Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2011 в 12:54, контрольная работа
В обеспечении нормального функционирования любой современной экономической системы важная роль принадлежит государству. Государство на протяжении всей истории своего существования наряду с задачами поддержания порядка, законности, организации национальной обороны, выполняло определенные функции в сфере экономики. Государственное регулирование экономики имеет долгую историю - даже в период раннего капитализма в Европе существовал централизованный контроль над ценами, качеством товаров и услуг, процентными ставками и внешней торговлей. В современных условиях любое государство осуществляет регулирование национальной экономики, с различной степенью государственного вмешательства в экономику. По вопросам, в каких пропорциях должно сочетаться государственное и рыночное регулирование, каковы границы и направления государственного вмешательства, существует широкий спектр мнений и подходов - от полного государственного монополизма до крайнего экономического либерализма.
Введение 3
Правовое регулирование экономики государством 4
Финансовое регулирование экономики государством 13
Заключение 17
Список использованной литературы: 18
Введение 3
Правовое регулирование экономики государством 4
Финансовое регулирование экономики государством 13
Заключение 17
Список использованной
литературы: 18
В
обеспечении нормального
Если раньше многие экономисты отрицали возможность и необходимость государственного регулирования экономики, мотивируя это тем, что сам рынок потенциально содержит в себе необходимые механизмы саморегуляции, то в настоящее время все больше исследователей уже не столь оптимистичны в отношении «саморегулируемых» возможностей рынка. В начале XXI в. в условиях глобального экономического кризиса, государства вынуждены были принять целый ряд законодательных мер, направленных на поддержку банковского сектора экономики, жизненно важных производств, регулирование ценообразования на социально значимые товары и услуги, обеспечение социальных программ и т. д.
При
осуществлении экономической
При наличии отрицательных внешних эффектов рыночные цены не отражают всех общественных издержек и выгод производства соответствующего товара, что связано с несовершенством рынка. В подобных условиях именно государство может и должно обеспечить контроль над негативными проявлениями внешних эффектов путем установления необходимых нормативных требований к производителям товаров, другим участникам рынка, а также стимулов, направленных на уменьшение негативных воздействий экстерналий.
Объективная
необходимость государственно-
Таким
образом, в настоящее время большинство
экономистов, да и правоведов, едины
в том, что при рассмотрении соотношения
рынка и государства необходимо
использование как
Решение
же проблемы о том, «сколько государства»
должно «присутствовать» в экономике,
зависит от множества факторов. Государственно-правовое
регулирование экономики - величина
переменная и в различные временные
периоды она может изменяться.
Так, в настоящее время в кризисных
условиях необходимость поддержки
наиболее важных секторов экономики, обеспечения
утвержденных социальных программ обусловливает
более активное государственно-правовое
регулирование экономических
В юридической литературе в связи с этим справедливо выделяют несколько правовых режимов регулирования экономики.
Первый из них, который условно можно обозначить как режим активного регулирования экономики, должен охватывать сферы, особо важные с точки зрения экономической безопасности: производство и транспортировка нефти и нефтепродуктов, газа, энергоснабжение, связь, инновационные технологии, формирование государственного резерва и т. д.
Второй
режим предполагает умеренное государственное
регулирование экономики, ограничивающееся
определением необходимых параметров
деятельности предпринимательских
структур (утверждение технических
регламентов, правил и т. п.), но не затрагивающее,
как правило, свободу договора в
различных экономических
Третий правовой режим – минимальный – может относиться к таким видам коммерческой деятельности, как организация туризма, зрелищных мероприятий, пассажирских перевозок и т.п., где возможности для государственного регулирования минимальны.
На
значение и необходимость
В этой связи необходимо обратить также внимание на международно-правовые документы, касающиеся государственного регулирования экономики. Государство не только имеет право осуществлять государственное регулирование экономики, но и обязано это делать, что закреплено в Хартии экономических прав и обязанностей государств, принятой 12 декабря 1974 года на пленарном заседании 29-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН. В соответствии со ст. 7 Хартии «каждое государство несет основную ответственность за содействие экономическому, социальному и культурному развитию своего народа. С этой целью каждое государство имеет право и несет ответственность за выбор целей и средств развития, полную мобилизацию и использование своих ресурсов, осуществление прогрессивных экономических и социальных реформ, а также обеспечение полного участия своего народа в процессе и выгодах развития. Все государства обязаны, индивидуально и совместно, сотрудничать, с тем, чтобы устранять препятствия, которые мешают такой мобилизации и использованию».
Что же представляет собой государственное регулирование экономики? Действующее законодательство не дает определения указанной категории и не раскрывает ее признаки. Лишь в нескольких законах, посвященных государственному регулированию отдельных отраслей и подотраслей национальной экономики, предприняты попытки сформулировать определение такого сложного экономико-правового явления, как государственное регулирование. Так, например, в Федеральном законе от 14.07.1997 «О государственном регулировании агропромышленного производства» государственное регулирование определяется как «экономическое воздействие государства на производство, переработку и реализацию сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, включая рыбу и морепродукты, а также на производственно-техническое обслуживание и материально-техническое обеспечение агропромышленного производства».
В
большинстве нормативных
В
экономической и юридической
литературе рядом авторов предприняты
попытки сформулировать определение
категории государственного регулирования.
В большинстве случаев
Некоторые
авторы при определении
Правоведы
при определении
С учетом вышесказанного, можно сделать следующие выводы. Во-первых, к определению категории государственного регулирования экономики можно подходить с различных позиций. В частности, с экономической и юридической сторон, выделяя при этом различные (экономические или юридические) признаки как основные атрибуты формулируемого определения.
Во-вторых,
говоря о государственном
С
учетом этого можно сформулировать
следующее определение
Сущность
и особенности государственно-
Информация о работе Правовое и финансовое регулирование экономики государством