Предмет, метод и приемы финансового анализа

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2011 в 15:53, реферат

Описание работы

Метод финансового анализа — это система теоретико-познавательных категорий, научного инструментария и принципов исследования финансовой деятельности субъектов хозяйствования. Первые два элемента дают статистическую характеристику метода, а последний — его динамику.
Основным элементом метода является научный аппарат. Научный аппарат финансового анализа представляет собой совокупность общенаучных и конкретных научных способов исследования финансово-экономической деятельности субъектов анализа. Категориями финансового анализа являются фактор, модель, процент, дисконт, опцион, денежный поток, риск и другие. Они предусматривают использование таких процедур, как сравнение подсчетов, инспекции, наблюдения и др.

Содержание

Введение …………………………………………………………………………....2
Основное содержание предмета финансового анализа………………………….4
Классические приемы финансового анализа……………………………………..7
Методы чтения финансовых отчетов: вертикальный, горизонтальный, трендовый, пространственный и факторный анализ……………………..…….10
Заключение ……………………………………………………………………….14
Список используемой литературы……………………………………………….15

Работа содержит 1 файл

фин.анализ..docx

— 39.75 Кб (Скачать)
  1. Методы  чтения финансовых отчетов: вертикальный, горизонтальный, трендовый, пространственный и факторный анализ.
 

    Чтение  финансовой отчетности — общее ознакомление с финансовым положением по данным баланса, приложений к нему и отчета о прибылях и убытках. Чтение финансовой отчетности как один из методов финансового анализа используется для наглядной и простой оценки динамики развития любой организации не зависимо от ее организационно-правовой формы и коммерческой деятельности или статуса некоммерческой организации. При кажущейся на первый взгляд сложности она доступна не только профессионалам.

         Чтение отчетности — необходимый этап, в ходе которого аналитик предварительно знакомится с объектом анализа. По данным отчетности он выясняет имущественное положение предприятия, характер его деятельности, состав и структуру активов и пассивов. В процессе чтения отчетности важно рассмотреть параметры разных отчетных форм в их взаимосвязи и взаимообусловленности. Так, изменения в активах целесообразно увязывать с объемом продаж.

       Практика  финансового анализа уже выработала основные виды анализа (методику анализа) финансовых отчетов. Среди них можно  выделить 6 основных методов:

    • Горизонтальный анализ – сравнение каждой позиции отчетности с предыдущим периодом. Этот анализ заключается в построении одной или нескольких аналитических таблиц, в которых абсолютные показатели дополняются относительными темпами роста (снижения). Следует отметить, что в условиях инфляции ценность результатов горизонтального анализа снижается.
    • вертикальный (структурный) анализ – определение структуры итоговых финансовых показателей с выявлением влияния каждой позиции отчетности на результат в целом;
    • анализ относительных показателей (коэффициентов) – расчет отношений данных отчетности, определение взаимосвязи показателей. Эти коэффициенты представляют большой интерес, поскольку, во-первых, позволяют определить тот круг сведений, который важен для пользователей финансовой отчетности с точки зрения принятия решений; во-вторых, предоставляют возможность глубже оценить положение данной отчетной единицы в системе хозяйствования и тенденции его изменения. Большим преимуществом коэффициентов является также и то, что они сглаживают негативное влияние инфляционных процессов, которые могут существенно искажать абсолютные показатели финансовой отчетности и тем самым затруднять их сопоставление в динамике. Этот метод наиболее удобен в силу его простоты и оперативности. Его суть заключается в сопоставлении рассчитанных по данным отчетности коэффициентов с общепринятыми стандартными коэффициентами, среднеотраслевыми нормами или соответствующими коэффициентами, и с численными по данным деятельности предприятия за предшествующие годы. нализ относительных показателей (коэффициентов) – расчет отношений между отдельными позициями отчета или позициями разных форм отчетности, определение взаимосвязей показателей;
    • трендовый анализ – сравнение каждой позиции отчетности с рядом предшествующих периодов и определение тренда, т. е. основной тенденции динамики показателя, очищенной от случайных влияний и индивидуальных особенностей отдельных периодов. С помощью тренда формируют возможные значения показателей в будущем, а следовательно, ведется перспективный прогнозный анализ;
    • сравнительный (пространственный) анализ – это как внутрихозяйственный анализ сводных показателей отчетности по отдельным показателям предприятия, филиалов, подразделений, цехов, так и межхозяйственный анализ показателей данного предприятия в сравнении с показателями конкурентов, со среднеотраслевыми и средними хозяйственными данными;
    • факторный анализ – то процесс изучения влияния отдельных факторов (причин) на результативный показатель с помощью детерминированных и статистических приемов исследования. При этом факторный анализ может быть как прямым (собственно анализ), так и обратным (синтез). При прямом способе анализа результативный показатель разделяют на составные части, а при обратном — отдельные элементы соединяют в общий результативный показатель. Примером факторного анализа служит трехфакторная модель Дюпона, позволяющая изучить причины, влияющие на изменение чистой прибыли, приходящейся на собственный капитал:

    ЧРСК = ЧП / СК = (ЧП/ВР) * (ВР/А) * (А/СК) * 100

       где ЧРСК — чистая рентабельность собственного капитала (процент или доли единицы); ЧП — чистая прибыль за расчетный период; СК — собственный капитал на последнюю отчетную дату (итог раздела III баланса); ВР — выручка (нетто) от реализации продукции; А — активы на последнюю отчетную дату.

