Правовое и финансовое регулирование экономики государством

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2011 в 12:54, контрольная работа

Описание работы

В обеспечении нормального функционирования любой современной экономической системы важная роль принадлежит государству. Государство на протяжении всей истории своего существования наряду с задачами поддержания порядка, законности, организации национальной обороны, выполняло определенные функции в сфере экономики. Государственное регулирование экономики имеет долгую историю - даже в период раннего капитализма в Европе существовал централизованный контроль над ценами, качеством товаров и услуг, процентными ставками и внешней торговлей. В современных условиях любое государство осуществляет регулирование национальной экономики, с различной степенью государственного вмешательства в экономику. По вопросам, в каких пропорциях должно сочетаться государственное и рыночное регулирование, каковы границы и направления государственного вмешательства, существует широкий спектр мнений и подходов - от полного государственного монополизма до крайнего экономического либерализма.

Содержание

Введение 3
Правовое регулирование экономики государством 4
Финансовое регулирование экономики государством 13
Заключение 17
Список использованной литературы: 18

Работа содержит 1 файл

МИРОВАЯ экономика.Правовое и финансовое регулирование экономики государством500.docx

— 36.67 Кб (Скачать)

     Понятие государственного управления – одно из достаточно разработанных в науке  об управлении, а также в административном праве. Базовая категория «управление» обычно определяется как элемент, функция  организованных систем различной природы (биологических, социальных, технических), обеспечивающая сохранение их определенной структуры, поддержание режима деятельности и т. д. Социальное управление как  воздействие на общество с целью  его упорядочения, качественного  сохранения, дальнейшего совершенствования  и развития – непременное имманентное (внутренне присущее) свойство любого общества. Что же касается государственного управления, то оно, безусловно, является частью социального управления.

     Государственное управление определяется как целенаправленное упорядочивающее воздействие государства на общественную жизнедеятельность людей в интересах реализации государственных функций, опирающееся на его властную силу и осуществляемое в правовой форме.

     Ю.А.Тихомиров подходит к исследованию категории государственного управления с двух позиций. Как полагает автор, государственное управление в широком смысле есть сфера организующей и распорядительной деятельности государственных органов. Государственное управление в узком смысле – деятельность органов исполнительной власти, собственно аппарата управления.

     По  мнению С.Н.Братановского между государственным управлением и государственным регулированием нет принципиальных различий по целевому назначению, поскольку регулирование – непременный элемент государственно-управленческой деятельности, одна из ее функций. Управляя, государство регулирует, а регулируя – управляет. Ученый считает, с определенной долей условности можно утверждать, что государственное управление традиционно связывается с наличием у его субъектов подчиненных (хотя бы де-факто) объектов, а регулирование – с воздействием преимущественно на неподчиненные объекты.

     Думается, что в современных условиях, когда  экономические связи и отношения  носят достаточно сложный, неоднозначный  характер, вряд ли возможно по существу противопоставлять рассматриваемые  категории. Вместе с тем неправильно  было бы также и полностью отождествлять  их. Категории государственного управления и государственного регулирования  экономики соотносятся между  собой как соответственно родовое  и видовое явления. Таким образом, государственное регулирование  есть вид (разновидность) государственного управления как родового явления  социально-экономической действительности.

     В исследовании государственно-правового  регулирования экономики вполне оправданным представляется также  подход с позиций выделения в  ней различных структурных уровней  ее функционирования. В экономической  науке обычно выделяют два таких  уровня – макроэкономический и микроэкономический, – первый из которых предполагает рассмотрение регулирования экономики  как единой и целостной хозяйственной  системы, а второй – исследование государственного регулирования на уровне функционирования первичных звеньев экономики (коммерческих и иных структурных образований).

     В связи с этим возникает целый  ряд правовых проблем, в том числе  методологического характера: может  ли правовое регулирование оказывать  воздействие на макроэкономические характеристики, обеспечение необходимых пропорций между ними и т. д., либо на этом уровне действуют объективные экономические законы, исключающие возможность какого-либо правового влияния на эти процессы, в частности на распределение экономических ресурсов в общественном масштабе, максимизацию их полезности?

