Проблемы и пути Совершенствование финансирования здравоохранения РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2012 в 23:42, курсовая работа

Описание работы

Целью Концепции является сохранение и улучшение, сокращение прямых и косвенных потерь общества за счет снижения заболеваемости и смертности. В этом разделе отражаются затраты на оплату труда работников здравоохранения, ассигнования на медикаменты, перевязочные средства и прочие лечебные расходы на мероприятия по улучшению репродуктивно здоровья, охрану материнства и детства, вакцинация населения и в первую очередь детей, стабилизация социально-обусловленных, внедрение принципов здорового образа жизни, самосохранительного поведения, профилактика артериальной гипертонии и др.

Содержание

Введение…………………………………………………...…3
Глава 1 Финансирование здравоохранения в рыночной экономике России
1.1 Финансирование здравоохранения: сущность, содержание, значение …………………………….………………....….5
1.2 Модели и источники финансирования здравоохранения………………………………………………………..….….9
1.3Система фондов ОМС……..………..…..…………………11
Глава 2 Исследование государственного финансирования в здравоохранении
2.1Национальный проект «Здоровье»…………………… 15
2.2 Финансовое планирование расходов …………………...17
Глава 3 Проблемы и пути Совершенствование финансирования здравоохранения РФ
3.1 Проблемы и перспективы финансового обеспечения здравоохранения…………………………………………….21
3.2 Инвестиционная политика в сфере здравоохранения..27
Заключение………………………………………………..…31
Библиография……………………………………………….33

Работа содержит 1 файл

курсовая начало2.docx

— 73.20 Кб (Скачать)

Ведущим государственным заказчиком по инвестициям в объекты здравоохранения был Минфин РФ – 416 млн. руб. или 43,1% от общего объема инвестиций. Минфин является госзаказчиком по объектам здравоохранения, финансируемым вне федеральных целевых программ (вне «программной части») и находящимся в собственности субъектов Федерации и в муниципальной собственности. Следует отметить, что данные объекты первоначально не были включены в перечень объектов для инвестирования и оказались в списке лишь после внесения Государственной Думой поправок в проект бюджета, представленный правительством. Очевидно, такие объекты являются результатом сделок правительства с депутатами.

Лишь  второе место среди госзаказчиков  занимает Минздрав РФ – 314,1 млн. руб., или 32,5% от общего объема инвестиций. В рамках целевых программ предусмотрены  капвложения в объеме 134,5 млн. руб., в рамках непрограммной части – 179,6 млн. руб. В рамках непрограммной части Минздрав РФ является госзаказчиком по объектам здравоохранения, находящимся в федеральной собственности.

МЧС РФ занимает третье место по объему инвестиций – 101,2 млн. руб. или 10,5% от общего объема инвестиций в объекты системы  здравоохранения. Весь объем данных средств осваивается в рамках федеральной целевой программы «Дети Чернобыля».

Большая часть объема государственных инвестиций в объекты здравоохранения производится вне федеральных целевых программ (вне программной части). В 2007 гг. это было 59,7% всех ассигнований, в 2008 г. – 70,4%%. Государственными заказчиками в непрограммной части являются Минфин РФ, Минздрав РФ, РАМН, ФУ «Медбиоэкстрем», Управление делами Президента РФ.

Государственными  заказчиками целевых программ являются Минздрав РФ, МЧС РФ, Минэкономразвития РФ, Минюст РФ, Минспорт РФ, Госкомэкология. Среди целевых программ основной объем инвестиций предусмотрен по программам «Неотложные меры борьбы с туберкулезом в РФ» – 128,5 млн. руб. и «Дети Чернобыля» – 101,2 млн. руб., или 44,9% и 35,4% соответственно от объема инвестиций, запланированных в рамках программной части.

