Практические аспекты и основные направления совершенствования внутреннего финансового контроля

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2011 в 12:49, контрольная работа

Описание работы

Задача создания эффективной, работоспособной и действенной системы государственного финансового контроля является одной из главных задач, стоящих перед государством.

Содержание

Введение………………………………………………………………..……...3
Сущность и виды финансового контроля……………………………..…4
Цели и задачи государственного финансового контроля…………….…6
Предмет и метод государственного финансового контроля……………9
Формы государственного финансового контроля……………………..13
Принципы государственного финансового контроля………………….14
Общая характеристика федеральных органов государственного финансового контроля…………………………………………………………..16
Заключение………………………………………………….…….…………21
Список использованной литературы…………………………………….…23

Работа содержит 1 файл

Контрольня Кир.DOC

— 142.50 Кб (Скачать)

     Декларация  предполагает, что в государстве  должен существовать высший контрольный орган, выступающий в качестве органа внешнего финансового контроля.

     Представляется  важным сравнить существующую организацию  финансового контроля в Российской Федерации с указанными выше положениями. Кратко рассмотрим систему органов государственного финансового контроля, выполняющих, с нашей точки зрения, функции внешнего контроля. Обратимся лишь к федеральным органам государственной власти, поскольку система органов финансового контроля всех трех уровней (федерального, регионального и местного) заслуживает отдельного комплексного исследования.

     Итак, стоит сразу отметить, что в  Российской Федерации не существует единой, четко и понятно организованной системы органов финансового контроля. Можно говорить о сформированности отдельных органов государственной власти, осуществляющих определенные контрольные полномочия в сфере публичных финансов.

     В первую очередь, отметим такой орган, как Контрольное управление Президента РФ, действующее на основании соответствующего Положения, утвержденного Указом Президента РФ от 8 июня 2004 года N 729.12

     Оно наделено функциями по контролю за исполнением актов, издаваемых Президентом, за реализацией общенациональных проектов, за исполнением поручений Президента РФ и Руководителя Администрации Президента РФ, а также за реализацией ежегодных посланий Президента РФ и иных его программных документов. Таким образом, не обладая полномочиями по проведению непосредственно финансового контроля, данный орган может контролировать ход различных финансово-бюджетных мероприятий, реализуемых в целях выполнения актов, посланий, программных документов Президента РФ. Важно отметить, что Контрольное управление может осуществлять контроль и за работой Росфиннадзора.

       В соответствии с главой 26 Бюджетного кодекса РФ (далее - БК РФ) полномочиями по осуществлению государственного финансового контроля на федеральном уровне обладают законодательные органы РФ, осуществляющие предварительный, текущий и последующий контроль в финансово-бюджетной сфере (статья 265 БК РФ). Важно, что эти органы вправе создавать собственный контрольный орган, которым сейчас является Счетная Палата РФ. Государственный финансовый контроль осуществляется также федеральными органами исполнительной власти (статья 266 БК РФ), среди которых выделены Федеральное Казначейство и ФС ФБН (статьи 267, 268 БК РФ), а также главные распорядители бюджетных средств (статья 269 БК РФ).

     Однако  финансовый контроль реализуется не только в бюджетной сфере. Необходимо отметить существование налогового и валютного контроля, а также банковского надзора. Исходя из этого, можно назвать более широкий круг контрольных органов, чем перечисленный в БК РФ. На федеральном уровне финансово-контрольные мероприятия проводятся соответствующими комитетами палат Федерального Собрания РФ, Счетной Палатой РФ, Правительством РФ, рядом федеральных органов исполнительной власти, а также Центральным Банком РФ (который не обладает статусом органа государственной власти и осуществляет валютный контроль и банковский надзор). Остановимся подробнее на рассмотрении правового статуса некоторых органов, осуществляющих финансово-бюджетный контроль.

     Счетная Палата РФ является конституционным  органом государственного финансового контроля. Ее правовой статус и полномочия регулируются Федеральным законом от 11 января 2005 года N 4-ФЗ «О Счетной палате РФ». Задачи Счетной палаты сводятся, в основном, к деятельности по финансово-бюджетному контролю. Ее контрольные полномочия распространяются как на органы государственной власти, так и на банковскую систему, и субъекты хозяйственной деятельности в ряде случаев, установленных законом.

     Отметим, что именно Счетную Палату РФ многие специалисты считают высшим органом  государственного внешнего финансового  контроля в государстве. Это обусловлено тем, что она обладает конституционным статусом, не входит ни в одну из ветвей государственной власти, и, будучи подотчетной Федеральному Собранию РФ, не подчиняется ему и обладает достаточными гарантиями независимости. Председатель Счетной Палаты С.В. Степашин аргументировал необходимость закрепления ее статуса как высшего органа финансового контроля в Российской Федерации тем, что именно Счетная Палата является реально независимой в системе органов государственной власти.13 В свою очередь, профессор В.Г. Пансков считает, что, принимая во внимание положения Лимской декларации, необходимо придать особый статус деятельности Счетной Палаты РФ как высшему органу государственного финансового контроля. Ее функции и сфера деятельности должны концептуально отличаться от задач других органов финансового контроля, Счетная Палата должна действовать от имени и в интересах всего общества14.

