Прибыль

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Мая 2012 в 09:11, курсовая работа

Описание работы

Актуальность данной работы заключается в том, что с переходом экономики государства на основы рыночного хозяйства усиливается многоаспектное значение прибыли. Акционерное, арендное, частное или другой формы собственности предприятие, получив финансовую самостоятельность и независимость, вправе решать, на какие цели и в каких размерах направлять прибыль, оставшуюся после уплаты налогов в бюджет и других обязательных платежей и отчислений.
Целью данной работы является исследование основных финансово экономических показателей деятельности предприятия, а именно прибыли и рентабельности, их видов, приведение формул расчетов прибыли и рентабельности, путей повышения прибыли, описание процесса формирования прибыли и ее распределение предприятием.

Содержание

Введение. 3
Глава 1. Теоретические основы прибыли 5
1.1.Экономическая сущность прибыли 5
1.2. Формирование прибыли 7
1.3. Виды прибыли. 10
Глава 2. Порядок планирования и использования прибыли 13
2.1.Методы планирования прибыли на предприятии и рентабельность. 13
2.2.Анализ прибыли. 23
2.3.Максимизации прибыли 27
Глава 3. Рекомендации по повышению прибыли. 29
Заключение. 31
Список литературы. 33

Работа содержит 1 файл

курсовая работа.docx

— 124.05 Кб (Скачать)

     Этот  метод планирования прибыли базируется на принципе разделения затрат на условно-постоянные, и условно-переменные, и расчете  маржинальной прибыли.

     Маржинальную  прибыль еще называют "валовая  прибыль", "маржинальный доход", "предельный доход". Выручка от реализации продукции без НДС, акцизные марки, таможенные пошлины - из них вычитают условно-переменные затраты и получается маржинальная прибыль.

     ВЫРУЧКА - ПЕРЕМЕННЫЕ ЗАТРАТЫ = ПРИБЫЛЬ + ПОСТОЯННЫЕ ЗАТРАТЫ

     Далее из маржинальной прибыли вычитаются условно-постоянные затраты и определяется финансовый результат - прибыль или  убыток.

     Точка безубыточности - это такой объем  выручки при котором предприятие не получаем ни прибыли, ни убытка.

     

     Рис.3 . Точка безубыточности 

     Прямые 1-3 показывают зависимость переменных и постоянных затрат, а также выручки  от объема производства. Точка критического объема производства показывает объем  производства, при котором выручка  от реализации равна ее полной себестоимости. После определения точки безубыточности планирование прибыли строится на основе эффекта операционного (производственного) рычага, то есть того запаса финансовой прочности, при котором предприятие может позволить себе снизить объем реализации, не приводя к убыточности.

     Эффект  операционного рычага состоит в  том, что любое изменение выручки  от реализации приводит к еще более  сильному изменению прибыли. Действие этого эффекта связано с непропорциональным воздействием условно-постоянных и  условно-переменных затрат на финансовый результат при изменении объема производства и реализации.

     Чем выше доля условно-постоянных расходов и себестоимости продукции, тем  сильнее воздействие операционного  рычага. И наоборот, при росте объема продаж доля условно-постоянных расходов падает и воздействие операционного рычага падает и воздействие операционного рычага уменьшается.

     Сила  воздействия операционного рычага рассчитывается по формуле:

     Маржинальная  прибыль / Прибыль = Сила вздействия

     ПРИМЕР:

     Выручка от реализации: 500 млн. руб.

     Условно-переменные затраты: 250 млн. руб.

     Условно-постоянные затраты: 100 млн. руб.

     Рассчитать  точку безубыточности и эффект операционного  рычага.

      

     Рассчитаем  процент маржинальной прибыли к  выручке от реализации:

     (250 : 500) * 100% = 50 млн. руб.

     Точка безубыточности будет определена как  отношение постоянных затрат к доле маржинальной прибыли в общей  выручке от реализации:

     (100 : 50) * 100% = 200 млн. руб.