Объемы  инвестиций в объекты здравоохранения  в рамках других целевых программ значительно ниже. Суммарный объем инвестиций по ним составляет 56,5 млн. руб. (19,7%). Объектами инвестирования в рамках данных целевых программ (за исключением программ «Безопасное материнство» и «Медицина катастроф») являются: станция скорой помощи, детская больница и поликлиника, больница восстановительного лечения по программе «Развитие особо охраняемого эколого-курортного региона РФ – Кавказских минеральных вод», онкологический центр по программе «Социально-экологическая реабилитация территории Самарской области и охрана здоровья ее населения», строительство курорта по программе «Экономическое и социальное развитие Республики Коми», центр Госсанэпиднадзора по программе «Социально-экономическое развитие Ставропольского края». Следует отметить, что в проекте федерального бюджета на 2007 г. не планировалось осуществлять инвестирование в объекты здравоохранения в рамках вышеперечисленных программ, включение этих инвестиций в состав расходов федерального бюджета было произведено на основе поправок, предложенных Государственной Думой.

Существующая  система инвестирования затрудняет координацию инвестиционных потоков  и оценку эффективности капвложений. В качестве примеров нескоординированности инвестиционных решений можно привести:

- строительство и реконструкция  акушерских корпусов и роддомов в рамках программы «Дети Чернобыля» (госзаказчик МЧС, объем инвестиций на 2007 г. – 25 млн. руб.), а также в рамках непрограммной части (госзаказчик – Минфин, объем инвестиций на 2007 г. – 54,4 млн. руб.) при наличии целевой программы «Безопасное материнство» (госзаказчик – Минздрав России);

- строительство перинатального центра  в Республике Ингушетия финансируется в рамках внепрограммной части, в то время как развитие сети данных учреждений является задачей программы «Безопасное материнство»

- в Иркутской области инвестирование  в комплекс по профилактике  и борьбе со спидом проходит  вне рамок программной части, в то время как Минздрав России реализует целевую программу по борьбе со спидом.

С целью анализа инвестиционной политики в региональном разрезе была проведена группировка регионов в соответствии с комплексной оценкой их социально-экономического развития в 2008 г., проведенной Минэкономразвития России. Распределение запланированных на 2007 год инвестиций в объекты региональной и муниципальной систем здравоохранения по субъектам Федерации представлено в табл. 1. В тройку лидеров вошли Московская область (47 млн. руб.), Ленинградская область (34,8 млн. руб.) и Оренбургская область (32,1 млн. руб.). Следует отметить, что Оренбургская область относится к группе регионов с уровнем экономического развития выше среднего. В то же время из десятки регионов, которые получили в 2007 г. наименьший объем инвестиций, пять регионов являются регионами с низким и крайне низким уровнем экономического развития.

Анализ  показывает отсутствие прямой связи  между уровнем экономического развития регионов и размерами инвестиций в соответствующие территориальные  системы здравоохранения, осуществляемых из федерального бюджета. Так, в 2008 г. регионы с уровнем развития выше среднего получили в форме инвестиций в объекты здравоохранения из федерального бюджета 81,7 млн. руб. (9 регионов), регионы со средним уровнем развития – 113,9 млн. руб. (14 регионов), регионы с уровнем развития ниже среднего – 207,2 млн. руб. (16 регионов), регионы с низким уровнем развития – 133,7 млн. руб. (16 регионов), регионы с крайне низким уровнем развития – 87,2 млн. руб. (12 регионов).

Аналогичная картина имела место и в 2008 г. Данные за этот год позволяют также  провести анализ взаимосвязи между  размерами средств федерального бюджета, инвестированных в объекты региональных и муниципальных систем здравоохранения, с показателями заболеваемости и развитости материальной базы территориальных систем здравоохранения. Более четверти от объема средств, инвестированных в объекты региональной и муниципальной систем здравоохранения (28,4%) в 2008 г., поступило в детские медицинские учреждения. В табл. 2 приведены данные об объемах инвестиций и уровне детской заболеваемости в регионах – получателях средств. Из 24 регионов только в десяти уровень детской заболеваемости превышал среднероссийский.

 

                   Заключение

 

По  данным Всемирной организации здравоохранения, Россия находится на 130-м месте  по поддержке государством здравоохранения. По данным социологических обследований, в настоящее время примерно 60% всех расходов в стране на медицину производится за счет различных государственных источников и примерно 40 % составляют расходы граждан. То есть в реальной жизни, когда государство не в состоянии оплатить лечение в полном объеме, пациент, чтобы получить качественную помощь, вынужден доплачивать сам.

