Практические аспекты и основные направления совершенствования внутреннего финансового контроля

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2011 в 12:49, контрольная работа

Описание работы

Задача создания эффективной, работоспособной и действенной системы государственного финансового контроля является одной из главных задач, стоящих перед государством.

Содержание

Введение………………………………………………………………..……...3
Сущность и виды финансового контроля……………………………..…4
Цели и задачи государственного финансового контроля…………….…6
Предмет и метод государственного финансового контроля……………9
Формы государственного финансового контроля……………………..13
Принципы государственного финансового контроля………………….14
Общая характеристика федеральных органов государственного финансового контроля…………………………………………………………..16
Заключение………………………………………………….…….…………21
Список использованной литературы…………………………………….…23

Работа содержит 1 файл

Контрольня Кир.DOC

— 142.50 Кб (Скачать)

    Практические  аспекты и основные направления совершенствования     внутреннего финансового  контроля

    Содержание 

     Введение………………………………………………………………..……...3

  1. Сущность и виды финансового контроля……………………………..…4
  2. Цели и задачи государственного финансового контроля…………….…6
  3. Предмет и метод государственного финансового контроля……………9
  4. Формы государственного финансового контроля……………………..13
  5. Принципы государственного финансового контроля………………….14
  6. Общая характеристика федеральных органов государственного финансового контроля…………………………………………………………..16

     Заключение………………………………………………….…….…………21

     Список  использованной литературы…………………………………….…23

 

      Введение 

     Задача  создания эффективной, работоспособной  и действенной системы государственного финансового контроля является одной  из главных задач, стоящих перед государством.

     Более чем десятилетняя практика российского  реформирования показывает, что экономика несет значительные потери из-за низкой финансовой, бюджетной, налоговой дисциплины. В то же время опыт развитых стран свидетельствует, что эффективный действенный контроль является необходимым условием существования сильного государства и важным фактором государственного строительства. Этим и определяется актуальность темы научного исследования.

     Тот огромный человеческий и природный потенциал, которым обладает Россия, требует не только правильного использования государством национального богатства, но и хорошо организованного и налаженного контроля. Государственный финансовый контроль — это особая функция государственного управления, которая осуществляется в интересах как государства, так и всего общества.

     Практика  свидетельствует, что в настоящее  время в Российской Федерации функционирует конгломерат разрозненных звеньев финансового контроля, в том числе и на высшем уровне, слабо взаимодействующих между собой. В научном смысле - это не назовешь системой. Случается, что один и тот же экономический субъект последовательно подвергается проверке со стороны нескольких контрольных органов. В результате как бы имеет место непрерывный контрольный процесс. Однако он не имеет подчас практического смысла и вызывает негативное отношение.1

     Создание  его стройной, четко очерченной системы, отражающей многоуровневый характер бюджетных отношений и единство государственных финансов, является объективной необходимостью формирования и развития целостной бюджетной политики государства. Определение места и роли высших органов финансового контроля в единой его системе, общих принципов и механизмов их организации и функционирования должно обеспечить унификацию и согласованность контроля за перераспределяемыми бюджетными средствами, сопоставимость показателей экономической эффективности использования государственных финансовых ресурсов в целом.

     Социальный  климат в стране не изменится к  лучшему до тех пор, пока бюджетная сфера деятельности государства не будет надежно защищена, пока не станет всеобъемлющим и действенным контроль за исполнением требований бюджетного законодательства, расходованием государственных ресурсов. Поэтому становление и развитие эффективной системы государственного финансового контроля как общественной потребности видится актуальной теоретической и практической проблемой.

     О необходимости построения эффективного государственного финансового контроля речь идет давно. Однако до сих пор не выработана единая политика в области государственного финансового контроля, не отрегулирована его нормативно-правовая база, отсутствует координация деятельности в этой сфере. При этом органы исполнительной власти всех уровней, защищая свои интересы в бесконтрольном распоряжении государственными ресурсами, всячески пытаются ограничить внешний контроль за своей деятельностью со стороны контрольно - счетных органов, образованных законодательной (представительной) властью.

 

      1 Сущность и виды финансового  контроля 

     Финансовый  контроль обычно рассматривают в  двух аспектах:

     1) строго регламентированную деятельность  специально созданных контролирующих органов за соблюдением финансового законодательства и финансовой дисциплины всех экономических субъектов;

     2) неотъемлемый элемент управления финансами и денежными потоками на макро- и микроуровне с целью обеспечения целесообразности и эффективности финансовых операций.

     Оба аспекта контроля взаимосвязаны, но различаются целями, методами и субъектами контроля. Если в первом случае преобладает правовая и количественная сторона контроля, то во втором — упор делается на аналитическую сторону финансового контроля.

     Контроль  выступает как кульминационный  момент управленческого цикла на той его стадии, когда фактические результаты воздействия на управляемый объект сопоставляются с требованиями принятых решений, а при выявлении отрицательных отклонений устанавливаются их причины и виновники, принимаются меры к улучшению положения дел. Являясь самостоятельной функцией управления экономикой, контроль не поглощает другие функции, а взаимопроникает в них, оказывая активное воздействие на эффективность их использования.2

     Назначение  финансового контроля заключается  в содействии успешной реализации финансовой политики государства, обеспечении процесса формирования и эффективного использования финансовых ресурсов во всех сферах и звеньях народного хозяйства. Его роль при переходе к рынку многократно возрастает.

