Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 17:35, реферат
Реализация выбранной финансово-экономической стратегии предприятия требует эффективного решения основных задач управления финансами. Рассмотрим типичные проблемы, возникающие на этом пути.
Ключевые проблемы предприятий в области управления финансами можно представить следующим образом:
- управление финансовыми потоками;
- дефицит денежных средств;
- составление финансового плана, бюджетирование;
ЧОУ ВПО «ИНСТИТУТ ЭКОНОМИКИ, УПРАВЛЕНИЯ И ПРАВА
(г. Казань)»
Альметьевский филиал
Экономический факультет
РЕФЕРАТ
По дисциплине: финансы и кредит
На тему: «Проблемы финансов предприятий»
//
Проблемы финансов предприятий
Реализация выбранной финансово-экономической стратегии предприятия требует эффективного решения основных задач управления финансами. Рассмотрим типичные проблемы, возникающие на этом пути.
Ключевые проблемы предприятий в области управления финансами можно представить следующим образом:
- управление финансовыми потоками;
- дефицит денежных средств;
- составление финансового плана, бюджетирование;
- освоение системы
- антикризисное управление;
- разработка финансово-
- управление затратами;
- оргструктура финансовой службы и др.
На первом месте стоит проблема дефицита денежных средств на расчетном и валютном счетах, в кассе. До недавнего времени, средняя доля живых денег в составе валовой выручки предприятий составляла менее 20 %, остальное приходилось на оплату по бартеру и зачеты. Дефицит ликвидных средств платежа возмещался за счет использования расчетов по бартеру, т.е. менее ликвидных средств, при этом сроки расчетов постоянно росли. Увеличивались долги контрагентам, основным и вспомогательным производственным рабочим, в бюджет и внебюджетные фонды всех уровней (включая пени и штрафы). Хотя за последнее время произошло значительное снижение доли бартера в расчетах, проблема снижения дефицита денежных средств (кассовых разрывов) одной из ключевых проблем большинства предприятий России на сегодняшний день.
Помимо непосредственного
дефицита денежных средств, на предприятиях
стоит проблема эффективного управления
существующими финансовыми
Причины возникновения проблем в области управления финансовыми потоками предприятий целесообразно разделить на внешние и внутренние:
Таблица: «Причины возникновения проблем в области управления финансовыми потоками предприятий»
Причины возникновения проблем |
Причины возникновения проблем | |
Проблема |
внешние |
внутренние |
1 |
2 |
3 |
Низкая доля денежных средств в выручке |
- неплатежеспособность
- фискальная система (например, безакцептное списание в счет задолженности по налогам);
- конкуренция со стороны давальцев;
- прочие. |
- отсутствие финансовой экономической стратегии предприятия – не производится выбор стратегических альтернатив, не определены пути выхода из создавшегося положения;
- просчеты в маркетинговой и сбытовой политике, ассортиментной политике и ценообразовании;
- посредники, на счетах
которых оседают деньги |
Неэффективное управление финансовыми потоками |
- нестабильная ситуация
на рынке, трудность
- использование сложных схем расчетов через дочерние и прочие фирмы. |
- неэффективная работа
служб маркетинга и сбыта,
- отсутствие четких процедур планирования, анализа и контроля движения денежных средств, отсутствие или недоработки в финансовом плане предприятия;
- нет инструмента автоматизации
планирования и управления |
В качестве примера просчета в выборе стратегических альтернатив (при разработке финансово-экономической стратегии), повлекшего негативный результат, можно привести ситуацию работы на давальческом сырье. Как правило, производство продукции из давальческого сырья оплачивается посредником «живыми» деньгами, он же берет на себя и реализацию готовой продукции. Такая ситуация приводит к тому, что предприятие лишается как существенной денежной выручки, так и теряет долю рынка (за исключением случаев, когда схема работы на давальческом сырье специально разработана владельцами группы взаимосвязанных предприятий).
На практике часто встречается и такая ситуация: отдел маркетинга (сбыта) предоставляет в финансовую службу (ПЭО, финансовый отдел) заведомо неточную информацию о сроках и объемах оплаты отгружаемой по договорам продукции. Очевидно, что сформировать реальный план поступлений и платежей денежных средств, обеспечить их эффективное использование финансовая служба не в состоянии.
