Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2012 в 23:42, курсовая работа
Целью Концепции является сохранение и улучшение, сокращение прямых и косвенных потерь общества за счет снижения заболеваемости и смертности. В этом разделе отражаются затраты на оплату труда работников здравоохранения, ассигнования на медикаменты, перевязочные средства и прочие лечебные расходы на мероприятия по улучшению репродуктивно здоровья, охрану материнства и детства, вакцинация населения и в первую очередь детей, стабилизация социально-обусловленных, внедрение принципов здорового образа жизни, самосохранительного поведения, профилактика артериальной гипертонии и др.
Введение…………………………………………………...…3
Глава 1 Финансирование здравоохранения в рыночной экономике России
1.1 Финансирование здравоохранения: сущность, содержание, значение …………………………….………………....….5
1.2 Модели и источники финансирования здравоохранения………………………………………………………..….….9
1.3Система фондов ОМС……..………..…..…………………11
Глава 2 Исследование государственного финансирования в здравоохранении
2.1Национальный проект «Здоровье»…………………… 15
2.2 Финансовое планирование расходов …………………...17
Глава 3 Проблемы и пути Совершенствование финансирования здравоохранения РФ
3.1 Проблемы и перспективы финансового обеспечения здравоохранения…………………………………………….21
3.2 Инвестиционная политика в сфере здравоохранения..27
Заключение………………………………………………..…31
Библиография……………………………………………….33
[Введите
аннотацию документа. |
Содержание
Введение…………………………………………………...
Глава 1 Финансирование здравоохранения в рыночной экономике России
1.1 Финансирование здравоохранения: сущность, содержание, значение …………………………….………………....….5
1.2 Модели и источники
финансирования здравоохранения………………………………………
1.3Система фондов ОМС……..………..…..…………………11
Глава 2 Исследование государственного финансирования в здравоохранении
2.1Национальный проект «Здоровье»…………………… 15
2.2 Финансовое планирование расходов …………………...17
Глава 3 Проблемы и пути Совершенствование финансирования здравоохранения РФ
3.1 Проблемы и
перспективы финансового
3.2 Инвестиционная политика в сфере здравоохранения..27
Заключение………………………………………………..
Библиография………………………………………………
Данная курсовая работа посвящена теме государственного финансирования здравоохранения. В ней мы рассмотрим модели финансирования здравоохранения, организацию, планирование и финансирование расходов бюджетов на здравоохранение, сущность и механизмы финансирования.
Основными целями бюджетной политики в сфере здравоохранения является улучшение качества жизни и здоровья путем повышения уровня профилактики, а также повышения эффективности использования ресурсного потенциала системы здравоохранения. Достижение подобных целей может быть осуществлено путем обеспечения финансовых основ государственных гарантий медицинского обслуживания населения и взаимодействия системы защиты населения Финансирование мероприятий по совершенствованию здравоохранения основывается на приоритетах, определяемых Концепцией развития здравоохранения и медицинской науки в Российской Федерации, одобренной Правительством РФ от 5 ноября 1997 года № 1387, в которой отражены принципы дальнейшего развития здравоохранения в России. Целью Концепции является сохранение и улучшение, сокращение прямых и косвенных потерь общества за счет снижения заболеваемости и смертности. В этом разделе отражаются затраты на оплату труда работников здравоохранения, ассигнования на медикаменты, перевязочные средства и прочие лечебные расходы на мероприятия по улучшению репродуктивно здоровья, охрану материнства и детства, вакцинация населения и в первую очередь детей, стабилизация социально-обусловленных, внедрение принципов здорового образа жизни, самосохранительного поведения, профилактика артериальной гипертонии и др.
К тому же сама система государственного финансирования здравоохранения за счёт средств обязательного медицинского страхо-вания и бюджетов всех уровней весьма запутанна и неупорядочена. Сохраняется принцип финансирования больниц и поликлиник в зави-симости от объёмных показателей (количества коек, врачебного пер-сонала и т. д.) без учёта качества реальной работы, то есть качества лечения. Поэтому у врачей нет материальных стимулов осваивать но-вые методы лечения, внедрять прогрессивное оборудование. А уж о поборах в отечественных больницах все знают не понаслышке.
Тема курсовой работы очень жизненная, она касается каждого из нас. Проблема качества медицинской помощи приобрела особую значимость в последние годы в связи с социально- экономическими преобразованиями в стране, негативно отразившимися на состоянии здоровья населения.
