Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2012 в 21:38, реферат
Некоммерческая организация может осуществлять предпринимательскую деятельность только для достижения указанных целей или для обеспечения дополнительных источников финансирования. Прибыль от предпринимательской деятельности НКО не подлежит перераспределению между членами или участниками некоммерческой организации, а направляется на достижение целей, ради которых она создавалась.
Введение 3
1. Организационно – правовые формы НКО 5
1.1. Общественные объединения 6
1.2. Религиозные объединения 6
1.3. Некоммерческие партнерства 7
1.4. Учреждения 7
1.5. Автономные некоммерческие организации 8
1.6. Фонды 8
1.7. Товарищества собственников жилья 8
1.8. Ассоциации 9
2. О возможности НКО осуществлять предпринимательскую деятельность 9
3. Регулирование предпринимательской деятельности НКО 10
4. Контроль за деятельностью НКО 12
Заключение 14
Литература 16
1.7. Товарищества собственников жилья
Товарищества собственников жилья (ТСЖ) – некоммерческие организации, объединения собственников помещений в многоквартирном доме для совместного управления комплексом недвижимого имущества в многоквартирном доме, обеспечения эксплуатации этого комплекса, владения, пользования, и, в установленных законодательством пределах, распоряжения общим имуществом в многоквартирном доме. Число членов товарищества собственников жилья должно превышать пятьдесят процентов голосов от общего числа голосов собственников помещений в многоквартирном доме.
1.8. Ассоциации
Ассоциации (союзы) – некоммерческие объединения юридических лиц, которые создаются коммерческими и некоммерческими организациями с целью координации их предпринимательской деятельности, а также представления и защиты общих имущественных интересов. Члены ассоциаций (союзов) сохраняют всю самостоятельность и права юридического лица. В случае создания, слияния и присоединения некоммерческих организаций (ассоциаций, союзов, некоммерческих партнерств), в состав которых входит не менее двух коммерческих организаций, учредители (участники) обязаны в течение 45 дней уведомить Федеральную антимонопольную службу (ФАС).
Некоммерческая организация
считается созданной как
Согласно ст.15 ФЗ "О
некоммерческих организациях", учредителями
некоммерческой организации, в зависимости
от ее организационно-правовых форм, могут
выступать граждане и (или) юридические
лица.
Некоммерческие организации могут осуществлять
один или несколько видов деятельности,
не запрещенных законодательством РФ
и соответствующих целям деятельности,
предусмотренными их учредительными документами.
Предпринимательскую деятельность некоммерческие
организации могут осуществлять лишь
во имя достижения целей, ради которых
они созданы.
2. О возможности НКО осуществлять предпринимательскую деятельность
Как следует из предыдущего раздела настоящей статьи, предпринимательскую деятельность вправе вести НКО любой организационно-правовой формы, за исключением объединений юридических лиц (ассоциаций и союзов).
При этом согласно пункту 2 статьи 24 Закона РФ № 7-ФЗ к предпринимательским относятся следующие виды деятельности, приносящие доход:
- производство товаров и услуг, отвечающих целям создания НКО;
приобретение и реализация ценных бумаг, имущественных и неимущественных прав;
- участие в хозяйственных обществах и участие в товариществах на вере в качестве вкладчика.
Таким образом, список видов деятельности НКО, которые считаются предпринимательскими, является закрытым.
Действующее законодательство налагает на НКО, осуществляющих предпринимательскую деятельность, дополнительное ограничение: извлечение прибыли не является основной целью деятельности НКО, а служит лишь достижению целей, ради которых организация создана.
Кроме того, и статьей 50 ГК РФ, и пунктом 3 статьи 26 Закона РФ № 7-ФЗ к НКО предъявляется дополнительное требование: полученная прибыль не подлежит распределению между участниками (членами) организации.
Однако, как уже говорилось выше, потребительские кооперативы являются исключением из данного правила. Такое разрешение является логичным, так как целью создания данной организации является удовлетворение материальных потребностей участников, в то время как НКО других организационно-правовых форм имеют цели, направленные на достижение общественных благ.
3. Регулирование предпринимательской деятельности
НКО
В условиях сокращения реальных доходов населения, высокого налогового пресса, заставляющего предприятия скрывать получаемые доходы и неразвитости традиций меценатства, особую значимость для некоммерческих организаций приобретают доходы от их собственной предпринимательской (коммерческой) деятельности.
Каждый имеет право
на свободное использование своих
возможностей и имущества для
предпринимательской
В России, как и в других странах центральной и восточной Европы, вопросы регулирования такой деятельности стали предметом широких дискуссий.
