Проблема финансовой устойчивости Пенсионного фонда Российской Федерации

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2010 в 22:04, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является изучение проблемы финансовой устойчивости Пенсионного фонда Российской Федерации в соответствии с проводимой пенсионной реформой.
Для реализации поставленной цели, необходимо решить следующие задачи:
* проследить развитие государственного пенсионного обеспечения в России;
* рассмотреть работу Пенсионного фонда по финансированию пенсионных выплат;
* провести анализ формирования и использования средств Пенсионного фонда России.
* определить задачи, возложенные на Пенсионный фонд государством в этой области;
* показать возможные пути реформирования пенсионной системы Российской Федерации;
* оценить значение персонифицированного учета в новой системе пенсионного страхования граждан

Содержание

1. Пенсионный фонд России - его история, состав и значение 6
1.1 История возникновения и развития пенсионного страхования в России 6
1.2 Современные сущность, роль и основные задачи ПФР 8
1.3 Порядок формирования и расходования средств Пенсионного фонда 12
2. Анализ финансовой устойчивости Пенсионного фонда России 17
2.1 Анализ формирования доходной части бюджета ПФР 20
2.2 Основные направления расходования средств Пенсионного фонда 24
3.Совершенствование пенсионной системы 30
Заключение 36
Список литературы 38
Приложение 1 40
Организационная структура Пенсионного фонда Российской Федерации 40
Приложение 2 41
Статистические данные Пенсионного фонда РФ по состоянию на 2009 год 41

Работа содержит 1 файл

Финансы 61.rtf

— 499.02 Кб (Скачать)

     Сегодня общепризнано, что многоуровневая схема может эффективно разрешать многие проблемы современных пенсионных систем. Именно этот путь выбрали многие страны при реформировании в 90-е годы своих пенсионных схем. К концу истекшего столетия лишь 5 государств (Чили, Боливия, Сальвадор, Мексика и Казахстан) полностью отказались от распределительной системы и перешли на чисто накопительную.

     В большинстве стран смешанные, многоуровневые системы включают и накопительные, и распределительные элементы. Ряд государств, совершенствуя свои распределительные схемы, ввели в них систему условно-накопительных счетов, обеспечив тем самым более тесную связь накопленных индивидом взносов и его пенсии в рамках старой системы.

     Дополнительная профессиональная пенсионная система может быть как с установленными выплатами, так и с установленными взносами, солидарной либо накопительной или использовать одновременно оба эти принципа. Ее финансирование может осуществляться как исключительно за счет взносов работодателя, так и с участием работников. В то же время все обязательства по пенсионной системе должны иметь финансовое покрытие в форме накопленных активов и будущих поступлений взносов (актуарный баланс).

     При финансировании указанных пенсионных систем исключительно за счет взносов работодателя в ней может быть предусмотрен определенный период времени, в течение которого уволившийся работник, охваченный этой системой, не приобретает пенсионных прав. Такой период не должен быть, однако, очень продолжительным. Для работников, продолжительность трудовой деятельности которых на предприятии после введения пенсионной системы превышает установленный период, необходимо предусмотреть механизм перевода приобретенных пенсионных прав в случае их увольнения из организации до приобретения права на пенсию.

     В частности, для организаций, имеющих такие пенсионные системы, мог бы быть установлен предел заработка для взимания взносов на государственное пенсионное обеспечение.

     Кроме того, в качестве возможного решения взносы, отчисляемые организациями на финансирование профессиональных пенсионных систем, должны исключаться из их налогооблагаемой базы. Вместе с тем в целях обеспечения справедливой распределительной политики представляется необходимым установить предел взносов на выплату пенсий, которые не учитываются при определении налогооблагаемой базы. Общий предел взносов, взимаемых на дополнительное профессиональное пенсионное обеспечение, мог бы быть установлен на уровне тарифа взносов, взимаемых на государственное пенсионное обеспечение.

     Поскольку большая часть активов профессиональных пенсионных систем будет использоваться на накопление и инвестироваться в развитие экономики, то представляется целесообразным также освободить от прямого налогообложения инвестиционный доход профессиональных пенсионных фондов. Вместе с тем следовало бы ввести налогообложение пенсий, выплачиваемых по дополнительным профессиональным пенсионным системам.

