаты для престарелых и инвалидов, приюты, реабилитационные. центры, социальные гостиницы и т.п.); прямые социальные выплаты малообеспеченным гражданам и молодежи; социальные льготы.
Законодательные аспекты общенациональной социальной стратегии закреплены более чем в 200 правовых актах, из них 95% направлены на обеспечение льгот отдельным категориям населения.
Что касается расходов на социальное обслуживание, то законодательство регулирует порядок бюджетного финансирования не только государственных учреждений социального обслуживания, но и негосударственных. К негосударственному сектору социального обслуживания относятся общественные объединения, в том числе профессиональные ассоциации, благотворительные и религиозные организации, деятельность которых связана с социальным обслуживанием граждан пожилого возраста и инвалидов. Этим организациям в установленном порядке могут выделяться бюджетные средства на частичное покрытие расходов.
К расходам на социальную помощь гражданам относятся также затраты на реализацию целевых социальных программ, таких как «Дети-инвалиды», «Молодежь России», «Старшее поколение» и т.п.
Путем финансирования таких программ решаются в том числе и проблемы перераспределения ресурсов в пользу конкретных категорий граждан.
Нельзя не обратить внимания на то, что часть расходов, например, бесплатное питание школьников во время учебных занятий, предоставление на бесплатной либо льготной основе медикаментов при амбулаторном лечении отдельным категориям больных, выплата региональных доплат работникам, имеющим доход ниже прожиточного минимума, выдача денежных средств многодетным семьям на приобретение одежды для посещения школы, содержание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, включается в состав расходов на образование и здравоохранение, что не позволяет определить, насколько эффективна система оказания социальной помощи из-за отсутствия единой методики учета затрат.
Реализация конституционных прав граждан на социальное обеспечение по возрасту, инвалидности, в случае потери кормильца, рождения и воспитания детей и т.д. обеспечивается не только за счет бюджетных средств, но и за счет средств государственных и негосударственных внебюджетных фондов целевого назначения.
Вопросам организации социальной помощи авторы намеренно уделяют большое внимание, поскольку кроме социальной составляющей расходы на эти цели занимают значительный удельный вес в бюджетах всех уровней.
По разделу «Социальная политика» финансируются расходы миграционной службы, службы занятости и др. Одним из основных видов социальной защиты населения является пенсионное обеспечение.
Существующая система социальной защиты населения формировалась под воздействием различных социально-экономических и политических факторов на протяжении многих десятилетий. Она включает в себя пособия и социальные выплаты, льготы и компенсации различным категориям граждан, социальную помощь нуждающимся гражданам, предоставляемую территориальными органами социальной защиты. Система государственных социальных льгот и выплат позволяет частично компенсировать населению низкие заработки, плохие условия труда, недостатки системы пенсионного обеспечения, а в ряде случаев служит дополнительным стимулом привлечения к различным видам деятельности в отрасли с тяжелыми и вредными условиями труда. Однако изменившаяся социально-экономическая ситуация требует уточнения принципов, критериев и условий предоставления льгот населению.
Существующая система социальной защиты населения основана на установлении категорий населения, имеющих право на получение помощи в виде льгот, без учета реальной нуждаемости.
В настоящее время новое качество приобретает социальная политика на уровне отдельных социально-административных единиц. Растет число некоммерческих негосударственных организаций, принимающих на себя часть государственных бюджетных обязательств.
В большинстве российских законов, касающихся социальной сферы, содержатся многочисленные бюджетные и налоговые нормы, регламентирующие требования к распределению доходов и расходов между бюджетами. В реальности же финансирование социальных отраслей осуществляется только по бюджетному законодательству, что усиливает социальные противоречия.
Таким образом, современный этап общественного и экономического развития характеризуется повышенным вниманием государства к социальной сфере. Это выражается в установлении социальных гарантий и формировании государственного заказа для каждой социальной области. Тем самым формируется государственная социальная политика. В то же время становится очевидным, что эта политика может быть реализована при условии адекватной финансовой обеспеченности. Законодательные нормы лишь создают возможность осуществления определенной политики, а реальностью она становится при обеспечении кадровыми, материальными и финансовыми ресурсами.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Особую роль в оказании государственных и муниципальных социальных услуг играет жилищно-коммунальная сфера. Затраты на ее содержание, финансируемые из бюджетов субъектов РФ и муниципальных образований, нередко составляют более половины всех расходов соответствующих бюджетов.
Новый этап экономических и социальных реформ в России предусматривает в качестве приоритетных направлений государственных расходов инвестиции на поддержание систем жизнеобеспечения населения страны. Расходы на образование являются именно такими инвестициями, поскольку развитие всех отраслей экономики напрямую зависит от уровня образованности общества.
Действующее законодательство в сфере культуры предусматривает, что государство берет на себя обязательства по обеспечению доступности для граждан культурной деятельности, культурных ценностей и благ.
Здравоохранение представляет собой особую сферу деятельности по обеспечению конституционного права граждан на получение качественной медицинской помощи.
Государственные и муниципальные услуги — это общественно полезные функции, осуществляемые органами государственной власти или местного самоуправления, бюджетными учреждениями, а также блага и услуги, предоставляемые ими гражданам и юридическим лицам.
Государственные минимальные социальные стандарты — это государственные услуги, предоставление которых гражданам на безвозмездной и безвозвратной основах за счет бюджетов всех уровней, а также государственных внебюджетных фондов гарантируется государством на определенном минимально допустимом уровне на всей территории РФ.
Социальный стандарт представляет собой совокупность социальных потребностей населения, а также потребностей на содержание учреждений несоциальной сферы, финансируемых из бюджета, на одном из уровней обеспеченности: минимальном, среднем, рациональном, — выражаемых в социальных нормах и нормативах.
Социальные нормы и нормативы представляют собой единые или групповые для однородных территорий субъекта РФ параметры социальных потребностей, таких, как обеспеченность продуктами питании, товарами первой необходимости, важнейшими жилищно-коммунальными, социально-культурными и другими услугами, а также потребностей на содержание инфраструктуры, в том числе социальной, финансируемой из бюджета.
Основной целью социальной политики государства является решение таких важнейших проблем, как:
- создание и обеспечение функционирования системы социального обслуживания населения;
- обеспечение государственной социальной поддержки ветеранов, инвалидов, семей с детьми;
- обеспечение деятельности государственной службы медико-социальной экспертизы;
- назначение и выплата пособий на детей в соответствии с действующим законодательством;
- обеспечение инвалидов реабилитационной техникой, протезно-ортопедическими изделиями;
- обеспечение санаторно-курортным лечением инвалидов и ветеранов;
- предоставление других услуг, предусмотренных законодательством.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Закон РФ от 28 июня 1991 г. №1499-1 «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации».
2. Закон Российской Федерации от 09 октября 1992 г. № 3612-1 «Основы законодательства РФ о культуре».
3. Закон РФ от 22 июля 1993 г. №5487-1 «Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан».
4. Федеральный закон от 13 января 1996 г. №12-ФЗ «Об образовании».
5. Федеральный закон от 22 августа 1996 г. №125-ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании».
6. Федеральный закон от 29 апреля 1999 г. №80-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации».
7. Бабич А.М., Павлова Л.Н. Государственные и муниципальные финансы. М.: ЮНИТИ, 2002. 687 с.