Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2011 в 16:36, курсовая работа
Бюджеты субъектов РФ стоят на втором уровне бюджетной системы, но это не умаляет их значение. Именно от данных бюджетов зависит то, как будут развиваться конкретные регионы, как в них будет жить и работать население. Региональный бюджет отражает конкретное положение субъекта РФ. От него зависит, на решение, каких задач будут направлены средства.
Можно
утверждать, что региональный бюджет
по некоторым параметрам похож на
федеральный, только с корректировкой
на уровень субъектов.
2.
Расходы регионального
бюджета на примере
бюджета Тамбовской
области
2.1. Проблемы, связанные с расходами региональных бюджетов; направления их решения
Во
всем мире возникают проблемы при
составлении или исполнении бюджета,
не составляют исключения и бюджеты
субъектов РФ. Причем отрицательные
моменты присутствуют как в бюджете
в целом, так и в доходах
его, так и в расходах. В настоящее
время практически по всей территории
РФ до сих пор сохраняется целый ряд отрицательных
моментов в области расходования бюджетных
средств. К таким моментам относятся: низкая
эффективность использования бюджетных
средств; нецелевое расходования средств
бюджета; недостаточное количество средств,
выделяемых на решение социальных вопросов;
низкая доля государственных инвестиций
в народное хозяйство. К основным задачам
в области совершенствования расходования
бюджетных средств можно отнести: 1) обеспечение
приоритетного финансирования социальных
расходов; 2) увеличение инвестиций в приоритетных
областях экономики; 3) сокращение расходов
по отдельным целевым статьям расходов
и целевым программам; 4) уменьшение дотаций
по покрытие убытков отдельных отраслей; 5)
концентрация расходов бюджета на затратах,
гарантирующих наибольшую большую отдачу; 6)
сокращение расходов на содержание государственного
аппарата; 7) усиление контроля использования
бюджетных средств. Проблема финансирования
социальных расходов в Российской Федерации
остаётся одной из наиболее острых. Внебюджетные
фонды позволяют в некоторой степени снять
остроту проблемы, однако будучи прямо
привязанными к производству, они так
же испытывают острую нехватку ресурсов,
особенно наглядна ситуация в функционировании
Пенсионного фонда Российской Федерации. Расширяется
сфера платных социальных услуг, то есть
платное образование, на всех его ступенях,
платное медицинское обслуживание и т.д.
Это выявляет необходимость оптимизации
сети бюджетных учреждений, особенно на
уровне местных органов власти. Важное
значение в планировании и определении
социальных расходов имеют финансовые
стандарты, которые в свою очередь, должны
базироваться на нормах материальных
затрат в каждой отрасли социальной сферы,
то есть решение проблемы финансирования
социальной сферы упирается в не разработанность
теоретических и методологических положении
[14, с. 258-269]. Расходы
на социально-культурную сферу состоят
из следующих направлений расходов: 1. Расходы
на финансирование образования и профессиональную
подготовку кадров; 2. Расходы на финансирование
здравоохранения; 3. Расходы на содержание
учреждений культуры и искусства; 4. Расходы
на содержание средств массовой информации; 5.
Расходы на физическую культуру и спорт; 6.
Расходы по социальному обеспечению. Расходы
на содержание средств массовой информации
включают в себя: - расходы на содержание
телевидения и радиовещания; - расходы
периодической печати и издательств; -
расходы на реализацию прочих программ
в сфере информации. Расходы по социальной
политике: в расходах на выплату пенсий
и пособий гражданам учтены расходы на
выплату пенсий за выслугу лет, на доплату
к пенсиям отдельных категорий нетрудоспособных
граждан, на доплату к пенсиям женщин -
участниц ВОВ. Формы расходов бюджетов: -
ассигнования на содержание бюджетных
учреждений; - оплата товаров, работ и услуг,
выполняемых физическими и юридическими
лицами по государственным и муниципальным
контрактам; - трансферты населению; - ассигнования
на осуществление отдельных государственных
полномочий, передаваемых на другие уровни
власти; - ассигнования на компенсацию
дополнительных расходов, возникающих
в результате решений принятых органами
государственной власти, приводящих к
увеличению бюджетных расходов или уменьшению
бюджетных доходов; - бюджетные кредиты
юридическим лицам; - субвенции и субсидии,
физическим и юридическим лицам; - инвестиции
в уставные капиталы действующих или вновь
создаваемых юридических лиц; - бюджетные
ссуды, дотации, субвенции и субсидии бюджетам
других уровней бюджетной системы РФ,
государственным внебюджетным фондам; -
кредиты иностранным государствам; - средства
на обслуживание и погашение долговых
обязательств, в том числе государственных
и муниципальных гарантий [29]. Важную роль в организации
рациональной системы бюджетного финансирования
играют, прежде всего, принципы финансирования.
