Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Мая 2012 в 09:11, курсовая работа
Актуальность данной работы заключается в том, что с переходом экономики государства на основы рыночного хозяйства усиливается многоаспектное значение прибыли. Акционерное, арендное, частное или другой формы собственности предприятие, получив финансовую самостоятельность и независимость, вправе решать, на какие цели и в каких размерах направлять прибыль, оставшуюся после уплаты налогов в бюджет и других обязательных платежей и отчислений.
Целью данной работы является исследование основных финансово экономических показателей деятельности предприятия, а именно прибыли и рентабельности, их видов, приведение формул расчетов прибыли и рентабельности, путей повышения прибыли, описание процесса формирования прибыли и ее распределение предприятием.
Введение. 3
Глава 1. Теоретические основы прибыли 5
1.1.Экономическая сущность прибыли 5
1.2. Формирование прибыли 7
1.3. Виды прибыли. 10
Глава 2. Порядок планирования и использования прибыли 13
2.1.Методы планирования прибыли на предприятии и рентабельность. 13
2.2.Анализ прибыли. 23
2.3.Максимизации прибыли 27
Глава 3. Рекомендации по повышению прибыли. 29
Заключение. 31
Список литературы. 33
Этот метод планирования прибыли базируется на принципе разделения затрат на условно-постоянные, и условно-переменные, и расчете маржинальной прибыли.
Маржинальную прибыль еще называют "валовая прибыль", "маржинальный доход", "предельный доход". Выручка от реализации продукции без НДС, акцизные марки, таможенные пошлины - из них вычитают условно-переменные затраты и получается маржинальная прибыль.
ВЫРУЧКА - ПЕРЕМЕННЫЕ ЗАТРАТЫ = ПРИБЫЛЬ + ПОСТОЯННЫЕ ЗАТРАТЫ
Далее из маржинальной прибыли вычитаются условно-постоянные затраты и определяется финансовый результат - прибыль или убыток.
Точка безубыточности - это такой объем выручки при котором предприятие не получаем ни прибыли, ни убытка.
Рис.3
. Точка безубыточности
Прямые
1-3 показывают зависимость переменных
и постоянных затрат, а также выручки
от объема производства. Точка критического
объема производства показывает объем
производства, при котором выручка
от реализации равна ее полной себестоимости.
После определения точки
Эффект
операционного рычага состоит в
том, что любое изменение выручки
от реализации приводит к еще более
сильному изменению прибыли. Действие
этого эффекта связано с
Чем
выше доля условно-постоянных расходов
и себестоимости продукции, тем
сильнее воздействие
Сила
воздействия операционного
Маржинальная прибыль / Прибыль = Сила вздействия
ПРИМЕР:
Выручка от реализации: 500 млн. руб.
Условно-переменные затраты: 250 млн. руб.
Условно-постоянные затраты: 100 млн. руб.
Рассчитать точку безубыточности и эффект операционного рычага.
Рассчитаем процент маржинальной прибыли к выручке от реализации:
(250 : 500) * 100% = 50 млн. руб.
Точка безубыточности будет определена как отношение постоянных затрат к доле маржинальной прибыли в общей выручке от реализации:
(100 : 50) * 100% = 200 млн. руб.
эффект операционного рычага рассчитывается по формуле выше:
250
: 150 = 1,67 то есть любое изменение выручки
влечет за собой изменение прибыли в пропорции
1 к 1,67. Допустим у предприятия появилась
возможность увеличить выручку от реализации
на 10% (550 млн. руб.), следовательно, прибыль
увеличится на 1,67% и предприятие будет
иметь 250,5 млн. руб. прибыли, а не 150 млн.
руб.
Рентабельность - это относительный показатель интенсивности производства. Он отражает уровень прибыльности относительно определенной базы. Предприятие считается рентабельным, если суммы выручки от реализации продукции достаточно не только для покрытия затрат на производство и реализацию, но и для образования прибыли.
Рентабельность предприятия
П
Р = ----------------- х 100,
ОФ + НОС
Где Р - уровень рентабельности производства, %;
П - валовая прибыль предприятия, руб.;
ОФ
- среднегодовая стоимость
НОС
- среднегодовая стоимость
Кроме
рентабельности производства в процессе
анализа предпринимательской
Применение
этого показателя рентабельности наиболее
рационально при
Прибыль связана как с себестоимостью изделия, так и с ценой, по которой оно реализуется, поэтому рентабельность продукции может быть исчислена как отношение прибыли к стоимости реализованной продукции по свободным или регулируемым ценам.
Эти показатели взаимосвязаны и характеризуют изменение текущих затрат на производство и реализацию как всей продукции, так и отдельных ее видов. Поэтому важно сформировать структуру продукции в зависимости от изменения удельных весов изделий с большей или меньшей рентабельностью с тем, чтобы в целом повысить эффективность производства и получить дополнительные возможности увеличения прибыли.