     Экономисты, как правило, исследуя макроэкономические процессы, игнорируют при этом воздействие  на них права, либо вообще не обращая  на это внимания, либо недооценивая его роль. Представляется недостаточно обоснованным утверждение о том, что правовое регулирование вообще лишено какой-либо возможности влиять на макроэкономические процессы, опосредствующие распределение ресурсов в масштабах экономики страны. При этом, конечно, не следует думать, что с помощью права могут подвергаться регулированию экономические закономерности, которые, как известно, носят объективный характер. Когда речь идет о правовом регулировании экономики на макроэкономическом уровне, то следует иметь в виду, что право здесь может (и должно) регулировать конкретные экономические отношения (экономические процессы), связанные, например, с установлением с помощью бюджетного законодательства экономических пропорций между денежной и товарной массами в стране, распределением ресурсов между соответствующими отраслями экономики и т. п.

     На  макроэкономическом уровне государственно-правового  регулирования экономики можно  выделить несколько ее подуровней, в частности воспроизводственный, отраслевой (межотраслевой), региональный (межрегиональный), на каждом из которых  правовое регулирование имеет свои специфические особенности и  характеризуется использованием специфических приемов (способов) правового воздействия на экономические отношения, что обусловливает необходимость их отдельного научного исследования.

     Правовое  регулирование экономики государством состоит в разработке законов, обеспечивающих нормы функционирования рыночных структур (биржи, банки, акционерные общества), предпринимательства и коммерции, защиту прав потребителей и интересов общества, равноправие рыночных субъектов, посредничество между предпринимателями и наёмными работниками, борьбу с теневой экономикой и др. В системе таких регулирующих норм исключительное значение имеет «антимонопольное законодательство» и «дефляционная политика».

     Антимонопольная политика включает административные и  экономические меры, препятствующие монополизации производства и торговли отдельными субъектами: жесткий контроль над ценами предприятий монополистов; поддержку конкуренции (в т.ч. и посредством контролируемого доступа на отечественный рынок иностранных производителей); антимонопольную экспертизу принимаемых законов. Столь же актуальна и дефляционная политика (стабилизация уровня цен) государства.

 

     Финансовое  регулирование экономики  государством

     В целях корректировки со стороны  государства развития общественного  производства в нужном направлении  осуществляется государственное финансовое регулирование.

     Государственное финансовое регулирование  экономики - это процесс целенаправленного и последовательного применения государством форм и методов финансового воздействия на субъекты хозяйствования для оказания влияния на макроэкономическое равновесие и поступательное развитие экономики на каждом конкретном этапе ее функционирования. Т.е финансовое регулирование представляет собой организованную государством деятельность по использованию всех аспектов финансовых отношений в целях корректировки параметров воспроизводства. Его субъектами выступают государственные структуры, объектами - доходы и расходы участников общественного воспроизводства. Цель финансового регулирования - установление пропорций распределения и накопления, обеспечивающих удовлетворение потребностей на микро и макро уровне.

     Предпосылками осуществления государственного финансового регулирования  экономики являются следующие исходные основания:

     1. Учет действия объективных экономических  законов развития общества. Поскольку  процесс финансового регулирования  протекает по субъективно намеченному  направлению финансовой политики  и механизму ее воплощения  в хозяйственную практику, мероприятия  этой политики и механизма  будут тем более действенными  и отвечающими требованиям практики, чем полнее в них учтены  интересы субъектов хозяйствования, отраженные в экономических законах  и соответствующих им экономических  категориях. А в противном случае  будет проявляться реакция отторжения  форм и методов финансового  механизма в реальной экономической  жизни.

     2. Разработка научно обоснованной  стратегической программы развития  общества, выражающей коренные интересы  всех его членов. Программа определяется как цельное, долгосрочное направление, которое обеспечивает нормативные акты государства и нижестоящих структур; допускается корректировка тактического характера по непредвиденным обстоятельствам.

