Процесс создания (учреждения) коммерческого банка

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2012 в 20:14, курсовая работа

Описание работы

Актуальность данной работы определяется в раскрытии порядка создания и учреждения коммерческого банка в современных условиях, утвержденный законодательством Российской Федерации.
Объектом исследования работы является ОАО «АК БАРС» БАНК, а ее предметом уставный капитал банка.
Целью курсовой работы является определение процесса учреждения коммерческого банка, совершенствование организационной структуры банка и мероприятия по улучшению состояния уставного капитала банка.

Содержание

Введение
1. Теоретические основы деятельности коммерческих банков в современной экономике
1.1. Роль коммерческих банков в кредитной системе
1.2. Порядок создания коммерческого банка
1.3. Организационная структура коммерческого банка
2. Анализ капитала ОАО «АК БАРС» БАНК
2.1. Общая характеристика ОАО «АК БАРС» БАНК
2.2. Анализ актива и пассива баланса ОАО «АК БАРС» БАНК
2.3. Оценка уставного фонда ОАО «АК БАРС» БАНК
3. Существующие проблемы в деятельности КБ и пути их решения
3.1. Совершенствование организационной структуры банка
3.2. Пути совершенствования банковской политики в области управления собственным капиталом
Выводы и предложения
Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

1.doc

— 246.50 Кб (Скачать)

     

     Рис.2 Динамика роста уставного  капитала ОАО «АК  БАРС»БАНК

     На  сегодняшний день ОАО «АК БАРС»  БАНК занимает ведущие позиции среди  коммерческих банков Татарстана. Из динамики роста уставного капитала банка  можно предположить, что и в дальнейшем «АК БАРС» будет увеличивать свои собственные средства и развиваться на кредитном рынке.

 

      3. Существующие проблемы  в деятельности  КБ и пути их  решения 

     3.1. Совершенствование  организационной  структуры банка 

     От  уровня организационной структуры банка непосредственно зависит успех в достижении целей избранной стратегии. Мировая банковская практика показывает, что просчеты в организационных структурах очень часто приводили даже мощные банки к тяжелому кризису. Поэтому выбор и устроение организационной структуры в соответствии с внутренними и внешними факторами, которые определяют деятельность банка, стоящие перед ним стратегические цели, является одной из наиболее важных и ответственных задач маркетинга. Каждый из существующих видов организационных структур имеет свои преимущества и недостатки, которые должны обязательно учитываться при выборе того или иного их них.

     Внесение  изменений в структуру банка  с целью ее совершенствования, гибкого  приспособления к рыночным условиям - процесс сложный, ответственный и нередко болезненный. Он требует учета таких факторов, как: особенность    внутренней    культуры    банка,    обязательства высшего руководства, задачи переподготовки персонала, изменение требований к комплектации штата специалистами, наконец, сокращение штата.

     Внутренняя  культура, накладывающая свой отпечаток  на структуру и все стороны  деятельности банка, характеризуется  сложившимися в каждом банке традициями, привычками, отношениями между сотрудниками, руководителями и подчиненными. Каждый банк отличается своими особенностями внутренней культуры и поэтому недопустимо механическое приспособление элементов структуры одного банка к структурной организации другого. Здесь необходим индивидуальный подход, учитывающий отличительные структурные характеристики в деятельности конкретного банка.

     Любые изменения в структуре банка  затрагивают сферы руководства  и принятия управленческих решений. Поэтому организационные нововведения требуют соответствующих обязательств по реальному воплощению в жизнь всех планируемых перемен.

     Как правило, структурная реорганизация  банка связана с необходимостью повышения качества обслуживания клиентов, расширения рынка, увеличения объемов  совершаемых операций и введения более совершенных методов работы. Решение этих вопросов требует соответствующей переподготовки персонала, которая решается силами либо самих структурных подразделений, либо с привлечением организаций, специально занимающихся этими вопросами. Однако сама по себе переподготовка персонала может оказаться недостаточной для обеспечения некоторых достаточно глубоких изменений в структуре банка, связанных, например, с расширением деятельности и предложением новых продуктов. В таком случае руководство банка решает вопросы пополнения штата специалистами в отдельных отраслях банковской (и не только банковской) деятельности [10, C.255].

     В рыночных условиях структурная, перестройка  в большинстве случаев связана  с необходимостью сокращения штата. Осуществление этой меры требует  тщательного анализа сложившейся  ситуации с тем, чтобы избежать негативных социальных последствий. К любым кадровым изменениям вообще надо подходить с точки зрения возможности выполнения  сотрудниками          своих функциональных обязанностей при минимальном количестве исполнителей и максимальной их квалификации.

