Профессиональные участники на РЦБ

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2011 в 14:35, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является рассмотрение профессиональных участников на рынке государственных ценных бумаг.
Профессиональные участники рынка ценных бумаг являются ключевым звеном в системе функционирования рынка ценных бумаг, обеспечивающим взаимодействие между поставщиками капитала на рынке ценных бумаг (инвесторами) и его потребителями (эмитентами).

Содержание

Введение 3
1 Экономическая сущность и основы деятельности профессиональных участников на рынке государственных ценных бумаг в России 5
Рынок государственных ценных бумаг как элемент рынка ценных бумаг в России: его структура, участники, их характеристика 5
Виды профессиональной деятельности на рынке 15
Анализ деятельности профессиональных участников на рынке государственных ценных бумаг 22
Дилерская деятельность на рынке государственных ценных бумаг 22
Деятельность депозитариев на рынке государственных ценных бумаг (на примере ММВБ) 26
Основные направления совершенствования деятельности профессиональных участников на рынке государственных ценных бумаг 32
Заключение 37
Список использованных источников 39

Работа содержит 1 файл

Курсовая РЦБ.doc

— 254.50 Кб (Скачать)

     Если  депонентом одного депозитария является другой депозитарий, то депозитарный договор  между ними должен предусматривать процедуру получения в случаях, предусмотренных законодательством, информации о владельцах ценных бумаг, учет которых ведется в депозитарии-депоненте, а также в его депозитариях-депонентах (ст. 7 Закона).

     Интересно правило о существенных условиях депозитарного договора. В силу п. 1 ст. 432 ГК существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение. В этом контексте правило ст. 7 Закона о рынке ценных бумаг содержит дополнительный перечень существенных условии депозитарного договора. К ним относятся:

     а) однозначное определение предмета договора: предоставление услуг по хранению сертификатов ценных бумаг и (или) учету прав на ценные бумаги;

     б) порядок передачи депонентом депозитарию  информации о распоряжении депонированными  в депозитарии ценными бумагами депонента;

     в) срок действия договора;

     г) размер и порядок оплаты услуг  депозитария, предусмотренных договором;

     д) форма и периодичность отчетности депозитария перед депонентом;

     е) обязанности депозитария.

     В обязанности депозитария входят: регистрация фактов обременения ценных бумаг депонента обязательствами; ведение отдельного от других счета депо депонента с указанием даты и основания каждой операции по счету; передача депоненту всей информации о ценных бумагах, полученной депозитарием от эмитента или держателя реестра владельцев ценных бумаг.

     Депозитарий имеет право регистрироваться в  системе ведения реестра владельцев ценных бумаг или у другого  депозитария в качестве номинального держателя в соответствии с депозитарным договором. Более того, он (депозитарий) несет ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение своих обязанностей по учету прав на ценные бумаги, в том числе за полноту и правильность записей по счетам депо.

     В соответствии с депозитарным договором  он имеет право на поступление  на свой счет доходов по ценным бумагам, хранящимся с целью перечисления на счета депонентов (ст. 7 Закона о рынке ценных бумаг).

      Рыночная  стоимость ценных бумаг, перемещенных в процессе инвентарных депозитарных операций) за 2009 год достиг рекордного значения - 60,98 трлн. руб.

      Стоимость ценных бумаг, учитываемых на счетах депо, открытых в НДЦ по состоянию на 31 декабря 2009 года, составила 4,1 трлн. руб., что на 4,1% меньше, чем на конец 2008 года. Снижение данного показателя обусловлено неблагоприятной ценовой конъюнктурой на рынке в 2009 году. Частично оно компенсировалось притоком ценных бумаг на хранение в НДЦ. Так, общее количество ценных бумаг на хранении в НДЦ за 2009 год увеличилось более чем вдвое до 2,3 трлн. шт.