     Однако  вопрос придания какому-либо органу статуса  высшего контрольного органа в государстве до сих пор не решен. Более того, как уже было отмечено выше, не существует нормативно закрепленных основ взаимодействия органов государственного финансового контроля. Наряду с Счетной Палатой РФ и представительными органами государственной власти в лице соответствующих комитетов Совета Федерации и Государственной Думы Федерального Собрания РФ функционирует ряд органов исполнительной власти, также осуществляющих внешний финансовый контроль. Правительство РФ как высший орган исполнительной власти наделено функциями по проведению единой финансовой политики, по контролю за деятельностью иных федеральных органов исполнительной власти, что позволяет говорить о наличии у Правительства РФ полномочий, связанных с осуществлением финансового контроля. Особую роль в современной системе органов исполнительной власти играют федеральные службы, наделенные контрольно-надзорными полномочиями. Отметим, что функциями по контролю в различных сферах, связанных с публичными финансами, наделены федеральные службы, находящиеся в ведении Министерства финансов РФ. Так, финансовый контроль осуществляют Федеральная налоговая служба и Федеральная служба страхового надзора. Они выполняют, соответственно, функции по налоговому контролю и контролю за соблюдением страхового законодательства. Финансовый контроль в рамках бюджетной системы Российской Федерации осуществляют ФС ФБН и Федеральное Казначейство (Положение о Федеральном Казначействе было утверждено Постановлением Правительства РФ от 1 декабря 2004 года N 703).15 Очевидно, что наличие такого количества различных органов, выполняющих сходные задачи, не позволяет обеспечить надлежащий уровень финансового контроля в стране. Нельзя говорить об их функциональной независимости, а организационная независимость заменяется отсутствием какой либо структуры внутри системы органов финансового контроля. Представляется важным, чтобы дальнейшее совершенствование финансового контроля в стране происходило на основе четко определенных принципов, в частности тех, которые закреплены в Лимской декларации. В свою очередь, С.А. Андрюшин и А.З. Дадашев предлагают построить систему органов государственного финансового контроля, используя методы, обладающие действенностью с позиций преемственности, альтернативности и системности.16 Таким образом, необходимо учитывать исторический и зарубежный опыт, а также использовать организационно-функциональный подход к структуре финансового контроля. 

 

      Заключение 

     Государственный финансовый контроль - в Российской Федерации – это государственный  контроль:

     - за своевременным исполнением  федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов;

     - за организацией денежного обращения;

     - за использованием кредитных  ресурсов;

     - за состоянием государственного  внутреннего и внешнего долга,  государственных резервов;

     - за предоставлением финансовых  и налоговых льгот и преимуществ.

     Организация и функционирование эффективной  системы финансового контроля - обязательный и непременный элемент государственной  финансовой политики. Государственный  финансовый контроль, играя существенную роль в обеспечении функционирования государства, одновременно может квалифицироваться как функция социального управления и правового регулирования.

     Сегодня назрела необходимость должного правового регулирования организации и деятельности органов государственного контроля, так как контрольная деятельность в России пока малоэффективна.

     В связи с этим необходимо дальнейшее совершенствование действующего законодательства, призванное способствовать развитию методологической базы, терминологического единообразия и механизма формирования и функционирования системы финансового контроля. Важным является устранение незавершенности в вопросах формирования правовой базы государственного контроля. Нужно законодательно закрепить задачи, права, сферу действия каждого органа финансового контроля.

     При совершенствовании системы финансового контроля, принципиально важно использование зарубежного опыта. Здесь речь может идти о поэтапной частичной или полной апробации отдельных областей данной практики.

     Принципиально значимым представляется достижение в  деятельности органов муниципального финансового контроля, региональных контрольно-счетных органов и Счетной палаты Российской Федерации такой меры взаимосогласованности, которая исключала бы обособленность, самозамкнутость финансового контроля на любом из уровней исполнительной власти. Лишь после решения соответствующих задач можно будет говорить об успешном формировании целостной системы финансового контроля в России.

     Совершенствование государственного финансового контроля в России позволит целесообразно  и эффективно использовать государственные финансовые ресурсы страны, а также движение финансовых потоков от отправителя к адресату. Снизится вероятность, что денежные средства будут использованы с нарушениями законодательства и будет уверенность, что данные денежные средства будут использованы по целевому назначению. Совершенствование финансового контроля будет препятствовать и нарушению законности финансовой деятельности хозяйствующих субъектов, обнаружению и раскрытию противоправных деяний, выявлению и устранению причин и условий, способствующих такого рода действиям.

