Предпринимательский риск и современные методы управления им

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Августа 2011 в 17:10, курсовая работа

Описание работы

Итак, целью данной работы является ознакомление с теоретическими основами и действующей практикой управления предпринимательскими рисками.

Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:

раскрыть понятие и сущность предпринимательского риска;
охарактеризовать виды предпринимательского риска;
рассмотреть современные методы управления предпринимательским риском.

Содержание

Введение……………………………………………………………………3

1. СУЩНОСТЬ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИХ РИСКОВ……………....6

1.1 Характеристика предпринимательского риска………………………6

1.2 Классификация предпринимательского риска………………………10

2. СОВРЕМЕННЫЕ МЕТОДЫ СНИЖЕНИЯ ПРЕДПРИИНИМАТЕЛЬСКОГО РИСКА……………………………….15

2.1 Приемы и методы управления рисками……………………………...15

2.2. Особенности снижения предпринимательского риска в России…..27

3. АНАЛИЗ РИСКОВ ПРЕДПРИЯТИЯ И НАПРАВЛЕНИЯ УПРАВЛЕНИЯ (НА ПРИМЕРЕ ОАО «МЕГАФОН»)……………………………………33

3.1 Экономическая характеристика предприятия………………………33

3.2 Анализ предпринимательских рисков компании…………………...36

3.3 Пути минимизации рисков предприятия на рынке…………………46

Заключение………………………………………………………………..51

Список используемой литературы………………………………………54

Работа содержит 1 файл

Курсовая.doc

— 370.00 Кб (Скачать)

     Объединение компаний было завершено в марте 2002 года. В июле 2002 года ЗАО «Северо-Западный GSM» было переименовано в «МегаФон»  и перерегистрировано как открытое акционерное общество. В течение 2002года и начала 2003 года доля во всех дочерних региональных сотовых операторах была доведена до 100%. Виды продукции (работ, услуг) обеспечившие не менее чем 10 процентов объема реализации (выручки) эмитента за отчетный период. Объем реализованных услуг представлен в таблице 2.6.

     Таблица 3

     Объем реализованных услуг.

      
     Наименование  показателя      2009 г.      2010 г.       
     Объем выручки от оказания услуг, тыс. руб.      15 225 203      24 929 291       
     В том числе объем выручки от

     реализации  эфирного времени,

     тыс. руб.

     10 698 258

     70,3%

     18 222 526

     73%

      
                           

     Исходя  из табличных данных видно, что объем  выручки от оказания услуг в 2010 г. вырос и составил 24 929 291 тыс. руб., в 2009г. он составлял 15 225 203 тыс. руб. В том числе объем выручки от реализации эфирного времени составил в 2010 г.- 18222526 тыс. руб., а в 2009- 10 698 258 тыс. руб.

     Доля  от общего объема выручки в 2010 г. увеличилась по сравнению с 2009 г.

     К факторам, которые могут негативно  повлиять на сбыт ОАО «МегаФон» своих услуг, можно отнести:

     ухудшение экономической ситуации и, как результат, снижение доходов населения;

     снижение  цен на услуги мобильной связи  с увеличением интенсивности  конкуренции вследствие появления  на рынке новых игроков;

     поздний выход на новые региональные рынки, когда основная часть платежеспособных клиентов уже является абонентами конкурентов Эмитента.

     Для снижения рисков ухудшения сбыта  вследствие описанных выше факторов ОАО «МегаФон» необходимо разрабатывать, и внедрять специальные программы  лояльности для удержания абонентской базы, продолжать строить сильную торговую марку, разрабатывать эффективную маркетинговую политику.

     3.2 Анализ предпринимательских рисков компании

     Как и в работе любого предприятия, в  работе ОАО «Мегафон» присутствуют риски. Одни из них могут быть прогнозируемыми, другие частично непрогнозируемыми, но все они в той или иной мере оказывают влияние на работу предприятия. Для данного предприятия характерна подверженность следующим видам риска.

