Правовое и финансовое регулирование экономики государством

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2011 в 12:54, контрольная работа

Описание работы

В обеспечении нормального функционирования любой современной экономической системы важная роль принадлежит государству. Государство на протяжении всей истории своего существования наряду с задачами поддержания порядка, законности, организации национальной обороны, выполняло определенные функции в сфере экономики. Государственное регулирование экономики имеет долгую историю - даже в период раннего капитализма в Европе существовал централизованный контроль над ценами, качеством товаров и услуг, процентными ставками и внешней торговлей. В современных условиях любое государство осуществляет регулирование национальной экономики, с различной степенью государственного вмешательства в экономику. По вопросам, в каких пропорциях должно сочетаться государственное и рыночное регулирование, каковы границы и направления государственного вмешательства, существует широкий спектр мнений и подходов - от полного государственного монополизма до крайнего экономического либерализма.

Содержание

Введение 3
Правовое регулирование экономики государством 4
Финансовое регулирование экономики государством 13
Заключение 17
Список использованной литературы: 18

Работа содержит 1 файл

МИРОВАЯ экономика.Правовое и финансовое регулирование экономики государством500.docx

— 36.67 Кб (Скачать)

     Оглавление

     Введение 3

     Правовое регулирование экономики государством 4

     Финансовое регулирование экономики государством 13

     Заключение 17

     Список использованной литературы: 18 

 

     Введение

     В обеспечении нормального функционирования любой современной экономической  системы важная роль принадлежит  государству. Государство на протяжении всей истории своего существования  наряду с задачами поддержания порядка, законности, организации национальной обороны, выполняло определенные функции  в сфере экономики. Государственное  регулирование экономики имеет  долгую историю - даже в период раннего  капитализма в Европе существовал  централизованный контроль над ценами, качеством товаров и услуг, процентными  ставками и внешней торговлей. В  современных условиях любое государство  осуществляет регулирование национальной экономики, с различной степенью государственного вмешательства в  экономику. По вопросам, в каких пропорциях должно сочетаться государственное  и рыночное регулирование, каковы границы  и направления государственного вмешательства, существует широкий  спектр мнений и подходов - от полного  государственного монополизма до крайнего экономического либерализма. Однако необходимость  выполнения государством определенных функций в экономике не подвергается сомнению. Никто не снимал с национальных правительств ответственности за экономическое  положение страны. Таким образом, государственное регулирование  экономики имеет важное значение для экономического и социального  развития страны. При этом, осуществляя  регулирование экономики, государство  использует широкий набор средств  и методов воздействия на экономику, таких как бюджет, налоги, кредитно-денежная политика, экономическое законодательство и т.д. Государство всегда, во все  времена и во всех странах оказывало  ключевое влияние на функционирование экономики, и вследствие этого, на развитие общества в целом. Таким образом, государственное регулирование является важной частью функционирования экономики и, поэтому, заслуживает самого пристального внимания. 

     Правовое  регулирование экономики  государством

     Если  раньше многие экономисты отрицали возможность  и необходимость государственного регулирования экономики, мотивируя это тем, что сам рынок потенциально содержит в себе необходимые механизмы саморегуляции, то в настоящее время все больше исследователей уже не столь оптимистичны в отношении «саморегулируемых» возможностей рынка. В начале XXI в. в условиях глобального экономического кризиса, государства вынуждены были принять целый ряд законодательных мер, направленных на поддержку банковского сектора экономики, жизненно важных производств, регулирование ценообразования на социально значимые товары и услуги, обеспечение социальных программ и т. д.

     При осуществлении экономической деятельности, а в настоящее время это  особенно проявилось, возникает ряд  так называемых внешних эффектов, именуемых экстерналиями, которые  могут носить как положительный, так и отрицательный характер. Последние, в частности, проявляются  в том, что часть издержек участника  рынка, связанных с производством  товаров, работ, оказанием услуг, перекладываются  на других лиц.

     При наличии отрицательных внешних  эффектов рыночные цены не отражают всех общественных издержек и выгод производства соответствующего товара, что связано  с несовершенством рынка. В подобных условиях именно государство может  и должно обеспечить контроль над негативными проявлениями внешних эффектов путем установления необходимых нормативных требований к производителям товаров, другим участникам рынка, а также стимулов, направленных на уменьшение негативных воздействий экстерналий.

     Объективная необходимость государственно-правового  регулирования рынка обусловливается  также и иными обстоятельствами, в частности, ограниченными возможностями  рыночной экономики в производстве ряда общественно значимых благ в  таких сферах, как образование, здравоохранение, оборона, экология и многие другие. Рыночные механизмы в ряде случаев не только не устраняют, но, напротив, способны усугублять нежелательные явления в экономике. Несовершенства рынка могут и должны компенсироваться механизмами государственно-правового регулирования.

     Таким образом, в настоящее время большинство  экономистов, да и правоведов, едины  в том, что при рассмотрении соотношения  рынка и государства необходимо использование как экономических (рыночных) инструментов, так и государственно-правового  регулирования в обеспечении  стабильного развития экономики.

     Решение же проблемы о том, «сколько государства» должно «присутствовать» в экономике, зависит от множества факторов. Государственно-правовое регулирование экономики - величина переменная и в различные временные  периоды она может изменяться. Так, в настоящее время в кризисных  условиях необходимость поддержки  наиболее важных секторов экономики, обеспечения  утвержденных социальных программ обусловливает  более активное государственно-правовое регулирование экономических отношений. При этом важно учитывать, что  экономика представляет собой достаточно сложное явление, имеющее собственную  структуру. В отдельных секторах экономики, группах отраслей государство  может играть большую или меньшую  роль. Данное обстоятельство не может  игнорироваться при решении проблемы обеспечения эффективного государственно-правового  регулирования экономики.

