Проблемы и перспективы развития банковского кредитования в России на современном этапе

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2012 в 14:08, доклад

Описание работы

Аналогичная ситуация сохраняется и в банковской системе: рост кредитного портфеля идёт гораздо меньшими темпами, чем ожидалось ранее. Кредитование продолжает стагнировать. За шесть месяцев 2010 года кредитный портфель российской банковской системы увеличился на 2,6%, но его качество продолжает ухудшаться: растут просроченная задолженность и резервы на возможные потери по ссудам (рост с начала года на 8,8% и 9,3% соответственно).

Работа содержит 1 файл

Доклад Финансы и Кредит.doc

— 132.00 Кб (Скачать)

В результате многочисленных обсуждений представители банковского сообщества приходят к выводу, что действующий  порядок по формированию резервов на возможные потери по ссудам (Положение  Банка России №254-П) требует не просто косметической доработки, а коренного изменения его принципов, которые будут соответствовать российским реалиям в условиях посткризисной стабилизации экономики.

3. Развитие государственных  и региональных программ по  снижению кредитных рисков.

Разработка таких программ в  период острой фазы кризиса, безусловно, стала большим шагом вперёд. И банки, и их заёмщики убедились, что государству небезразлична их судьба. Тем не менее, в этих программах пока ещё остаётся ряд проблем.

Большинство получателей поддержки  со стороны государства не рискнули проводить технологическое обновление в период нестабильности. У кредиторов нет уверенности в том, что в случае возникновения проблем у заёмщика банки смогут быстро и с наименьшими потерями получить предусмотренную компенсацию от гаранта в лице органов государственной или региональной власти.

Эффективно механизм государственных  гарантий будет работать только тогда, когда он будет побуждать к  инвестициям в основные фонды, а  не просто к выживанию в период финансовых потрясений. Поэтому необходимо сохранить этот механизм и в долгосрочной перспективе, расширяя и совершенствуя его. Необходимо активно внедрять в практику методы частно-государственного партнёрства, позволяющие снизить финансовые риски за счёт из перераспределения, в том числе и на региональных уровнях.

Остаётся предельно актуальным вопрос о количественном и качественном расширении программ поддержки малого и среднего предпринимательства. Реальность такова, что значительная часть российского  малого и среднего бизнеса в своей  деятельности используют теневые схемы. Соответственно, кредитование этого сегмента экономики сопряжено со значительными рисками. Поэтому крайне необходимо дальнейшее развитие государственных, региональных и местных программ поддержки бизнеса.

АРБ призвана доводить до региональных банковских объединений положительный опыт, накопленный в области кредитования малого и среднего бизнеса. Одним из подобных примеров является деятельность Алтайского гарантийного фонда.

4. Стимулирование докапитализации  банков, процессов слияний и поглощений.

В связи с тем, что в настоящее  время объём капитала банковской системы России не соответствует  масштабам её экономики, наличие  большого объёма резервов на возможные  потери, погашение задолженности  по кредитам нерезидентов и Банка  России делают проблему укрепления ресурсной базы и, в особенности, увеличения собственного капитала банковской системы предельно актуальной.

С учётом российской специфики программу предоставления субординированных кредитов следует продолжить. При этом по мере погашения выданных в 2008-2009 гг. кредитов крупным банкам свободные средства следует направлять на повышение капитализации малых и средних региональных банков.

Возросшие требования к капиталу банков стимулируют банки к слияниям и присоединениям. Однако пока в  силу ряда причин (в основном законодательного и надзорного характера) данные процессы, в целом имеющие экономическую обоснованность и целесообразность, идут очень медленно. Например, для слияния малых банков в России требуется свыше 15 месяцев, в то время как в развитых странах – около 4. Указанные ограничения не стимулируют собственников банков реализовывать планы по слияниям и присоединениям.