     Риск  конкуренции

     Российский  рынок мобильной связи характеризуется высокой концентрацией. По данным компании АС&М Consulting на 31 декабря 2010 г. число пользователей сотовой связи достигло 152 млн., увеличившись на 2.7 млн. с ноября 2010 г. и на 25.9 млн. с декабря 2009 г. Три ведущих оператора мобильной связи - ОАО «МТС», ОАО «ВымпелКом» и ОАО «МегаФон» совместно обслуживают 85,9% общего количества абонентов в стране. На 31 декабря 2010 г. доля МТС на совокупном российском рынке составляет 33,7%, доля ВымпелКома - 31,7% и доля МегаФона - 19,5%. Оставшиеся 15,1% делят между собой различные региональные операторы

     В каждом из восьми российских макро-регионов Общество конкурирует, по меньшей мере, с двумя операторами мобильной  связи. Конкуренция ведется, во-первых, в области тарифов и, во-вторых, в области сетевого покрытия и его качества, качества обслуживания клиентов, цен на услуги роуминга и ассортимента предлагаемых дополнительных услуг.

     Поэтому возникает риск снижения объема реализации в результате падения спроса на бренд (риск невостребованности). На возможность возникновения такого риска влияют внешнеэкономическая ситуация, информационная база, научно-технический уровень.

     Риск  потери качества товара, т.е. связи, а  именно на стадии развития качества связи, что приводит к снижению цены на него. К причинам такого риска можно отнести некачественную установку вышек.

     Риск  повышение издержек обращения в  сравнении с намеченными в  результате выплаты штрафов, непредвиденных пошлин отчислений, что приводит к  снижению прибыли фирмы.

     Риски, связанные с неисполнением хозяйственных договоров. Причиной неисполнения хозяйственных договоров часто является неплатежеспособность партнеров.

     Среди таковых: рисков в деятельности компании можно отметить риск отказа партнера от заключения договора после проведения переговоров может возникнуть в случае необходимости изменения предварительных условий контракта, а также при недобросовестности партнера. Такой риск имеет место из-за вероятности «переключения» партнера на конкурирующие фирмы. Билайн, МТС которые могут предложить лучшие условия сделки.

     Так как производственно-хозяйственная  деятельность Компании Мегафон непосредственно  связана с компьютеризацией и  автоматизацией, то это обстоятельство приводит к возможности потерь в  результате сбоя компьютерной системы, сбоя вычислительной техники.

     Отраслевые  риски

     В последние несколько лет отрасль  сотовой связи является одной  из наиболее динамично развивающихся  отраслей российской экономики. Ухудшения  ситуации в данной отрасли в России в обозримом будущем не предвидится. Если в конце 2004 года общее число абонентов составляло 74,35 миллиона, то на конец 3 квартала 2010 года, общее количество достигло 147 миллионов (по данным консалтингового агентства ACM-Consulting). Это обеспечило России первое место в Восточной Европе по показателю «абсолютное число абонентов сотовой связи».

     Надо  отметить, что влияние этого фактора  на деятельность эмитента снижается  за счет того, что ОАО «МегаФон»  является одним из трех крупнейших операторов сотовой связи на российском рынке и постепенно увеличивает свою долю рынка. Предполагаемые действия эмитента в случае усиления конкуренции: наращивание абонентской базы путем применения конкурентоспособных тарифов, своевременного расширения сетей, развития телекоммуникационной инфраструктуры и внедрения новых видов услуг.

     Построение  телекоммуникационной сети ОАО «МегаФон»  подвержено рискам и неопределенности, которые могут замедлить начало предоставления услуг на некоторых  территориях и увеличить стоимость  строительства необходимой инфраструктуры. К числу таких рисков, относятся правила, регулирующие применение телекоммуникационного оборудования в сетях связи общего пользования и ввод в эксплуатацию новых объектов. В частности, все виды оборудования подлежат обязательной государственной сертификации.

     Риски, связанные с возможным изменением цен на сырье, услуги, используемые эмитентом в своей деятельности (отдельно на внутреннем и внешнем рынках), и их влияние на деятельность эмитента и исполнение обязательств по ценным бумагам.

     Для расширения сетей и развития телекоммуникационной инфраструктуры эмитент осуществляет закупки специального дорогостоящего, в основном импортного оборудования. В связи с этим существуют риски, связанные с (а) возможной девальвацией рубля по отношению к Евро и Доллару США и (б) возможным повышением цен на оборудование и услуги, используемые эмитентом в своей деятельности, может оказать негативное влияние на его финансовые показатели, так как приведет к росту расходов и как следствие - к уменьшению прибыли

     Высокий уровень конкуренции приводит к необходимости снижения тарифов на услуги эмитента с целью обеспечения конкурентоспособности его услуг на рынке. Снижение тарифов, наряду с вложением инвестиции в развитие телекоммуникационной инфраструктуры и сокращением темпов роста абонентской базы, может привести к снижению рентабельности бизнеса.