      Также выросла номинальная стоимость  корпоративных облигаций и еврооблигаций, произошел рост рыночной стоимости паев паевых инвестиционных фондов. За 2009 год рост суммарной номинальной стоимости корпоративных облигаций, находящихся на хранении в НДЦ, составил 31,8%, еврооблигаций - 215%, а рост стоимости паев паевых инвестиционных фондов -120,5%.-

      Количество  инвентарных операций по сравнению  с соответствующим показателем 2008 года выросло на 2% и превысило 2,5 млн. операций, в том числе по акциям - 1,96 млн. операций (78% общего числа операций). Количество счетов депо в течение года выросло на 2,8% и составило 1774 счетов.

      Общее количество выпусков ценных бумаг, находящихся  на обслуживании в НДЦ, возросло за 2009 год на 14,8% и достигло 2759, в то время как количество эмитентов, ценные бумаги которых учитываются в НДЦ, достигло 1315, что на 8,2% выше показателя 2008 года. Количество депонентов НДЦ за 2009 увеличилось на 11,1% и составило 908 депонентов.

      В рамках деятельности в качестве Национального  нумерующего агентства по России за 2009 год НДЦ присвоил международные коды ISIN и CFI 587 российским ценным бумагам, для 505 российских ценных бумаг ISIN код был признан недействующим.

      По  состоянию на 31 декабря 2009 года НДЦ было получено и обработано

запросов  на информацию об ISIN и CFI кодах иностранных  финансовых

инструментов  по 24030 инструментам, включая запросы  от разных клиентов по одному и тому же инструменту.

      Оборот  по схеме ускоренных расчетов (Speedy Settlement Scheme, SSS) между НДЦ и «ИНГ БАНК (ЕВРАЗИЯ) ЗАО» достиг в сентябре 2009 года максимального месячного значения - 13,1 млрд. руб. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

       3  Основные направления  совершенствования  деятельности профессиональных  участников на  рынке государственных  ценных бумаг  

      Одной из важнейших задач государственного регулирования фондового рынка является создание эффективной системы контроля и управления за профессиональной деятельностью на рынке ценных бумаг.  Одной из мер по созданию такого рода системы является совершенствование процедуры допуска специалистов на рынок ценных бумаг и минимизация рисков, связанных с уровнем квалификации работников профессиональных участников рынка. 

       Одним из приоритетных направлений государственного регулирования является реализация мер по раскрытию информации и  повышению уровня прозрачности рынка  ценных бумаг. Согласно статье 42 Закона о рынке ценных бумаг ФКЦБ России обеспечивает раскрытие информации о профессиональных участниках рынка ценных бумаг и регулировании рынка ценных бумаг.

       При поддержке заинтересованных федеральных  органов исполнительной власти ФКЦБ России осуществляет формирование системы информационного и телекоммуникационного обеспечения своей деятельности. Эта система направлена на обеспечение оперативного обмена базами данных по лицензированию и надзору за деятельностью профессиональных участников фондового рынка между подразделениями ФКЦБ России, других федеральных органов исполнительной власти и включает в себя как закрытую часть (служебную информацию, связанную с вопросами лицензирования и надзора), так и открытую, доступную всем заинтересованным лицам.

       Обеспечение доступности информации на рынке  ценных бумаг всем заинтересованным лицам вне зависимости от целей  получения данной информации (раскрытие  информации) является одним из основных  принципов функционирования рынка  ценных бумаг. 

       Основные вопросы информационного обеспечения рынка ценных бумаг отражены в статье 30 Закона о рынке ценных бумаг.

       Основной  формой государственного контроля за соблюдением профессиональными  участниками требований законодательства Российской Федерации о ценных бумагах и иных требований, установленных ФКЦБ России, является осуществление проверки.

       Осуществление проверок профессиональных участников рынка ценных бумаг регламентируется Положением о порядке проведения проверок юридических лиц, деятельность которых на рынке ценных бумаг регулируется Федеральной комиссией по рынку ценных бумаг, утвержденным постановлением ФКЦБ России от 28.05.1998 № 19 (далее – Положение о порядке проведения проверок).