Неразвитость внутреннего рынка  капитала России проявляется и в  том, что российские банки не имеют  адекватной возможности осуществлять фондирование за счёт эмиссии своих долговых ценных бумаг на внутреннем рынке. В рамках плана мероприятий по созданию в Российской Федерации Международного финансового центра необходимо предпринять ряд шагов по ускорению и облегчению доступа кредитных организаций на организованный биржевой рынок в качестве эмитентов.

5. Повышение статуса  депозитной базы банков.

Рекордный приток вкладов физических лиц обостряет проблему придания значительной доле депозитов статуса долгосрочных. В течение длительного времени банковское сообщество настоятельно просит внести изменения в законодательство, предусматривающие введение понятия «долгосрочного банковского вклада» и особый порядок его преждевременного изъятия. Существование в России такого финансового инструмента позволило бы во время активной фазы кризиса и сейчас, в условиях массового притока вкладов, расширить среднесрочное и долгосрочное кредитование.

Необходимо вновь вернуться  к рассмотрению этого вопроса, при  этом требуется разработать исчерпывающую  процедуру.

6. Решение проблемы  «плохих» активов.

Анализ показывает, что идея о  системном решении вопроса  проблемных активов кредитных организаций отходит на второй план. Ключевой причиной такого вывода является то, что банки в настоящее время провели работы по масштабной реструктуризации задолженности. Кроме того, до настоящего времени кризисные явления развивались по более благоприятному сценарию, что внушило определённое спокойствие.

С сентября 2008 по апрель 2010 было реструктуризировано  не менее 20% объёма кредитов нефинансовым компаниям. По разным оценкам, от 30% до 70% реструктурированных ссуд в конечном итоге станут проблемными. Это может привести к очередной дестабилизации финансовой системы страны.

Банки применили большое количество мер по нейтрализации влияния проблемных активов на свои финансовые показатели. Крайне положительную роль сыграло содействие Банка России этому процессу, который, посредством введения в действие указания №2156-У, позволил провести относительно безболезненную реструктуризацию потенциально проблемных кредитов путём их пролонгации.

Однако это лишь временное решение  проблем «плохих» активов, а реализация долгосрочных системных мер так  и не была осуществлена, хотя потребность  в этом остаётся высокой.

Особое беспокойство вызывает нахождение на балансах банков перешедшего к ним заложенного имущества, в первую очередь – недвижимого. Очевидно, что сегодняшняя конъюнктура рынка не позволяет освобождаться от него без потерь. Это означает, что кредитные организации вынуждены активно разворачивать непрофильную деятельность по управлению неликвидными активами. И финансирование данных проектов станет финансированием аффилированных структур, что затруднит выполнение банками надзорных требований.

Опыт кризиса показал, что кредитование стало основой российской банковской системы, несмотря на сохраняющиеся колоссальные риски. Поэтому особо актуальной темой является выработка мер общегосударственного масштаба, способных в случае очередных финансовых потрясений не допустить стагнации кредитования. Одной из наиболее востребованных является запуск системы страхования банковских активов.

7. Решение многочисленных  законодательных и правоприменительных  проблем.

Основное внимание необходимо уделить  повышению платёжной дисциплины – основе рыночной экономики. Для этого требуется пересмотр законодательства о банкротстве, дополненный нормативными документами Банка России. Важной потребностью является формирование объективной судебной практики: на сегодняшний день именно кредиторы являются наиболее слабой стороной в плане защиты их прав в процессе судебных разбирательств.

Залог, как показал опыт кризиса, является наиболее уязвимым способом обеспечения кредитных обязательств. К примеру, именно из-за отсутствия государственного учёта залога транспортных средств тормозится развитие автокредитования в России. Необходимо скорейшее внедрение данного вида учёта, формирование общероссийской базы заложенных транспортных средств.

Важным и необходимым шагом  является создание системы электронных  торгов заложенным имуществом, которая сделает рынок более прозрачным и информативным. Давно назрело решение об освобождении средств от продажи заложенного имущества от обложения НДС или, по крайней мере, введении особого порядка их обложения.

