Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Октября 2011 в 01:40, реферат
Прямые зарубежные инвестиции (ПЗИ) играют чрезвычайно важную роль в быстрорастущем международном бизнесе. Такого рода инвестиции могут помочь компании проникнуть на новые рынки, задействовать новые каналы сбыта, приобрести более дешёвое оборудование, дать возможность купить новую технологию, товар, рабочую силу и просто профинансировать компанию.
Прямые зарубежные инвестиции (ПЗИ) играют чрезвычайно важную роль в быстрорастущем международном бизнесе. Такого рода инвестиции могут помочь компании проникнуть на новые рынки, задействовать новые каналы сбыта, приобрести более дешёвое оборудование, дать возможность купить новую технологию, товар, рабочую силу и просто профинансировать компанию. Для той страны, куда придут инвестиции, или для компании этой страны это означает новые технологии, дополнительные капиталы, увеличение объёма производства, количества производимых товаров, приобретение новых организационных технологий или улучшение менеджмента, и в этом качестве инвестиции могут дать сильнейший толчок экономическим преобразованиям. Прямые зарубежные инвестиции, в своём классическом определении, звучат так: «вложение денег в зарубежную компанию с тем, чтобы последняя смогла построить новый завод в своей стране». Таким образом, прямые инвестиции, направленные на покупку зданий или оборудования, отличаются от непрямых, которые называются «портфельными». За последние годы, когда различного рода инвестиции по всему миру значительно увеличились и утратили свою былую чёткость, определение «прямых зарубежных инвестиций» было расширено до следующего толкования: ПЗИ стали называться любого рода приобретения контролирующего пакета в бизнесе зарубежной компании. Поэтому-то ПЗИ стали иметь множество форм, к примеру, прямые покупки зарубежной компании, приобретение завода или оборудования, инвестиции в совместное предприятие или в стратегический альянс компаний, при котором зарубежная компания получает от партнёра новые технологии, лицензии на интеллектуальную собственность. За последнее десятилетие ПЗИ стали играть главенствующую роль в интернационализации бизнеса. Как ответ на появление новых технологий, растущую либерализацию в законодательствах стран по поводу инвестиций, а также на изменение рынков капитала, ПЗИ также значительно изменились: изменились их величины, размеры, пропорции и методы работы с ними. Новые информационные технологии, удешевление международной связи сделали организацию ПЗИ несравнимо более лёгкой, нежели это было в прошлом. Громадные изменения в международной коммерции, инвестиционной политике, включая вопросы торговой политики и либерализации тарифов, смягчение ограничений на зарубежные инвестиции и приобретения собственности за рубежом, а также проведённая приватизация во многих сферах промышленности, придала за последнее десятилетие новый импульс и новую роль прямым зарубежным инвестициям по всему миру.
Самые глубокие изменения произошли в развивающихся странах: за последние тридцать лет вал инвестиций нарастал в геометрической прогрессии. В 1970-х гг. ПЗИ составляли в среднем менее 10 млрд в год, в 1980-х гг. — чуть менее 20 млрд, а в 1990-х гг. произошёл прямо-таки взрыв: от 26,7 млрд в 1990 до 179 млрд в 1998. И цифры эти растут. Слияния, поглощения, приобретения и интернационализация производства продукции в ряде индустрий — вот что обеспечивает рост ПЗИ. Рост прямых зарубежных инвестиций в развитые страны вырос до 636 млрд в 1999 году, а ещё год назад составлял 481 млрд (источник: UNCTAD — www.intracen.org).
Поборники
увеличения зарубежных инвестиций указывают
на то, что обмен между
Для малых
и средних предприятий ПЗИ
— это возможность более
Как изменились ПЗИ за прошедшее десятилетие?
Как указано выше, подавляющее большинство ПЗИ — это приобретение и поставка оборудования, машин, покупка зданий. Экономически такого рода инвестиции проводятся в основном через слияния или приобретения. Для обычного производства они являют собой базовый механизм, не раз доказывавший свою эффективность. Однако за последнее десятилетие многократно выросло количество чисто технологических компаний, только начинающих свою деятельность, так называемых «стартапов», а это, вместе с возрастанием роли и использования интернета, подстегнуло изменения и в способах иностранных инвестиций. Многие из высокотехнологичных стартапов — это крохотные компании, которые выросли из исследовательских лабораторий, из проектов, проводимых зачастую в основных университетах страны и иногда при прямой государственной поддержке, в виде грантов. В отличие от традиционных производителей, многие из таких компаний не нуждаются в крупной производственной базе, им не нужны склады для товаров. Другой фактор, который следует учитывать, — это то, что основным продуктом таких компаний является интеллектуальная собственность, к примеру, на разработанную программу, технологию или процесс. Поэтому размещаться такая компания может практически где угодно, а вложения капитала в такую компанию не связаны с огромными затратами на оборудование, помещения и машины.
Да, во многих случаях именно крупные компании инвестируют в маленькие, высокотехнологичные фирмы. Но есть и разница по сравнению с прошлым: крупные компании не всегда скупают эти маленькие компании на корню. Этому есть несколько причин, но самой важной является следующая: слишком велик риск, связанный с «продвинутой» технологией и завязанным на неё проектом. В случае с устоявшимися индустриями все товары, ими производимые, — отлично позиционированы. Обычный производитель хочет либо выйти на зарубежный рынок, либо как-то обойти торговый барьер с помощью ПЗИ. В этом случае, весь риск состоит в том, что после процедуры инвестирования, продукт, который будет потом распространяться, будут меньше, чем ожидалось, покупать. И всё. Однако не стоит забывать, что производитель уже добавил к своим существующим производственным фондам новые, а международные корпорации могут использовать эти фонды весьма разными способами.
