Расчоды регионального бюджета

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2011 в 16:36, курсовая работа

Описание работы

Бюджеты субъектов РФ стоят на втором уровне бюджетной системы, но это не умаляет их значение. Именно от данных бюджетов зависит то, как будут развиваться конкретные регионы, как в них будет жить и работать население. Региональный бюджет отражает конкретное положение субъекта РФ. От него зависит, на решение, каких задач будут направлены средства.

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Office Word (2).docx

— 58.11 Кб (Скачать)

Введение 

     Бюджеты субъектов РФ стоят на втором уровне бюджетной системы, но это не умаляет  их значение. Именно от данных бюджетов зависит то, как будут развиваться  конкретные регионы, как в них  будет жить и работать население. Региональный бюджет отражает конкретное положение субъекта РФ. От него зависит, на решение, каких задач будут  направлены средства. А характеризуют  региональный бюджет его доходы и  расходы.   Расходы бюджета представляют собой затраты, возникающие в связи с выполнением органами государственной власти своих задач и функций. Эти затраты выражают экономические отношения, на основе которых происходит процесс использования средств централизованного фонда денежных средств государства по различным направлениям. Расходы бюджетов представляют собой сложившийся механизм отношений, способов и приемов, благодаря которым бюджетные средства поступают по своему назначению. Это  именно то свойство бюджетов, с помощью которого реализуются цели всей бюджетной деятельности.         Роль региональных финансов, а следовательно и значение региональных расходов, в последние годы усиливается, а сфера их применения расширяется. На основе предоставления территориальными органами власти средств осуществляется финансирование образования, здравоохранения, коммунального обслуживания населения, строительства и содержание региональных и местных дорог. При этом круг финансируемых мероприятий за счет региональных бюджетов постоянно расширяется  и роль расходов региональных бюджетов на социальную политику, социально - культурные мероприятия, народное хозяйство, общее поддержание экономической стабильности в регионе постоянно увеличивается. В связи с этим представляется актуальность темы данной курсовой работы.

Таким образом, целью данной курсовой работы является исследование расходов регионального бюджета.        Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:            1)  Раскрытие понятия «бюджет субъекта Российской Федерации»;  2) Подробно рассмотреть состав и структуру расходов региональных бюджетов;             3) Выявить проблемы, связанные с расходами региональных бюджетов; 4) Найти возможное решение данных проблем;     5) Рассмотреть расходы регионального бюджета на примере бюджета Тамбовской области.           Объектом исследования курсовой работы являются расходы регионального бюджета Тамбовской области.       Предметом исследования -  выделение тенденций и закономерностей формирования и использования расходов областного бюджета.   При написании данной работы использовались законы, Бюджетный Кодекс, учебная литература, справочно-правовые системы и интернет-источники. 
 
 
 
 
 
 
 

1. Экономическая сущность и структура расходов бюджета   субъекта Российской Федерации

     

        1. Понятие региональных бюджетов    

     Для выполнения своих функций государству  и его регионам необходимы денежные средства. Источником финансирования государственных расходов является государственный бюджет, а для  финансирования расходов субъектов  РФ – бюджеты субъектов РФ.

     Слово бюджет происходит от английского слова budget – сумка.

     В Бюджетном Кодексе термин бюджет определяется как «форма образования  и расходования денежных средств, предназначенных  для финансового обеспечения  задач и функций государства  и местного самоуправления» [1,часть 1, глава 1] .        В силу федеративного устройства страны, существует три уровня бюджетов:            1) Федеральный бюджет. Является основным планом государства, позволяющим органам власти осуществлять свои властные полномочия в различных областях и сферах деятельности.     2)Бюджеты субъектов РФ. Представляет собой форму образования и расходования денежных средств, предназначенных для обеспечения задач и функций субъекта РФ.          3) Местные бюджеты. Являются формой образования и расходования денежных средств, предназначенных для обеспечения задач и функций, отнесенных к предметам ведения местного самоуправления.   В совокупности с внебюджетными фондами эти уровни составляют консолидированный бюджет (свод бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ на соответствующей территории).     Единство бюджетной системы РФ не подразумевает слияния или поглощения бюджетов более низких уровней вышестоящими бюджетами. Каждый бюджет функционирует самостоятельно. Местные бюджеты своими доходами и расходами не входят в бюджеты субъектов Федерации, а последние не входят в федеральный бюджет. Но в случае необходимости поддержки бюджетов более низких уровней для реализации их задач из вышестоящих бюджетов (федерального и регионального) могут передаваться им дополнительные ресурсы. Это позволяет более рационально и эффективно использовать финансовые ресурсы в масштабе всего государства.  Сосредоточение финансовых ресурсов в бюджетах разных уровней позволяет соответствующим органам государственной власти и управления иметь финансовую базу для реализации своих полномочий [16, с.136-137].

