Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2011 в 20:22, реферат
В современных условиях достижения науки и технологий определяют динамику экономического роста, уровень конкурентоспособности государства в мировом сообществе, степень обеспечения их национальной безопасности и равноправной интеграции в мировую экономику.
Расходы бюджета на поддержку науки.
В современных
условиях достижения науки и технологий
определяют динамику экономического роста,
уровень конкурентоспособности
государства в мировом
Объем средств федерального бюджета на науку гражданского назначения представлен в таблице:
Наименование
расходного обязательства |
2010 год | 2011 год | 2012 год | 2013 год | |||
Проект | % к
пред. году |
Проект | % к
пред. году |
Проект | % к
пред. году | ||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
Всего: | 172,9 | 227,8 | 131,8 | 238,6 | 104,7 | 225,0 | 94,3 |
В том числе: | |||||||
Фундаментальные
исследования |
78,2 | 85,3 | 109,1 | 82,7 | 97,0 | 82,8 | 100,1 |
Прикладные
научные исследования |
94,7 | 142,5 | 150,5 | 155,9 | 109,4 | 142,2 | 91,2 |
Кроме того: | |||||||
Имущественный
взнос в гос. корпорацию "Российская корпорация нанотехнологий" и субсидии ЖКХ |
1,3 | 25,3 | 40,7 | 0,3 |
"227,8 млрд. рублей
предусмотрено в федеральном
бюджете 2011 года на науку гражданского
назначения, что на 32% больше по
сравнению с 2010 годом и на 100 млрд. рублей
больше, чем в 2008 году", - сообщил Директор
Департамента организации бюджетного
процесса и внедрения новых организационно-экономических
механизмов Минобрнауки России Валерий Юркин
на заседании коллегии Министерства 28
декабря 2010года.
По сравнению с 2010 годом на 9% увеличатся
расходы федерального бюджета на фундаментальные
исследования, на 50% - расходы на прикладные
научные исследования. "11 млрд. рублей,
на 600 млн. рублей больше по сравнению с
2010 годом, будет направлено на финансирование
государственных фондов поддержки науки
- РФФИ, РГНФ и Фонда содействия развитию
малых форм предприятий в научно-технической
сфере", - отметил В.Юркин.
В 2011 году увеличатся бюджетные ассигнования
на оплату труда, стипендии аспирантам
и докторантам, в полном объёме сохранятся
бюджетные ассигнования на выплату окладов
за звания действительных членов и членов-корреспондентов
государственных академий наук, государственных
научных стипендий выдающимся учёным
России и талантливым молодым учёным России,
грантов Президента Российской Федерации
для поддержки молодых российских учёных
- кандидатов и докторов наук, грантов
по поддержке ведущих научных школ Российской
Федерации, премий Президента Российской
Федерации и Правительства Российской
Федерации. Правительство
Российской Федерации
постановляет:
1. Установить для аспирантов и докторантов
федеральных государственных образовательных
учреждений высшего профессионального
образования, образовательных учреждений
дополнительного профессионального образования
и научных организаций стипендии в следующих
размерах:
с 1 сентября 2011 г. - 2500 рублей для аспирантов и 4000 рублей для докторантов;
с 1 сентября
2012 г. - 6000 рублей для аспирантов и 10000 рублей
для докторантов, подготавливающих диссертации
по специальностям научных работников
технических и естественных отраслей
наук, перечень которых устанавливается
Министерством образования и науки Российской
Федерации.
2. Финансовое обеспечение расходов, связанных
с реализацией пункта 1 настоящего постановления,
осуществлять в пределах бюджетных ассигнований,
предусматриваемых в федеральном бюджете
на 2011 год и последующие годы главным распорядителям
средств федерального бюджета на указанные
цели.
3. Признать утратившим силу с 1 сентября
2011г. постановление Правительства Российской
Федерации от 16 июля 2005 г. N 436 "О стипендиях
аспирантам и докторантам государственных
образовательных учреждений высшего профессионального
образования и научных организаций"
(Собрание законодательства Российской
Федерации, 2005, N 30, ст. 3170).
Итак, бюджет на 2011 г. принят. Согласно пресс-релизу Министерства образования и науки, «227,8 млрд руб. предусмотрено в федеральном бюджете 2011 года на науку гражданского назначения, что на 32% больше по сравнению с 2010 годом и на 100 млрд руб. больше, чем в 2008 году». Вероятно, большинство ученых будут сильно удивлены этими цифрами, поскольку не замечают столь сильного увеличения финансирования научных исследований. И они будут правы: под наукой гражданского назначения директор Департамента организации бюджетного процесса и внедрения новых организационно-экономических механизмов Минобрнауки Валерий Юркин, слова которого приводятся в пресс-релизе, понимает все расходы на исследования и разработки. Заметный рост расходов на исследования и разработки в 2010 г. был связан, как говорилось в пресс-релизе Минобрнауки годовалой давности, с поддержкой «высокотехнологичных отраслей и научно-технических инноваций, в том числе в рамках развития авиастроения, судостроения, приборостроения, нанотехнологий, электронной компонентной базы, космического и ядерного комплексов». Эта же линия будет продолжена в текущем году: «По сравнению с 2010 годом на 9% увеличатся расходы федерального бюджета на фундаментальные исследования, на 50% – расходы на прикладные научные исследования».