     3. Наличие демократической системы  выражения взглядов и представляющих  их демократических институтов  для возможности свободного изъявления  интересов всех слоев населения,  социальных, национальных, профессиональных  групп. Автократическая форма  правления порождает волюнтаризм  решений, неприятие и отторжение  их обществом, искаженное выполнение, низкую эффективность работы  государственных структур: при внешней  видимости благополучия общество  обречено на застой, социально-экономическую  отсталость и деградацию.

     4. Наличие в стране отлаженной  законодательной системы, четко  и оперативно реагирующей на  отступление от норм и правил  поведения в хозяйственной деятельности. В более широком смысле слова  законодательная система должна  способствовать формированию «нравственного  климата» в обществе, влияние  которого выходит за рамки юридической ответственности, за оговоренные в законодательстве нормы, в том числе и ответственности за исполнение решения властными структурами, то есть предполагается качество управления, компетентность и порядок во всей иерархической структуре управления. Данное положение невозможно осуществить без действия предпосылки, сформулированной в пункте 3.

     Результативность, то есть реальный итог государственного финансового регулирования, достигается  при соблюдении определенных условий  его осуществления. К таким условиям относятся:

     1) Структурная перестройка экономики с постепенным развитием возможно большего набора производств по технологическим переделам: от добычи природных ресурсов до изготовления товаров и изделий конечного потребительского назначения в соответствии со спросом населения; имеется в виду достижение ресурсно-технологического равновесия, поддержание высокотехнологичных и жизненно важных производств (топливно-энергетического, агропромышленного комплексов, транспорта, связи), проведение конверсии военного производства;

     2) Демонополизация хозяйственных процессов и структур на всех уровнях управления и в формах собственности;

     3) Развитие конкуренции, предпринимательства на основе создания подлинного равноправия всех форм собственности всех субъектов хозяйствования, открывающих простор рыночной инициативе, свободе коммерческой деятельности, равных возможностей в выборе видов деятельности, за исключением оговоренных в законе;

     4) Возможность свободного беспрепятственного перемещения подвижных факторов производства (капиталов в разной форме, рабочей силы, технологий, информации, прав собственности и т.д.) между отраслями, производствами, территориями, как в границах государства, так и в рамках единого интеграционного пространства нескольких стран, объединяющихся в экономические союзы по развитию сотрудничества, исходящего из преимуществ международной кооперации и разделения труда.

     Весь  процесс регулирования экономики  характеризуется многообразием  объективных и субъективных факторов, условий функционирования экономики, использованием разных категорий, их элементов. Поэтому важно разграничить по этим основаниям систему государственного регулирования, классифицировать на типы, виды, формы и методы.

     Типы  включают:

     1) Экономическое (с их частями - финансовым, ценовым, кредитным, валютным, оплатой труда);

     2) Административное.

     Виды  финансового регулирования  охватывают:

     Налоговое;

     Бюджетное;

     Государственно-кредитное;

     Таможенно-тарифное;

     Валютно-финансовое;

     Внутрихозяйственное (внутрифирменное, в пределах предприятия, организации, корпорации и т.д.)

     Формы регулирования обозначают процессы, протекающие в перечисленных  видах: например, в бюджетном виде формами являются финансирование (субвенции, субсидии, трансферты), в налоговом - прямое и косвенное налогообложение, в валютно-финансовом - внешнее инвестирование, внешние займы, внешний долг.

     Элементы  системы финансового регулирования - виды, формы, методы - призваны обеспечить скоординированное, устойчивое развитие экономики в принятом направлении.

     Применяемые элементы-регуляторы действуют в  сложной взаимосвязи в едином экономическом механизме, поэтому государство, устанавливая курс финансовой, денежно-кредитной политики, должно тщательно учитывать экономическое положение и социальное состояние общества и при выборе определенных видов, форм и методов воздействия на экономическое и социальные интересы верно определять стратегические и оперативные цели общественного развития.

Информация о работе Правовое и финансовое регулирование экономики государством