     Рассмотрим  подробнее региональный бюджет.

     Региональные  бюджеты – главная финансовая база региональных органов власти, составная часть региональных финансов. Они представляют собой систему финансовых отношений между органами власти на местах и субъектами хозяйствования по поводу перераспределения части национального дохода в процессе образования основного в рамках данной для удовлетворения объективно существующих территориальных общественных потребностей. Бюджеты территорий служат центром, соединяющим всех участников воспроизводственного процесса на всех его стадиях, что повышает их роль в интеграции усилий, способствующих количественному и качественному влиянию на решение социально – экономических проблем.        Региональными бюджетами являются бюджеты национально-государственных и административно-территориальных образований — республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономных образований и городов Москвы и Санкт-Петербурга. В Бюджетном кодексе Российской Федерации бюджеты республик, краев, областей и автономных образований именуются бюджетами субъектов Федерации, а бюджеты муниципальных образований (административных районов, городов, поселков) — местными бюджетами [14, с. 74].     Региональные и местные бюджеты являются составной частью финансовой системы Российской Федерации. К региональным бюджетам относятся бюджеты 21 республики в составе РФ, 55 краев, областей и городов Москвы и Санкт-Петербурга; бюджеты 4 автономных округов и одной автономной области [5, глава 3].      

     Уже довольно долгое время наблюдается регионализация экономических и социальных процессов. Все в большей мере функции регулирования этих процессов переходят от центральных уровней государственной власти к региональным. Поэтому роль региональных бюджетов усиливается, а сфера их влияния и использования расширяется. Роль региональных и местных бюджетов в экономическом и социальном  развитии заключается в следующем.     Во-первых, сосредоточение финансовых ресурсов в бюджетах субъектов Федерации и местных бюджетах позволяет органам представительной и исполнительной власти регионов иметь финансовую базу для реализации своих полномочий в соответствии с Конституцией Российской Федерации. Создание финансовой базы функционирования региональных органов власти и органов местного самоуправления — главная роль региональных и местных бюджетов. Посредством бюджетов образуются денежные фонды административно - территориальных образований, которые обеспечивают выполнение задач общего назначения, создают финансовую базу для осуществления функций органов власти субъектов Федерации и местного самоуправления.          Во-вторых, формирование региональных и местных бюджетов дает возможность регионам в полной мере проявить финансово-хозяйственную самостоятельность в расходовании средств на социально-экономическое развитие региона, обеспечить планомерное развитие образовательных, медицинских учреждений, учреждений культуры, муниципального жилищного фонда и коммуникаций местного значения.     В-третьих, с помощью региональных бюджетов осуществляется выравнивание уровней экономического и социального развития регионов. С этой целью формируются и реализуются региональные программы экономического и социального развития регионов по благоустройству сел и городов, развитию сети дорог, содержанию исторических памятников и учреждений культуры и так далее.         В-четвертых, имея в распоряжении финансовые бюджетные средства, органы власти регионов могут увеличивать или уменьшать нормативы финансовых затрат на оказание государственных и муниципальных услуг в учреждениях непроизводственной сферы.      В-пятых, концентрируя часть финансовых ресурсов в региональных и местных бюджетах, органы представительной и исполнительной власти регионов могут централизованно направлять финансовые ресурсы, на решение стратегических задач, развитие в регионе приоритетных отраслей промышленности, сельского хозяйства и социальной сферы путем внедрения целевых программ финансирования.       В-шестых, региональные и местные бюджеты через финансовые ресурсы оказывают воздействие на оптимальные пропорции финансирования капитальных и текущих затрат и стимулирование эффективного использования материальных и трудовых ресурсов, а также создание новых местных производств и промыслов, что позволяет создавать новые рабочие места и вносить вклад в решение проблемы снижения безработицы в регионе [17, с. 10-13].          Значение бюджетов субъектов РФ заключается также и в том, что они являются основными инструментами, через которые осуществляется региональная финансовая политика, направленная на стабилизацию производства и обеспечение экономического роста.     Другими важнейшими целями региональной финансовой политики, воплощаемой в регионах, в том числе, и через сбалансированный, правильно финансируемый бюджет субъекта РФ, являются:    