До 1995г. предпринимательская деятельность некоммерческих организаций в России никак не ограничивалась. Многие организации стали в качестве источника доходов развивать коммерческую деятельность, не связанную с основными декларированными целями организаций. Отсутствие регулирования предпринимательской деятельности некоммерческих организаций вызвало многочисленные злоупотребления. Предметом обсуждения в средствах массовой информации стало множество случаев, когда "под крышей" благотворительных организаций развертывалась серьезная коммерческая деятельность, доходы от которой в очень малой степени служили для реализации основных целей организаций, определенных в их уставах.
В процессе обсуждения проектов
закона о благотворительной
В новом Гражданском Кодексе, вступившем в действие в 1995 г., такая деятельность была ограничена. Появилась запись о том, что некоммерческие организации вправе осуществлять предпринимательскую деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых они созданы и соответствующую этим целям. Но такая правовая норма является довольно расплывчатой и оставляет трактовку соответствия или несоответствия предпринимательской деятельности целям некоммерческой организации фактически на усмотрение налоговых органов, осуществляющих контроль за финансово-хозяйственной деятельностью организаций. Следует, правда, отметить, что на практике налоговые органы были больше озабочены другим вопросом: в полном ли объеме некоммерческие организации уплачивают налог на прибыль от предпринимательской деятельности. Если налог уплачивается правильно, то вопрос о соответствии или несоответствии тех или иных видов деятельности целям создания организации, как правило, не поднимается.
В Законе «О некоммерческих
организациях», принятом в конце 1995
г., вышеуказанный принцип был
уточнен. Закон содержит положение,
что предпринимательской
В условиях сокращения бюджетных доходов федеральные, региональные и местные власти в своей политике по отношению к социальной сфере отдавали приоритет сохранению существующей сети государственных некоммерческих организаций здравоохранения, образования, культуры и финансированию их деятельности. Вместе с тем средства местных бюджетов использовались по мере возможностей для экономической поддержки негосударственных некоммерческих организаций.
4. Контроль за деятельностью НКО
Деятельность НКО подлежит жесткому контролю. Так, в соответствии с пунктом 1 статьи 32 Закона РФ № 7-ФЗ НКО обязана представлять информацию о своей деятельности органам государственной статистики и налоговым органам, учредителям и иным лицам в соответствии с законодательством РФ и учредительными документами НКО.
Кроме того, Законом РФ от 10.01.2006 № 18-ФЗ «О внесении изменений в некоторые законодательные акты РФ» в указанную выше статью были внесены изменения, которые вступают в силу с 16.04.2006 (пункт 1 статьи 6 вышеуказанного Закона).
Согласно новой редакции статьи 32 Закона РФ № 7-ФЗ НКО также обязана представлять в уполномоченный орган документы, содержащие отчет о своей деятельности, о персональном составе руководящих органов, а также документы о расходовании денежных средств и об использовании иного имущества, в том числе полученных от международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства.
Уполномоченный орган осуществляет контроль за соответствием деятельности НКО целям, предусмотренным ее учредительными документами, и законодательству РФ. В отношении НКО уполномоченный орган вправе, в том числе, в случае выявления нарушения законодательства РФ или совершения НКО действий, противоречащих целям, предусмотренным ее учредительными документами, вынести ей письменное предупреждение с указанием допущенного нарушения и срока его устранения, составляющего не менее месяца.
В соответствии с Указом
Президента РФ от 13.10.2004 № 1315 «Вопросы
Федеральной регистрационной
Указанный контроль осуществляется в соответствии с Порядком проведения проверок соответствия деятельности НКО, в том числе по расходованию денежных средств и использованию иного имущества, целям, предусмотренным ее учредительными документами, утвержденным Приказом Минюста РФ от 22.06.2006 № 222 (далее - Приказ Минюста РФ № 222).
Согласно пункту 33 вышеуказанного документа по результатам проверки могут быть приняты решения, в том числе, о:
- возбуждении дела об административном правонарушении и рассмотрении материалов в рамках производства по делам об административных правонарушениях;
- передаче материалов по подведомственности, в том числе, для решения вопроса о рассмотрении материалов в рамках производства по делам об административных правонарушениях или уголовных преступлениях;
приостановлении деятельности (в случае и порядке, установленных законодательством РФ);
- предъявлении в суд искового заявления о ликвидации НКО (в случаях и порядке, установленных законодательством РФ).
В этой связи соответствие
вида предпринимательской
Заключение
Прибыль представляет собой
конечную цель осуществления
Для НКО критерии соответствия
предпринимательской
Выход из сложившейся
ситуации видится в определении
в уставе НКО какой предпринимательской
деятельностью вправе заниматься НКО.
При этом учредители НКО вправе предусмотреть
несколько видов предпринимател
Литература
Информация о работе Предпринимательская деятельность некоммерческих организаций