К числу этих принципов относятся: - получение
максимального эффекта при минимуме затрат.
Бюджетные средства должны предоставляться
лишь при условии обеспечения наибольшей
результативности от их использования.
Этот эффект может выражаться, с одной
стороны, в решении различных задач социально-экономического
развития страны, а с другой - в обратном
притоке в бюджет денежных средств за
счет роста доходов получателей бюджетных
ассигнований; - целевой характер использования
бюджетных ассигнований. Юридические
лица получают средства из бюджета только
на основе утвержденного бюджета, причем
на заранее обусловленные цели. Строгое
соблюдение этого принципа препятствует
неэффективному использованию бюджетных
ассигнований; - предоставление бюджетных
средств в меру выполнения производственных
и других показателей и с учетом использования
ранее отпущенных ассигнований. Зависимость
бюджетного финансирования от выполнения
показателей позволяет финансовым органам
осуществлять действенный и эффективный
контроль за деятельностью предприятий,
организаций и учреждений; - безвозвратность
бюджетных ассигнований. Предоставление
средств без условия их обязательного
возврата в государственный бюджет. Одним
из важных методов является программно-целевой
метод, позволяющий в принципе обеспечить
комплексное решение региональных проблем,
учесть все многообразие факторов, определяющих
динамику регионального развития, расширить
временной горизонт для осуществления
программных мероприятий, предусмотреть
хотя и более долговременные и дорогостоящие
мероприятия, но зато обеспечивающие коренное
улучшение ситуации в экономике и социальной
сфере конкретного региона, гораздо более
радикальное решение его проблем. Как
показал опыт России, другие названные
выше инструменты региональной политики,
решая, хотя и жизненно важные, но текущие
задачи, не способны обеспечить радикального
изменения социально - экономической ситуации
в региональном развитии: территориальная
дифференциация за годы реформ не уменьшилась,
а возросла [13, с.43 - 51]. Основные задачи в области
бюджетных расходов: * сократить число
федеральных целевых программ, обеспечить
концентрацию средств бюджета на наиболее
эффективных и социально значимых проектах; *
снизить расходы на содержание государственного
аппарата; * продолжить децентрализацию
инвестиционного процесса, расширив практику
государственно-коммерческого финансирования
проектов; * повысить эффективность использования
ассигнований на национальную оборону
и оборонный комплекс, концентрируя их
на решении социальных проблем, конверсии
и перспективных научно-исследовательских
работах; * снизить уровень дотаций отдельным
отраслям; * усилить контроль за использованием
бюджетных средств; * обеспечить приоритетное
финансирование расходов на науку, культуру,
медицинское обслуживание, образование. Обеспечение
реального равноправия субъектов Российской
Федерации во взаимоотношениях с федерального
бюджета, единства финансовой системы
и соблюдения на всей территории страны
федерального налогово - бюджетного законодательства
остается одной из наиболее актуальных
проблем формирования в России бюджетного
федерализма. При доработке проекта бюджета
на 2011 год был очерчен круг проблем, на
которых сосредоточила внимание согласительная
комиссия: налоговое законодательство,
распределение доходных источников между
уровнями бюджетной системы, судьба дорожного
фонда, социальная направленность бюджета,
расходы на укрепление обороноспособности
и национальной безопасности, поддержка
аграрного сектора и ряд других направлений. Важной
проблемой осуществления целевых бюджетных
расходов является их защищенность от
обесценения в условиях высоких темпов
инфляции на современном этапе развития
экономики нашей страны. Выход в данной
ситуации заключается в финансировании
ряда статей расходов бюджета в полном
объеме с учетом их инфляционного увеличения.
Осуществление финансирования отдельных
статей расходов бюджета в соответствии
с их инфляционным увеличением, с одной
стороны, обеспечивает защиту получателей
бюджетных ассигнований, в обеспечении
намеченных ими мероприятиями [28].