      - обеспечение основ бюджетного федерализма в РФ, основанного на едином экономическом пространстве;        - обеспечение единых минимальных социальных стандартов и равной социальной защиты;           - выравнивание условий социально – экономического и финансового развития регионов;           - приоритетное развитие регионов, имеющих особо важное стратегическое значение;          -  становление и обеспечение гарантий местного самоуправления.  Среди форм реализации региональной финансовой политики особое место занимают разработка и осуществление федеральных целевых программ социально – экономического развития регионов, финансируемых за счет средств федерального бюджета, а также на долевой основе.    Для реализации задач региональной экономической политики в бюджетно – налоговой сфере необходимо обеспечить, прежде всего, следующие условия:          1) бездефицитность бюджетов всех субъектов РФ;    2) законодательное разграничение полномочий между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов РФ, а также органами местного самоуправления по осуществлению социально – экономической политики, формированию доходных и расходных статей соответствующих бюджетов, сбору и использованию налогов и других обязательных платежей;    3) возможность при формировании бюджетов определять и учитывать финансовый и налоговый потенциал каждого субъекта РФ;   4) сбалансированность бюджетов всех уровней;    5) право – в пределах собственных финансовых ресурсов – самостоятельного принятия каждым органом власти на соответствующем уровне решений о направлениях и масштабах использования бюджетных средств;            6) контроль за целевым расходованием средств, выделяемых из федерального бюджета на социально – экономическое развитие регионов.  Экономическая сущность территориальных бюджетов проявляется в их назначении. Они выполняют функции:        - формирования денежных фондов, являющихся финансовым обеспечением деятельности территориальных органов власти;    - распределения и использования этих фондов между отраслями народного хозяйства;           - контроля за финансово – хозяйственной деятельностью предприятий, организаций и учреждений, подведомственных этим органам власти.   Характеризуя роль, региональных и местных бюджетов, нельзя не учитывать, что кризисные явления в экономике страны, инфляция и расстроенность финансовой системы не позволяют региональным и местным бюджетам выполнять в полной мере свое предназначение. К таким негативным факторам можно отнести бюджетный дефицит (превышение расходов над доходами), субъективные моменты при определении нормативов отчислений и распределении средств между бюджетами разных уровней, несвоевременность утверждения бюджетов.    Роль региональных и местных бюджетов в социально-экономическом развитии регионов возрастает при наделении органов власти субъектов Федерации и местного самоуправления соответствующими полномочиями по формированию и исполнению их бюджетов [8, с. 106-110].     Государство через региональные бюджеты пытается активно проводить экономическую и социальную политику путем предоставления региональным органам власти средств для увеличения их бюджетов с целью прямого финансирования социальной сферы, сельского хозяйства, промышленности, строительства, охраны окружающей среды и других направлений.          Анализ деятельности федеральных органов власти и органов власти субъектов РФ свидетельствует, что центр тяжести перемещается от центра к регионам. Поэтому роль региональных бюджетов усиливается, а сфера их влияния расширяется [7, с. 366-370].

