Проблемы и перспективы развития социального страхования в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2011 в 06:52, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является рассмотрение вопроса особенностей социального страхования.
В работе были поставлены следующие задачи:
1)определить экономическое содержание фонда социального страхования и его функции;
2) определить место и роль социального страхования в системе социальной защиты;
3)выявить перспективы развития социального страхования в России.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………3
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВА-НИЯ……………………………………………………………………………….6
1.1 Понятие, принципы и функции социального страхования……………….6
1.2 Место и роль социального страхования в системе социальной защиты..10
ГЛАВА 2 ФОНД СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ………………………14
2.1 Задачи Фонда социального страхования…………………………………14
2.2 Пособия, выплачиваемые Фондом ……………………………………….15
ГЛАВА 3 ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ В РОССИИ………………………………………………….28
3.1 Проблемы социального страхования в России……………………………28
3.2 Перспективы развития социального страхования в стране………………30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….34
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………

Работа содержит 1 файл

готовая работа.docx

— 61.15 Кб (Скачать)

1) матерям, либо отцам, либо опекунам, фактически осуществляющим уход за ребенком и не подлежащим обязательному социальному страхованию, - со дня рождения ребенка по день исполнения ребенку полутора лет;

2) другим родственникам,  фактически осуществляющим уход за ребенком и не подлежащим обязательному социальному страхованию, в случае, если мать и (или) отец умерли, объявлены умершими, лишены родительских прав, ограничены в родительских правах, признаны безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), по состоянию здоровья не могут лично воспитывать и содержать ребенка, отбывают наказание в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, находятся в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, уклоняются от воспитания детей или от защиты их прав и интересов или отказались взять своего ребенка из воспитательных, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных учреждений, - со дня рождения ребенка, но не ранее дня смерти матери и (или) отца либо дня вынесения соответствующего решения (вступившего в законную силу решения суда, решения органы опеки  и попечительства, заключения учреждения здравоохранения) по день исполнения ребенку полутора лет;

3) лицам, из числа обучающихся по очной форме обучения в образовательных учреждениях:

- со  дня рождения ребенка по день  исполнения ребенку полутора  лет – в случае не использования  матерью ребенка отпуска по  беременности и родам;

- со  дня, следующего за днем окончания  отпуска по беременности и  родам. 

Условия для получения ежемесячного детского пособия 

Ежемесячное пособие по уходу за ребенком назначается  в случае неполучения неработающими  категориями лиц пособия по безработице.   

         Ежемесячное пособие по уходу за ребенком выплачивается в сроки, установленные органами социальной защиты населения через организации федеральной почтовой связи либо кредитные организации, указанные получателями пособия, ежемесячно не позднее 26 числа месяца.  

Размеры ежемесячного пособия по уходу за ребенком до 1,5 лет

С учетом уральского коэффициента размер ежемесячного пособия по уходу за первым ребенком до 1,5 лет составляет 2 523,48 рублей, за вторым и последующими детьми – 5 046,97 рублей. 

При уходе  за двумя и более детьми размер пособия суммируется.

6Оплата дополнительных выходных дней одному из родителей для ухода за детьми-инвалидами и инвалидами с детства до достижения ими возраста 18 лет

Оплата 4-х дополнительных выходных дней в  месяц в связи с уходом за детьми-инвалидами в возрасте до 18 лет осуществляется на основании постановления Правительства  Российской Федерации от 24 декабря 2007 года  № 922 «Об особенностях порядка исчисления средней заработной платы». 

7. Пособие на погребение

       В соответствии с Федеральным законом  от 12.01.1996 года № 8 – ФЗ «О погребении и похоронном деле» пособие на погребение за счет средств Фонда  социального страхования Российской Федерации выплачивается по месту  работы умершего одному из его родственников (иному лицу),  взявшему на себя обязанность осуществить погребение, с учетом уральского коэффициента в размере 4 600 рублей. Выплата социального пособия на погребение производится в день обращения на основании справки о смерти.[19]   
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ГЛАВА 3  ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНОГО  СТРАХОВАНИЯ В РОССИИ 
 

