Проблемы и перспективы развития социального страхования в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2011 в 06:52, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является рассмотрение вопроса особенностей социального страхования.
В работе были поставлены следующие задачи:
1)определить экономическое содержание фонда социального страхования и его функции;
2) определить место и роль социального страхования в системе социальной защиты;
3)выявить перспективы развития социального страхования в России.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………3
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВА-НИЯ……………………………………………………………………………….6
1.1 Понятие, принципы и функции социального страхования……………….6
1.2 Место и роль социального страхования в системе социальной защиты..10
ГЛАВА 2 ФОНД СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ………………………14
2.1 Задачи Фонда социального страхования…………………………………14
2.2 Пособия, выплачиваемые Фондом ……………………………………….15
ГЛАВА 3 ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ В РОССИИ………………………………………………….28
3.1 Проблемы социального страхования в России……………………………28
3.2 Перспективы развития социального страхования в стране………………30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….34
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………

Работа содержит 1 файл

готовая работа.docx

— 61.15 Кб (Скачать)

СОДЕРЖАНИЕ 

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………3

ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНОГО  СТРАХОВА-НИЯ……………………………………………………………………………….6 
1.1 Понятие, принципы и функции социального страхования……………….6 
1.2 Место и роль социального страхования в системе социальной защиты..10 
ГЛАВА 2 ФОНД СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ………………………14 
2.1 Задачи Фонда социального страхования…………………………………14 
2.2 Пособия, выплачиваемые Фондом ……………………………………….15 
ГЛАВА 3  ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ В РОССИИ………………………………………………….28 
3.1 Проблемы социального страхования в России……………………………28  
3.2 Перспективы развития социального страхования в стране………………30 
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….34 
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………………36
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ 
 

       В начале ХХ столетия средняя продолжительность  жизни была крайне низкой, трудовой жизни - весьма значительной, период же жизни после выхода на пенсию - коротким. При этом пожилые люди почти всегда испытывали материальную зависимость  от своих детей. Одним словом, старость была синонимом бедности. 

       Кроме того, практически отсутствовала  защита от других видов социального  риска: свирепствовали инфекционные заболевания; доступ к медицинскому обслуживанию оставался весьма ограниченным, к  тому же оно было дорогим; в результате болезней, несчастных случаев на производстве и в быту работники и их семьи  сталкивались с нуждой, а нередко  и с понижением социального статуса; безработица вела к нищете. 

       Введение  социального страхования позволило  многие из этих рисков материальной необеспеченности существенно смягчить, а в дальнейшем предпринять меры по их предупреждению и снижению. Уровень бедности среди  лиц пожилого возраста в западных странах сегодня зачастую ниже уровня бедности остальных групп населения, а продолжительность жизни после  выхода на пенсию составляет 10-20 и более  лет. 

       Доступ  к медицинскому обслуживанию получили практически все работающие, его  уровень существенно повысился. Искоренены многие инфекционные заболевания, опасные в первую очередь для  детей и стариков. Материальная поддержка  лиц, оказавшихся безработными, позволяет  им избежать недопустимых лишений, найти  в себе силы для переобучения и  поиска работы.[2,64]

       Круг  проблем, решаемых с помощью социального  страхования, впечатляет. Помимо прочной  основы социальной защиты работающих, данный социальный институт способствует повышению стабильности в обществе и экономике, содействует гармонизации отношений в трудовых коллективах. 

       Обусловлено это тем, что оно сочетает в  себе, казалось бы, полярные и несовместимые  позиции: персональную ответственность  личности за свое материальное благополучие и коллективную (солидарную) взаимопомощь, либеральные и социал-демократические  установки. Социальное страхование  выступает и как продукт гражданского общества (определяющая роль социальных субъектов в финансировании и  самоуправлении), и как эффективный  инструмент его построения (демократический  характер организации, массовый масштаб  вовлеченности в него практически  всего трудозанятого населения, прозрачность финансовых потоков). Вот  почему социальное страхование - это  мощный механизм достижения социального  согласия, а степень его развития свидетельствует об уровне социальной защиты трудящихся. 