Ⅰ. Финансирование здравоохранения в рыночной экономике России
1.1Финансирование здравоохранения: сущность, содержание, значение
Важнейшим элементом социального и экономического развития общества является медицинское обслуживание населения. Здравоохранение – одна из ведущих отраслей социальной сферы.
Затраты общества на развитие здравоохранения имеют не только социальное, но и экономическое значение. Эффективность здравоохранения как отрасли сферы обслуживания заключается в том, что, оберегая и восстанавливая здоровье человека – главной составной частью производных сил общества, оно тем самым способствует снижению заболеваемости, росту производительности труда, продлению трудоспособного периода труда трудящихся. Все это в свою очередь содействует росту национального дохода страны и повышению благосостояния народа.
Финансирование медицинской помощи населению осуществляется из средств государственного бюджета, формируемых за счет общего налогообложения. В отдельных странах в качестве источника финансовых средств для здравоохранения используются закрепленные налоговые поступления. Например, в Бразилии с 1998г. часть налога на банковский оборот, исчисляемая по ставке 0,2 %, направляется на нужды здравоохранения.
В системе бюджетного финансирования распорядителями средств выступают государственные органы управления здравоохранением. Они оплачивают медицинскую помощь, оказываемую гражданам частнопрактикующими врачами и медицинскими организациями, которые в основном являются государственными. В отдельных странах, где применяется данная система. Предусматриваются также соплатежи населения за получаемые медицинские услуги. Но они невелики и необременительны для пациентов и служат целям ограничения избыточного спроса.
Система бюджетного финансирования и система обязательного медицинского страхования являются альтернативными способами организации государственного финансирования здравоохранения. Важнейшее отличие этих систем от системы частного финансирования здравоохранения – независимость объема медицинской помощи, получаемой заболевшим, от его платежеспособности. Преимуществом бюджетной системы по сравнению со страховой является меньший уровень необходимых административных издержек – расходов на содержание органов управления здравоохранением. Такая система обладает относительно лучшими возможностями обеспечить контроль государства за деятельностью производителей медицинских услуг при наименьших затратах. В страховой системе больше субъектов управления – это и сами страховщики, и государственные органы управления здравоохранением, которые выполняют функции регулирования всей системы и контроля за деятельностью медицинских организаций и страховщиков. В страховой системе больше объемы собираемой и обрабатываемой информации, документооборота.
Недостатком бюджетной системы является большая зависимость финансирования здравоохранения от меняющихся политических приоритетов. Каждый год размеры бюджетных ассигнований на здравоохранение определяются в борьбе с конкурирующими направлениями бюджетных расходов. Напротив, финансирование здравоохранения в страховой системе имеет четко закрепленные источники и потому в меньшей мере зависит от политической конъюнктуры. В страховой системе обеспечивается более точная увязка гарантий медицинского обслуживания застрахованных с размерами финансовых поступлений. Размеры страховых взносов сбалансируются с объемом гарантий, включаемых в программу ОМС.
Но эти сравнительные преимущества могут в определенных случаях стать недостатками. Система ОМС имеет более узкую финансовую базу – страховые взносы устанавливаются в процентном отношении к фонду оплаты труда наемных работников. При плохой экономической конъюнктуре размеры собираемых взносов могут сократиться, и в системе ОМС будет аккумулироваться недостаточно средств для оплаты медицинской помощи, гарантируемой программой ОМС. При этом увеличение тарифов страховых взносов или сокращение программы ОМС может оказаться политически неприемлемым. В результате потребуются либо субсидии государства, либо рационирование потребления медицинских услуг, что ограничит их доступность.
Преимуществом системы страхового финансирования, в сравнении с бюджетной системой финансирования здравоохранения, является четкое институциональное разделение функций и ответственности между субъектами финансирования медицинских услуг и их производителями. Страховщики несут ответственность за то, чтобы застрахованные получили необходимую им медицинскую помощь, и за оплату этой помощи. Они являются посредниками между медицинскими организациями и населением, экономически заинтересованными в защите прав застрахованных и в эффективном использовании финансовых ресурсов, которыми они распоряжаются.
