Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2010 в 22:04, курсовая работа
Целью работы является изучение проблемы финансовой устойчивости Пенсионного фонда Российской Федерации в соответствии с проводимой пенсионной реформой.
Для реализации поставленной цели, необходимо решить следующие задачи:
* проследить развитие государственного пенсионного обеспечения в России;
* рассмотреть работу Пенсионного фонда по финансированию пенсионных выплат;
* провести анализ формирования и использования средств Пенсионного фонда России.
* определить задачи, возложенные на Пенсионный фонд государством в этой области;
* показать возможные пути реформирования пенсионной системы Российской Федерации;
* оценить значение персонифицированного учета в новой системе пенсионного страхования граждан
1. Пенсионный фонд России - его история, состав и значение 6
1.1 История возникновения и развития пенсионного страхования в России 6
1.2 Современные сущность, роль и основные задачи ПФР 8
1.3 Порядок формирования и расходования средств Пенсионного фонда 12
2. Анализ финансовой устойчивости Пенсионного фонда России 17
2.1 Анализ формирования доходной части бюджета ПФР 20
2.2 Основные направления расходования средств Пенсионного фонда 24
3.Совершенствование пенсионной системы 30
Заключение 36
Список литературы 38
Приложение 1 40
Организационная структура Пенсионного фонда Российской Федерации 40
Приложение 2 41
Статистические данные Пенсионного фонда РФ по состоянию на 2009 год 41
Пенсионный фонд и его денежные средства находятся в государственной собственности Российской Федерации. Денежные средства фонда не входят в состав бюджетов, других фондов и изъятию не подлежат.
В основные задачи ПФ РФ входят:
- целевой сбор и аккумуляция страховых взносов, а также финансирование расходов в соответствии с назначением ПФ РФ;
- организация работы по взысканию с работодателей и граждан, виновных в причинении вреда здоровью работников и других граждан, сумм государственных пенсий по инвалидности вследствие трудового увечья, профессионального заболевания или по случаю потери кормильца;
- капитализация средств ПФ РФ, а также привлечение в него добровольных взносов (в том числе валютных ценностей) физических и юридических лиц;
- контроль с участием налоговых органов за своевременным и полным поступлением в ПФ РФ страховых взносов, а также за правильным и рациональным расходованием его средств;
- межгосударственное и международное сотрудничество РФ по вопросам, относящимся к компетенции ПФ РФ, участие в разработке и реализации в установленном законом порядке межгосударственных и международных договоров и соглашений по вопросам пенсий и пособий.
На рисунке 1 (Приложение 1) предложена организационная структура Пенсионного фонда Российской Федерации.
Указом Президента РФ от 27 сентября 2000г. № 1709 "О мерах по совершенствованию управления государственным пенсионным обеспечением в Российской Федерации" предусмотрено:
1) закрепить за Пенсионным фондом РФ и его территориальными органами полномочия по выплате государственных пенсий;
2) рекомендовать органам исполнительной власти субъектов РФ заключить с Пенсионным фондом РФ соглашения о передаче территориальным органам Пенсионного фонда РФ полномочия по назначению и выплате государственных пенсий, материально-технической базы, обеспечивающей реализацию указанных полномочий, а также о переводе лиц, занимающихся вопросами назначения и выплаты государственных пенсий, на работу в территориальные органы Пенсионного фонда РФ.
Таким образом, Президент РФ, издав Указ, наделил Пенсионный фонд РФ полномочием по начислению и выплате государственных пенсий (до Указа это полномочие принадлежало территориальным государственным органам социальной защиты -- собесам, а Пенсионный фонд РФ осуществлял передачу средств собесам на финансирование выплат пенсий).
Конституционный Суд РФ постановлением от 25 июня 2001г. № 9 признал, что Указ Президента РФ "О мерах по совершенствованию управления государственным пенсионным обеспечением в Российской Федерации" в части, закрепляющей за Пенсионным фондом РФ и его территориальными органами полномочия по выплате государственных пенсий, не противоречит Конституции РФ. Следовательно, этот Указ будет действовать до издания соответствующего федерального закона.