       Приближая сферу социальной защиты непосредственно  к тем, кто трудится, их семьям и  трудовым коллективам, социальное страхование  фактически стабилизирует общество. Совместное участие работников и  работодателей в управлении деятельностью  этого института, взаимное доверие  и сотрудничество - не роскошь, а  необходимое условие эффективно функционирующей экономики. Образно  говоря, социальное страхование без  всякой натяжки можно сравнить с  нервной системой общественного  организма, чутко реагирующей на его потребности в защите.  
При этом социальное страхование позволяет сбалансировать меру проявления и реализации двух базовых принципов построения цивилизованного общества - личной ответственности и солидарной взаимопомощи. Оно находит соответствующие сферы реализации их потенциалов на основе принципа субсидиарности: все, что отдельный человек или профессиональная группа работников могут достичь в сфере социальной защиты собственными силами, поощряется; в случаях, когда требуется солидарная взаимопомощь, она оказывается. 

       Социальное  страхование защищает работников и  членов их семей, при этом оно объединяет (а не разобщает) людей; его институты  предоставляют человеку возможность  реализовать свою ответственность  и свободу на основе социальной справедливости. 

       На  мой взгляд, в своем нынешнем виде система обязательного социального страхования в России еще не отвечает тем задачам, которые она в принципе призвана решать. Вместе с тем очевидно, что форсированное формирование этого многоаспектного института - отнюдь не гарантия успеха: нужен комплекс экономических, социальных, организационных и правовых условий. Большую роль могут сыграть подготовка кадров специалистов и разъяснительная работа среди населения, нацеленные на формирование "культуры" социального страхования. 

       Целью курсовой работы является рассмотрение вопроса особенностей социального  страхования. 

       В работе были поставлены следующие задачи:

1)определить  экономическое содержание фонда  социального страхования и его  функции;

2) определить  место и роль социального страхования в системе социальной защиты;

3)выявить  перспективы развития социального страхования в России.

       При написании курсовой работы я использовала следующие методы:

-анализ;

-классификация;

-наблюдение;

-обобщение;

-описание;

-прогнозирование;

             Источниками литературы являются научно-методическая и практическая литература по теме исследование, учебно-методическая литература ,периодические издания ,ресурсы Internet. 
 

ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ  ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ 
 

1.2Понятие, принципы и функции социального страхования. 

       Социальное  страхование- важнейший элемент  государственной социальной политики в сфере управления рисками воспроизводства  населения и выполняет функции социальной защиты, обеспечения финансирования социальной помощи, регулирования доходов и уровня жизни различных групп населения, профилактики последствий наступления социальных рисков.[7,98]

       К основным принципам обязательного  социального страхования относятся: устойчивость обязательного социального страхования, поддерживаемая на основе эквивалентности страхового обеспечения и страховых взносов; всеобщий обязательный характер социального страхования, доступность для застрахованных лиц реализации страховых гарантий;

       государственная гарантия соблюдения прав застрахованных лиц на защиту от социальных страховых  рисков и исполнение обязательств по обязательному социальному страхованию  независимо от финансового положения  страховщика; государственное регулирование системы обязательного социального страхования; паритетность участия представителей субъекта обязательного социального страхования в органах управления системы обязательного социального страхования; обязательность уплаты страхователями страховых взносов в бюджеты фондов конкретных видов обязательного социального страхования; ответственность за целевое использование средств обязательного социального страхования; обеспечение надзора и общественного контроля; автономность финансовой системы обязательного социального страхования.[6,165]

       Субъектами  обязательного социального страхования  являются страхователи - работодатели, страховщики, застрахованные лица.

       Страхователи - организации любой организационно-правовой формы, а также граждане, которые  должны в соответствии с федеральными законами конкретных видах обязательного  социального страхования уплачивать страховые взносы, являющиеся обязательными  платежами. Страхователями выступают  также органы исполнительной власти и органы местного самоуправления, обязанные уплачивать страховые  взносы.

