Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2011 в 20:22, реферат
В современных условиях достижения науки и технологий определяют динамику экономического роста, уровень конкурентоспособности государства в мировом сообществе, степень обеспечения их национальной безопасности и равноправной интеграции в мировую экономику.
В законопроекте темпы роста расходов федерального бюджета на 2009 – 2011 годы на прикладные научные исследования гражданского назначения выше, чем на фундаментальные научные исследования гражданского назначения.
При тенденции роста объема расходов федерального бюджета на науку основной проблемой российского сектора науки и высоких технологий остается крайне низкая эффективность использования имеющихся ресурсов (кадровых, технологических и других). По данным Минобрнауки России, для активизации фундаментальных и прикладных исследований и разработок недостаточно только увеличения объема бюджетных ассигнований, поскольку основными препятствиями на пути ускоренного инновационного развития остаются, с одной стороны, недостаточная конкурентоспособность российского сектора исследований и разработок, с другой – низкий уровень коммерциализации получаемых научно-технических результатов. Поэтому для эффективного использования бюджетных ассигнований немаловажную роль приобретает разработка нормативных правовых документов, с тем чтобы увеличение бюджетного обеспечения сферы научных исследований приводило к увеличению объема ее финансовых ресурсов в целом, а не вытесняло и замещало в ней средства частного сектора.
Существующие перспективные технологические заделы не находят широкого применения в отечественной экономике, до коммерческого использования доведено лишь 16 % технологий, только половина из которых соответствуют мировому уровню. Кроме того, в экономике наблюдается значительный разрыв между разработкой и созданием технологий в сфере НИОКР и их использованием в массовом производстве.
Данная динамика подтверждается и итогами исполнения федерального бюджета за 2007 год. Из 32 федеральных целевых программ 2007 года, в рамках которых планировалось выполнять НИОКР, только 13 содержали индикаторы, характеризующие эффективность выполнения и влияния НИОКР на достижение целей программ. Из 1289 тем НИОКР, проводимых в рамках федеральных целевых программ и финансируемых как за счет средств федерального бюджета 2007 года, так и из внебюджетных источников и (или) из бюджетов субъектов Российской Федерации, только по 570 контрактам было запланировано создание нематериальных активов.
5.12. Анализ
представленных с проектом
Кроме того, анализ проектов докладов субъектов бюджетного планирования о результатах и основных направлениях деятельности на 2009 – 2011 годы, проведенный Счетной палатой, показал, что в ряде случаев стратегические цели, тактические задачи и показатели по их реализации требуют корректировки и уточнения.
Не в полной мере сбалансирована система показателей, которые не всегда отвечают поставленным целям и задачам (Минрегион России, Минпромторг России, Минкомсвязи России, Минобрнауки России). В ряде случаев не приведены целевые значения показателей (Минпромторг России, Минсельхоз России, Минкомсвязи России, Минюст России) или слабо обоснованы (Минтранс России, Минфин России, Минобрнауки России, Минрегион России, МЧС России), приняты недостаточно напряженные планы по целевому уровню показателей (Минобрнауки России, Минкультуры России).
В проектах докладов Минпромторга России, Минтранса России, Минюста России, МВД России не представлено распределение бюджетных средств по целям и задачам. В ряде случаев динамика планируемых результатов ниже темпов роста соответствующих затрат федерального бюджета (Минкультуры России, Минсельхоз России, Минтранс России, Минкомсвязь России, Минобрнауки России, Минприроды России, МЧС России).
В целом принципы бюджетирования, ориентированного на результат, в проектах докладов реализованы не в полной мере.
Требуют совершенствования методики определения экономической эффективности достижения поставленных целей и решения задач.
Счетная палата полагает необходимым ускорить разработку проекта Сводного доклада о результатах и основных направлениях деятельности Правительства Российской Федерации на 2009 – 2011 годы, который должен быть важнейшим интегрирующим инструментом стратегического планирования и бюджетирования, ориентированного на результат. Необходимо ускорить принятие положения, регламентирующего порядок разработки Сводного доклада на очередной финансовый год и плановый период, а также предусматривающего изменение действующего формата докладов субъектов бюджетного планирования, процедуры их рассмотрения и утверждения.
"Заключение Счетной палаты на проект бюджета 2009-2011 гг."