3.1 Проблемы социального  страхования в России 

       Одной из первых проблем можно назвать — сохранение не страховых принципов: существуют выплаты не страхового характера; отсутствует зависимость уровня выплачиваемых пособий от размеров отчислений. Так, например, за счет Фонда социального страхования осуществляется финансирование таких не страховых расходов, как: пособий по возмещению стоимости гарантированного перечня услуг и социальных пособий на погребение; оздоровление работников и членов их семей; программ по оздоровлению детей; частичного содержания детско-юношеских спортивных школ. Кроме того, в системе пенсионного страхования объем поступлений сумм страховых взносов на финансирование страховой части трудовой пенсии не обеспечивает в полной мере расходы Пенсионного фонда на выплату указанной части трудовых пенсий.

       Второй  проблемой является незавершенность правового регулирования системы государственного обязательного социального страхования. В частности, до настоящего времени не принят Федеральный закон «О Фонде социального страхования Российской Федерации».

       Законодательно не утверждены порядок, процедуры, источники финансирования дефицита средств на выплату страховой части трудовых пенсий. Имеется ряд серьезных противоречий в Бюджетном кодексе и Налоговом кодексе в части, касающейся Единого социального.

       Следующей проблемой можно назвать недостаточное  обоснование уровня социальных выплат. По рискам, принимаемым на социальное страхование в связи со старостью, инвалидностью и потерей кормильца , уровень социальных выплат в Российской Федерации ниже, чем это предусмотрено Конвенцией Международной организации труда № 102. Так, если средний уровень замещения пенсией заработка в России составляет в среднем 30-33%, то по Конвенции МОТ этот показатель — 40%, а в ЕС — 50%. Вместе с тем уровень замещения доходов в результате временной потери нетрудоспособности в России может составлять 100%, тогда как в других европейских странах он не превышает 50%.

       Еще одной проблемой является неблагоприятные  демографические тенденции, которые  связаны с сокращением доли населения в трудоспособном возрасте.

       Реформирование  системы ОСС должно осуществляться на основе соблюдения конституционных прав граждан Российской Федерации и четкого определения целей, задач и источников финансирования по различным видам социального страхования, соблюдения страховых принципов и развития персонифицированного учета во всей системе ОСС, адекватности уровня социальной защиты размерам страховых платежей, устранения дублирования функций и создания условий для достижения финансовой устойчивости системы ОСС.

            Введение персонифицированного учета всех застрахованных граждан позволит избежать случаев получения страхового возмещения по одному и тому же основанию из разных источников, а также сделать систему социальной защиты более адресной.

       В настоящее время, скорее всего, невозможно разработать такую модель социального  страхования, которая могла бы быть применима в будущем российском обществе. По всей видимости, сегодня можно говорить только о модели социального страхования переходного периода, четко указывая границы ее использования и возможности. Это не временная модель, а модель, которая должна соответствовать именно данному отрезку времени и решать свои специфические задачи. При этом ни зарубежный, ни отечественный опыт не может быть использован, по крайней мере в полной степени, поскольку каждая страна всегда находится в уникальной ситуации и поэтому строит свою собственную, в большей или меньшей степени отличную от других стран, систему социального страхования.[1,56] 

3.2 Перспективы  развития социального страхования 

       Необходимость реформирования социального обеспечения  в России давно уже ясна всем специалистам и политикам, которые занимаются вопросами социального обеспечения  в России. И первые попытки такого реформирования были проделаны сразу, как только в 1990 году был избран новый  состав Верховного Совета в России – изъятием из-под управления профсоюзов средств пенсионного обеспечения  и созданием Пенсионного фонда  России под управлением Правительства.

       Следующим шагом в этом направлении было принятие законов о занятости  населения и об обязательном медицинском  страховании и создание вслед  за этим фондов занятости и обязательного  медицинского страхования. Завершился начальный этап реформирования социального  обеспечения созданием в России государственного Фонда социального  страхования и окончательного выведения  всех средств социального страхования  из-под контроля профсоюзов.Однако, этот этап не менял характера социальных платежей. Они фактически оставались различными видами социального налога. И таким образом, не смотря на свое название, никакой системы социального страхования в России по прежнему не было. Поэтому Правительством Российской Федерации было принято решение о введении вместо разного вида социальных платежей единого социального налога, что было осуществлено при принятии Государственной Думой второй части Налогового кодекса.