2.2. Формирование расходов бюджета на 2011 год и на плановый период 2012-2013 годов в Тамбовской области
При рассмотрении бюджетов субъектов РФ недостаточно оперировать теоретической информацией – данный вопрос необходимо рассматривать вместе с конкретным бюджетом. В законе «Об областном бюджете Тамбовской области на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов», который был принят Тамбовской областной Думой 28 февраля 2011 года, бюджет 2011 года характеризовался следующими данными: доход бюджета был запланирован в размере 24 440 590,6 тыс. рублей, в том числе объем межбюджетных трансфертов из федерального бюджета в сумме 11 620 973,3 тыс. рублей; расход составлял 26 373 728,7 тыс. рублей. Данные суммы означают, что на 2011 год бюджет Тамбовской области был принят с дефицитом. Его сумма составила 1 933 138,1 тыс. рублей. Верхний предел государственного внутреннего долга Тамбовской области на 1 января 2012 года прогнозируется в сумме 6 407 806,5 тыс. рублей. Доход бюджета на 2012 год запланирован в размере 22 227 725,5 тыс. рублей, объем межбюджетных трансфертов из федерального бюджета в сумме 9 241 376,0 тыс. рублей и на 2013 год в сумме 23 770 005,7 тыс. рублей, в том числе объем межбюджетных трансфертов из федерального бюджета в сумме 9 483 034,8 тыс. рублей. Объем расходов областного бюджета составит 22 529 863,8 тыс. рублей, в том числе условно утвержденные расходы в сумме 566 000,0 тыс. рублей, и на 2013 год в сумме 24 058 359,1 тыс. рублей, в том числе условно утвержденные расходы в сумме 1 250 000,0 тыс. рублей. Следовательно, прогнозируемый дефицит бюджета Тамбовской области на 2012 год составит 302 138,3 тыс. рублей и на 2013 год в сумме 288 353,4 тыс. рублей. Верхний предел государственного внутреннего долга Тамбовской области на 1 января 2013 года прогнозируется в сумме 5 698 626,5 тыс. рублей и на 1 января 2013 года в сумме 5 693 526,5 тыс. рублей. Общий объем бюджетных ассигнований на исполнение публичных нормативных обязательств утвержден на 2011 год в сумме 919 418,0 тыс. рублей. На плановый период 2012 и 2013 годов общий объем бюджетных ассигнований на исполнение публичных нормативных обязательств запланирован соответственно в сумме 942 097,1 тыс. рублей и в сумме 962 198,9 тыс. рублей. Распределение бюджетных ассигнований запланировано на реализацию региональных и ведомственных целевых программ, финансируемых из областного бюджета на 2011 год [3]. Субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателями физическим лицам - производителям товаров (работ, услуг), предусмотренные настоящим Законом, предоставляются в порядке, установленном администрации Тамбовской области. Субсидии предоставляются: 1) на возмещение части затрат в целях реализации утвержденных в установленном порядке целевых программ; 2) на возмещение в 2011 году части затрат, связанных с организацией авиарейсов в соответствии с заключенными государственными контрактами, в сумме 18 000,0 тыс.рублей; 3) автотранспортным предприятиям и перевозчикам всех форм собственности (за исключением областных государственных учреждений) на возмещение части затрат, связанных с предоставлением проезда по льготным месячным проездным билетам студентам очной формы обучения, обучающимся в учреждениях высшего профессионального образования и среднего профессионального образования, именным льготным месячным проездным билетам учащимся, обучающимся в учреждениях начального профессионального образования, по пригородным перевозкам, в 2011 году – 18 370,0 тыс. рублей, в 2012 году – 20 207,0 тыс. рублей, в 2013 году – 22 227,7 тыс. рублей; 4) Тамбовскому областному государственному унитарному предприятию «Водное и газовое хозяйство» на возмещение расходов, связанных с государственной регистрацией права собственности Тамбовской области на объекты капитального строительства, построенные с привлечением бюджетных и других средств, а также реализацией мероприятий по развитию газификации Тамбовской области, в 2011 году – 53 171,2 тыс. рублей, в 2012 году – 49 642,5 тыс. рублей, в 2013 году – 46 784,4 тыс. рублей; 5) на возмещение расходов, связанных с уплатой основного долга и процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях для реализации для реализации областной адресной инвестиционной программы, финансирования строительства и реконструкции объектов теплоснабжения, газификации, водоснабжения и канализации на территории Тамбовской области, включая расходы на разработку проектно-сметной документации, на ремонт автомобильных дорог общего пользования, в том числе дорог в поселениях области в рамках реализации целевой программы совершенствования и развития сети автомобильных дорог Тамбовской области на 2009-2015 годы: - Тамбовскому областному государственному унитарному предприятию «Водное и газовое хозяйство» в 2011 году - 644 326,0 тыс. рублей, в 2012 году – 574 949,0 тыс. рублей, в 2013 году – 201 274,0; - казенному предприятию Тамбовской области «Дирекция капитального строительства» в 2011 году – 201 584,2 тыс. рублей; 6) в качестве ежегодного членского взноса в Ассоциацию экономического взаимодействия субъектов Российской Федерации Центрального