У высокотехнологичных венчуров, как правило, очень долгий инкубационный период. Это означает, что на разработку такого продукта требуется большое количество времени. В случае с программами и другими интеллектуальными продуктами это означает также, что продукт постоянно видоизменяется, причём порой даже до своего проникновения на рынок. Это делает процесс инвестирования ещё более сложным. Когда вы инвестируете в приобретение оборудования или машины, вы знаете, какова реальная стоимость ваших инвестиций и что от них стоит ожидать. В случае вложения денег в высокотехнологичный венчур всегда остаётся элемент неопределённости. К сожалению, волна разорений так называемых «дот-комов», т. е. проектов, связанных с интернетом, в конце 90-х гг. есть тому ярчайшее подтверждение.
Итак, возросшая роль технологий и интеллектуальной собственности в корне изменила поле деятельности ПЗИ. Компании хотят делать прямые зарубежные инвестиции, но из-за превратностей рынка, связанных с дот-комами, они ищут и находят новые инструменты, которые приводят их к искомым целям. Оцените какие именно методы:
Передача лицензий и технологий
Передача лицензий и технологий всегда играла важную роль в сотрудничестве между академической наукой и бизнес-сообществом. С тех пор как правовые препятствия были устранены, новая ситуация позволила университетам закрепить за собой право на использование разработок, сделанных в своих лабораториях, лицензионные соглашения же позволили быстро преобразовать теорию (технологии) в практику (готовый продукт), чтобы последний занял достойное место на рынках. С помощью некоторых правительственных агентств, ссужающих лаборатории грантами и иной финансовой помощью, к примеру, в виде инкубаторских программ, некогда застенчивые институтские «ботаники» ныне выходят на широкую дорогу предпринимательства и образуют команды зубастых дельцов. Стратегические альянсы науки и бизнеса оказывают громаднейшее влияние на развитие некоторых хай-тековских индустрий, среди которых можно назвать следующие (и список будет неполон): медицинские и сельскохозяйственные биотехнологии, компьютерное программирование, телекоммуникации, производство материалов с улучшенными свойствами, производство керамики, сверхтонкие материалы, стекловолоконная оптика, производство мультимедийной цифровой продукции, оптика и изображение, робототехника и автоматизация. Целые индустриальные районы возникают сейчас как грибы после дождя вокруг университетских лабораторий, там, где технологии были изобретены, апробированы и преобразованы в рыночный продукт. Лицензионные соглашения позволяют производственным компаниям полностью использовать преимущества использования технологических наработок до выплаты роялти разработчикам до тех пор, пока новая технология не будет полностью отлажена и готова к производству.
Взаимные соглашения о распространении продукции
В действительности, этот вид альянса можно назвать чисто торговым, но в самом своём глубоком смысле такой альянс есть прямая инвестиция. Судите сами, две компании, работающие в одной или смежных областях, соглашаются выступить местными дистрибьюторами продукции другой компании на своих местных рынках. Классический пример — мебельная индустрия. Некая компания из США, производитель столов, подписала соглашение о взаимном распространении продукции с испанской фирмой — производителем стульев. Обе компании получают прямой доступ к дистрибьюторской сети в другой стране без необходимости оплаты поддержки дистрибьютора и прочих расходов, связанных с дистрибуцией, причём ни одна из обеих компаний не разрушает рынок другой компании своим продуктом. Имея на руках подобное соглашение, испанский производитель стульев наверняка вложит в США деньги на создание своего офиса, чтобы координировать продажи через дистрибьюторскую сеть партнёра, организует склады, поставку и организацию транспортировки продукции, а также будет помогать в решении разного рода административных задач, как то: бухучёте, пиаре и рекламе.
Совместные предприятия и другие гибриды стратегических альянсов
Традиционное
совместное предприятие является «двусторонним»,
т. е. включает в себя две стороны,
которые работают в одной области
и становятся партнёрами для достижения
некоего стратегического
Портфельные инвестиции
Я знаю, что вы внимательно читаете эту статью, и это словосочетание вам уже встречалось. Не собираюсь сильно отвлекать вас. Помните моё определение ПЗИ, мол, оно является приобретением контролирующего пакета в бизнесе. Большую часть последней половины ХХ века, когда ПЗИ стали насущнейшей реалией бизнеса, портфельные инвестиции компании не рассматривались в качестве прямых зарубежных инвестиций, если количество приобретаемого имущества или капитала не позволяло компании — приобретателю овладеть контрольным пакетом. С другой стороны, если две или три компании инвестировали помалу в какую-то одну компанию, то они могут объединиться и достойно противодействовать тем, кто обладает контрольным пакетом. Это — ещё одна форма стратегического альянса, её иногда называют «теневым альянсом». Поэтому, если большинство портфельных инвестиций отнести к ПЗИ нельзя, всё-таки в некоторых случаях портфельные инвестиции есть не что иное, как прямые инвестиции.
Почему ПЗИ так важны при рассмотрении вопроса о выходе на мировой рынок?
Простой ответ таков: прямая иностранная инвестиция позволяет компании одним ударом «убить нескольких зайцев»:
Более
полный ответ неминуемо будет
описывать партнёрство в