Принципы и особенности функционирования финансов не комерческих организаций

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2012 в 19:16, курсовая работа

Описание работы

Некоммерческая организация может осуществлять несколько видов деятельности. Они не могут противоречить законодательству и должны соответствовать целям, для которых организация была создана. Некоммерческие организации осуществлять предпринимательскую деятельность лишь для достижения своих уставных целей и в соответствии с ними.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ХАРАКТЕРИСТИКА НЕКОММЕРЧЕСКОЙ СФЕРЫ
1.1 Понятие некоммерческих организаций и их особенности
1.2 Организационно-правовые формы
ГЛАВА 2. СОДЕРЖАНИЕ, ПРИНЦИПЫ И ОСОБЕННОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ФИНАНСОВ НЕКОММЕРЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИИ
2.1 Источники формирования финансовых ресурсов
2.2 Принципы и структура формирования финансов
2.3 Финансовые риски
ГЛАВА 3. ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ УПРАВЛЕНИЯ ФИНАНСАМИ НЕКОММЕРЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ
3.1 Финансовый план
3.2 Финансовый контроль
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Работа содержит 1 файл

курсовая (2).docx

— 55.53 Кб (Скачать)

Некоммерческая организация  не выплачивает вознаграждение членам высшего органа управления за выполнение возложенных на них функций кроме  компенсации расходов, непосредственно  связанных с участием в работе высшего органа управления.

Как и другие хозяйствующие  субъекты, некоммерческая организация  ведет бухгалтерский (финансовый) учет, составляет бухгалтерскую и финансовую отчетность, производит налоговые платежи и другие отчисления, предусмотренные законодательством. По окончании финансового года высший орган управления некоммерческой организации отчитывается перед общим собранием учредителей, участников или членов о проделанной работе за год и исполнении бюджета доходов и расходов. Размеры и структура дохода некоммерческой организации, а также сведения о размерах и составе ее имущества, о расходах, численности и составе работников, об оплате их труда, об использовании безвозмездного труда граждан в деятельности некоммерческой организации, в отличие от коммерческих организаций, не могут быть предметом коммерческой тайны. Финансы некоммерческих организаций и коммерческих организаций имеют различия по следующим направлениям:

1. формирование первоначального  капитала (имущества и денежных  средств);

2. процедура создания  юридического лица;

3. порядок осуществления  хозяйственной деятельности;

4. реализация права собственности  на имущество;

5. порядок распределения  прибыли;

6. порядок управления  юридическим лицом;

7. объем и порядок ответственности  по своим обязательствам перед  третьими лицами; порядок ликвидации  юридического лица.

Финансы коммерческих организаций  основываются на следующих принципах, реализуемых через осуществление  предпринимательской деятельности:

- самофинансирование;

- самоокупаемость;

- саморегулирование;

- материальная и финансовая  ответственность;

- коммерческая тайна.

Финансы некоммерческих организаций  строятся на таких принципах, как:

1) внешнее финансирование (образование денежных фондов  за счет членских взносов, пожертвований,  грантов, благотворительной помощи, бюджетных ассигнований);

2) целевой характер расходования  денежных фондов на основе  утвержденной сметы (бюджета доходов  и расходов);

3) затратность, убыточность деятельности (отсутствие получения прибыли, отсутствие самоокупаемости);

4) открытость финансов, общественный  контроль, отсутствие коммерческой  тайны в деятельности некоммерческой  организации;

5) подотчетность лицу  источнику финансирования;

6) реализация общественных  интересов, ведение деятельности, предусмотренной исключительно  учредительными документами;

7) моральная и социальная  ответственность участников некоммерческой  организации за результаты ее  деятельности.

Финансовые отношения  некоммерческих организаций возникают  по следующим основаниям:

1) между некоммерческой  организацией и ее учредителями, членами, участниками по поводу  создания и осуществления деятельности, внесения членских взносов;

2) между некоммерческой  организацией и грантодателями, пожертвователями, благотворителями, спонсорами по поводу получения финансовой помощи и целевого финансирования;

3) между некоммерческой  организацией и бюджетом по  поводу уплаты налогов и сборов;

4) между некоммерческой  организацией и бюджетом по  поводу

предоставления бюджетных  ассигнований, размещения социального  заказа;

5) между некоммерческой  организацией и ее сотрудниками  по поводу выплаты заработной  платы и социального обеспечения;

6) между некоммерческой  организацией и коммерческим  банком по поводу расчетно-кассового  обслуживания и кредитования;

7) между некоммерческой  организацией и коммерческими  организациями в связи с осуществлением  предпринимательской деятельности.7