     эффект  операционного рычага рассчитывается по формуле выше:

     250 : 150 = 1,67 то есть любое изменение выручки влечет за собой изменение прибыли в пропорции 1 к 1,67. Допустим у предприятия появилась возможность увеличить выручку от реализации на 10% (550 млн. руб.), следовательно, прибыль увеличится на 1,67% и предприятие будет иметь 250,5 млн. руб. прибыли, а не 150 млн. руб. 

     Рентабельность -  это относительный показатель интенсивности производства. Он отражает уровень прибыльности относительно определенной базы. Предприятие считается  рентабельным, если суммы выручки  от реализации продукции достаточно не только для покрытия затрат на производство и реализацию, но и для образования  прибыли.

       Рентабельность предприятия может  исчисляться по-разному. Показатель  рентабельности, исчисляемый как  отношение прибыли к стоимости  производственных фондов, применяется  для обобщения оценки уровня  прибыльности, доходности предприятия.  Этот показатель исчисляется  по формуле7:

                          П  

          Р =  -----------------  х 100,  

                 ОФ + НОС 

     Где  Р -  уровень рентабельности производства, %;

     П -  валовая прибыль предприятия, руб.;

     ОФ -  среднегодовая стоимость основных производственных  фондов, руб.;

     НОС -  среднегодовая стоимость нормируемых  оборотных средств, руб.

     Кроме рентабельности производства в процессе анализа предпринимательской деятельности предприятий широко используется показатель рентабельности продукции, исчисляемой как отношение прибыли от реализации продукции к полной себестоимости  этой продукции.

     Применение  этого показателя рентабельности наиболее рационально при внутрихозяйственных  аналитических расчетах, при контроле за прибыльностью отдельных видов изделий, внедрении в производство новых видов продукции и снятии с производства неэффективных изделий.

     Прибыль связана как с себестоимостью изделия, так и с ценой, по которой  оно реализуется, поэтому рентабельность продукции  может быть исчислена  как отношение  прибыли к стоимости  реализованной продукции по свободным  или регулируемым ценам.

     Эти показатели взаимосвязаны и характеризуют  изменение текущих затрат на производство и реализацию как всей продукции, так и отдельных ее видов. Поэтому  важно сформировать структуру продукции  в зависимости от изменения удельных весов изделий с большей или  меньшей рентабельностью с тем, чтобы в целом повысить эффективность  производства и получить дополнительные возможности увеличения прибыли.

     Рентабельность  продукции в двух ее разновидностях исчисляется по формулам8:

                П                                    П  

     Р = ----------  х  100 и   Р =  --------  х  100,  

               Сn                                Ц n

     Где Р -  рентабельность продукции, %;

          П -  валовая прибыль предприятия, руб.;

     Сn  ¾ полная себестоимость реализованной продукции, руб.;

     Цn ¾ объем реализованной продукции в соответствующих ценах (за минусом налогов на добавленную стоимость НДС и акцизов), руб.

     Факторы роста любого показателя рентабельности зависят от единых экономических процессов и явлений9:

     ¾  совершенствование системы управления производством в условиях рыночной  экономики на основе преодоления  кризиса в финансовокредитной  и денежной системах;

     ¾ повышение эффективности использования  ресурсов предприятиями на основе стабилизации взаимных расчетов и системы расчетноплатежных отношений;

     ¾  индексация оборотных средств и  четкое определение источников их формирования.

     Важным  фактором роста рентабельности в  нынешних условиях является работа предприятий  по ресурсосбережению, что ведет  к снижению себестоимости, а следовательно,  ¾ росту прибыли. Дело в том, что развитие производства за счет экономии ресурсов на данном этапе намного дешевле, чем разработка новых месторождений и вовлечение в производство новых ресурсов.

     Снижение  себестоимости должно стать главным  условием роста прибыльности и рентабельности производства.

 

2.2.Анализ  прибыли.

     Оценка  прибыльности коммерческого предприятия  проводится в сравнении с планом и предшествующим периодом. При этом, как и по другим количественным показателям, необходимо обеспечить сопоставимость показателей и исключить ценовое  влияние, особенно в условиях происходящих инфляционных процессов (если уровень  инфляции находится в пределах 5%, его можно не учитывать при  анализе и планировании основных показателей хозяйственной деятельности)

     В ходе анализа выясняется, сумело ли коммерческое предприятие получить запланированную прибыль, по каким  причинам, если такое зафиксировано, не обеспечено выполнение планов по прибыли; кто виноват - плохое планирование или  плохая работа.