       Если  в результате анализа бухгалтерской  отчетности установлено, что чистая прибыль, приходящаяся на собственный  капитал, уменьшилась, то выясняют, за счет какого фактора это произошло:

  • снижения чистой прибыли на каждое тенге выручки от реализации;
  • менее эффективного управления активами (замедления их оборачиваемости), что приводит к снижению выручки от реализации;
  • изменения структуры авансированного капитала (финансового левериджа).

       Рассмотрим  следующий пример.

       Данные  по предприятию за I квартал отчетного года: чистая прибыль — 32,4 млн. тг.; выручка от реализации — 216 млн. тг.; активы — 432 млн. тг.; собственный капитал — 220 млн. тг. Данные за II квартал отчетного года: чистая прибыль — 36,6 млн. тг.; выручка от реализации — 229 млн. тг.; активы — 464 млн. тг.; собственный капитал — 241 млн. тг.

       Для расчета используем способ цепных подстановок.

       ЧРСК I кв. = 32,4/216,0 * 216/432 * 432/220 * 100 = 14,7 %;

       ЧРСК II кв. = 36,6/229 * 229/464 * 464/241 = 15,2 %.

  1. В результате роста чистой прибыли получен прирост чистой рентабельности собственного капитала на 1,0 % (15,7 - 14,7):

       36,6/229 * 216/432 * 432/220 * 100= 15,7 %.

  1. В результате замедления оборачиваемости активов произошло снижение чистой рентабельности собственного капитала на -0,3 % (14,4 - 14,7):

         32,4/216 * 229/464 * 432/220 * 100 = 14,4%.

  1. В результате ухудшения структуры капитала произошло падение чистой рентабельности собственного капитала на -0,2 % (14,5 — 14,7):

       32,4/216 * 216/432 * 464/221 * 100 = 14,5 %.

  1. Сопряженное воздействие трех факторов равно:

       1,0 - 0,3 - 0,2 = 0,5 %.

       Анализ  показателя чистой прибыли, приходящейся на собственный капитал, используют при решении вопроса, насколько  предприятие может повысить свои активы в будущем без прироста внешних источников финансирования (кредитов и займов), т. е.:

    • при выборе рациональной структуры капитала;
    • при решении вопроса об инвестициях в основной и оборотный капитал.

Заключение

 

       Финансовый  анализ - глубокое исследование экономических явлений на предприятии, то есть выявление причин отклонения от плана и недостатков в работе, вскрытие резервов, их изучение, содействие комплексному осуществлению экономической работы и управлению производством, активное воздействие на ход производства, повышение его эффективности и улучшение качества работы.

       Анализ  финансового состояния показывает, по каким конкретным направлениям надо вести эту работу, дает возможность  выявления наиболее важных аспектов и наиболее слабых позиций в финансовом состоянии именно на данном предприятии. В соответствии с этим результаты анализа дают ответ на вопрос, каковы важнейшие способы улучшения финансового состояния конкретного предприятия в конкретный период его деятельности.

       Анализ  финансовой деятельности предприятия  проводится по различным направлениям. К ним относится выявление финансовой устойчивости предприятия, определение показателей кредитоспособности и инвестиционной привлекательности и др. В ходе финансового анализа определяется, насколько эффективно используются средства предприятия.

       Основой для проведения анализа служат бухгалтерские  документы, в том числе бухгалтерский  баланс.

       Очевидно, что финансовый анализ является одним  из основных методов, определяющих работу предприятия, поэтому его разработка особенно актуальна.

       Цель  данной работы состояла в том, чтобы  исследовать основное содержание предмета финансового анализа , рассмотреть классические приемы финансового анализа и методы чтения финансовых отчетов.

 

Список  используемой литературы

  1. Ковалев В.В. «Финансовый анализ: Управление капиталом. Выбор инвестиций. Анализ отчётности.» - М.: Финансы и статистика, 1996г. - 432с.
  2. Баканов М. И., Шеремет А. Д. “Теория экономического анализа” М. -1993
  3. Балабанов И.Т. Анализ и планирование финансов хозяйствующего субъекта. - М.: Финансы и статистика, 1984.
  4. Донцова Л.В. Комплексный анализ финансовой отчетности. - М.: ДИС, 2001
  5. http://labs.rulezz.ru/files/321/L7.htm
  6. http://financepro.ru/2007/09/17/a.-f.-ionova-n.-n.-selezneva.html
  7. http://www.kodges.ru/2007/09/05/finansovyjj-analiz-metody-i-procedury.html

Информация о работе Предмет, метод и приемы финансового анализа