 

 

 

 

 

 

2.3 Финансовые  риски

Финансовое обеспечение  устойчивого развития некоммерческих организаций в условиях переходного  периода - особенно сложная практическая задача, требующая и специального методического обоснования, поскольку  на общие риски рыночного характера  вкладываются специфические риски  переходного периода, которые необходимо учитывать для минимизации возможных  потерь. Однако эта задача еще более  усложняется в связи с тем, что в российской науке в области  рисков решаются главным образом  математические задачи по оценке вероятности  наступления того или иного события  и в меньшей степени анализируются  отраслевые особенности проявления рисков. Анализ соответствующей литературы показывает, что практически нет  публикаций по сравнительной оценке рисков различных форм предпринимательской  деятельности и совсем не изучены  особенности рисков некоммерческих организаций.

Так как риски - форма проявления неблагоприятных факторов, влияющих на деятельность субъекта предпринимательской  деятельности, при анализе рисков некоммерческих организаций необходимо определять факторы, и условия, которые  могут обеспечить устойчивое функционирование организационных структур данного  типа. Факторы, определяющие финансовую устойчивость некоммерческих организаций, - это внешние и внутренние факторы. И те и другие могут образовывать и разные подгруппы, связанные с  разными аспектами деятельности некоммерческой организации.

Условия же успешного функционирования таких организаций на разных уровнях  экономики можно свести к следующим.

На макроуровне это - наличие  потребности общества в деятельности межкоммерческих организаций, устойчивое функционирование экономической системы, устойчивость финансовой системы и ее подсистем (налоговой, банковской), устойчивость правового регулирования статуса некоммерческой организации.

На микроуровне к таким  условиям относятся: наличие документов, регламентирующих деятельность некоммерческой организации, финансовых ресурсов для  организации ее деятельности, материально-технической  базы, управленческого персонала  и методики финансового планирования этой деятельности.

Внешними рисками при  этом являются риски, обусловленные  отсутствием или снижением спроса на услуги некоммерческой организации, риск форс-мажорных обстоятельств - при  резком изменении экономической  ситуации в стране, изменении налоговой системы, банкротстве банков, изменениях в платежной системе и в принципах правового регулирования деятельности некоммерческих организаций. К внутренним рискам относятся риски, обусловленные недостаточной компетентностью руководства, ошибками в финансовом планировании и в бухгалтерской отчетности некоммерческой организации, риски, связанные с проблемами финансирования деятельности некоммерческой организации и развития их материально-технической базы.

В случае невозможности выполнения некоммерческой организацией ее уставных задач она может быть ликвидирована  по течению суда. В случае форс-мажорных обстоятельств организация несет  существенные потери (из-за невозможности  получить дополнительные финансовые ресурсы  от спонсоров и членов некоммерческой организации, из-за потери средств в результате банкротства банков, из-за начисления штрафных санкций, изменения налогового или гражданского законодательства). Рисковая ситуация в данном случае влечет за собой вероятность потери прежде всего денежных средств. Ошибки в финансовом планировании могут сделать невозможным выполнение организацией своих обязательств и привести к потере ею ликвидности и платежеспособности. Ошибки в бухгалтерском учете ведут к потерям в виде штрафных санкций, наложенных контролирующими органами, к потере ликвидности и платежеспособности. Недостаток финансовых ресурсов влечет за собой дополнительные расходы, связанные с выплатой процентов по банковским кредитам, и, следовательно, порождает кредитный риск. Отсутствие современной материально-технической базы снижает уровень доверия спонсоров и ограничивает возможности выполнения уставных задач. Некомпетентность руководства приводит к потерям и при формировании финансовых ресурсов и при их использовании.

Риск ликвидности, риск неплатежеспособности, кредитный риск -основные риски некоммерческих организаций.

Другие рыночные риски, имеющих  финансовую форму, связаны с тем, что некоммерческие организации  могут иметь в собственности  или в оперативном управлении здания, сооружения, жилищный фонд, инвентарь, денежные средства в рублях и иностранной  валюте, ценные бумаги, земельные участки (в соответствии со ст. 25 ФЗ "О некоммерческих организациях"). Риск в этом случае состоит и в том, что у этих активов может быть снижена или  утрачена и рыночная стоимость вследствие изменения рыночной конъюнктуры, наступления форс-мажорных обстоятельств, мошеннических операций.

