Проблемы и мероприятия по деятельности Национального Банка Республики Казахстан на современном этапе

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2013 в 08:59, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы заключается в анализе деятельности Национального банка Республики Казахстан. Исходя из цели, возникают следующие задачи:
- Изучить историю возникновения Национального банка Республики Казахстан
- Рассмотреть основные направления деятельности Национального банка, цели и задачи его функционирования;
- Определить структуру управления и нормативно правовой деятельностью Национального банка;
- Уточнить функции и операции, осуществляемые Национальным банком Республики Казахстан;
- Рассмотреть основные направления кредитно-денежной политики;

Содержание

Введение 3
1
Национальный Банк – Центральный Банк Республики Казахстан
1.1 История возникновения Национального банка Республики Казахстан
1.2 Структура управления Национального банка Республики Казахстан

4


3


6
2
Функции Национального банка Республики Казахстан
2.1. Основные функции
2.2 Денежно-кредитная политика и её инструменты
8
8

11
3
Проблемы и мероприятия по деятельности Национального Банка Республики Казахстан на современном этапе
3.1 Мероприятия по совершенствованию деятельности Национального Банка Республики Казахстан в современных условиях


Заключение
Список литературы

Работа содержит 1 файл

курсовая работа.docx

— 57.21 Кб (Скачать)

На внутреннем валютном рынке  в январе-июле 2011 года Национальный Банк Республики Казахстан выступал преимущественно в качестве покупателя иностранной валюты. Тем не менее, объемы нетто-покупок иностранной валюты были несущественными – 291 млн. долл. США.

При помощи выпуска краткосрочных  нот Национальный Банк Республики Казахстан  не только полностью абсорбировал тенговую ликвидность, полученную банками в  результате операций Национального  Банка Республики Казахстан на внутреннем валютном рынке (40,8 млрд. тенге) и в  результате снижения остатков на депозитах  банков в Национальном Банке Республики Казахстан (113,4 млрд. тенге), но и часть  избыточной ликвидности банков (на 163,4 млрд. тенге).На протяжении 11 месяцев 2011 года официальная ставка рефинансирования оставалась на уровне 9,0%, а ставка по привлекаемым Национальным Банком Республики Казахстан депозитам от банков второго уровня – 4,5%. С 1 декабря 2011 года обе ставки были повышены до 11,0% и 5,5%, соответственно.

Во второй половине 2011 года Национальный Банк Республики Казахстан, реагируя на изменение ситуации и проявление дефицита ликвидности у банков, обусловленного глобальным кризисом, предпринимал шаги по обеспечению стабильности финансовой системы путем предоставления ликвидности банкам. Выбор в пользу обеспечения финансовой стабильности был правильным, и по данному пути пошли многие центральные банки, в том числе развитых стран.

В целях обеспечения банков краткосрочной тенговой ликвидностью Национальный Банк Республики Казахстан  с августа 2011 года увеличил объемы проведения операций обратного РЕПО, начал проводить операции валютного СВОП под залог иностранной валюты, а также под залог остатков на корреспондентских счетах банков в Национальном Банке Республики Казахстан в свободно-конвертируемой валюте. Также Национальный Банк Республики Казахстан возобновил практику досрочного погашения собственных краткосрочных нот.

Кроме того, Национальным Банком Республики Казахстан была введена  новая форма займов рефинансирования, а именно краткосрочные займы  под залог остатков на корреспондентских  счетах банков в Национальном Банке  Республики Казахстан в национальной валюте. Данные операции рефинансирования проводились со сроком 7 дней.За период с августа по декабрь 2011 года Национальным Банком Республики Казахстан были проведены операции обратного РЕПО в объеме 723,9 млрд. тенге, операции валютного СВОП – 4043,1 млрд. тенге. По состоянию на конец декабря 2011 года объем непогашенной банками задолженности перед Национальным Банком Республики Казахстан по операциям обратного РЕПО составлял 4,0 млрд. тенге, по операциям валютного СВОП – 123,8 млрд. тенге.

Начиная с августа 2011 года, значительно сократился спрос со стороны банков на краткосрочные ноты, в результате чего в обращение выпускались ноты со сроками обращения только 28 дней. Объемы операций Национального Банка Республики Казахстан по привлечению депозитов проводились в незначительных объемах. Это было связано с отсутствием «свободной» ликвидности банков.

В результате объемы нот  в обращении сократились до 228,9 млрд. тенге (в целом за 2011год – снижение на 57,1%), объемы депозитов банков в Национальном Банке Республики Казахстан – до 9,9 млрд. тенге (в целом за 2011 год – снижение на 92,4%).На внутреннем валютном рынке в августе-декабре 2011 года Национальный Банк Республики Казахстан выступал преимущественно в качестве продавца иностранной валюты. Объем нетто-продаж иностранной валюты достиг 6,5 млрд. долл. США.