     В современных условиях даже для российских банков процесс управления рисками  требует от руководства и владельцев банка организации деятельности таким образом, чтобы возникающие  конфликты интересов у сотрудников  и отделов банка были разрешены в пользу оптимального сохранения эффективности бизнеса банка.

     Это касается и такого аспекта деятельности, как продукты и развитие бизнеса. Один из серьезных рисков операционной деятельности - это конфликт интересов  создателей продуктов, интересов технологов продуктов и интересов продавцов продуктов.

     Технологии и методологии продуктов должны быть отделены организационно и функционально (административно) от продавцов, иначе, если, например, методология будет входить в компетенцию продавцов, это неминуемо приведет к образованию в продуктах элементов, которые будут увеличивать риски банка в целом. Например, продавцы, желая увеличить продажи продуктов, могут заложить в его состав элементы без учета налоговых законов, которые не только приведут к налоговым претензиям к клиентам (потребителям), но и к самому продавцу продукта (банку).

     Здесь уместно привести пример из практики, касающийся процесса разработки технологии продаж «автокреда» по схеме «компенсации процентов». В тот момент только последовательная позиция подразделения методологии позволила банку преодолеть настойчивость кредитного отдела и службы филиальной сети реализовать технологию, чреватую налоговыми неприятностями для клиентов, а также чреватую претензиями к банку со стороны антимонопольного ведомства в части недостоверной информации для клиентов о стоимости обслуживания кредитов (каковые недавно были выдвинуты, например, против одного из самых активных операторов рынка и ряда других банков).

     При этом настойчивость в продвижении  своего варианта разработчики продукта («кредитчики» и «филиальщики») обосновывали необходимостью увеличения продаж. Законодательные аргументы «методологов» и результаты проведенного ими экспресс- исследования рынка автокредитования в части способов реализации продуктов были восприняты разработчиками продукта без энтузиазма.

     Банку следует конкретно определить и  нормативно (приказами, распоряжениями, положениями и т.п.) закрепить  статусы кредитных подразделений  банка (сопровождающих различные кредитные  продукты - корпоративное кредитование, потребительские кредиты, векселя и другие долговые обязательства, МБК и т.д.), клиентских подразделений, депозитных подразделений как «рисковиков», или «продуктовиков», или продавцов продуктов. По сложившейся практике в российских банках, например, «кредитчики» (розничные и корпоративные), как правило, продавцами не являются, а Департаменты ресурсов (в составе отделов вексельных операций и МБК) не являются «рисковиками» и при этом зачастую совмещают функции «продуктовика» и «продавца».

     Продажи (в том числе и кредитных продуктов), в частности, осуществляются подразделениями по работе с клиентами или непосредственно самим руководством банка. При этом Кредитные подразделения, не участвуя в продажах, слабо выполняют роль «продуктовиков» (создателей и технологов продуктов), и никак совершенно не выполняют функцию по управлению рисками [9, C.152].

     Утвержденные  и используемые регламенты о кредитных  подразделениях, в большинстве случаев, носят формальный характер и на практике совершено не способствуют эффективному участию кредитных подразделений в основной деятельности банка.

     И здесь речь идет уже не только о  контроле качества бизнес-процессов  и продуктов, но и о самой разработке продуктов. Разрешить данную ситуацию можно двумя вариантами:

     - увеличить штатную численность подразделения методологии, как путем развития (увеличения) штатного расписания всего банка, так и за счет штатов «разработчиков» и «рисковиков» без раздувания общей численности сотрудников банка;

     - конкретизировать и формализовать  задачи и ответственность «разработчиков» и «рисковиков» таким образом, чтобы их деятельность заключалась, например, в непосредственном управлении рисками, а не в компилировании разрозненных и несистематизированных информационных потоков (бесполезных и громоздких форм отчетности, самих отчетов, несогласующихся и бездумно скопированных с чужой практики регламентов и т.п.).

     Но  самый эффективный и оптимальный, на самом деле, вариант решения  проблем с развитием бизнеса  и с деятельностью по созданию полного спектра продуктов в банке предполагает придание статуса главного инноватора (организатора развития) бизнеса и создателя продуктов Дирекции (Департаменту) развития бизнеса (ДРБ). Тем более что, подобное подразделение (Управление или Отдел развития бизнеса), как правило, уже существует в каждом банке и отчасти выполняет функции по развитию бизнеса и по созданию продуктов, методологические и технологические функции. Необходимо только конкретизировать и формализовать функции ДРБ.