федерального органа «Центрально-Черноземная» в 2011-2013 годах в сумме по 220,2 тыс. рублей ежегодно; 7) на гранты начинающим субъектам малого предпринимательства, создаваемые безработными гражданами, работниками, находящимися под угрозой массового увольнения, военнослужащими, уволенными в запас в связи с сокращением Вооруженных Сил, в 2011 году – 10 000,0 тыс. рублей; 8) субъектам малого и среднего предпринимательства на субсидирование части затрат, связанных с уплатой авансовых лизинговых платежей по договорам лизинга оборудования, устройств, механизмов, автотранспортных средств (за исключением легковых автомобилей), приборов, аппаратов, агрегатов, устройств, установок, машин, средств и технологий, в 2011 году – 5 000,0 тыс. рублей; 9) на гранты малым и средним предприятиям, созданным в целях практического применения результатов интеллектуальной деятельности и действующим на момент принятия решения о предоставлении гранта не более 1 года, в 2011 году – 1 000,0 тыс. рублей; 10) на возмещение части затрат малых и средних предприятий, действующих на момент принятия решения о предоставлении субсидий более 1 года, производящих инновационные товары, работы и оказывающих инновационные услуги, а также осуществляющих затраты на технологические инновации, в 2011 году – 4 000,0 тыс. рублей; 11) негосударственному образовательному учреждению «Региональный центр управления и культуры» на развитие и текущее финансирование Тамбовского инновационного бизнес-инкубатора в 2011 году – 500,0 тыс. рублей; 12) организациям железнодорожного транспорта на компенсацию части потерь в доходах в связи с принятием Тамбовской областью решения об установлении льгот по тарифам проезд обучающихся и воспитанников образовательных учреждений, учащихся очной формы обучения образовательных учреждений начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования железнодорожным транспортом общего пользования в пригородном сообщении в 2011 году в сумме 610,0 тыс. рублей, в 2012 году а сумме 670,0 тыс. рублей, в 2013 году в сумме 735,0 тыс. рублей, выпадающих доходов, связанных с государственным регулированием тарифов по пригородным пассажирским перевозкам, в 2011, 2012, 2013 годах в сумме по 5 000,0 тыс. рублей ежегодно; 13) на проведение природоохранительных предприятий на сахарных заводах Тамбовской области в 2011 году – 146 000,0 тыс. рублей [4]. Субсидии некоммерческим организациям – государственным автономным учреждениям Тамбовской области предоставляются на финансовое обеспечение выполнения государственных заданий. Субсидии иным негосударственным некоммерческим организациям предоставляются в рамках реализации Закона Тамбовской области от 30 апреля 2008 года № 369-З «О поддержке негосударственных некоммерческих организаций органами государственной власти Тамбовской области». В 2011 году в пределах предусмотренных бюджетных ассигнований: - комитету по управлению имуществом Тамбовской области направить средства областного бюджета в уставный фонд ОАО «Агентство по ипотечному жилищному кредитованию Тамбовской области» в сумме 50 000,0 тыс. рублей и Тамбовского областного государственного унитарного предприятия «Тамбовская управляющая компания» в сумме 150 000,0 тыс. рублей; - управлению по развитию промышленности и предпринимательства Тамбовской области направить средства областного бюджета в уставный фонд Тамбовского областного государственного унитарного предприятия «Фонд содействия кредитованию малого и среднего предпринимательства» в сумме 5 000,0 тыс. рублей; - управлению по развитию перерабатывающей промышленности Тамбовской области направить средства областного бюджета в уставный фонд Тамбовского областного государственного унитарного предприятия «Тамбовская управляющая компания» в сумме 200 000,0 тыс. рублей. Из областного бюджета местным бюджетам предоставляются межбюджетные трансферты. Их распределение бюджетам муниципальных районов, городских округов, поселений утверждается администрацией Тамбовской области. Оплата услуг, оказываемых банками и отделениями почтовой связи, по выплате денежных средств гражданам в рамках обеспечения мер социальной поддержки и (или) компенсация затрат на обеспечение деятельности исполнительных органов местного самоуправления Тамбовской области и муниципальных учреждений, находящихся в их ведении, в связи с осуществлением переданных им полномочий Российской Федерации и Тамбовской области могут осуществляться за счет соответствующих субвенций, предоставляемых из областного бюджета (местного бюджета), в порядке, установленном Правительством Российской Федерации и администрацией Тамбовской области. Субвенции, межбюджетные субсидии, иные межбюджетные трансферты, предусмотренные настоящим Законом, предоставляются в порядке, установленном администрацией Тамбовской области [30]. Выводы к главе
На
основе вышесказанного, можно сделать
вывод, о том, что на 2011 год расход
бюджета Тамбовской области составлял
26 373 728,7 тыс. рублей. Данные суммы означают,
что на 2011 год бюджет Тамбовской области
был принят с дефицитом. Его сумма составила
1 933 138,1 тыс. рублей. Объем расходов областного
бюджета на 2012 год составит 22 529 863,8 тыс.