Итогом операций Национального  Банка Республики Казахстан на внутреннем рынке стало пополнение ликвидности  банков второго уровня на 58,2 млрд. тенге  за август-декабрь 2011 года.В августе Национальным Банком Республики Казахстан был пересмотрен механизм минимальных резервных требований. Изменения были направлены на сокращение базы резервных обязательств и расширение структуры резервных активов, что позволило банкам дополнительно высвободить, по оценке, 150 млрд. тенге. Данные изменения вступили в силу с 9 октября 2011 года.

Кроме того, в июле 2011 года были приняты изменения в нормативы минимальных резервных требований. В соответствии с ними норматив по внутренним обязательствам снижается с 6% до 5%, а норматив по иным (включая внешние) обязательствам повышается с 8% до 10%. Учитывая, что в структуре обязательств банков второго уровня объем иных обязательств превышает объемы внутренних обязательств, данными изменениями предполагалось дополнительно «связать» часть избыточной ликвидности банков. Введение данных нормативов планировалось с августа 2011 года.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.Проблемы и мероприятия по деятельности национального банка Республики Казахстан на современном этапе.

 

3.1 Мероприятия по деятельности Национального Банка Республики Казахстан в современных условиях

 

В настоящее время ситуацию в банковском секторе можно охарактеризовать как стабильную. Политика Национального  банка области надзора за банковским сектором ориентирована, прежде всего, на обеспечение финансовой устойчивости банковской системы республики. Однако в деятельности Национального банка  имеются еще проблемы, в связи  с чем, будет продолжена реализация политики повышения требований к  уровню капитализации банков второго  уровня.

В области развития банковского  сектора Национальный Банк еще неэффективно проводит работы по внедрению в банках систем управления рисками и совершенствованию  методов текущего надзора, в том  числе консолидированного надзора. Кроме того, система обязательного  коллективного гарантирования (страхования) вкладов физических лиц еще не показала свою эффективность, что отражается на снижении степени прозрачности банковской деятельности.

Кроме того, не на достаточном  уровне работа Национального банка  по обеспечению адекватного надзора  за деятельностью крупных банков, а также банков, входящих в состав финансово-промышленных групп, будет  активизирована деятельность по внедрению  надзора на консолидированной основе.

В 2011 году создание самостоятельного единого регулирующего органа по надзору за финансовым рынком, в рамках которого будут осуществляться оперативный контроль за всеми финансовыми институтами и комплексная защита прав и интересов инвесторов еще не показало свою результативность.

Принятие законопроектов «Об акционерных обществах» и  «О рынке ценных бумаг», разрабатываемый  в настоящее время закон "Об инвестиционных и паевых фондах" и ориентированный на создание условий  для привлечения к инвестированию на фондовом рынке непрофессиональных инвесторов (прежде всего населения) еще не дало толчок дальнейшему развитию рынка ценных бумаг в стране.

Развитие фондового рынка, а также соответствующий рост операций банков с ценными бумагами диктуют необходимость активизации  сотрудничества с Национальной комиссией  РК по ценным бумагам по регулированию  операций банков на рынке ценных бумаг. Однако такого тесного контакта между  этими организациями еще не достигнуто.

До сих пор не приняты  меры по стимулированию развития таких  финансовых инструментов, как ипотечные  облигации, агентские ценные бумаги, краткосрочные коммерческие ценные бумаги и другие. В целях развития коллективного инвестирования планируется  устранить двойное налогообложение доходов инвестиционных фондов, полученных ими по финансовым инструментам и предназначенных для выплаты своим вкладчикам (акционерам). Не созданы условия для повышения возможностей внутренних инвесторов по диверсификации инвестиционных портфелей

Национальным Банком планируется  продолжить совершенствование нормативной  и правовой базы развития систем ипотечного кредитования и строй-сбережений, однако компания по страхованию рисков ипотечных кредитов еще работает неэффективно.

Дальнейшее развитие банковского  надзора тесно связано со становлением и укреплением самой банковской системы Казахстана. Пока в системе  банковского надзора имеется  и недостатки, но за последнее время  достигнуты значительные успехи в организации  надзора, применении новых инструментов документарного надзора, совершенствовании  законодательной базы.

Рассмотренные проблемы требуют  разработки мероприятий, которые будут рассмотрены далее.

 

   Среди основных задач Национального Банка в 2006-2007 годах – дальнейшее развитие финансовых рынков. Будет продолжена работа по развитию инфраструктуры страхового рынка и активизации деятельности его профессиональных участников (страховых брокеров, актуариев и уполномоченных аудиторов). Должное развитие получит страхование рисков в деятельности различных категорий профессиональных участников рынка ценных бумаг.

