Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2013 в 00:19, курсовая работа
Данная курсовая работа имеет целью изучить и проанализировать бюджет предприятия, его , его структуру и принципы составления.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- определить основные принципы составления бюджета на предприятии;
- изучить основные виды бюджетов организации;
- рассмотреть организацию процесса бюджетирования;
- исследовать технологию бюджетирования на предприятии;
Введение.
Данная курсовая работа имеет целью изучить и проанализировать бюджет предприятия, его , его структуру и принципы составления.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- определить основные принципы составления бюджета на предприятии;
- изучить основные виды бюджетов организации;
- рассмотреть организацию процесса бюджетирования;
- исследовать технологию бюджетирования на предприятии;
Предметом исследования является предприятие ОАО Бендерский завод «Электроаппаратура», объектом процесс бюджетирования на предприятии в целом.
Актуальной задачей любого
предприятия на современном этапе
является повышение его
Бюджетирование является
первым этапом разработки системы регулярного
экономического управления и способствует
оптимизации финансовых потоков
и ресурсов предприятия, что позволяет
значительно снизить их объем
и потребность в них, себестоимость
и повысить конкурентоспособность
предприятия. Особо следует выделить
бюджетирование как важнейшее связующее
звено между стратегическим и
оперативным управлением всеми
хозяйственными операциями, направленное
на координацию экономических
Таким образом, аргументирована
необходимость бюджетирования для различных
структур, составляющих финансово-экономическую
систему государства, этим и определяется актуальность
В первой части работы приводятся методические основы бюджетирования. Во второй части описывается бюджет предприятия и процесс его разработки. В третьей части – анализ системы бюджетирования на данном предприятии.
Глава I. Методологические основы бюджетирования.
В литературе приводятся самые различные определения понятий «бюджет», «бюджетирование». По определению Британского института финансовых менеджеров, «бюджет – это план, представленный в денежном выражении, подготовленный и одобренный для определенного периода времени, в котором обычно показаны предстоящие поступления и расходы данного периода, и капитал, который необходимо использовать для достижения поставленных целей».
Основной бюджет – это финансовое, количественно определенное выражение маркетинговых и производственных планов, необходимых для достижения поставленных целей.
Таким образом, бюджетирование – это процесс подготовки, организации и контроля бюджетов с целью разработки и принятия оптимальных управленческих решений.
Бюджет представляет собой финансовый план организации, отражающий в количественном выражении стратегические и тактические цели ее деятельности и мероприятия по их достижению.
Наиболее важными требованиями к бюджетам являются следующие: соответствие целям и задачам финансовой стратегии предприятия, целостность, системность, доступность, сопоставимость, корректность, согласованность, оперативность и функциональность.
Привлекательность бюджетирования для предприятий в нынешних условиях заключается в следующем:
Но существуют определенные трудности, которые возникают при внедрении бюджетирования на предприятиях. Изначально это недостаток информации. Отсутствуют структуры, которые собирали бы информацию, необходимую для внедрения бюджетирования, и анализировали во всем ее многообразии. Ту информацию, которой обладает бухгалтерия, можно использовать для финансовой отчетности, но ее недостаточно – она не годится ни по форме, ни по регламенту для бюджетного управления. Это обуславливает невозможность применения в существующей информационной среде готовых западных технологий финансового планирования.
Система бюджетирования предполагает
многовариантный анализ финансовых
последствий реализации намеченных
планов, предусматривает анализ различных
сценариев изменения
Бюджетирование выполняет 4 основные функции: планирования, учета, контроля и управления.
Функция планирования. Данная функция – самая важная. Бюджетирование является основой для внутрифирменного планирования. Исходя из стратегических целей предприятия, бюджеты решают задачи распределения финансовых ресурсов, находящихся в распоряжении предприятия. Разработка бюджетов придает количественную определенность выбранным перспективам деятельности предприятия, все затраты и результаты приобретают денежное выражение.
Бюджетирование способствует
правильному и четкому
Функция учета. Бюджетирование является также основой для управленческого учета. Система учета должна представлять точные факты по подразделениям, видам продукции, районам торговли или комбинации этих показателей. Благодаря бюджетированию на предприятии появляется возможность получать точную информацию, сравнивать немеченые цели с действительными результатами деятельности предприятия.
Роль бюджетирования в управленческом учете состоит в том, чтобы отражать движение денежных средств, финансовых ресурсов, счетов и активов предприятия в максимально удобной форме, своевременно представлять соответствующие показатели финансовой деятельности предприятия в наиболее приемлемом для принятия эффективных управленческих решений виде.
Функция контроля. Является также немаловажной для предприятия. Разумеется, как бы ни был хорош план, он остается бесполезным, если нет эффективного контроля за его осуществлением. Бюджет представляет собой набор показателей или критериев, которые должны использоваться при контроле за деятельностью предприятия. Путем непрерывного сопоставления фактических данных с плановыми показателями можно оценивать деятельность на любом этапе. Бюджетное планирование позволяет выявить отклонения деятельности от того, что предполагалось бюджетом, и скорректировать действия.
Бюджеты на предприятии должны постоянно пересматриваться и корректироваться по мере необходимости для того, чтобы сохранить их контролирующую роль.
Функция управления. Бюджетирование – эффективный инструмент управления деятельностью структурных подразделений на предприятии.
Грамотно выстроенная
система бюджетирования подразумевает
четкие процедуры принятия управленческих
решений и соответствующее
В качестве основных принципов бюджетного планирования можно привести следующие:
Внедрение бюджетирования требует
от руководства предприятия
Можно выделить следующие этапы при постановке бюджетирования на предприятии.
На данном этапе составляется
перечень видов хозяйственной
Центр финансового учета – структурное подразделение или объединение подразделений, осуществляющих определенный набор хозяйственных операций, поддающихся учету.
Центр финансовой ответственности – структурное подразделение или объединение подразделений, осуществляющих операции, конечная цель которых – максимизация прибыли, способных оказать непосредственное воздействие на прибыльность.
Центр доходов – структурное подразделение или объединение подразделений, деятельность которых направлена на получение дохода и не предусматривает учета прибыли.
Центр возникновения затрат – структурное подразделение или объединение подразделений, деятельность которых носит затратный характер.
Центр планирования – структурное подразделение или объединение подразделений, имеющее исключительное право на определение основных тенденций работы предприятия на основе составления прогнозов.
Пример организации бюджетного процесса на предприятии приведен на рис.1.
Рис.1. Схема организационно-
Проблема выделения ЦФУ, ЦФО и других центров предприятий является очень важной при внедрении бюджетирования. От этого зависит эффективность бюджетного планирования.
В ходе реализации этого
этапа определяются виды и формы
основных, операционных, вспомогательных
бюджетов, разрабатывается
На данном этапе определяется основной набор статей доходов и расходов, притоков и оттоков денежных средств, активов и пассивов.
Структура бюджетного формата, конечно же, является индивидуальной для каждого предприятия исходя из специфики деятельности. Но при этом можно выделить некоторые общие требования к форматам бюджетов:
Информация о работе Процесс разработки операционных и финансовых бюджетов