     В юридической литературе в связи  с этим справедливо выделяют несколько  правовых режимов регулирования  экономики.

     Первый  из них, который условно можно  обозначить как режим активного  регулирования экономики, должен охватывать сферы, особо важные с точки зрения экономической безопасности: производство и транспортировка нефти и нефтепродуктов, газа, энергоснабжение, связь, инновационные технологии, формирование государственного резерва и т. д.

     Второй  режим предполагает умеренное государственное  регулирование экономики, ограничивающееся определением необходимых параметров деятельности предпринимательских  структур (утверждение технических  регламентов, правил и т. п.), но не затрагивающее, как правило, свободу договора в  различных экономических сферах.

     Третий  правовой режим – минимальный  – может относиться к таким  видам коммерческой деятельности, как  организация туризма, зрелищных  мероприятий, пассажирских перевозок и т.п., где возможности для государственного регулирования минимальны.

     На  значение и необходимость государственно-правового  регулирования экономики обращают внимание в своих исследованиях  многие правоведы. Так, В. С. Якушев, говоря об управлении экономическими процессами со стороны государства, справедливо  замечает: «Наша страна начинает отказываться от идеи, что рыночная экономика  якобы саморазвивающееся явление, не допускающее государственного регулирования. Сейчас необходимость участия государства  в управлении экономикой становится общепризнанной. Более того, получает признание мысль об усилении влияния  государства на все жизненные  процессы: государство призвано принять  на себя ответственность за состояние  не только экономики, но и всех сторон жизни общества. К этому его  обязывает действующая Конституция».

     В этой связи необходимо обратить также  внимание на международно-правовые документы, касающиеся государственного регулирования  экономики. Государство не только имеет  право осуществлять государственное  регулирование экономики, но и обязано  это делать, что закреплено в Хартии экономических прав и обязанностей государств, принятой 12 декабря 1974 года на пленарном заседании 29-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН. В соответствии со ст. 7 Хартии «каждое государство несет основную ответственность за содействие экономическому, социальному и культурному развитию своего народа. С этой целью каждое государство имеет право и несет ответственность за выбор целей и средств развития, полную мобилизацию и использование своих ресурсов, осуществление прогрессивных экономических и социальных реформ, а также обеспечение полного участия своего народа в процессе и выгодах развития. Все государства обязаны, индивидуально и совместно, сотрудничать, с тем, чтобы устранять препятствия, которые мешают такой мобилизации и использованию».

     Что же представляет собой государственное  регулирование экономики? Действующее  законодательство не дает определения  указанной категории и не раскрывает ее признаки. Лишь в нескольких законах, посвященных государственному регулированию  отдельных отраслей и подотраслей  национальной экономики, предприняты попытки сформулировать определение такого сложного экономико-правового явления, как государственное регулирование. Так, например, в Федеральном законе от 14.07.1997 «О государственном регулировании агропромышленного производства» государственное регулирование определяется как «экономическое воздействие государства на производство, переработку и реализацию сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, включая рыбу и морепродукты, а также на производственно-техническое обслуживание и материально-техническое обеспечение агропромышленного производства».

     В большинстве нормативных правовых актов понятие государственного регулирования вообще не раскрывается.

     В экономической и юридической  литературе рядом авторов предприняты  попытки сформулировать определение  категории государственного регулирования. В большинстве случаев последнее  раскрывается через категорию «деятельность». Так, В. П. Орешин определяет государственное  регулирование экономики как  деятельность органов государственной  власти по воздействию на процесс  общественного воспроизводства  в целях достижения общественно  полезных результатов. С экономической точки зрения приведенное определение представляется вполне справедливым как акцентирующее основное внимание на процессах, связанных с упорядочением экономики с целью достижения общественно полезных результатов.

     Некоторые авторы при определении государственного регулирования акцентируют внимание на целях указанного регулирования. Так, К.Ю.Тотьев обращает внимание на то, что «государственное регулирование  экономики – это нормативная, индивидуально регулятивная и организационная  деятельность государства в лице уполномоченных органов, воздействующая на рыночный (экономический) процесс  с целью защиты публичных интересов». В связи с этим хотелось бы обратить внимание на то, что в процессе осуществления государственного регулирования экономики должно преследоваться обеспечение не только публичных, но также и частных целей, органического их сочетания.

     Правоведы при определении государственного регулирования экономики акцентируют  внимание на правовой стороне анализируемого явления. В частности, А.П.Алехин, говоря о государственном регулировании, подчеркивает, что это есть установление государством общих правил поведения (деятельности) участников общественных отношений и их корректировка в зависимости от изменяющихся условий.

     С учетом вышесказанного, можно сделать следующие выводы. Во-первых, к определению категории государственного регулирования экономики можно подходить с различных позиций. В частности, с экономической и юридической сторон, выделяя при этом различные (экономические или юридические) признаки как основные атрибуты формулируемого определения.

     Во-вторых, говоря о государственном регулировании  экономики в правовом смысле необходимо обращать внимание не только на установление «общих правил поведения» для участников экономических отношений, но также  и на их реализацию с целью достижения определенных результатов.

     С учетом этого можно сформулировать следующее определение рассматриваемого явления. Государственное регулирование экономики представляет собой деятельность государства в лице его компетентных органов, направленную на установление, изменение, дополнение законодательных и иных обязательных юридических установлений (норм, правил, требований и т.д.), предназначенных для упорядочения экономических отношений с целью обеспечения органического сочетания публично-правовых и частноправовых интересов в обществе.

     Сущность  и особенности государственно-правового  регулирования экономики наиболее полно раскрываются через соотношение  его со «смежными» категориями, в  частности, такой, как государственное  управление.

Информация о работе Правовое и финансовое регулирование экономики государством