Учитывая, что каждая группа рисков приводит с определенной вероятностью (Р(Ар)) к определенным потерям (При) и предполагает затраты для преодоления последствий наступивших рисков (Зрн), обобщенную формулу оценки потерь некоммерческой организации, обусловленных финансовыми рисками, можно представить в следующем виде:

3=Р(Ар)*(Прн+Зрн),

где 3 - потери некоммерческой организации в результате наступления

рисковых ситуаций;

Р(Ар) - вероятность наступления рисковой ситуации Ар;

Прн - потери в результате наступления рисковых событий;

Зрн - затраты, связанные с преодолением последствий рисковых событий.

Деятельность некоммерческих организаций характеризуется высоким  уровнем риска прежде всего из-за их высокой зависимости от внешних источников финансирования.

Поскольку финансовый риск можно трактовать как вероятность  финансовых потерь в процессе деятельности субъекта экономики, финансовые риски  некоммерческих организаций - это вероятность  недополучения финансовых ресурсов для осуществления уставных целей деятельности, а также финансовых потерь в процессе деятельности. Как показывает анализ публикаций по проблемам рисков, статистический метод их оценки приемлем в условиях устойчивой экономики и при достаточной информации о финансовых затратах и результатах. Трудность заключается лишь в том, существует ли репрезентативная статистическая база.

Более предпочтителен экспертный метод оценки рисков, позволяющий  оценить уровень риска как  для отдельных проектов и направлений  деятельности, так и для всей организации  в целом. Для оценки финансовых рисков некоммерческих организаций необходимы специальные методы и процедуры, прежде всего на микроэкономическом уровне, поскольку внешние риски  некоммерческая организация в состоянии  учитывать лишь посредством процедур страхования активов, а преодолевать связанные с ними потери лишь при  диверсификации своей деятельности.

Важнейшими резервами  в повышении финансовой устойчивости некоммерческих организаций являются; формирование финансовой политики, соответствующей  специфике деятельности организации; разработка процедур финансового планирования, позволяющих диверсифицировать  источники финансовых ресурсов и  направления их использования с  целью получения дополнительных доходов при реализации уставных целей; совершенствование системы  финансово-организационных отношений  по поддержке общественно значимых проектов на федеральном и региональном уровне.

Система управления финансовыми  рисками может быть встроена в  систему финансового, менеджмента  либо осуществляться по специальному договору с коммерческим банком. При  этом создание системы управления финансовыми  рисками требует дополнительных затрат, а деятельность по сбору  информации о факторах, влияющих на и финансовую устойчивость некоммерческих организаций, и по анализу их специфики  может быть неэффективной у ряда из них, учитывая достаточную сложность  управления финансовыми рисками.8

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 3. ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ  УПРАВЛЕНИЯ ФИНАНСАМИ НЕКОММЕРЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ

3.1 Финансовый  план.

В отличие от бюджетных  учреждений некоммерческие организации  иных организационно-правовых форм по аналогии с коммерческими организациями  отражают объемы финансовых ресурсов и направления их использования  в финансовом плане, конкретная форма  которого определяется уставными документами  организации. Финансовый план может  быть представлен в форме баланса  доходов и расходов либо в виде сметы доходов и расходов, имеющей, в отличие от сметы доходов  и расходов бюджетного учреждения, два дополнительных раздела, отражающих взаимоотношения с бюджетной  системой и расчеты с кредитными организациями. Бюджетные ассигнования в финансовом плане некоммерческой организации отражаются единой суммой в виде субсидий -и субвенций, получаемых в рамках федеральной целевой программы либо в виде средств на оплату товаров, работ и услуг, выполняемых организациями по государственным или муниципальным контрактам. Планирование бюджетных ассигнований производится на основе заявок на участие в федеральной целевой программе либо конкурсе на размещение государственного муниципального контракта и соответствующих расчетов. Планирование других видов финансовых ресурсов производится в порядке, аналогичном для коммерческих организаций. Утверждается финансовый план высшим органом управления некоммерческой организации. При составлении финансовых планов некоммерческих организаций всех организационно-правовых форм применяются методы финансового планирования, используемые и коммерческими организациями: экстраполяции, нормативный, индексный, балансовый. Особенностью применения нормативного метода в финансовом планировании в бюджетных учреждениях является обязательность использования норм и нормативов, установленных в законодательном порядке, либо расчетных норм, установленных финансовыми органами.9

Порядок внесения изменений  в финансовые планы некоммерческих организаций иных организационно-правовых форм определяется ими самостоятельно на основе анализа исполнения финансовых планов и не регулируется законодательством. Эти изменения вносятся высшим органом управления некоммерческой организации, утвердившим финансовый план.

Информация о работе Принципы и особенности функционирования финансов не комерческих организаций