Рентабельность продукции в двух ее разновидностях исчисляется по формулам8:
П
Р
= ---------- х 100 и Р = --------
х 100,
Сn
Где Р - рентабельность продукции, %;
П - валовая прибыль предприятия, руб.;
Сn ¾ полная себестоимость реализованной продукции, руб.;
Цn ¾ объем реализованной продукции в соответствующих ценах (за минусом налогов на добавленную стоимость НДС и акцизов), руб.
Факторы роста любого показателя рентабельности зависят от единых экономических процессов и явлений9:
¾
совершенствование системы
¾
повышение эффективности
¾ индексация оборотных средств и четкое определение источников их формирования.
Важным фактором роста рентабельности в нынешних условиях является работа предприятий по ресурсосбережению, что ведет к снижению себестоимости, а следовательно, ¾ росту прибыли. Дело в том, что развитие производства за счет экономии ресурсов на данном этапе намного дешевле, чем разработка новых месторождений и вовлечение в производство новых ресурсов.
Снижение себестоимости должно стать главным условием роста прибыльности и рентабельности производства.
Оценка
прибыльности коммерческого предприятия
проводится в сравнении с планом
и предшествующим периодом. При этом,
как и по другим количественным показателям,
необходимо обеспечить сопоставимость
показателей и исключить
В ходе анализа выясняется, сумело ли коммерческое предприятие получить запланированную прибыль, по каким причинам, если такое зафиксировано, не обеспечено выполнение планов по прибыли; кто виноват - плохое планирование или плохая работа.
Анализ прибыли производится в несколько этапов.
На
первом этапе производится анализ динамики
прибыли и рентабельности в целом
по предприятию и его
На втором этапе оценивается влияние факторов на прибыль и рентабельность:
а) изменение объема товарооборота в текущих ценах,рассчитывается по формуле
АПаq = ((Qп - Qб) x Ртб)/100 ,
где АПаq - изменение прибыли за счет изменения размера товарооборота; Qп и Qб - объем товарооборота в отчетном и базисном (плановом) периодах, млн р.; Ртб - рентабельность продаж за предшествующий (плановый) период;
б) изменение объема продаж в сопоставимых ценах (физического объема товарооборота)
АПаq = ((CQ - Qб) x Ртб))/100 ,
где CQ - сопоставимый товарооборот;
в) для измерения влияния цен реализуемых товаров на прибыль можно использовать следующую формулу:
Agaci = (ФТ x (Iп - 1) x Р тб)/100
где ФТ - физическая масса товаров; Iп - индекс цен отчетного периода в сравнении с базисным.
Общее влияние факторов физической массы товаров и изменения цены должно дать результат изменения прибыли за счет изменения объема реализации в текущих ценах;
г) влияние изменения уровня валового дохода на прибыль определяятся следующим образом:
AПавд = (УВДф - УВДб) x Qф ,
где УВДф - фактический (ожидаемый) уровень валового дохода в текущем году (периоде), %', УВДб - уровень валового дохода в базисном периоде; %, Qф - объем фактического товарооборота;
д) оценка влияния издержек обращения на прибыль может быть измерена с помощью следующего уравнения:
AПаио = ((УИОф - УИОб) x Qф)/100 ,
где УИОф - фактический уровень издержек' обращения, %; УИОб - уровень издержек обращенияяв базисном периоде, %',Оф - фактический объем товарооборота;
е) влияние на размер балансовой прибыли изменения прочих доходов и затрат определяется методом пряяого счета. Изменение разницы между доходами и расходами и будет .размером влияния данного фактора на результат;
ж)
изменение эффективности
П = (Р x Ррп)/100 ,
где Р - .размер вложенных ресурсов (капитала) в стоимостной оценке; Pрп - рентабельность использования определенного вида ресурсов (капитала), %.
Совокупное влияние на формирование прибыли размера используемых ресурсов и эффективности их использования рассчитывается следующим образом:
AПар = ((Рп - Рб) x Ррб)/100 ;
Aпаррп =(Рп x (Ррп - Ррб))/100 ,
На
втором этапе анализа по рекомендациям
отдельных экономистов
На третьем этапе выявляются резервы увеличения прибыли и возможности их использования в перспективе.
Анализ прибыли и рентабельности завершается обобщением неиспользованных резервов для их роста- Таковыми являются ускорение оборачиваемости оборотных средств, повышение эффективности затрат живого труда, сокращение издержек обращения, рост производительности труда, коэффициентов эффективности использования торговых площадей, рост продажи товаров в натуральных единицах измерения.