     Анализ  прибыли производится в несколько  этапов.

     На  первом этапе производится анализ динамики прибыли и рентабельности в целом  по предприятию и его подразделениям путем выявления тенденции изменения  массы прибыли и рентабельности за исследуемый период. В этих целях  исчисляются темпы (базисные и цепные) роста (снижения) анализируемых показателей  и сравниваются с динамикой аналогичных  показателей конкурентов и со среднегодовой нормой прибыли на вложенный капитал.

     На  втором этапе оценивается влияние  факторов на прибыль и рентабельность:

     а) изменение объема товарооборота  в текущих ценах,рассчитывается по формуле

     АПаq = ((Qп - Qб) x Ртб)/100 ,

     где АПаq - изменение прибыли за счет изменения размера товарооборота; Qп и Qб - объем товарооборота в отчетном и базисном (плановом) периодах, млн р.; Ртб - рентабельность продаж за предшествующий (плановый) период;

     б) изменение объема продаж в сопоставимых ценах (физического объема товарооборота)

     АПаq = ((CQ - Qб) x Ртб))/100 ,

     где CQ - сопоставимый товарооборот;

     в) для измерения влияния цен  реализуемых товаров на прибыль  можно использовать следующую формулу:

     Agaci = (ФТ x (Iп - 1) x Р тб)/100

     где ФТ - физическая масса товаров; Iп - индекс цен отчетного периода в сравнении с базисным.

     Общее влияние факторов физической массы  товаров и изменения цены должно дать результат изменения прибыли  за счет изменения объема реализации в текущих ценах;

     г) влияние изменения уровня валового дохода на прибыль определяятся следующим образом:

     AПавд = (УВДф - УВДб) x Qф ,

     где УВДф - фактический (ожидаемый) уровень валового дохода в текущем году (периоде), %', УВДб - уровень валового дохода в базисном периоде; %, Qф - объем фактического товарооборота;

     д) оценка влияния издержек обращения на прибыль может быть измерена с помощью следующего уравнения:

     AПаио = ((УИОф - УИОб) x Qф)/100 ,

     где УИОф - фактический уровень издержек' обращения, %; УИОб - уровень издержек обращенияяв базисном периоде, %',Оф - фактический объем товарооборота;

     е) влияние на размер балансовой прибыли  изменения прочих доходов и затрат определяется методом пряяого счета. Изменение разницы между доходами и расходами и будет .размером влияния данного фактора на результат;

     ж) изменение эффективности использования  ресурсов и капитала предприятия  измеряятся с помощью следующей формулы:

     П = (Р x Ррп)/100 ,

     где Р - .размер вложенных ресурсов (капитала) в стоимостной оценке; Pрп - рентабельность использования определенного вида ресурсов (капитала), %.

     Совокупное  влияние на формирование прибыли  размера используемых ресурсов и  эффективности их использования  рассчитывается следующим образом:

     AПар = ((Рп - Рб) x Ррб)/100 ;

     Aпаррп =(Рп x (Ррп - Ррб))/100 ,

     На  втором этапе анализа по рекомендациям  отдельных экономистов предлагается также рассчитать удельный вес валовых  доходов в товарообороте, удельный вес в валовых доходах чистой продукции (заработная плата плюс прибыль), удельный вес в чистой продукции  прибыли, а затем на основании  этих показателей построить график их взаимосвязи и определить достаточность  доходов и прибыли для решения  основных задач.

     На  третьем этапе выявляются резервы  увеличения прибыли и возможности  их использования в перспективе.

     Анализ  прибыли и рентабельности завершается  обобщением неиспользованных резервов для их роста- Таковыми являются ускорение оборачиваемости оборотных средств, повышение эффективности затрат живого труда, сокращение издержек обращения, рост производительности труда, коэффициентов эффективности использования торговых площадей, рост продажи товаров в натуральных единицах измерения.

Информация о работе Прибыль