Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2013 в 00:19, курсовая работа
Данная курсовая работа имеет целью изучить и проанализировать бюджет предприятия, его , его структуру и принципы составления.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- определить основные принципы составления бюджета на предприятии;
- изучить основные виды бюджетов организации;
- рассмотреть организацию процесса бюджетирования;
- исследовать технологию бюджетирования на предприятии;
В ходе реализации этого этапа определяется бюджетный период, сроки предоставления бюджетной отчетности ЦФО (ЦФУ, ЦД, ЦВЗ и т.д.), порядок согласования, корректировки и консолидации бюджетов.
Бюджетный период – это период времени, на который составляются, корректируются бюджеты и за который осуществляется контроль за их исполнением. Минимальный же бюджетный период представляет собой единицу измерения бюджетного периода (квартал, месяц, декада и т.д.). С учетом специфики предприятия или фирмы и характера хозяйственной конъюнктуры бюджетный период обычно вводится продолжительностью один календарный год (12 месяцев) с поквартальной, помесячной или подекадной разбивкой.
Этот шаг обусловлен определением
круга участников бюджетного процесса
и порядка их взаимодействия, распределением
задач и функций между ними. Здесь же разрабатываются
должностные инструкции, положение о бюджетировании
и прочие организационно-
Положение о бюджетировании включает следующие разделы:
Завершающим этапом при постановке
бюджетирования на предприятии является
автоматизация финансовых расчетов,
которая предполагает как составление
прогнозных расчетов, так и постановку
финансового учета и контроля.
Здесь очень важным является правильный
выбор программного обеспечения
автоматизации финансового
Глава I I. Бюджет предприятия и процесс его разработки.
2.1. Виды бюджетов предприятия.
По формам можно выделить следующие группы бюджетов, разрабатываемые на предприятии:
Финансовые бюджеты являются конечными документами, разрабатываемыми при бюджетном планировании. Они являются обязательными для предприятия.
Операционные бюджеты составляются для разработки финансовых бюджетов. Их состав является произвольным, исходит из целесообразности их разработки и определяется руководством предприятия. На рис. 2 представлен пример разработки операционных и финансовых бюджетов.
Также различают следующую классификацию видов бюджетов (табл.1):
Классификационный признак |
Вид бюджета |
По сферам деятельности предприятии По вилам затрат По широте номенклатуры затрат По методам разработки По длительности планируемого периода По периоду составления По непрерывности планирования По степени содержания информации |
Бюджет по операционной деятельности Бюджет по инвестиционной деятельности Бюджет по финансовой деятельности Бюджет текущих затрат Бюджет капитальных затрат Функциональный бюджет Комплексный бюджет Фиксированный бюджет Гибкий бюджет Ежедневный, понедельный, месячный, квартальный, годовой Оперативный бюджет Текущий бюджет Перспективный бюджет Самостоятельный бюджет Непрерывный (скользящий) бюджет Укрупненный бюджет Детализированный бюджет |
Бюджет по операционной деятельности детализирует в рамках соответствующего временного периода содержание показателей, отражаемых в текущем плане доходов и расходов по операционной деятельности.
Бюджет по инвестиционной деятельности направлен на соответствующую детализацию показателей текущего плана доходов и расходов по этой деятельности.
Бюджет по финансовой деятельности призван соответствующим образом детализировать показатели текущего плана поступления и расходования денежных средств.
Бюджет текущих затрат состоит из двух разделов: текущих расходов, представляющих собой издержки производства (обращения) по рассматриваемому виду операционной деятельности, и доходов от текущей хозяйственной деятельности, сформированных в основном за счет реализации продукции (товаров, услуг).
Бюджет капитальных затрат представляет собой форму доведения до конкретных исполнителей результатов текущего плана капитальных вложений, разрабатываемого на основе осуществления нового строительства, реконструкции и модернизации основных фондов, приобретения новых видов оборудования и нематериальных активов и гл.
Функциональный бюджет разрабатывается по одной (или двум) статьям затрат, например бюджет оплаты труда персонала.
Комплексный бюджет разрабатывается по широкой номенклатуре затрат, например бюджет производственного участка, бюджет административно-управленческих расходов и т.п.
Фиксированный (статичный) бюджет должен оставаться без изменений независимо от объемов выпуска и другого достигнутого уровня деятельности, т.е. это бюджет, основанный только на одном уровне активности (для одного объема производства или продаж).
Он подходит для предприятий,
уровень производства (реализации)
которых предсказуем и
Гибкий бюджет является скорее динамическим, чем статическим. Разрабатывается с учетом возможности изменений, которые будут внесены в него при колебаниях выпуска, реализации и других параметров деятельности, влияющих на уровень доходов и расходов предприятия. В случае гибкого бюджета характер изменения затрат по каждому пункту учитывается путем пересмотра заложенных в бюджет допущений в свете фактически достигнутого уровня деятельности.
Оперативный бюджет— это бюджет, прямо связанный с достижением целей предприятия, например план производства, материально-технического снабжения.
Текущий бюджет — краткосрочный бюджет, направленный на планирование текущих целей предприятия.
Перспективный бюджет — бюджет генерального развития бизнеса и долгосрочной структуры предприятия.