     Таким образом, можно утверждать, что роль бюджетов субъектов РФ очень важна, так как они точнее отражают состояние  соответствующего региона, чем федеральный бюджет, а значит и более объективны. 
 

    1.   Состав и структура расходов региональных бюджетов

     Функционирование  бюджета происходит посредством  особых экономических форм – доходов и расходов, выражающих последовательные этапы перераспределения стоимости общественного продукта, национального дохода, концентрируемого в руках государства. Доходы и расходы бюджета – это объективно обусловленные категории, каждая из которых имеет специфичное общественное значение: доходы служат финансовой базой деятельности государства, расходы – удовлетворению общественных потребностей. Расходы тесно взаимосвязаны с доходами. Это выражается в суммарном соответствии расходов доходам, и также в их влиянии друг на друга. С одной стороны, объем расходов бюджета зависит от уровня экономической активности. Поэтому важно установить такой объем расходов и запланировать использование бюджетных средств в такие сроки, которые обеспечат решение стоящих перед обществом социально – экономических задач при минимальных затратах с максимальным народно – хозяйственным эффектом. С другой стороны, расходы при рациональном использовании бюджетных средств на внедрение более прогрессивной техники, передовых технологий, достижений науки, более экономичных предметов труда, повышение квалификации кадров могут оказывать обратное влияние на доходы, содействуя росту производства, повышению качества продукции, росту производительности труда, ресурсосбережению, улучшению использования имеющейся материальной базы производства. Расходы бюджетов представляют собой сложившийся механизм отношений, способов и приемов, благодаря которым средства из бюджетов поступают по своему назначению. Поступление средств из бюджетов благодаря их расходам – именно то свойство бюджетов, с помощью которого реализуется цели всей бюджетной деятельности.         Формирование расходов бюджетов субъектов РФ базируется на:  - единых методологических основах;       - нормативах минимальной бюджетной обеспеченности;    - финансовых затратах на оказание государственных услуг, устанавливаемых правительством субъекта РФ.     Органы государственной власти субъектов РФ с учетом имеющихся финансовых возможностей могут самостоятельно увеличивать нормативы финансовых затрат на оказание государственных муниципальных услуг.  Расходы бюджетов в зависимости от их экономического содержания делятся на текущие и капитальные расходы. Эта группировка устанавливается экономической классификацией расходов бюджетов РФ.  Капитальные расходы бюджетов – часть расходов бюджетов, связанных с расширенным воспроизводством, при осуществлении которых создается или увеличивается капитал, находящийся в собственности Российской Федерации, субъектов РФ, муниципальных образований. Капитальные расходы предназначены для финансирования долгосрочных бюджетных программ и обеспечивают инновационную и инвестиционную деятельность. К ним относятся расходы, предназначенные для инвестиций, на проведение капитального ремонта, средства, предоставляемые в качестве бюджетных кредитов на инвестиционные цели, и т.п. В составе капитальных расходов бюджетов формируется бюджет развития, который составляется на 5-6 лет не только на субфедеральном, но и на местном уровне. При этом часть расходов бюджета развития, которую предписано осуществлять в текущем году, будет включаться в текущий бюджет.    Текущие расходы бюджетов – часть расходов бюджетов, обеспечивающих текущее функционирование органов государственной власти, местного самоуправления, бюджетных учреждений, оказание государственной поддержки другим бюджетам и отдельным отраслям экономики в форме дотаций, субсидий и субвенций. В бюджете текущих расходов может быть предусмотрено выделение защищенных статей бюджета, расходы по которым производятся независимо от снижения объема поступления доходов бюджета. Несмотря на то что в Бюджетном кодексе РФ не предусмотрено их выделение, законы о бюджете субъектов РФ по – прежнему включают защищенные статьи бюджета.    Обязательные расходы территорий - это те денежные средства, которые тратятся по утвержденным центральным правительством направлениям. Как правило, это такие расходы, сокращение финансирования которых ведет к исключительно неблагоприятным последствиям. К таким расходам относятся выделение средств для социального обслуживания граждан в целях гарантированного обеспечения населению стандартного набора общественно значимых услуг (жилище, здравоохранение, транспорт и т.