рублей, в том числе условно утвержденные
расходы в сумме 566 000,0 тыс. рублей, и
на 2013 год в сумме 24 058 359,1 тыс. рублей, в том
числе условно утвержденные расходы в
сумме 1 250 000,0 тыс. рублей. Следовательно,
прогнозируемый дефицит бюджета Тамбовской
области на 2012 год составит 302 138,3 тыс.
рублей и на 2013 год в сумме 288 353,4 тыс.
рублей. В настоящее время практически
по всей территории РФ до сих пор сохраняется
целый ряд отрицательных моментов в области
расходования бюджетных средств. К таким
моментам относятся: низкая эффективность
использования бюджетных средств; нецелевое
расходования средств бюджета; недостаточное
количество средств, выделяемых на решение
социальных вопросов; низкая доля государственных
инвестиций в народное хозяйство.
Бюджет
субъекта Российской Федерации регулирует
многие аспекты жизни региона. Так
или иначе, с ним связаны практически
все процессы, происходящие в данном
субъекте. Но в данной курсовой работе
отдельного внимания заслуживает расходы
регионального бюджета. Под расходами
следует понимать выплачиваемые из бюджета
денежные средства, за исключением средств,
являющихся в соответствии с Бюджетным
Кодексом источниками финансирования
дефицита бюджета. Расходы бюджета субъекта
РФ формируются таким образом, чтобы обеспечить
субъектам выполнение закрепленных за
ними полномочий. Они возникают в связи
с принятием законов и нормативных актов
данного субъекта, и заключением от его
имени договоров (соглашений) бюджетными
учреждениями данного субъекта. Финансирование
расходов по некоторым видам происходит
только за счет бюджета субъекта РФ, а
по некоторым возможно совместное финансирование
регионального и федерального бюджетов. В
данной работе были исследованы расходы
бюджета Тамбовской области на 2011 год
и на плановый период 2012 - 2013 годов. Объем
расходов областного бюджета на 2011 год
составляет 26 373 728,7 тыс. рублей. На 2012
и 2013 года составит 22 529 863,8 тыс. рублей
и 24 058 359,1 тыс. рублей соответственно. К проблемам,
связанным с расходованием регионального
бюджета относятся: низкая эффективность
использования бюджетных средств; нецелевое
расходования средств бюджета; недостаточное
количество средств, выделяемых на решение
социальных вопросов и т.д. Решением данных
проблем могут стать следующие действия:
усиление контроля использования бюджетных
средств; сокращение расходов на содержание
государственного аппарата; концентрация
расходов бюджета на затратах, гарантирующих
наибольшую большую отдачу; обеспечение
приоритетного финансирования социальных
расходов и т.д. Важной проблемой осуществления
целевых бюджетных расходов также является
их защищенность от обесценения в условиях
высоких темпов инфляции. Выход в данной
ситуации заключается в финансировании
ряда статей расходов бюджета в полном
объеме с учетом их инфляционного увеличения. Бюджеты
субъектов РФ сталкиваются с многочисленными
проблемами и вопросами, которые требуют
тщательного рассмотрения. От выбранного
пути решения данных вопросов зависит
развитие региона и жизнь его населения.