Необходимо принятие законодательного решения о допустимости определения договорной подсудности по спорам кредитных организаций с клиентами – физическими лицами. Принятие после доработки законопроекта о банкротстве физических лиц непременно должно сопровождаться указаниями Банка России о порядке резервирования по кредитам заёмщиков – физических лиц, находящимся в стадии банкротства.

Кредитные организации в значительной мере страдают от несовершенства судебных процедур. Большинство дел о взыскании  задолженности или изъятии залогов  рассматриваются неоправданно долго. Судьи часто встают на сторону заёмщиков по причинам, противоречащим не только закону, но и здравому смыслу. Даже в случае законного исхода дела исполнение решения суда затягивается, провоцируя увеличение потерь. Поэтому давно назревшей необходимостью является проведение судебной реформы и оптимизации деятельности органов исполнительного производства.

8. Активизация ипотечного  кредитования в России.

Рынок ипотечного кредитования одним  из первых показал признаки восстановления после обвального кризисного падения. В настоящее время банки, заёмщики и регуляторы пришли к выводу, что текущий уровень процентных ставок по ипотечным кредитам является вполне приемлемым. Однако важнейшая проблема заключается в недоступности цен на жилую недвижимость для широких слоёв граждан.

Остаётся сложным вопрос с рефинансированием  ипотечных кредитов. Очевидно, что, приняв американскую модель ипотеки, необходимо создать эффективный механизм секьюритизации данного вида кредитных обязательств. Пока же рынок секьюритизации активов в России развит крайне слабо, что, в условиях дефицита долгосрочных ресурсов в экономике, затрудняет развитие ипотеки.

Спрос на ипотечные кредиты сократился в том числе и потому, что  ряд банков в начале кризисных  явлений продемонстрировали низкую социальную ответственность, обращая взыскания на заложенную недвижимость. Общественный резонанс был настолько большой, что государство, в лице Агентства по реструктуризации ипотечных жилищных кредитов, вынуждено было предпринять меры по нейтрализации социальных последствий подобной политики.

Очевидной необходимостью для каждого  банка, выдающего ипотечные кредиты, является внедрение у себя обязательного  механизма реструктуризации ипотечного долга заёмщика при возникновении  у него финансовых трудностей. Инициирование судебного взыскания должно производиться только в случаях, если невозможно применить те или иные способы реструктуризации долга ипотечного заёмщика или если заёмщик отказался от такой реструктуризации.

Заслуживает всемерной поддержки  инициатива по формированию маневренного фонда жилья в результате реализации проекта АРИЖК по передаче муниципальным образованиям жилых помещений по реструктурированным ипотечным кредитам.

9. Совершенствование  институциональной инфраструктуры  кредитного рынка. 

В течение длительного периода времени коллекторский рынок России функционирует без специального законодательного регулирования, что приводит к частому возникновению спорных ситуаций, а также к введению в заблуждение потребителей в результате необоснованных заявлений, например, о недопустимости уступки прав (требований) по договорам кредитования. Требуется срочное принятие закона о регулировании деятельности по взысканию задолженности, который, в том числе, будет предусматривать порядок взаимодействия коллекторов и должников.

На сегодняшний день в России действует эффективная сеть бюро кредитных историй, однако они в  основном работают с информацией  о физических лицах. Целесообразно  также начать формирование базы данных по кредитным историям юридических  лиц.

На протяжении многих лет поднимались вопросы о повышении финансовой грамотности граждан России и о создании механизма специальной защиты прав граждан – клиентов кредитных организаций. Таким механизмом можно считать формируемый Ассоциацией российских банков институт Общественного примирителя финансовой системы (Финансового омбудсмена). Если до кризиса банковское сообщество без энтузиазма относилось к этим идеям, то сегодня банковское сообщество осознаёт необходимость повышения и поддержания репутации кредитных организаций с помощью механизмов гражданского общества.




Информация о работе Проблемы и перспективы развития банковского кредитования в России на современном этапе