д.), а также расходы, осуществляемые по федеральным программам.   Также в региональных бюджетах наряду с обязательными расходами выделяются и дискреционные расходы - это денежные средства, которые тратятся территориальными администрациями в соответствии с утвержденными направлениями территориальной бюджетной политики, то есть по-своему усмотрению. Сюда относятся расходы большинства территориальных ведомств. [16, с. 472-501].       К наиболее типичным расходам, осуществляемым на региональных уровнях, можно отнести:          - управление в целом (содержание собственных органов управления);  - охрана правопорядка и безопасности;       - образование (высшее и (или) среднее, начальное, в том числе детские сады);             - жилищно - коммунальное хозяйство и развитие территорий (водоснабжение, система канализации - для более крупных местных систем; предоставление и строительство жилья, планировка городов);    - окружающая среда и здравоохранение, а также социальные нужды;  - культура, спорт и досуг (содержание парков, мест отдыха и библиотек,             - проведение культурно - массовых мероприятий);     - снабжение и утилизация отходов;        - уборка улиц и поддержание их технического состояния;    - пожарная охрана;          - межбюджетные расходы (для территориальных уровней второго после федерального уровня);          - обслуживание задолженности и резервный фонд.    Исполнение всех этих расходов должно быть построено с учетом местных требований, демографических, географических, социально - экономических и других особенностей территории.      В расходах бюджетов значительный удельный вес занимают расходы бюджетных учреждений, включающие:        - оплату труда;           - перечисление страховых взносов в государственные внебюджетные фонды;             - трансферты населению;         - командировочные и другие компенсационные выплаты работникам, предусмотренные законодательством;        - оплату товаров, работ и услуг по заключенным государственным или муниципальным контрактам;          - оплату товаров, работ и услуг в соответствии с утвержденными сметами без заключения государственных или муниципальных контрактов. Порядок согласования распределения и закрепления расходов совместного ведения Российской Федерации и субъектов РФ определяется Правительством Российской Федерации. Распределение и закрепление между бюджетами разных уровней бюджетной системы расходов производится по согласованию соответственно органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов РФ, и утверждаются соответствующими законами о бюджетах либо по согласованию органа государственной власти субъекта РФ и органов местного самоуправления, расположенных на территории данного субъекта РФ.    Перечислим функциональные виды расходов, совместно финансируемых из бюджетов РФ, бюджетов субъектов РФ и бюджетов муниципальных образований:         - государственная поддержка отраслей промышленности (за исключением атомной энергетики), строительства и строительной индустрии, сельского хозяйства, автомобильного и речного транспорта, связи и дорожного хозяйства, метрополитенов;        - обеспечение правоохранительной деятельности;     - обеспечение противопожарной безопасности;      - научно – исследовательские, опытно – конструкторские и проектно – изыскательские работы, обеспечивающие научно – технический прогресс;  - обеспечение социальной защиты населения.      Из средств бюджетов субъектов РФ финансируются следующие функциональные виды расходов субъектов РФ:      - функционирование органов законодательной, представительной и исполнительной власти;          - обслуживание и погашение государственного долга;    - проведение выборов и референдумов;       - обеспечение реализации региональных целевых программ;   - формирование государственной собственности;     - осуществление международных и внешнеэкономических связей;  - содержание и развитие предприятий, учреждений и организаций, находящихся в ведении органов государственной власти;     - обеспечение деятельности средств массовой информации;   - оказание финансовой помощи местным бюджетам;     - прочие расходы, связанные с осуществлением полномочий субъектов Российской Федерации. [20, с. 381-392].        Расходы бюджета субъекта РФ формируются таким образом, чтобы обеспечить субъектам выполнение закрепленных за ними полномочий (с учетом установленных нормативов минимальной бюджетной обеспеченности и нормативов затрат на оказание государственных услуг регионального уровня).                                                      Выводы к главе

Информация о работе Расчоды регионального бюджета