       В соответствии с пунктом 3.1 Положения  о порядке проведения проверок основаниями для осуществления проверок деятельности организаций могут являться:

    - планы проверок контролирующего органа;

    - результаты анализа данных отчетности и информации организаций;

    - окончание срока действия лицензии, выданной контролирующим органом;

    - жалобы, заявления и обращения юридических и физических лиц;

    - сообщения в средствах массовой информации;

    - обращения государственных и муниципальных органов, а также Банка России.

       Не  все указанные основания можно  рассматривать как удачно сформулированные. Например, одним из оснований проведения проверки являются результаты анализа данных отчетности и информации организаций. При этом не определен характер указанных результатов. По всей видимости, имеются в виду результаты, отражающие определенные нарушения, в противном случае смысл проверки совершенно не очевиден. Однако существующая формулировка предоставляет возможность ФКЦБ России осуществлять проверку профессионального участника по любым результатам анализа данных отчетности и информации, независимо от их характера.

       Положением  о порядке проведения проверок установлен достаточно широкий перечень обстоятельств, позволяющий при их наличии также  проводить проверку профессионального  участника. А именно, проверки могут  проводиться при наличии хотя бы одного из следующих обстоятельств:

       имеются факты нарушений организацией законодательства о ценных бумагах или прав инвесторов на рынке ценных бумаг;

       имеются факты, позволяющие предполагать возможность  совершения организацией нарушений  законодательства о ценных бумагах, прав инвесторов на рынке ценных бумаг;

       в результате предыдущей проверки выявлены существенные нарушения организацией законодательства о ценных бумагах, а также прав инвесторов на рынке  ценных бумаг;

       в случае непредставления или несвоевременного представления в контролирующий орган отчетности и информации, установленной законодательством о ценных бумагах;

       наличия недостоверной информации в документах и отчетности, представленных организацией в контролирующий орган;

       наличия признаков несостоятельности (банкротства) организации в соответствии с правовыми актами Российской Федерации о несостоятельности (банкротстве);

       реорганизации или ликвидации организации;

       иных  обстоятельств, предусмотренных законодательством  о ценных бумагах.

       Некоторые из указанных обстоятельств требуют внимательного рассмотрения. Например, наличие фактов, позволяющих предполагать возможность совершения организацией нарушений законодательства о ценных бумагах, прав инвесторов на рынке ценных бумаг. Данная формулировка имеет настолько общий характер, что объем свободы контролирующего органа в отнесении фактов к тем, которые позволяют предполагать, или к тем, которые не позволяют предполагать возможность совершения нарушений, практически не имеет границ. В такой ситуации любые факты, имеющиеся в распоряжении контролирующего органа, могут быть истолкованы как позволяющие предполагать возможность совершения правонарушения. Все это может привести к злоупотреблениям со стороны контролирующего органа. Следовательно, представляется целесообразным конкретизировать рассматриваемое обстоятельство, хотя бы путем определения критериев отнесения фактов к позволяющим предполагать или к не позволяющим предполагать возможность совершения профессиональным участником правонарушения.

       Следует обратить внимание и на выявление существенных нарушений организацией законодательства о ценных бумагах, а также прав инвесторов на рынке ценных бумаг в результате предыдущей проверки. Здесь существует неопределенность в том, что считать существенными фактами, а что нет. Критериев существенности совершенных нарушений не установлено.

       Проверки, осуществляемые контролирующим органом, могут быть плановыми и внеплановыми, а также комплексными и совместными.

       Ряд вопросов, имеющих принципиальное значение, не получили отражения в Положении о порядке проведения проверок. Во-первых, нормативно не установлено ограничение периодичности проведения проверок одного профессионального участника. Если снова вернуться для сравнения к налоговым правоотношениям, то такие ограничения четко определены Налоговым кодексом. Во-вторых, не определен предельный период времени деятельности профессионального участника, который может быть подвержен проверке.

Информация о работе Профессиональные участники на РЦБ