       Страховщики - некоммерческие организации, создаваемые  для обеспечения прав застрахованных лиц по обязательному социальному  страхованию при наступлении  страховых случаев.

       Застрахованные  лица - граждане Российской Федерации, а также иностранные граждане и лица без гражданства, работающие по трудовым договорам и лица, самостоятельно обеспечивающие себя работой, или другие категории граждан, у которых  возникают отношения по обязательному  социальному страхованию.[16,37]

       Функции страхования различаются на уровнях  индивидуального и общественного  воспроизводства.

       На  уровне индивидуального воспроизводства  страхование выполняет следующие  функции:

рисковую;

облегчения  финансирования;

предупредительную;

обеспечения возможности концентрации внимания на нестрахуемых рисках.

       Рисковая  функция, или функция покрытия риска, состоит в том, что страхователь через договор страхования перекладывает  финансовые последствия определенных рисков на страховые компании. Такое  переложение риска является благом для лица, страхующего себя и свое имущество, даже тогда, когда страховой случай не наступает, потому что у него возникает чувство уверенности и защищенности.

       Функция облегчения финансирования имеет несколько  аспектов. Во-первых, при наступлении  страхового случая страхователь получает средства, компенсирующие понесенный им ущерб на условиях, предусмотренных  в договоре страхования. Во-вторых, предприятие, застраховавшееся от пожара, кражи и других несчастий, делает эти риски величинами, оцениваемыми в деньгах, и в определенной мере может включить страховые взносы в цену своих товаров или услуг. В-третьих, страхование имущества  предприятий, как правило, является условием для получения кредита. Банки соглашаются кредитовать  только те предприятия, которые застрахованы от обычных рисков. Страхование жизни  и недвижимости является необходимым  условием для получения ипотечного кредита физическими лицами для  строительства или приобретения домов и квартир.

       Предупредительная функция страхования состоит  в том, что при заключении договора специалистами страховой компании (андеррайтерами) проводится оценка риска  и предлагается система мер предупредительного характера, позволяющих контролировать уровень риска на предприятии.

Возможность концентрации внимания на нестрахуемых рисках обеспечивается тем, что при  заключении договора страхования предприниматель  избавляет себя от многих беспокойств  и может полностью обратиться к анализу рисков рыночной конъюнктуры  и к вопросам стратегического  менеджмента своего предприятия.

       На  макроэкономическом уровне страхование  выполняет следующие функции:

1)обеспечения непрерывности общественного воспроизводства;

2)освобождения государства от дополнительных расходов;

3)стимулирования научно-технического прогресса;

4)защиты интересов пострадавших лиц в системе отношений гражданской ответственности.

            Функция обеспечения непрерывности общественного воспроизводства состоит в том, что страхование создает финансовые условия для быстрого восстановления и возобновления деятельности предприятий, пострадавших в результате застрахованных событий. Ущерб, причиненный любому хозяйствующему субъекту, с народнохозяйственной точки зрения касается, как правило, не только его одного, но и многих других физических и юридических лиц. Например, остановка предприятия, разрушенного пожаром, приводит к ликвидации рабочих мест и увольнению работников, к прекращению производства и отгрузки продукции и по цепочке технологических связей вызывает сбои в работе многих других предприятий. Если пострадавшее предприятие застраховано, то оно скоро сможет возобновить свою деятельность, так как получит страховое возмещение. При отсутствии страхования остановка или разрушение крупного предприятия в результате аварии, пожара, стихийного бедствия может привести к кризису целых секторов национальной экономики. Таким образом, страхование обеспечивает восстановление разрушенной ячейки общественного производства и непрерывность всего воспроизводственного процесса.

           Освобождение государства от дополнительных расходов обеспечивается наличием страховых фондов. При отсутствии страхования все финансовые тяготы различных бедствий ложились бы на государство, которое имеет в своем распоряжении всегда ограниченные средства государственного бюджета и внебюджетных фондов. Развитая система страхования снимает с государства значительную часть этого финансового бремени.

Информация о работе Проблемы и перспективы развития социального страхования в России