     Для более совершенной и скорейшей реализации Концепции реформирования пенсионного обеспечения было предусмотрено создание на базе органов по социальному обеспечению пенсионеров единой пенсионной службы, которая бы концентрировала в себе все функции, присущие различным органам пенсионной системы России. Объективными предпосылками для объединения всех функций по пенсионному обеспечению являются организация и ведение индивидуального учета всех работников в системе государственного пенсионного страхования в соответствии с федеральным законодательством. Особую актуальность приобретает создание службы в условиях перехода к назначению пенсий на основе индивидуальных сведений. Создание единой пенсионной службы, так называемых «пилотных проектов» в двадцати двух регионах страны доказало, что создание такой службы совершенно необходимо на территории всей страны, так как хотя в этих регионах и доказали они свою состоятельность, но существование служб в отдельно взятых регионах - неэффективно. Существует несколько причин, подтверждающих вывод о скорейшем формировании единой пенсионной службы на всей территории Российской Федерации:

  • объективная необходимость, связанная с внедрением персонифицированного учета. Мировой опыт показывает, что персонифицированный учет имеет смысл только тогда, когда все функции по назначению пенсий соединены в одних руках.

     Сегодня возникла ситуация разброда и шатания, когда где-то органы местного управления продолжают традиционно выполнять функции по назначению и выплате пенсий, где-то они требуют деньги от субъекта Российской Федерации за выполнение этих функций. Эта проблема требует незамедлительного решения.

 

      Заключение

 

     Программа пенсионной реформы РФ, утвержденная в мае 1998 года, в долгосрочной перспективе предусматривает переход от действующей распределительной к смешанной системе пенсионного обеспечения, которая будет в себя включать:

  • государственное пенсионное страхование, по которому выплата пенсий осуществляется в зависимости от страхового (трудового) стажа, суммы уплаченных взносов в бюджет государственного пенсионного страхования, финансируется государственное пенсионное страхование как за счет текущих поступлений в Пенсионный фонд РФ, так и за счет средств, полученных от направления части обязательных взносов на накопления;
  • государственное пенсионное обеспечение для отдельных категорий граждан, а также лиц, которые не приобрели права на пенсию по государственному пенсионному страхования, - за счет средств федерального бюджета;
  • дополнительное пенсионное страхование, осуществляемое за счет добровольных взносов работодателей и работников, а в случаях, установленных законодательством РФ - обязательных страховых взносов.

     Для сокращения дефицита бюджета Пенсионного фонда Правительство РФ рассматривает варианты изменения структуры отчислений денежных средств предприятий и граждан в Пенсионный фонд. Так, в частности, предполагается, что предприятия будут отчислять в Пенсионный фонд всего 21% от фонда оплаты труда работников, а не 28%, как это происходит сейчас. Одновременно с этим будет увеличен процент отчислений с заработка работающих - эта цифра возрастет с уплачиваемого сейчас 1% до 6% от зарплаты. Кроме того, будет расширена база сбора средств в Пенсионный фонд, так как отчисления туда предполагается собирать со всех видов доходов, включая страховки и депозиты, с помощью которых выплачиваются большие зарплаты в коммерческих структурах.

     В ряду преобразований необходимо отметить формирование современной структуры социальной поддержки населения, гармонизацию интересов государства, предпринимателей и граждан, расширение страховых форм защиты доходов россиян. Преобразования необходимо разделить на три пункта:

     а) требуется разработать научный инструментарий для оценки социальных рисков и обоснования соответствующих уровней социальных гарантий пенсионеров и для упорядочения на этой базе организационных, финансовых и правовых форм социального страхования, личного страхования и социальной помощи.

     б) необходимо предусмотреть новый порядок сбалансированного участия основных социальных субъектов в финансовом обеспечении системы. Речь идет о том, чтобы в объеме затрат:

  • повысить долю государства (за счет покрытия расходов по нестраховым периодам) с 8 до 15-20 процентов;
  • снизить долю работодателей с 90 до 70-75 процентов
  • поднять с 2 до 10-15 процентов долю работников

     в) нужно усилить взаимозависимость между страховыми взносами и пенсиями. Определение размера последних должно быть связано с величиной страховых накоплений, определяемой на протяжении всего трудового периода.

     Необходима целенаправленная работа по созданию актуарной службы в Пенсионном фонде России для определения государственных обязательств перед застрахованными лицами. Поскольку производится переход на полное пенсионное страхование, то соответственно необходимо четко проводить эту политику и знать динамику численности работающих, демографическую ситуацию и другие необходимые данные. Исходя из этих данных в дальнейшем можно было бы выстраивать оптимальные схемы с возможными системами дополнительного профессионального пенсионного страхования.