Планируется расширение перечня  обязательных видов страхования, в  частности, охватывающих их массовые и  социально-значимые направления, а  также связанные с профессиональной ответственностью.

В целях защиты интересов  клиентов по договорам страхования  предполагается создание Фонда, гарантирующего осуществление страховых выплат страхователям. На первом этапе предполагается введение гарантирования по основным видам обязательного страхования, с дальнейшим его расширением  на все остальные виды, включая  добровольное страхование.

Особое внимание будет  обращено на увеличение конвергенции финансовых услуг и создание условий  добросовестной конкуренции для  функционирования финансовых организаций.

Будет продолжена работа по формированию списка первоклассных  эмитентов векселей (как за счет национальных компаний, так и за счет хозяйствующих субъектов «среднего  звена»), по совершенствованию нормативной  правовой базы вексельного обращения  и совершенствованию инфраструктуры вексельного рынка.

В рамках совершенствования  системы корпоративного управления будет начата разработка типовых  форм внутренних документов эмитентов  ценных бумаг с учетом норм корпоративного управления, заложенных в Рекомендациях по корпоративному управлению в акционерных обществах и Нормах этики профессиональных участников рынка ценных бумаг.

Планируется разработать  рекомендации по организации систем корпоративного управления и управления рисками в организациях, осуществляющих деятельность в сфере фондового  рынка, что особенно актуально в  отношении организаций, осуществляющих инвестиционное управление портфелем  ценных бумаг, и брокеров-дилеров, которые  поступательно должны развиваться  как инвестиционные банки.

Одним из приоритетов деятельности Национального Банка остается защита прав и законных интересов кредиторов банков и страховых (перестраховочных) организаций при их ликвидации, проводимой в соответствии с финансовыми  и гражданскими нормами. Реализация этой задачи будет осуществляться через  законодательные рычаги, направленные на дальнейшее совершенствование нормативной  правовой базы, усиление контроля за деятельностью  ликвидационных комиссий и обеспечение  проведения ликвидационного производства в рамках действующего законодательства.

Основное внимание Национального  Банка в области платежных  систем в 2006 году и в последующие  годы будет уделено внедрению  Национальной межбанковской системы  платежных карточек на основе микропроцессорных  карточек. Национальная межбанковская  система платежных карточек позволит решать задачи выплаты через карточки заработной платы, довольствия для  военнослужащих, пенсии пенсионерам  и других адресных выплат, оплаты любых  видов товаров и услуг, улучшения  условий оплаты таможенных сборов и  платежей, оптимизации сбора налогов  и платежей налоговыми органами, учета  медицинских услуг и т.д. Это  будет означать создание единого  платежного пространства по обслуживанию населения и торгово-сервисных  предприятий, вовлечение в безналичный  оборот наличной денежной массы, находящейся  у населения.

В связи с наступлением срока подведения итогов по достижению БВУ, отнесенными к первой группе, определенных результатов согласно Программе перехода банков второго  уровня к международным стандартам приняты изменения и дополнения в Положение о порядке перехода банков второго уровня к международным  стандартам. Следуя общей экономической  стратегии и в соответствии с "Программой дальнейшего реформирования банковской системы на 1996 -1998 годы", направленной на достижение финансовой стабилизации и коренных преобразований экономики Казахстана, усилия Национального  банка были направлены на безусловное  выполнение стратегии развития Казахстана до 2030 года. Основными целями Программы  является создание необходимых условий  для дальнейшего повышения внутренней и внешней устойчивости национальной валюты РК и укрепление системы банков второго уровня для расширения возможностей финансирования экономики страны. Одной  из главных задач, на которое Национальный банк направит усилия для достижения указанной цели - кардинальное улучшение системы банковского надзора и принципов регулирования банковской деятельности.

Проводимая в настоящее  время реформа системы банковского  надзора должна быть в основном завершена  к 2012 году. Целью проводимой реформы является приближение методов и процедур банковского надзора к международным стандартам. Требования, предъявляемые Национальным Банком к казахстанским банкам, будут приведены в соответствие с международными стандартами банковского надзора. Применение международно-признанных стандартов даст реальную оценку уровня капитализации банков и подверженности банков рискам, что будет способствовать принятию более обоснованных решений как руководством и акционерами банков, так и Национального банка в отношении конкретных банков второго уровня, включая принятие решений по применению корректирующих мер, способствующих сохранению на рынке только адекватно капитализированных банков. Дистанционный (документарный) надзор как основной метод контроля за работой банков - это метод разумного надзора, который заключается в периодическом представлении банками (и другими финансовыми учреждениями) своей отчетности в органы надзора, что, как правило, делается на ежемесячной или ежеквартальной основе.

Информация о работе Проблемы и мероприятия по деятельности Национального Банка Республики Казахстан на современном этапе