       Одновременно с этими процессами продолжалась работа над совершенствованием пенсионного обеспечения в России. Можно считать, что с момента принятия Правительством России решения о переходе к накопительной системе пенсионного обеспечения начался следующий этап общего реформирования социального обеспечения. Он характеризуется тем, что начинается постепенный переход от чисто налогового характера аккумулирования средств социального обеспечения к принципам действительно социального страхования.

       Во-первых, следует обратить внимание на то, что  наряду с чисто государственной  социальной пенсией по старости предполагается ввести и отраслевые трудовые пенсионные системы, а помимо них еще и  возможность дополнительного индивидуального  пенсионного страхования.

       Во-вторых, на текущий момент на рынке пенсионных услуг уже действуют ряд негосударственных  пенсионных фондов, деятельность которых  регламентируется специальным федеральным  законом. (В настоящих заметках мы не ставим своей целью обсуждение качества тех или иных нормативных  актов в области социального  обеспечения, мы только лишь отслеживаем  общие тенденции в развитии социального  обеспечения.)

       Помимо  системы пенсионного обеспечения  предполагается реформирование и других видов социального обеспечения. Из них на сегодня наиболее заметно  намерение слить два государственных  фонда – Фонд социального страхования  и Фонд обязательного медицинского страхования, что в конечном итоге  также ведет в направлении  усиления именно страховых тенденций.[3,68] 
           Так какой, с нашей точки зрения, должна быть эффективная система социального обеспечения? Каких принципов следует придерживаться при ее формировании? 

       С точки зрения специалистов Российского  объединения социальных технологий (РОСТ) общая направленность социального  обеспечения в России должна носить страховой характер. В России нужно  последовательно строить эффективную  систему социального страхования  по всем видам социальных рисков. Как  уже отмечалось, для этого уже  существуют реальные предпосылки. Теперь важно, чтобы действия всех участников такого строительства носили системный и целенаправленный характер. А для этого необходимо уже в ближайшее время разработать и принять федеральный закон об основах социального страхования в России. В частности в этом законе должны быть четко сформулированы основные виды социального страхования: пенсионное страхование по старости и по инвалидности, как врожденной, так и приобретенной; трудовое пенсионное страхование; медицинское социальное страхование и социальное страхование работников от временной нетрудоспособности в связи с заболеванием; социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний; страхование по безработице и неполной занятости; возможно, некоторые другие виды. Перечень видов социального страхования должен присутствовать в законе в явном виде, но он должен иметь открытый характер.

       В законе должны быть точно перечислены  участники системы социального  страхования: застрахованные лица, в  первую очередь – работники; страхователи – в первую очередь работодатели, сами застрахованные лица, в том  числе работники, в некоторых  случаях – государство в лице Правительства Российской Федерации; страховщики – в первую очередь  государственные фонды (пенсионный, медико-социального страхования  и другие), негосударственные фонды  и страховые компании; участником системы социального страхования  обязательно должно быть определено государство, как основной гарант прав застрахованных лиц. 
В этом же законе должны быть определены основные условия доступа на рынок социального страхования негосударственных структур, таких как негосударственные пенсионные фонды и частные страховые компании.  
В этом законе необходимо определить общие правила дополнительного социального страхования, которые будут касаться не только дополнительного пенсионного обеспечения, но и таких видов социального страхования как добровольное медицинское (помимо обязательного), дополнительное социальное страхование профилактических мероприятий и другие.[5,47] 
           Для нас очевидно, что многие наработки, которые уже проделаны сегодня при формировании накопительной пенсионной системы могут быть в полной мере использованы при разработке такого закона, однако столь же очевидно, что положения целого ряда законодательных актов должны будут пересматриваться и уточняться при приведении всей системы к единым правилам. И совершенно очевидно, что помимо определенного выше федерального закона необходимо будет разработать и принять комплекс федеральных законов по отдельным видам социального страхования. 
           В конечном итоге взаимоувязанная и непротиворечивая система законов в области социального страхования позволит построить в стране эффективную и гибкую систему социального страхования от всех социальных рисков.[12,78]
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Проблемы и перспективы развития социального страхования в России