Основными задачами управления Пенсионного фонда в федеральном округе являются:
♦ координация и контроль за деятельность отделений Пенсионного фонда в федеральном округе;
♦ взаимодействие с полномочным представителем Президента Российской Федерации;
♦ координация программ социальной защиты пожилых и нетрудоспособных граждан;
♦ взаимодействие с органами Федерального казначейства, Министерства по налогам и сборам, органами государственной власти и местного самоуправления по вопросам прохождения средств и обобщения сведений о доходной части бюджета Пенсионного фонда.
Пенсионный фонд является важным звеном финансовой системы государства, при этом обладая рядом особенностей:
- денежные средства фонда используются для финансирования государственных расходов, не включенных в бюджет;
- формируется в основном за счет обязательных отчислений юридических и физических лиц;
- страховые взносы в фонды и взаимоотношения, возникающие при их уплате, имеют налоговую природу, тарифы взносов устанавливаются государством и являются обязательными;
- на отношения, связанные с исчислением, уплатой и взысканием взносов в фонд, распространено большинство норм и положений Налогового Кодекса РФ;
- денежные ресурсы фонда находятся в государственной собственности, они не входят в состав бюджетов, а также других фондов и не подлежат изъятию на какие-либо цели, прямо не предусмотренные законом;
Руководство
Пенсионного фонда России осуществляет
Правление и его постоянно действующий
орган - Исполнительная дирекция. Дирекции
подчиняются отделения в республиках
в составе РФ, отделения в национально
- государственных и административно-
Пенсионный фонд РФ является самостоятельным финансово - кредитным учреждением, однако эта самостоятельность имеет свои особенности, и существенно отличается от экономической и финансовой самостоятельности государственных, акционерных, кооперативных, частных предприятий и организаций. Как уже было сказано выше, ПФ РФ организует мобилизацию и использование средств фонда в размерах и на цели, регламентированные государством. Государство также определяет уровень страховых платежей, принимает решение об изменениях структуры и уровня денежных социальных выплат.
Таким образом, результатом десятилетнего развития Пенсионного фонда является создание достаточно прочной системы пенсионного обеспечения населения, при которой такой важной задачей занимается не аппарат управления государством из средств государственного бюджета, а отдельно, специально созданный для этого государственный институт, занимающийся только непосредственно данной задачей, и использующий только собственные средства не входящие в какой-либо бюджет.
Материальным источником любого внебюджетного фонда является национальный доход. Преобладающая часть фондов создается в процессе перераспределения национального дохода. Основные методы мобилизации национального дохода в процессе его перераспределения при формировании фондов - специальные налоги и сборы, средства из бюджета и займы.
Специальные налоги и сборы устанавливаются законодательной властью. Большинство из них традиционны и совпадают с теми, которые были таковыми и в 2009 году.
Но в их числе появились и новые обязательства федерального бюджета в связи с выпадающими доходами за счет сокращения ECН и нарастающим дефицитом.
Установлен объем субвенций из федерального бюджета в сумме 74,67 млрд. рублей. Кроме того, бюджет переведет фонду 1,58 млрд. рублей па единовременную денежную выплату ветеранам войны в связи с 60-летием Победы в Великой Отечественной войне и 99,9 млрд. рублей -- на финансирование ежемесячных денежных выплат федеральным льготникам: ветеранам; инвалидам; гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие радиационных аварий и ядерных испытаний; Героям Советского Союза, Герои РФ, полным кавалерам ордена Славы, Героям Социалистического Труда и полным кавалерам ордена Трудовой Славы и др.
Значительное количество фондов формируется за счет средств центрального и региональных местных бюджетов. Средства бюджетов поступают в форме безвозмездных субсидий или определенных отчислений от налоговых доходов бюджета. Доходами внебюджетных фондов могут выступать и заемные средства. Имеющиеся у внебюджетных фондов положительное сальдо может быть использовано для приобретения ценных бумаг и получения прибыли в форме дивидендов или процентов.