     Весьма  своевременным является предоставление в законодательном порядке широких полномочий Счетной палате, являющейся во всех развитых странах высшим судебным и независимым органом контроля за формированием и использованием государственных средств.

 

Список использованных источников и литературы 

     I. Документы государственных  и управленческих  структур

1. Бюджетный  кодекс Российской Федерации  от 31.07.1998 N 145-ФЗ (ред. от 24.07.2008) // Собрание  законодательства РФ. 1998. №31. Ст. 3823.

2. Конституция  Российской Федерации. Принята  всенародным голосованием 12 декабря  1993 г. // Российская газета. 1993. 25 декабря. 

3. Лимская  декларация руководящих принципов  контроля (принята в октябре 1977 г. на IX конгрессе Международной организации высших органов финансового контроля) // Правовое регулирование государственного финансового контроля в зарубежных странах. М.: Статут, 1998.

4. Налоговый  кодекс Российской Федерации  (часть первая) от 31.07.1998 № 146-ФЗ (ред. от 13.10.2008) // Собрание законодательства РФ. 1998. №31. Ст. 3824.

5. Постановление  Правительства РФ от 08.04.2004 г. N 198 «Вопросы Федеральной службы финансово-бюджетного надзора»//Собрание законодательства РФ N 15. 12.04.2004. ст. 1490.

6. Постановление Правительства РФ от 30.06.2004 N 329 (ред. от 30.01.2008) «О Министерстве финансов Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 2004. N 31. Ст. 3258.

7. Постановление  Правительства РФ от 01.12.2004 № 703 (с изм. от 24.04.2008) «О Федеральном казначействе» // Собрание законодательства РФ. 2004. №49. Ст. 4908.

8. Таможенный  кодекс Российской Федерации  от 28.05.2003 №61-ФЗ (ред. от 26.06.2008) // Собрание  законодательства РФ. 2003. №22. Ст. 2066.

9. Указ  Президента РФ от 15.03.2005 № 295 «Вопросы федеральной налоговой службы» // Собрание законодательства РФ. 2005. №12. Ст. 1023.

10. Указ  Президента РФ от 08.06.2004 № 729 «Об  утверждении Положения о Контрольном  Управлении Президента Российской  Федерации» // Собрание законодательства РФ. 2004. № 24. Ст. 2395.

11. Указ  Президента РФ от 25.07.1996 №1095 (ред.  от 18.07.2001) «О мерах по обеспечению  государственного финансового контроля  в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ.1996. №31. Ст. 3696.

12. Федеральный  закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ (ред. от 23.07.2008) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ.2003. №40. Ст. 3822.

13. Федеральный  закон от 10.07.2002 № 86-ФЗ (ред. от 27.10.2008) «О Центральном Банке Российской Федерации (Банке России)» // Собрание законодательства РФ. 2002. №28. Ст. 2790.

14. Федеральный  закон от 11.01.1995 N 4-ФЗ (ред. от 29.03.2008) «О Счетной Палате Российской  Федерации» // Собрание законодательства  РФ. 1995. №3. Ст. 167.

     II. Научная и учебная литература

1. Агапцов  С.А. Государственный финансовый  контроль и бюджетная политика  Российского государства. М.: Норма, 2004.

2. Аткинсон  Э.Б., Стиглиц Дж. Э. Лекции по  экономической теории государственного сектора: Учебник / Под ред. Л.Л. Любимова. М.: Аспект Пресс, 1995.

3. Бадтиев  А.Ф. Финансово-правовое регулирование  банковской деятельности. Автореф.  канд. юрид. наук. М., 2005.

4. Горбунова  О.Н. Доклад на международной  научно-практической конференции «Финансовое право в условиях рынка в ХХI веке», посвященной юбилею кафедры финансового права и бухгалтерского учета МГЮА. М.: МГЮА, 2007.

5. Горбунова  О.Н. Финансовое право и финансовый  мониторинг в современной России. М.: Теис, 2003.

6. Грачева  Е.Ю., Толстопятенко Г.П., Рыжкова  Е.А. Финансовый контроль: Учебное пособие. М.: Финансы, 2004.

7. Данилевский  Ю.А. Приоритеты российской бюджетной  политики // Бюджетная реформа в России, современный этап: Доклады и выступления на научно-практическом семинаре «Бюджетная реформа и проблемы совершенствования бюджетного законодательства России». М.: Статут, 2003.

8. Казакбиева  Л.Т. Банковский надзор за деятельностью  кредитных организаций как финансово-правовая категория. Автореф. канд. юрид. наук. М., 2004.

Информация о работе Практические аспекты и основные направления совершенствования внутреннего финансового контроля