     Однако, лишь формализации деятельности ДРБ недостаточно. Необходимо организационную структуру банка построить таким образом, чтобы она способствовала эффективности основной деятельности (продажи банковских услуг и продуктов) и обеспечивала качественную и последовательную методологическую работу банка. 

     3.2. Пути совершенствования банковской политики в области управления собственным капиталом 

     Преобразования, происходящие в банковской системе  Российской Федерации, обострили потребность  рационализации банковской деятельности по привлечению и размещению денежных ресурсов. Риск убытков, особенно при кредитовании, обусловливает необходимость разработки комплексной системы управления коммерческим банком, в которой приоритетное положение занимает управление собственным капиталом. Несоблюдение требований о достаточности собственного капитала влияет на финансовые результаты и может привести благополучный банк к банкротству.

     Тесная  взаимосвязь управления собственным  капиталом и активами проявляется  в том, что кредиты, как главный  рисковый актив, требуют создания резерва на покрытие возможных потерь по ссудам (РВПС), соответствующего качеству кредитного портфеля банка. Отчисления в РВПС, возрастающие при ухудшении качества кредитов, приводят к дополнительным расходам, следовательно, рост рисковых активов и снижение прибыли являются двумя дополняющими друг друга факторами, которые снижают показатель достаточности капитала.  Формирование РВПС содержит в себе противоречие: с одной стороны, данный резерв заблаговременно, постепенно создает источник для возмещения потерь, т.е. защищает банк от риска потерь по невозвратным кредитам; с другой стороны, расходы на его формирование ведут к уменьшению прибыли или даже появлению убытков (в зависимости от качества кредитного  портфеля), т.е. снижается абсолютный размер собственного капитала и показатель его достаточности [18, C.125].

     Эффективность управления собственным капиталом  в увязке с кредитной политикой  проявляется в качестве кредитного портфеля, измеряемого отношением РВПС к кредитному портфелю. Данное отношение  на 1.01.2007 г. для успешно функционирующих банков составляет от 2,7% у АКБ Газпромбанка до 7,8% у ОАО Альфа-Банка. У проблемных банков отношение РВПС к кредитному портфелю достигало 64,7%. По международным стандартам качество кредитного портфеля начинает вызывать тревогу, если такое соотношение превышает 14%.

     Следовательно, влияние собственного капитала на финансовую устойчивость банка проявляется  в том, что банк может систематически расширять объемы своей деятельности, но при соблюдении следующих условий:

     – регулярно увеличивать свой собственный капитал, используя его как мультипликатор для привлечения заемных  ресурсов и последующего размещения их в активные операции;

     – в приоритетном порядке привлекать дешевые ресурсы в виде вкладов  граждан и средств на расчетных счетах юридических лиц;

     – размещать собственные и привлеченные ресурсы по рентабельной ставке;

     – эффективно управлять банковскими  рисками, добиваясь их снижения путем  отбора надежных клиентов, получения  гарантий, диверсификации активных операций и освоения новых рынков ссудного капитала.

     Управление  собственным капиталом в тесной увязке с управлением кредитными операциями и качеством кредитного портфеля обеспечивает финансовую устойчивость банка. Неравномерное изменение  величины кредитного портфеля и собственного капитала являются причиной колебаний в большую или меньшую сторону исследуемого показателя достаточности капитала. Полученные результаты анализа соотношения размера кредитного портфеля и размера собственного капитала позволяют  сделать предложение о целесообразности введения дополнительного норматива, например – Н1.1 (собственный капитал/кредитный портфель), ограничивающего размер кредитного портфеля относительно величины собственного капитала, т. е. дополнительно к существующим Н1 (достаточность собственного капитала - от 10% до 14%)  и Н6 (максимальный размер риска на одного заемщика – не более 25%).

     Таким образом, финансовая устойчивость банков повышается благодаря капитализации  денежно-финансовых средств, когда  прибыль направляется на увеличение капитала банка, что находит отражение в дивидендной политике банков.  Особенностью капитализации банков России, является то, что она происходит в основном путем эмиссии  и размещения дополнительных акций, за счет чего формируется уставный (акционерный) капитал. Эффективность процесса капитализации, являющегося элементом менеджмента в области собственного капитала, отражается в соблюдении банками норматива Н1.

Информация о работе Процесс создания (учреждения) коммерческого банка