Данные о финансировании научных исследований в различных ведомствах можно найти в представленном на сайте Минфина законе «О федеральном бюджете на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов»[2]. Финансирование государственных академий наук в 2011 г. будет немного увеличено. Российская академия наук (с учетом всех региональных отделений) получит 55,9 руб. на фундаментальные исследования (при общем бюджете 62 млрд руб.), Российская академия сельскохозяйственных наук – 6,4 млрд руб., Российская академия медицинских наук – 5,6 млрд руб. Федеральный бюджет также устанавливает расходы на фундаментальные исследования в двух главных университетах страны, имеющих отдельную строку в бюджете, они также будут увеличены. Московский государственный университет получит «на науку» 1,4 млрд руб. (при общем бюджете 10,6 млрд руб.), Санкт-Петербургский государственный университет – 545 млн руб. (при общем бюджете 5,4 млрд руб.).
А что
же с научными фондами, озабоченность
финансированием которых
Впрочем, определенные усилия Минобрнауки предпринимает. 3 декабря 2010 г. деятельность научных фондов обсуждалась на Президиуме Правительства РФ, а 20 декабря Андрей Фурсенко говорил о научных фондах в Зеленограде, на заседании правительственной комиссии по высоким технологиям и инновациям[3]: «Теперь буквально несколько слов о финансировании научных фондов. Когда в 1990-х годах создавались фонды, то объем их финансирования был соотнесен с общим объемом финансирования гражданской науки. И в этом есть своя логика. Поскольку фонды являются питательной средой для подавляющего большинства крупных научных инновационных проектов (а я могу сказать, что и проекты, которые поддерживаются «Роснано», и проекты, которые поддерживаются в рамках Российской венчурной компании, в рамках проекта “Сколково”, – это проекты, которые в той или иной степени на начальных этапах поддерживались в рамках перечисленных фондов), – так вот для того, чтобы не было нигде «узкого горлышка», как раз было определено соотношение между объемом финансирования фондов и объемом финансирования гражданской науки в целом. Это соотношение более или менее выдерживалось вплоть до начала кризиса, когда общий объем финансирования гражданской науки (в том числе как одна из антикризисных мер) не только сохранился, но и увеличился, а объем финансирования фондов остановился. Более того, были вопросы о том, что, может быть, сократить финансирование фондов. Но было решение Правительства тогда (в общем, оно было согласовано Минфином) – объем сохранить. И мы этот же объем сохранили на 2011 г. Сегодня в проекте бюджета на 2012–2013 гг. финансирование уменьшено. Мы выступали с предложением о том, чтобы как минимум сохранить, а вообще, желательно, увеличить финансирование фондов. Я хочу сказать, что у нас понимание с Минфином на эту тему имеется, мы договорились вернуться к этому вопросу, когда будем смотреть коррекцию трехлетнего бюджета в 2011 г. Но я тем не менее считаю необходимым это упомянуть. Мне кажется, что было бы крайне важно все-таки, чтобы финансирование фондов, как минимум в рамках инфляционных проблем (а лучше быстрее), росло. Почему так важно увеличивать объемы финансирования фондов? Сегодня опасно через фонды ссужать направление исследований, потому что именно эти поисковые исследования дают возможность иногда получить качественно новые результаты там, где их не ожидали. Но если мы сохраняем спектр исследований, то тогда это приводит к тому, что начинают уменьшаться объемы грантов. Например, сегодня средний грант по РФФИ – 400 тыс. руб., по РГНФ – 350 тыс. руб., по Фонду содействия – менее 1 млн. И в ряде случаев этого недостаточно для запуска задельных работ. Если в каких-то работах такого чисто теоретического характера этого достаточно, то в работах, где существует экспериментальная составляющая, этих денег мало. Поэтому очень хотел бы все-таки, чтобы мы постепенно с учетом имеющихся экономических реалий объемы финансирования фондов увеличивали». Увеличение финансирования в соответствии с инфляцией — это, конечно, совсем не то, что следует делать, если действительно считаешь грантовый принцип наиболее удобным для конкурсного финансирования научных исследований. Но все-таки хотя бы какое-то движение в правильном направлении, похоже, намечается, так что необходимо всячески подталкивать все причастные ведомства в правильном направлении, чтобы не дать словам остаться только словами.
5.11. Расходы федерального бюджета на науку
Реализация поставленной в Бюджетном послании задачи по обеспечению инновационной направленности социально-экономического развития страны предполагается за счет направления на научные исследования гражданского назначения фундаментального и прикладного характера средств федерального бюджета в 2009 году в объеме 248,3 млрд. рублей, в 2010 году – 263,6 млрд. рублей, в 2011 году – 298,7 млрд. рублей, что выше уровня 2008 года на 50,3 %, 59,5 % и 80,8 % соответственно. Доля указанных расходов в общем объеме расходов в 2009 году составляет 2,7 %, в 2010 году – 2,6 %, в 2011 году – 2,6 %. В то же время установленная Протоколом совместного заседания Совета Безопасности Российской Федерации, президиума Государственного совета Российской Федерации и Совета при Президенте Российской Федерации по науке и высоким технологиям от 20 марта 2002 года минимальная доля расходов на науку гражданского назначения в проекте федерального бюджета составляет 3,6 % на 2009 год и 4,0 % на 2010 год.
Законопроектом на финансирование фундаментальных исследований гражданского назначения планируется направить в 2009 году 83,8 млрд. рублей, в 2010 году – 99,8 млрд. рублей, в 2011 году – 108,6 млрд. рублей, что превышает уровень 2008 года на 35,3 %, 61,1 % и 75,3 % соответственно.
В планируемый
период продолжится финансирование
Программы фундаментальных
На финансирование прикладных научных исследований гражданского назначения законопроектом предусмотрены ассигнования в 2009 году в объеме 164,5 млрд. рублей, в 2010 году – 163,8 млрд. рублей, в 2011 году – 190,2 млн. рублей, что превышает уровень 2008 года на 59,3 %, 58,6 %, 84,1 % соответственно.
Основной
объем увеличения финансирования прикладных
научных исследований гражданского
назначения планируется по подразделу
0411 «Прикладные научные