Денежные средства Пенсионного фонда формируются за счет:
♦ страховых взносов граждан, занимающихся индивидуальной трудовой деятельностью;
♦ страховых взносов иных категорий граждан;
♦ ассигнований из федерального и республиканского бюджетов РФ на выплату государственных пенсий и пособий военнослужащим, их семьям, пособий на детей старше 1,5 лет;
♦ добровольных взносов физических и юридических лиц. С 1 января 2001г. введен Единый социальный налог, зачисляемый в государственные внебюджетные фонды. Согласно этому Единому социальному налогу (страховому взносу) установлен страховой взнос в Пенсионный фонд:
а) для предприятий и организаций -- в размере 28%, начисленных в пользу работников по всем основаниям независимо от источников финансирования, включая вознаграждения по договорам гражданско-правового характера, предметом которых являются выполнение работ и оказание услуг, а также по авторским договорам;
б) для сельскохозяйственных предприятий, в том числе иностранных граждан, лиц без гражданства, проживающих на территории РФ, а также для частных лиц, крестьянских (фермерских) хозяйств -- в размере 20,6% дохода от предпринимательской либо иной деятельности за вычетом расходов, связанных с его извлечением;
в) для индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения -- в размере 20,6% доходов, определяемых исходя из стоимости патента.
По данным Пенсионного фонда России, на 1 августа 2009 года система обязательного пенсионного страхования России характеризовалась следующими основными показателями.
Поступление средств на финансирование накопительной части трудовой пенсии в 2009 году составило 15 млрд. руб.
Вторая составляющая пенсионной системы России -- система негосударственного пенсионного обеспечения -- по данным ФСФР, имела по состоянию на 01.10.2009 г. следующие характеристики.
На Пенсионный фонд РФ и налоговые органы возложен контроль за своевременным и полным поступлением страховых взносов в Пенсионный фонд.
С 1 января 1997г. на территории Российской Федерации вступил в силу Федеральный закон "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного пенсионного страхования" (принят Государственной Думой 8 декабря 1995г., одобрен Советом Федерации 20 марта 1996г.)
Целями индивидуального учета являются2:
♦ создание условий для назначения пенсий в соответствии с результатами труда каждого застрахованного лица;
♦ обеспечение достоверности сведений о стаже и заработке, определяющих размер пенсии при ее назначении;
♦ создание условий для контроля за уплатой страховых взносов застрахованными лицами.
На каждое застрахованное лицо Пенсионный фонд РФ открывает индивидуальный лицевой счет с постоянным страховым номером. Каждому застрахованному лицу выдается страховое свидетельства.
Организации-работодатели представляют в органы Пенсионного фонда сведения о заработке и начисленных взносах застрахованного лица. Сведения включаются в лицевой счет застрахованного лица.
Налог, отчисляемый в федеральный бюджет, начисляется от налогооблагаемой базы и составляет для данной категории работников 9,6 процента. Налоговая база для индивидуальных предпринимателей определяется как сумма доходов, полученных за налоговый период (один календарный год) как в денежной, так и в натуральной форме от предпринимательской либо иной профессиональной деятельности, за вычетом расходов, связанных с их извлечением.
Для индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения, налоговая база определяется как произведение валовой выручки и коэффициента 0,1.
Законодательство предусматривает для индивидуальных предпринимателей и другой режим налогообложения -- в виде единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности. Применение данной системы налогообложения имеет некоторые особенности при расчетах с ПФР. Однако независимо от формы налогообложения проблемы с пенсионным обеспечением у предпринимателей одни и те же.
На долю Пенсионного фонда РФ приходится почти 78 процентов средств внебюджетных социальных фондов.
Информация о работе Проблема финансовой устойчивости Пенсионного фонда Российской Федерации