В бюджетных системах государственные органы исторически выполняли функции не только финансирования производителей медицинских услуг, но и управления работой государственных медицинских учреждений, находящихся в их ведении. Бюджетные системы возникали как части государственного сектора экономики, управляемые административными методами. Органы управления здравоохранением, в отличие от страховых фондов, отвечают и за результаты медицинского обслуживания, и за состояние сети подведомственных им государственных медицинских учреждений: за их ресурсное обеспечение, за финансовое покрытие их расходов и т. п. Это создает условия для воспроизводства затратного типа хозяйствования и не стимулирует к повышению эффективности использования ресурсов. Органы управления здравоохранением склонны жертвовать интересами пациентов в пользу интересов медицинских учреждений.
В
настоящее время системы
Здравоохранение — отрасль деятельности государства, целью которой является организация и обеспечение доступного медицинского обслуживания населения, сохранение и повышение его уровня здоровья.
Принципы государственной системы здравоохранения
Государственный характер — выделение из государственного бюджета средств на здравоохранение, плановость, развитие материально-технической базы, кадровое обеспечение и финансирование здравоохранения
Бесплатность и общедоступность
Профилактическая направленность:
Организация
социально-экономических и
Контроль за соблюдением гигиенических норм и правил
Санитарное просвещение и формирование здорового образа жизни
Широкий охват населения динамическим наблюдением
Единство науки и практики, лечения и профилактики
Преемственность в оказании медицинской помощи
Общественный характер
Интернационализм Ключевые показатели финансирования системы здравоохранения в России
Данные доклада ВОЗ «Мировая статистика здравоохранения 2012» по ключевым индикаторам финансирования системы здравоохранения в России в 2011 г.:
Расходы на здравоохранение — 4,8 % от ВВП
Доля государственных расходов на здравоохранение — 64,3 % от общей суммы расходов
Доля частных расходов на здравоохранение — 35,7 % от общей суммы расходов
Суммарная доля государственных расходов на здравоохранение — 9,2 % от общего годового бюджета России
Доля расходов, оплаченных непосредственно населением — 81,3 % от суммы частных расходов
Суммарные расходы на здравоохранение на душу населения — 985 международных долларов по паритету покупательной способности
Государственные расходы на здравоохранение на душу населения — 633 международных доллара по паритету покупательной способности
Частные расходы на здравоохранение на душу населения — 352 международных доллара по паритету покупательной способности
1.2 Модели и источники финансирования здравоохранения
Три модели финансирования здравоохранения и источники финансовых ресурсов.
В современном мире финансовое обеспечение здравоохранения осуществляется за счет бюджетных средств, средств работодателей, средств населения. Доля каждого из них в общем объеме средств, выделяемых обществом на здравоохранение , предопределяет модель финансирования отрасли.
В настоящее время имеется три такие модели
Бюджетно-страховая модель – здравоохранение финансируется из целевых взносов работодателей, работников и бюджетных средств. Это наиболее распространенная модель (Германия, Франция, Австрия, Швейцария и др.)
Бюджетная модель – осуществляется главным образом за счет бюджетных средств (Великобритания, Дания, Норвегия, Финляндия и др.)
Предпринимательская модель – финансовое обеспечение осуществляется за счет продаж населению медицинских услуг и за счет средств фондов добровольного медицинского страхования (США)
До 1991 г. в нашей стране в финансировании здравоохранения действовала бюджетная модель. Главным источником финансовых ресурсов, направляемых на здравоохранение, были бюджетные средства, доля которых общем объеме средств составляла примерно 85 %. Эти средства передались в основном медицинским учреждениям, подведомственным Министерству здравоохранения.
Вторым источником финансовых ресурсов были средства ведомств и подведомственных им предприятий. Доля этих средств составляла примерно 15 %. Эти средства передавались ведомственным медицинским учреждениям.
Третьим источником финансовых ресурсов были средства населения. Их доля была крайне незначительна, так как население оплачивало лишь зубопротезирование и в небольшом объеме некоторые платные, в основном не жизненноважные медицинские услуги.
Финансирование – обеспечение деньгами предприятия, предпринимателя, а также программ выполнения каких-либо работ. Финансирование осуществляется из собственных средств либо за счет кредита, займов, привлеченных денег, инвестиций, предоставленных банками или другими людьми, фирмами.
Обязательное
медицинское страхование –
Информация о работе Проблемы и пути Совершенствование финансирования здравоохранения РФ