Для выявления частных
проблем и их причин, связанных
с управлением финансовыми
Приведем несколько типичных ситуаций, которые отражают степень эффективности решения задачи управления финансовыми потоками предприятия.
1. Отсутствует планирование как поступлений, так и платежей. Работа ведется по методу «затыкания дыр», руководство принимает решения о распределении имеющихся денежных ресурсов на основе субъективного взгляда на приоритетность платежей. Это часто приводит к явно неэффективному распределению средств.
2. На предприятии осуществляется
ведение платежных календарей-
3. Присутствует планирование
поступлений денежных средств
и первоочередных платежей, планирование
бюджетов подразделений. Это
4. На предприятии освоено
комплексное финансовое
Следует подчеркнуть, что освоение методов планирования и управления движением денежных средств – задача, при желании, решаемая за короткое время – 1-2 месяца.
Проблема эффективного управления финансовыми потоками тесно связана с проблемой составления финансового плана и бюджетированием.
Форма и содержание финансового
плана могут существенно
Недостатки существующих финансовых планов:
- слабая связь с маркетингом,
отсутствие плана продаж с
детализацией хотя бы по
- отсутствие детализации
по товарным группам, расчета
маржинальной прибыли по ним
не позволяет руководству
- отсутствие многих необходимых
планов, например плана движения
товарно-материальных ресурсов
- формы представления
планов не дают возможности
руководству видеть денежные
и материальные потоки в
- часто в плановых формах
отсутствует расчет значений
ключевых показателей, ожидаемых
на начало планового периода,
что резко снижает ценность
финансового плана, как
- отсутствует плановый баланс предприятия.
Основная проблема финансовой службы при составлении плана – отсутствие комплексности. В процессе формировании комплексного финансового плана финансовая служба предприятия сталкивается с целым рядом проблем:
- нет лица, ответственного целиком как за составление финансового плана, как и за контроль его исполнения;
- отсутствие четкой методики (технологии) планирования и контроля;
- «непрозрачность» форм
планов для руководства
- проблемы на «стыках» между подразделениями;
- незаинтересованность
- отсутствие автоматизации, расчеты на калькуляторе и заполнение пустографок.
Именно комплексный финансовый план обеспечивает руководство предприятия реальной картиной бизнеса и позволяет обеспечить принятие своевременных управленческих решений.
Неудивительно, что проблема бюджетирования занимает одно из первых мест в ряду проблем финансового менеджмента предприятия.
Когда финансовый план предприятия сформирован, проанализирован и утвержден к исполнению, необходимо обеспечить оперативный контроль его выполнения и принятие решений по корректировке. Наиболее типичная ситуация для предприятий, которые только приступили к освоению методов планирования денежных средств, следующая: план сформирован и предложен на рассмотрение, собравшиеся выслушали доклад руководителя финансового (может быть планового) отдела, высказали свои соображения и ... разошлись, не приняв конкретных решений по устранению дефицитов. Часто принимается план с завышенными оценками по сбыту, и когда потом он не выполняется, руководитель коммерческой службы только разводит руками. Анализ «план/факт» проводится на уровне констатации факта отклонения от плана, но не выявляются основные причины, вызвавшие отклонения. Если анализ причин и проводится, то в аналитические документы, предоставляемые руководству, он не попадает. Опыт показывает, что подробные аналитические документы, раскрывающие причины убытков (прибыли) предприятия по итогам квартала (года) не формируются.
Таким образом, план должен не просто обсуждаться, каждая его строка должна быть обоснована, ответственность за ее выполнение должна лежать на конкретном менеджере, что бы было с кого спросить в случае невыполнения плана.
Для контроля финансового плана необходима информация по фактическому выполнению плана, причем для обеспечения возможности быстро принять меры по корректировке, она должна предоставляться не реже одного раза в неделю или декаду. Здесь на первый план выступает проблема учета, первую очередь, управленческого. Отсутствие системы оперативного управленческого учета приводит к тому, что его задачи перекладываются на традиционный бухгалтерский учет. К числу основных недостатков последнего, затрудняющих эффективное финансовое планирование и управление, следует отнести:
- отсутствие оперативности
предоставления информации
- недостаточно развития система аналитического учета;
- несоответствие системы аналитического учета задачам планирования;
- отсутствие методик