 

      Список литературы

 
  1. Агапов Р.Б. Пенсионный фонд и его перспективы в РФ //Вестник ПФР. - 2009.- №2.
  2. Болтрукевич О.Ю. Пенсионное обеспечение 2009 // Социальная защита №2 (155) / 2009.
  3. Бюджетная система Российской Федерации: Учеб.пособие для вузов. Фетисов В.Д. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008
  4. Бюджетная система РФ: Учебник / Под ред. А.М. Годин, Н. С. Максимов, И.В, Подкорина.: Дошков и К, 2008
  5. Бюджетная система РФ: Учебник / Под ред. П.И. Вахрин-М.: Дошков и К, 2009
  6. Дрозденкович И.Ю. Пенсионный фонд -куда дальше? // Финансы. - 2008. - №1
  7. Заключение Комитета Государственной Думы по труду и социальной политике от 30 сентября 2009 г. по проекту федерального закона N 86861-4 "О бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на 2010 год"
  8. О поступлении в бюджетную систему и государственные внебюджетные фонды Российской Федерации доходов, администрируемых ФНС России, в январе-мае 2005 года / Федеральная налоговая служба
  9. Прогнозирование и планирование в условиях рынка: Учебное пособие. 3-е изд., перераб. и доп. Владимирова Л.П. - М.: Дашков и К, 2009.
  10. Финансы .Учебное пособие/ Под. ред. проф. А.М. Ковалевой - М.: Финансы и статистика - 1996 г.
  11. Финансы, деньги, кредит: Учебное пособие / Под ред. Е.Г. Чернова-М.: Проспект, 2008г.
  12. Финансы. Учебник / Под ред. проф.В. В. Ковалева. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ООО "ТК Велби", 2009.
  13. Финансы: Учеб.пособие для вузов. Фетисов В.Д. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007
  14. Финансы: Учебник / Под ред. Дробозиной Л.А. М.: ЮНИТИ, 1-е изд., 2009.
  15. Финансы: Учебник / Под ред. Лушина С.И., Слепова В.А. М.: Рос. Экон. акад., 2006
  16. Финансы: Учебник для вузов / Под ред. Акад.Г. Б. Поляка. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008.
  17. Финансы: Учебник для вузов/ Под ред. проф. М.В. Романовского, О. В. Врублевской, Б.М. Сабанти-М.: Юрайт-М, 2007.
  18. Финансы: Учебник/ под. ред. В.М. Родионовой - М.: Финансы и статистика - 2009.
  19. Финасы, денежное обращение и кредит: Учебник 2-ое изд. Под ред. В.К. Сенчагова, А.И. Архипова-М.: Проспект, 2009.
  20. http://www.pfrf.ru Официальный сайт Пенсионного фонда Российской Федерации
  21. Бабич А.М., Павлова Л.Н. Финансы. Денежное обращение. Кредит: учебник. - М.: ЮНИТИ, 2007
  22. Берлин С.И. Теория финансов. - М.: Приор,2003.
  23. Бюджетный кодекс Российской Федерации. - М.: Юрайт, 2000.
  24. Дадашев А.З., Черник Д.Г. Финансовая система России. - М.: ИНФРА-М, 2004.

 

     Приложение 1

     Организационная структура Пенсионного фонда Российской Федерации

 

Пенсионный фонд Российской Федерации 

Правление Пенсионного фонда                                                          Отделения по субъектам

   Исполнительная дирекция                                                            Руководство в том числе:

      Председатель Правления                                                        Управляющий Отделением

      Первый заместитель Председателя                                       Заместитель управляющего

      Заместители Председателя                                                             Специалист по кадрам

      Управляющие 12 Отделениями ПФ РФ                         Группа по защите информации

      Представители общественных, религиозных                                   Юридический отдел

      организаций, действия которых связаны с                                                     Бухгалтерия

      защитой интересов пенсионеров, инвалидов                                Экономический отдел

                                                               Отдел по погашению просроченной задолженности                                                                

                                                             Отдел по организации персонифицированного учета

                                                      Межрегиональные пункты персонифицированного учета

                                                                  Отдел учета поступления и расходования средств

                                                                                                Контрольно-ревизионный отдел

                                                               Отдел координации деятельности уполномоченных

Информация о работе Проблема финансовой устойчивости Пенсионного фонда Российской Федерации