     Финансовый  контроль осуществляется путем применения научно обоснованных методов установления степени соответствия практики управления финансовыми ресурсами во всех сферах производства и распределения общественного продукта задачам финансовой политики. Институт финансового контроля представляет собой составной элемент общей структуры контрольных органов государства и вместе с тем выступает как важнейший составной элемент финансовой системы.3

     В зависимости от субъектов, осуществляющих финансовый контроль, выделяются:

     - государственный финансовый контроль, который подразделяется на вневедомственный и ведомственный;

     - негосударственный финансовый контроль:

     - внутрихозяйственный контроль в  составе корпоративного и некорпоративного финансового контроля;

     - аудиторский контроль как подсистема  независимого контроля в форме  общего и банковского аудита;

     - гражданский финансовый контроль;

     - общественный финансовый контроль;

     - правовой финансовый контроль;

     - страховой финансовый контроль, и другие виды. 

2. Цели и задачи государственного финансового контроля 

     Государственный финансовый контроль — это установленная законодательством деятельность органов государственной власти и управления всех уровней по выявлению, предупреждению и пресечению:

     - ошибок и злоупотреблений в  управлении государственными денежными и иными материальными ресурсами (капиталами), а также используемыми в хозяйственной деятельности и отчуждаемыми нематериальными объектами государственной собственности, влекущих прямой или косвенный финансовый и/или материальный ущерб государству;

     - несоблюдения финансово-хозяйственного, в том числе бюджетного, законодательства;

     - недостатков в организации систем  управления (в том числе внутреннего  контроля) финансово-хозяйственной  деятельностью государственных  органов, организаций с полным  или частичным государственным  участием или особо с ним  связанных.

     В общем и целом цель ГФК —  обеспечение соблюдения принципов  законности, целесообразности и эффективности распорядительных и исполнительных действий по управлению — включая стадии планирования, формирования, распределения и использования — государственными финансовыми ресурсами, материальными ценностями и нематериальными объектами, их сохранности и приумножения для выполнения функций государства.4

     В соответствии с этим основными его  задачами являются:

     - организация и осуществление  контроля за своевременным исполнением доходных и расходных статей федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов по объемам, структуре и целевому назначению;

     - определение эффективности и  целесообразности расходования  государственных средств и использования федеральной собственности;

     - оценка обоснованности доходных  и расходных статей федерального  бюджета и бюджетов федеральных  внебюджетных фондов;

     - финансовая экспертиза проектов  федеральных законов, а также  нормативных правовых актов федеральных органов государственной власти, предусматривающих расходы, покрываемые за счет средств федерального бюджета, или влияющих на формирование и исполнение федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов;

     - анализ выявленных отклонений  от установленных показателей федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов и подготовка предложений, направленных на их устранение, а также на совершенствование бюджетного процесса в целом;

     - контроль за законностью и  своевременностью движения средств  федерального бюджета и средств федеральных внебюджетных фондов в Банке России, уполномоченных банках и иных финансово-кредитных учреждениях Российской Федерации;

     - обеспечение поступления в доходную часть государственного бюджета налоговых, таможенных и прочих платежей, обеспечивающих формирование доходной части государственного бюджета;

     - оценка эффективности деятельности  министерств и ведомств по  использованию средств государственного бюджета и внебюджетных средств;

     - контроль за правильностью ведения  бухгалтерского учета и отчетности;

     - улучшение бюджетной и налоговой  дисциплины;

     - выявление резервов роста доходной  базы бюджетов различных уровней  и снижения расходной части  бюджета;

     - контроль за реализацией механизма  межбюджетных отношений;

     - проверка обращения средств бюджета и внебюджетных средств в банках и других кредитных учреждениях;

     - контроль за формированием и  распределением целевых бюджетных  фондов финансовой поддержки  регионов;

     - пресечение незаконных решений  по предоставлению налоговых  и таможенных льгот, государственных дотаций, субвенций и другой помощи отдельным категориям плательщиков или регионам;

     - выявление финансовых злоупотреблений  в сфере бюджетных и межбюджетных отношений;

     - проведение профилактической информационной  работы с целью повышения бюджетной дисциплины.

     Государственный финансовый контроль предназначен для  реализации финансовой политики государства, создания условий для финансовой стабилизации. 

     3. Предмет и метод государственного финансового контроля 

     Предметом государственного финансового контроля являются средства консолидированного государственного бюджета как на этапе их формирования, так и на этапах распределения и использования.

     Метод финансового контроля можно сформулировать как комплексное, органически взаимосвязанное  изучение законности, достоверности, целесообразности и экономической эффективности хозяйственных и финансовых операций и процессов на основе использования учетной, отчетной, плановой (нормативной) и другой экономической информации в сочетании с исследованием фактического состояния объектов контроля.

Информация о работе Практические аспекты и основные направления совершенствования внутреннего финансового контроля