     Будущая выручка от абонентов не является в достаточной степени предсказуемой. ОАО «МегаФон» стремиться к тому, чтобы контрактные абоненты заключали  договоры на обслуживание. Однако многие из договоров на обслуживание могут быть расторгнуты абонентами за короткое время без существенных штрафных санкций. Уровень оттока абонентов у ОАО «МегаФон», который представляет число абонентов, отключившихся от его сети в течение определенного периода, в процентном отношении от числа абонентов в периоде подвержен колебаниям, которые трудно прогнозировать. По итогам трех кварталов 2010 года уровень оттока составил 34%. Рост уровня оттока абонентов обусловлен в основном высокими темпами роста абонентской базы и значительным усилением конкуренции на рынке, а также введением более жесткой системы подсчета абонентов. Существенную долю клиентов ОАО «МегаФон» составляют абоненты, которые пользуются мобильной связью в первый раз. Лояльность новых абонентов в условиях высокой конкуренции является низкой, новые абоненты мигрируют между тарифными планами и операторами чаще, чем уже устоявшиеся пользователи услуг мобильной связи. Миграция наших абонентов между тарифными планами технически регистрируется как отток, хотя абоненты остаются у ОАО «МегаФон», тем самым это отражается на общем увеличении уровня оттока в указанные периоды. Поскольку ОАО «МегаФон» планирует расходы на основе своих прогнозов будущей выручки, существенные неточности в прогнозировании выручки могут отрицательно сказаться на результатах его хозяйственной деятельности.

     Финансовые  риски

     Высокая инфляция отражается на курсе рубля  по отношению к доллару и евро и может привести к увеличению ряда расходов компании, выраженных в  этих валютах. Такие расходы включают оплату труда и арендную плату, которые существенно зависят от общего повышения уровня цен в России. В ситуации жесткой конкуренции ОАО «МегаФон» не сможет поднять тарифы по своим услугам до уровня, обеспечивающего текущую норму операционной прибыли. Соответственно, высокий уровень инфляции в России по отношению к девальвации рубля, может увеличить расходы компании и снизить операционную прибыль.

     С целью минимизации данного риска  ОАО «МегаФон» в большинстве  случаев устанавливает тарифы на свои услуги в зависимости от изменения курса рубля по отношению к доллару США.

     Риски, связанные с изменением процентных ставок

     Телекоммуникационная  отрасль относится к числу  капиталоемких отраслей народного  хозяйства. Чтобы продолжать свое развитие, ОАО «Мегафон» необходимо производить существенные капитальные вложения, строить и развивать свои телекоммуникационные сети. Сохранение и укрепление позиций ОАО «МегаФон» на телекоммуникационном рынке потребует значительных дополнительных инвестиционных расходов. Чтобы удовлетворить свои инвестиционные потребности, ОАО «МегаФон» требуется привлечение дополнительного финансирования. Рост процентных ставок на рынке может привести к тому, что ОАО «МегаФон» будет вынужден привлекать более дорогие средства для финансирования своей инвестиционной программы и текущей деятельности.

     Если  Компания не сможет получить достаточных  средств на коммерчески выгодных условиях, она, возможно, будет вынуждена  существенно сократить расходы  на развитие своих телекоммуникационных сетей, что может отрицательно повлиять на ее долю рынка и операционные результаты.

     В тоже время увеличение процентных ставок снизит стоимость обслуживания в  реальном выражении уже существующих займов, ставки по которым фиксированы.

     Таким образом, влияние изменения процентных ставок на деятельность ОАО «МегаФон» весьма существенно.

     Риски, связанные с условиями  кредитных договоров:

     Инфляционный  риск

     Состояние российской экономики характеризуется  высокими темпами инфляции. После  кризиса 1998 года уровень инфляции постоянно  снижался и достиг 10% в 2006 году и прогнозируется дальнейшее снижение инфляции. Начиная с 2002 года кумулятивный индекс потребительских цен за три года не превышает 100%. Тем не менее уровень инфляции напрямую зависит от политической и экономической ситуации в стране. В случае увеличения темпов инфляции снижается реальная стоимость процентных выплат по обязательствам в национальной валюте, что является благоприятным фактором для ОАО «МегаФон».

     Риски связанные с изменением курса обмена иностранных  валют.

Информация о работе Предпринимательский риск и современные методы управления им