Самостоятельный бюджет — это изолированный, независящий от других бюджетов.
Непрерывный (скользящий) бюджет — по мере того, как заканчивается месяц или квартал, к бюджету добавляется новый.
Укрупненный бюджет — бюджет, в котором основные статьи доходов и расходов указываются укрупнено.
Детализированный бюджет — бюджет, в котором все статьи доходов и расходов расписываются полностью по всем составляющим.
Рис.2. Схема разработки бюджетов.
Говоря о методах разработки бюджетов, можно выделить метод прироста и метод нулевого базиса.
Метод прироста является традиционным. При подготовке бюджета часто применяется подход, когда в основу его составления на предстоящий период закладываются данные о полученных ранее уровнях дохода и затрат. Затем эти данные перерабатываются с учетом ожидаемых цен, а также изменений объема или характера предпринимаемой деятельности, т.е. бюджеты подготавливаются на базе прироста затрат и доходов от достигнутого уровня деятельности.
Недостаток этого метода в том. что неэффективные решения, заложенные» в достигнутом уровне, переходят в бюджеты будущих периодов.
Метод нулевого базиса позволяет подготовить бюджет затрат для конкретной сферы деятельности при минимальном уровне производства, а затем, оформив решение в виде отдельного документа. определить затраты и выгоды от дополнительного прироста деятельности.
При сопоставлении данных методов выявляются как недостатки. так и их преимущества. Составление бюджета по методу прироста имеет то преимущество, что оказывается относительно простым. Однако составление бюджета на основе нулевого базиса, хотя и более обоснованно, практически труднее осуществимо. Если применять его ко всем разрабатываемым бюджетам, то процесс потребует больших затрат времени.
Выбор того или иного метода разработки, видов и форм бюджетов определяется исходя из специфики деятельности, объемов производства и реализации, целей и задач деятельности предприятия и т.д. На рис. 3 представлен пример разработки основного бюджета.
Рис. 3. Составные части общего бюджета.
2.2. Структура и принципы составления бюджетов.
В основном на предприятии используются операционные и финансовые бюджеты.
В структуру операционных бюджетов входят: бюджет продаж, бюджет производства, бюджет затрат на основные материалы, бюджет затрат труда, бюджет накладных расходов производства, бюджет коммерческих, бюджет управленческих расходов.
В структуру финансовых бюджетов входят: бюджеты доходов и расходов, бюджет движения денежных средств, прогнозный баланс.
Бюджет продаж является основой для составления всех остальных планов компании. Составление бюджета продаж начинается с прогнозов реализации продукции или услуг: какое количество каждого вида продукции компания предполагает реализовать в течение бюджетного периода. Этот прогноз обычно составляется так, чтобы показать реализацию по месяцам, неделям и даже по дням. Предполагаемый объем сбыта также может разбиваться по отдельным продуктам или их группам с дальнейшей подразбивкой ожидаемой реализации продукции по каждому району или территории, в которых реализуется продукция. Бюджет продаж показывает предполагаемый сбыт каждого вида или группы продукции, как в денежном, так и натуральном выражении.
Объем будущих продаж можно рассчитать, используя следующие методы:
• эконометрические модели — определяется корреляция размера продаж от изменений внешней среды, макроэкономических и отраслевых показателей.
Основным инструментом планирования производственной деятельности является производственный бюджет, который непосредственно основывается на прогнозах сбыта. Производственный бюджет дает возможность координировать сбыт, производство и товарные запасы. Он представляет собой приблизительный расчет объема производства, необходимого в течение бюджетного периода, чтобы удовлетворить требования сбыта. Данные производственного бюджета затем используются при разработке всех остальных операционных бюджетов.
Для обеспечения процесса производства сырьем, материалами, полуфабрикатами в процессе бюджетирования разрабатываются бюджеты материалов, бюджеты закупок или бюджеты прямых материальных затрат.
Бюджет материалов — это документ, в котором указывается предполагаемое количество материалов (как деталей, так и сырья), необходимых для удовлетворения производственных потребностей. Бюджет материалов может включать и не включать стоимость материалов в зависимости от того, использует компания или нет бюджет закупок в дополнение к бюджету материалов. Там. где используются оба бюджета, в бюджет материалов обычно не включаются расходы.
Если бюджет материалов является точным, то подразделения. ответственные за закупки компании, moot составить весьма точные прогнозы цен на материалы на весь бюджетный период, количества и время закупок.
Отдельным бюджетом представляется план прямых затрат на оплату труда с отчислениями единого социального налога.
Бюджет затрат на оплату труда и график выплат заработной платы рассчитывается исходя из системы оплаты труда, применяемой на предприятии.
Бюджет накладных расходов производства включает переменную и постоянную составляющие. Большинство накладных расходов являются довольно постоянными; они не меняются в прямой зависимости от производственной деятельности.
Даже в том случае, если предприятие бездействует (или почти бездействует), заработная плата основным служащим, многие расходы по сбыту, рекламе, стоимость вспомогательной рабочей силы, страховые взносы, налоги, амортизация и многие другие расходы продолжают производиться.
Информация о работе Процесс разработки операционных и финансовых бюджетов