Здоровье  нации как одна из важнейших сфер, определяющих качество жизни граждан, вошло в число приоритетных направлений социально-экономической политики российского Правительства.

В современных условиях финансирование отечественного здравоохранения требует тщательного переосмысления с позиции дополнительного привлечения финансовых средств и их эффективного использования. Неофициальные соплатежи населения не могут рассматриваться как жизнеспособное решение данной проблемы. Сегодня необходим переход на экономические методы управления медицинскими организациями с целью вывода значительной доли финансирования медицинских организаций из «тени».

Здравоохранение занимает исключительное место в  социально ориентированной рыночной экономике, поскольку именно здесь производятся медицинские услуги. Я считаю, что более полному вовлечению здравоохранения в экономический оборот способствует функционирование последнего на основе рыночных отношений. Нужно создать конкуренцию между учреждениями, оказываемыми медицинские услуги т.е. разрешить людям самим выбирать где лечиться, это позволит улучшить качество лечения. Нужно провести модернизацию системы медицинского страхования. Она позволит, наконец, ввести единые тарифы, стандарты и единую модель страхования.

Нужен переход от «реформирования» к планомерному развитию всей системы медицинской  помощи в стране с выделением приоритетных направлений, в которые и надо инвестировать основные финансовые ресурсы. Среди приоритетов: охрана материнства и детства, снижение смертности трудоспособного населения, борьба с социально обусловленными заболеваниями.

Чтобы обеспечить оптимальный уровень  финансирования здравоохранения нужно сочетать различные источники оплаты оказываемой медицинской помощи, в том числе развивать систему ДМС и использовать средства, получаемые от предпринимательской деятельности.

Наконец нужно наращивать выпуск отечественных  медицинских препаратов и изделий. Сегодня из примерно 40 млрд. руб. общего объёма рынка медицинских изделий  в нашей стране лишь треть –  российская продукция. Даже вату и бинты мы вынуждены импортировать, не говоря уж о сложном диагностическом оборудовании.

 

                               Библиография:

 

1.Экономика социальной  сферы. Учебное пособие для  вузов/ С.В. Шишкин М.2004

2.Экономика здравоохранения  - 2006- № 5 с 5-7

3.Бюджетная система  России. Учебник для вузов по  экономическим специальностям/ под ред. Г.Б. Поляка М. ЮНИТИ 2007

4.Механизмы эффективного  финансирования в здравоохранении / Л.А.Габуева; под общей редакцией В.И. Стародубова М. МЦФЭР 2007

5.Экономика здравоохранения.  Учебное пособие для медицинских вузов / А.В. Решетников и др.; под общей редакцией А.В. Решетникова

6.Экономика здравоохранения  – 2006 – №2 с 30-35

7.Бюджетная система  Российской Федерации. Учебник.  О.В. Врублевская и др.; под редакцией  О.В. Врублевской, М.В. Романовского  М. Юрайт-Издат, 2004

8. http://ru.wikipedia.org

9. http://www.minfin.ru

10.Бюджетная  система Российской Федерации.  Учебник / А.М.Годин, В.П.Горегляд, И.В. Подпорина, М. «Дашков и  К» - 2007

11. Государственные  и муниципальные финансы России. Учебное пособие. Л.С. Гринкевич,  Н.К. Сагайдачная, В.В. Казаков,  Ю.А. Рюмина.- М.: КНОРУС, 2007.

12. Бюджетный  кодекс РФ, действующий в ре. 2008 г.

13. Государственные  и муниципальные финансы: учебник  для вузов. Бабич А.М., Павлова  Л.М. М.:Финансы, ЮНИТИ, 2003

14. Медицинское  страхование. Миронов А.А., Таранов  А.М., Чейда А.А. М.: наука, 2001

15. Финансы, денежное  обращение и кредит / под ред.  В.К. Сенчагова.М.: Проспект, 2004

16. Финансы: Учеб. / Под ред. П.Н. Шуляк, Н.И.  Белотелова. М.: Юрайт, 2000 (стр.221-227)

17. Ю.И. Тарасов  – « Перспективы развития обязательного  медицинского страхования» –  Экономика здравоохранения - №3  – 2004г. – стр.18-21

 

 


Информация о работе Проблемы и пути Совершенствование финансирования здравоохранения РФ